Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть С. С1 2 страница




Часть С. С1 Чувство голода возникает при отсутствии пищи. Аппетит зависит от привычек, психологических особенностей человека, вида и вкуса пищи, сервировки стола и т.д.

С2 В пищеварительном тракте пища механически и химически обрабатывается пищеварительными соками, в состав которых входят ферменты, кислоты, основания. Пища продвигается по тракту, и продукты ее расщепления, а также вода и минеральные соли всасываются в кровь и лимфу. Непереваренные остатки пищи удаляются из организма.

5.1.3. Дыхательная система. Часть А. А1 – 1. А2 – 1. А3 – 3. А4 – 1. А5 – 3. А6 – 4. А7 – 1. А8 – 2. А9 – 2.

Часть В. В1 – 3, 5, 6. В2 – Б, А, Е, В, Д, Г.

Часть С. С1 В результате нарушения герметичности плевральной полости давление в ней станет равно атмосферному. Легкое не сможет расширяться при вдохе. Возбуждение от него не будет передаваться к дыхательному центру и далее к дыхательным мышцам. Легкое останется неподвижным до восстановления герметичности в плевральной полости.

С2 При легочном газообмене в кровь диффундирует кислород атмосферного воздуха. Он связывается с гемоглобином крови, превращаясь в оксигемоглобин. Углекислый газ диффундирует из легких в атмосферу. При тканевом газообмене кислород поступает из крови в ткани, а углекислый газ выводится из них в составе солей и поступает в плазму крови.

СЗ При заболевании дыхательных путей затрудняются такие процессы, как поступление воздуха к легким, снижение количества поступающего к тканям кислорода. Нехватка кислорода ведет к нарушению работы мышц, сердечно-сосудистой системы, мозга. В результате возникают общее утомление, инфаркты, инсульты и другие заболевания.

5.1.4. Выделительная система. Часть А. А1 – 3. А2 – 2. А3 – 2. А4 – 4. А5 – 1. А6 – 4. А7 – 1. А8 – 3. А9 – 1. А10 – 4.

Часть В. В1 – 1, 3, 5. В2 – 3, 4, 6.

5.2. 5.2.1. Опорно-двигательная система. Часть А. А1 – 4. А2 – 3. А3 – 3. А4 – 2. А5 – 2. А6 – 3. А7 – 1. А8 – 3. А9 – 3. А10 – 4.

Часть В. В1 – 2, 3, 4. В2 – А – 2; Б – 3; В – 2; Г – 1; Д – 2; Е – 1.

Часть С. С1 В скелете человека в связи с прямохождением появились 4 изгиба позвоночника, сводчатая стопа, широкий таз, более массивный нижний отдел позвоночника, ноги стали длиннее рук. В связи с трудовой деятельностью освободились верхние конечности, развилась кисть, большой палец противопоставлен остальным. Пальцы стали совершать более тонкие движения по сравнению с предками человека. Объем мозговой части черепа значительно увеличился.

С2 Рекомендуется есть молочно-кислые продукты, содержащие кальций. Полезна рыба, т.к. в ней содержится фосфор и витамин Б, укрепляющий скелет. Вредна жирная пища, т.к. возможное ожирение приведет к различным заболеваниям обмена, в том числе и болезням опорно-двигательной системы. Необходимы разумные физические тренировки, занятия физкультурой. Необходимо следить за осанкой, чтобы избежать искривления позвоночника.

5.2.2. Кожа, ее строение и функции. Часть А. А1 – 2. А2 – 1. А3 – 4. А4 – 3. А5 – 3. А6 – 1. А7 – 2.

Часть В. В1 – 1, 3, 5.

Часть С. При уменьшении теплопродукции (например, в жару) увеличивается теплоотдача. При увеличении теплопродукции (в холод), уменьшается теплоотдача.

5.2.3. Кровь и лимфообращение. Часть А. А1 – 3. А2 – 2. А3 – 4. А4 – 2. А5 – 2. А6 – 3. А7 – 3. А8 – 4. А9 – 2. А10 – 1. А11 – 2. А12 – 1. А13 – 4.

Часть В. В1 – 3, 4, 6. В2 – 1, 4, 5. В3 А – 2; Б – 1; В – 2; Г – 1; Д – 2; Е – 1. В4 – Б, Г, В, А.

Часть С. С1 1) Избыток кислорода приводит к сужению сосудов мозга. 2) Сужение сосудов может вызвать их спазм и нарушить кровообращение мозга.

С2 1) При перетяжке пальца нарушается поступление в его сосуды артериальной крови, и происходит отток венозной – палец «багровеет». 2) Увеличивается количество межтканевой жидкости – палец светлеет.

СЗ При нарушении работы трехстворчатого клапана кровь будет забрасываться в правое предсердие и в полые вены. Это может привести к застою крови в большом круге кровообращения, отекам рук, ног. Сердце начнет работать с большей нагрузкой, чтобы обеспечить окисленной кровью органы и ткани.

5.2.4. Размножение и развитие организма человека. Часть В. В1 – В, Г, А, Б, Д. В2 – Б, А, В, Г.

5.3.1. Внутренняя среда организма. Часть А. А1 – 4. А2 – 1. А3 – 2. А4 – 1. А5 – 3. А6 – 4. А7 – 1. А8 – 1. А9 – 2. А10 – 3. А11 – 3. А12 – 1. А13 – 2. А14 – 2. А15 – 3. А16 – 1. А17 – 1. А18 – 3. А19 – 4. А20 – 3.

Часть В. В1 – 2, 3, 4. В2 А – 1; Б – 1; В – 2; Г – 3; Д – 1.

Часть С. С1 1) Возбудители каждого заболевания специфичны, т.е. выделяют определенный антиген. 2) Антитела, связывающие антиген, строго специфичны к нему и не способны связывать другие антигены. Пример: антигены чумных бактерий не будут связываться антителами, вырабатывающимися против возбудителей холеры.

С2 Нет не правильно, т.к. в целях профилактики вводится вакцина, а не сыворотка, содержащая готовые антитела.

5.3.2. Обмен веществ. Часть А. А1 – 2. А2 – 1. А3 – 1. А4 – 2. А5 – 4. А6 – 4. А7 – 3. А8 – 3. А9 – 2. А10 – 4. А11 – 2.

Часть В. В1 – 3, 4, 5. В2 А – 1; Б – 2; В – 3; Г – 1; Д – 2; Е – 3. В3 – А, Г, В, Д, Б.

Отвечая на этот вопрос, следует обобщить знания о строении и основных функциях органических веществ и затем объяснить, почему их запасы должны постоянно пополняться.

1) Органические вещества постоянно расщепляются в процессе обмена веществ.

2) Органические вещества являются источниками пищи и энергии, которые необходимы для жизнедеятельности любого организма, а также строительного материала организма.

3) Так как пища и энергия постоянно расходуются, то нужно пополнять их источники, т.е. органические вещества.

4) Такие органические соединения, как ферменты, необходимы для всех биохимических реакций.

5.4.1. Нервная и эндокринная системы. Часть А. А1 – 1. А2 – 4. А3 – 3. А4 – 2. А5 – 3. А6 – 3. А7 – 1. А8 – 4. А9 – 1. А10 – 3. А11 – 2. А12 – 2. А13 – 4.

Часть В. В1 – 2, 3, 4. В2 – 1, 4, 6.

5.4.2. Строение и функции ЦНС. Часть А. А1 – 4. А2 – 3. А3 – 1. А4 – 4. А5 – 1. А6 – 2. А7 – 4. А8 – 2. А9 – 1. А10 – 1.

Часть В. В1 – 1, 3, 4. В2 А – 1; Б – 2; В – 2; Г – 1; Д – 1; Е – 2. В3 – Г, В, Б, Д, А, Е.

Часть С. С1 Ошибки допущены в предложениях 2, 4, 6. 1) (2) Нервная система человека делится на центральную и периферическую. 2) (4) Вегетативная нервная система не регулирует деятельность скелетной мускулатуры. 3) (6) Импульсы от рецепторов поступают по чувствительным нейронам в отдел ЦНС.

5.4.3. Вегетативная нервная система. Часть А. А1 – 4. А2 – 2. А3 – 3. А4 – 1. А5 – 3. А6 – 3. А7 – 2.

Часть В. В1 – 1, 2, 4. В2 А – 1; Б – 1; В – 2; Г – 2; Д– 2; Е – 1.

Часть С. С1 Сокращения скелетной мускулатуры произвольны и подчиняются воле человека. Соматическая нервная система не обеспечивает мгновенных приспособительных реакций внутренних органов к условиям внешней среды. Сокращения сердечной мышцы воле человека не подчиняются. Вегетативная нервная система обеспечивает приспособительные реакции организма, что является важнейшим условием для нормальной работы сердечно-сосудистой системы.

5.4.4. Часть А. А1 – 2. А2 – 4. А3 – 2. А4 – 4. А5 – 3. А6 – 4. А7 – 3. А8 – 1. А9 – 4. А10 – 1.

Часть В. В1 – 1, 2, 5. В2 А – 2; Б – 1; В – 2; Г – 3; Д – 3; Е – 2.

Часть С. С1 Организм регулируется нервными и гуморальным способами. Нервная регуляция быстрая, она обеспечивает мгновенные защитные, двигательные и ряд других реакций организма. Гуморальная регуляция медленная, приспособительная. Организм под влиянием гуморальной регуляции постепенно приспосабливается к новым состояниям. Взаимосвязь этих видов регуляции необходима для того, чтобы поддерживать нормальное, равновесное состояние организма.

5.5.1. Часть А. А1 – 1. А2 – 2. А3 – 3. А4 – 1. А5 – 3. А6 – 1. А7 – 4. А8 – 3. А9 – 4. А10 – 4.

Часть В. В1 – 1, 2, 5.

Часть С. С1 Среднее ухо связывает органы слуха и носоглотку, что обеспечивает равное давление по обе стороны барабанной перепонки. Равенство давления с обеих сторон от перепонки позволяет ей нормально колебаться при возникновении звука.

С2 Равенство давлений нарушается при возникновении звука, при подъеме на высоту (на самолете, воздушном шаре, ракете), при спуске на глубину под воду. Если возникает боль в ушах, то следует делать глотательные движения или защищаться специальными костюмами, скафандрами и т.д.

5.5.2. Часть А. А1 – 1. А2 – 2. А3 – 2. А4 – 3. А5 – 1. А6 – 4. А7 – 3. А8 – 1. А9 – 2. А10 – 3. А11 – 2. А12 – 1. А13 – 2.

Часть В. В1 – 2, 4, 5. В2 – 2, 4, 5. В3 – Д, В, Г, А, Б.

Часть С. С. Условные рефлексы направлены на выработку приспособлений к изменяющимся условиям внешнего мира. Чем больше формируется таких рефлексов, тем больше опыт человека (знаний, умений) и тем лучше он приспособлен к жизни.

5.6. Часть А. А1 – 4. А2 – 3. А3 – 2. А4 – 4. А5 – 1. А6 – 2. А7 – 3. А8 – 3. А9 – 2. А10 – 3.

Часть В. В1 – 3, 5, 6. В2 – А, Б, Д, В, Г, Е.

6.1. Часть А. А1 – 1. А2 – 3. А3 – 4. А4 – 1. А5 —3. А6 – 2. А7 – 4. А8 – 2. А9 – 4. А10 – 1. А11 – 4. А12 – 2. А13 – 4. А14 – 1.

Часть В. В1 – 1, 2, 5. В2 – 3, 5, 6. В3 А – 1; Б – 1; В – 2; Г – 2; Д – 1; Е – 2. В4 – А, Д, В, Е, Б, Г.

Часть С. С1 Между особями не должно возникать географической и экологической изоляции. Ареалы популяций должны пересекаться.

6.2. 6.2.1. Часть А. А1 – 1. А2 – 3. А3 – 4. А4 – 3. А5 – 3. А6 – 4.А7– 2. А8 – 2. А9 – 4. А10 – 3.

Часть В. В1 – 2, 5, 6. В2 А – 1; Б – 1; В – 2; Г – 2; д 1; Е – 2.

Часть С. С1 Ч. Дарвин вскрыл причины происхождения разнообразия и приспособленности организмов, их биологического прогресса в течение исторически длительного промежутка времени. Его учение основано на положениях о наследственной изменчивости, борьбе за существование, естественном отборе и дивергенции – т.е. факторах, о которых до него никто не говорил. Дарвин дал объяснение механизмам эволюционного процесса, что во второй половине XIX в. было поистине революционным прорывом в науке.

Кроме того, его учение вместе с синтетической теорией эволюции единственное учение, которое помогает логически обоснованно объяснить возникновение приспособленности у организмов.

6.2.2. Часть А. А1 – 2. А2 – 3. А3 – 2. А4 – 3. А5 – 3. А6 – 2. А7 – 4. А8 – 4. А9 – 1. А10 – 1. А11 – 4. А12 – 3.

Часть В. В1 – 2, 3, 5.

Часть С. С1 Ошибки допущены в предложениях 1,3, 6. 1) (1) Неверно дано определение популяции. Популяция – группа особей одного вида. 2) (3) Неверно определена совокупность генов популяции. Совокупность генов популяции – это генофонд. 3) (6) Популяция ошибочно названа наибольшей эволюционной единицей. Популяция – элементарная эволюционная единица.

6.3. Часть А. А1 – 4. А2 – 2. А3 – 1. А4 – 3. А5 – 4. А6 – 1. А7 – 2. А8 – 2. А9 – 2. А10 – 3. А 11 – 2. А 12 – 3.

Часть В. В1 – 2, 3, 4. В2 – 1, 3, 4. В3 А – 1; Б – 1; В – 2; Г – 2; Д – 1; Е – 2. В4 А – 1, Б – 1, В – 4,Г – 2,д 4,Е – 4, Ж – 3, 3 – 3,И – 2.

Часть С. С1 Доказательства эволюции не являются исчерпывающими. Существует много пробелов в научных знаниях. Прежде всего, эти пробелы касаются палеонтологической летописи. Найдено не так много исходных и переходных форм растений и животных. Не очень ясна эволюция перьев птиц, нет примеров превращения одного вида в другой. Таким образом, проблемы существуют, но говорят они только о недостатке современного научного знания. Пройдет еще какое-то время, и часть пробелов наверняка заполнится.

6.4. Часть А. А1 – 3. А2 – 2. А3 – 4. А4 – 2. А5 – 3. А6 – 1. А7 – 3. А8 – 3. А9 – 1. А10 – 4.

Часть В. В1 – 1, 4, 5. В2 – Б, А, В, Д, Е, Г. В3 А – 1; Б – 1; В – 2; Г – 2; Д – 3; Е – 1; Ж – 1; 3 – 2; И – 3; К – 2.

Часть С. С1 Закон устанавливает взаимосвязь индивидуального и исторического развития организмов. Закон утверждает, что онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Так как закон иллюстрируется на примере развития эмбрионов хордовых, то он показывает, что в период эмбрионального развития зародыши животных хордовых повторяют на определенных стадиях историю развития своего класса, типа. Филогенез, т.е. историческое развитие представляет собой ряд различных систематических групп организмов.

С2 Чем многочисленнее вид, тем разнообразнее его генофонд. Разнообразие генофонда при свободном скрещивании особей выявляет больше полезных признаков, которые подвергаются отбору и закрепляются. Многочисленные виды занимают большие ареалы и шире распространены. Генофонд малочисленных видов менее разнообразен, их ареалы ограничены, в их популяциях высока доля гомозиготных генотипов, в том числе и летальных.

6.5. Антропогенез. Часть А. А1 – 4. А2 – 3. А3 – 1. А4 – 1. А5 – 2. А6 – 3. А7 – 3. А8 – 4. А9 – 3. А10 – 1. А11 – 1.

Часть В. В1 – 1, 2, 6, 7. В2 А – 2; Б – 1, В – 1; Г – 2;д 1; Е – 1; Ж – 2.

Часть С. С1 1) Небольшие различия в первичной структур ДНК. 2) Сходство строения и физиологических функций. 3) Сходство поведения.

7.1. Среды обитания организмов. Часть А. А1 – 3. А2 – 1. А3 – 2. А4 – 4. А5 – 3. А6 – 1. А7 – 2. А8 – 4. А9 – 3. А10 – 3.

Часть В. В1 – 1, 3, 6.

Часть С. С1 Этот вопрос требует объяснения – как сточные воды повлияют на организмы, населяющие водоемы. Из приведенных элементов правильного ответа достаточно выбрать 2—3 основных.

1) Из-за попадания в водоем солей (особенно фосфатов и нитратов) или избытка органических веществ в водоемах начинается бурное размножение одноклеточных водорослей. 2) Это приводит к изменению светового режима водоема. Растениям не хватает света, они начинают умирать и гнить на дне. 3) В результате этого уменьшается количество кислорода, растворенного в воде, что, в свою очередь, приводит к гибели животных. Водоем постепенно загнивает, превращается в дурно пахнущую лужу. 4) Многие организмы, особенно одноклеточные водоросли и простейшие, погибают из-за отравления сточными водами. 5) С гибелью простейших пропадает корм для других животных. 6) Снижается разнообразие организмов. 7) Нарушаются пищевые цепи в водоеме.

8) Для предотвращения этих последствий следует очищать сточные воды до их попадания в водоем.

7.2. Экосистема. Часть А. А1 – 4. А2 – 3. А3 – 1. А4 – 3. А5 – 2. А6 – 1. А7 – 1. А8 – 1. А9 – 3. А10 – 2. А11 – 2. А12 – 4. А13 – 1. А14 – 1.

Часть В. В1 А – 2; Б – 1, В – 3; Г – 4; Д – 3; Е – 1; Ж – 4. 3 – 2.

Часть С. С1 1) Определенные животные приспособлены к конкретным условиям среды. 2) Пищевые сети в биогеоценозах формируются в процессе эволюции и относительно устойчивы. 3) Организмы приспосабливаются к совместному существованию в течение очень длительного времени, создают среду обитания и регулируют численность.

7.3. Разнообразие экосистем. Часть А. А1 – 4. А2 – 2. А3 – 2. А4 – 4. А5 – 3. А6 – 3. А7 – 3. А8 – 1. А9 – 4. А10 – 2. А11 – 2. А12 – 3. А13 – 1. А14 – 1.

Часть В. В1 – 1, 2, 4. В2 А – 2; Б – 1, В – 2; Г – 1; Д – 1; Е – 2; Ж – 1. 3 – 2. В3 2, 3, 4, 1.

Часть С. С1 1) Соболь и куница питаются как животной, так и растительной одинаковой для этих животных, пищей. 2) Соболь и куница, живущие в одном лесу могут конкурировать за среду обитания. 3) Замещение в лесном биоценозе соболя куницей не изменит его.

7.4. 7.5—7.6. Круговорот веществ. Часть А. А1 – 3. А2 – 2. А3 – 4. А4 – 2. А5 – 3. А6 – 2. А7 – 1. А8 – 1. А9 – 2. А10 – 2. А11 – 4.

Часть С. С1 1) Животные фильтруют воду. Животных фильтраторов используют в промышленных масштабах для очистки сточных вод. 2) Животные поедают останки других животных, предотвращая их гниение.

С2 1) Бактерии фотоавтотрофы– фотосинтезирующие бактерии, содержащие в своих клетках хлорофилл. 2) Бактерии хемотрофы, преобразующие энергию неорганических соединений.

3) Бактерии гетеротрофы – использующие органические соединения мертвых или живых тел.

СЗ Разнообразие видов в экосистеме указывает на относительную стабильность условий среды, возможность найти пищу, возможность использовать различные пищевые ресурсы.

С4 В зависимости от демографической ситуации в регионе и мире. Считается, что рождаемость снижается тогда, когда растет благосостояние населения. Но для этого необходимы высокие темпы развития экономики. В свою очередь это может ограничить возможности среды и усилить ее негативное воздействие на людей. Кроме того иногда возникают демографические ямы – следствие войн, катастроф, эпидемий. В этом случае рождаемость необходимо повышать с помощью социальных мер.

 


[1]В скобках – комплементарные ДНК.

 

[2]Для успешных ответов на экзаменационные вопросы названия типов клеток запоминать не обязательно. Важно понять, что образование из каждой диплоидной лети четырех гамет происходит поэтапно и сопровождается уменьшением числа хромосом вдвое.

 

[3]В целях соблюдения логики изложения темы пункты кодификатора 3.1 распределены по всем крупным разделам курса.

 

[4]Этот вопрос встречается в экзаменационной работе, однако в ряде учебников нет таких понятий, как ранняя нейрула (Д.К. Беляев) и нейрула (И.Н. Пономарева). Этот вопрос предполагает следующие рассуждения: бластула состоит из одинаковых клеток. Двухслойные животные – кишечнополостные и губки на стадии гаструлы заканчивают свое развитие и имеют специализированные клетки. Они не проходят стадий нейрулы, на которых закладываются нервная труба и остальные органы. Следовательно, правильный ответ – 1– бластула.

 

[5]Примеры заданий по генетике предлагаются только в частях А и С экзаменационной работы.

 

[6]Аналогичные задания даются для выявления знаний кругов кровообращения, состава крови в отделах сердца.

 

[7]Аналогичные задания даются для выявления знаний кругов кровообращения, состава крови в отделах сердца.

 

[8]Данная тема представлена в экзаменационной работе в основном в разделе Общая биология.

 

[9]Эти знания могут не проверяться в экзаменационной работе, однако абитуриенты должны этот материал знать.

 

[10]Эта тема достаточно подробно освещена в учебниках «Биология человека-8». Поэтому здесь мы ограничимся основными сведениями и рекомендациями по оказанию первой помощи, знание которых поможет при сдаче ЕГЭ.

 

[11]Знание признаков дизруптивного отбора в экзаменационных работах не проверяется.

 

[12]Примеры основных ароморфозов растений и животных есть в тесте других разделов пособия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 673; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.