Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность понятия «экологическое образование» младших школьников




Как показывает опыт предыдущего столетия, при стремительном развитии научного и технического оснащения не менее быстро разрушается и природа планеты. Невольно возникает подозрение тесной взаимообусловленности этих процессов. Свою среду обитания человечество уничтожает, а комфортные условия, создаваемые для жителей, не могут спасти их от вымирания вместе с разрушенными ландшафтами. Самосовершенствование в интеллигентной сфере также не продлит существование людей на планете.

Стратегия и тактика жизни современного цивилизованного человека, в отличие от других животных, направлены отнюдь не на выживание в изменяющейся среде. Подавляющее большинство приспособлений современника нацелены на преодоление социальных коллизий и на изобретение средств поддержания постоянной и оптимальной среды своего обитания.

В природе же адаптации – это компромиссы между старыми хорошими приспособлениями и новыми окружающими условиями, в которых приспособления стали хуже работать. Поэтому и нужно адаптировать свою цивилизацию и свою культуру к природным условиям. Первый шаг на новом пути – отказ от активных преобразований и улучшений природы земли. На огромных пространствах усилия преобразователей уже привели к тому, что само существование человека стало затруднительным.

Решение такой глобальной задачи осложнено потому, что для реализации задуманного необходимо изменить мировоззрение если не всего человечества, то его существенной части. То есть целенаправленно воспитывать новые поколения, в сознании которых будет превалировать не ‑ преобразовательная доминанта в поведении, а адаптационная. Они должны утвердиться в мысли, что человек не хозяин земли, а один из ее обитателей. Поэтому он, чтобы выжить, обязан уважать права всех сосуществующих рядом с ним живых организмов.

Казалось бы, всем известен простой способ выхода из создавшегося тупика – непрерывное экологическое образование. Оно способно постепенно изменить мировоззрение человечества. Для этого необходимо целенаправленно воспитывать новые поколения. Однако уже почти полвека такое образование пробуксовывает и практически не укоренилось ни в одной стране. Население планеты не препятствует экологическому просвещению своих детей. Более того, в развитых странах уже четверть века оно ведется, стимулирует его разворачивающееся международное экологическое движение. Во многих странах экология вводится в систему школьного обучения как отдельный предмет. В России многие десятки лет существуют специализированные научно – исследовательские институты экологии. Так что многие законы и правила науки давно сформулированы, отработаны специфические методы исследований.

Существуют два разных термина – «экологическое воспитание» и «экологическое образование». Первое невозможно без второго, и поэтому образование должно развиваться в контексте второго, тем более что знания сами по себе еще не определяют направленность деятельности человека.

Экологическое образование - составная часть нравственного образования. Поэтому под экологическим образованием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения [15,25].

Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленной на формирование систем знаний и умений, ценностных ориентаций и нравственно-этических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение природной среды. Широкое внедрение в учебные планы и программы учебных заведений экологического содержания и учебных дисциплин экологического цикла призвано повысить уровень экологической грамотности всех социально-профессиональных групп.

Подготовка кадров к эколого-природоохранительной деятельности со школьниками, особенно младших классов, где закладываются основы экологического образования, является одной из очень важных проблем теории и практики педагогической школы, решение которой позволит в определенной степени восполнить острую потребность школ в грамотных специалистах по экологическому образованию и воспитанию в начальных классах.

Экологическое воспитание - процесс непрерывного, систематического и целенаправленного повышения уровня сознательного и нравственного отношения к окружающей среде, организованный путем воздействия на чувства людей, их сознание, взгляды и представления [13,31].

Экологическое образование имеет универсальный, междисциплинарный характер, поэтому оно должно войти в содержание всех форм общего образования.

Экологическое образование и воспитание учащихся сегодня может быть с полным основанием отнесено к наиболее приоритетным направлениям научно-педагогических исследований. Изменение экологических условий на планете, вследствие дисгармонии взаимодействия общества и природы, развития многоплановой деятельности в области природопользования обусловило возникновение многочисленных социально-экологических проблем, одна из которых подготовка экологически грамотного учителя, способного профессионально решать задачи экологического образования и воспитания, потому что независимо от возраста и рода занятий только экологически образованный человек готов к решению сложных задач по сохранению, обеспечению гармонии социальной и природной среды.

Целенаправленный процесс формирования ответственного отношения школьников к окружающей природной среде во всех видах учебной, общественно-трудовой деятельности и общения с природой составляет существо экологического образования и воспитания, а понимание ответственного отношения к природе как разностороннего, идеи социальной экологии, специфические возможности каждого предмета в воспитании школьника обуславливают их междисциплинарный характер.

Сегодня экологическая культура, экологическая грамотность становится важным проявлением социальной активности и гражданской зрелости личности. Именно поэтому необходимо так строить процесс образования и воспитания, чтобы формировать и углублять знания учащихся о природе, стимулировать стремление учащихся охранять природу родного края, вырабатывать умение и навыки природоохранительной деятельности, формировать убежденность в необходимости бережного отношения к окружающей среде, к природным ресурсам.

В результате разностороннего взаимодействия детей как активных субъектов деятельности с окружающей природосоциальной средой осуществляются процессы социализации личности ребенка, т.е. приспособление его к условиям социальной жизни и экологизации, формирование человека как носителя экологической культуры. Поэтому рассматривается младший возраст как самоценный этап в развитии экологической культуры личности.

Содержанием экологического образования в общеобразовательной школе, в начальных и средних профессиональных учебных учреждениях является:

- формирование знаний о целостной организации жизни на планете Земля с многообразными причинно-следственными связями, научных представлений о природе и обществе, их взаимодействии, о стремлении людей к созданию для своей жизни рукотворной окружающей среды, об экологических проблемах, причинах их возникновения, об опасности разрушения основ жизни в биосфере;

- усвоение первичных экологических знаний, накопление информации, достаточной для умения стандартными методами решать стандартные задачи в области охраны окружающей среды, использование простейших моделей с четко очерченным алгоритмом, представление о реальных путях решения экологических проблем на разных уровнях;

- воспитание экологически здоровых потребностей, мотивов, побуждений и привычек поведения с пониманием необходимых ограничений, направленных на соблюдение здорового образа жизни, бережного использования и защиты окружающей среды;

- формирование ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих людей на основе правовых и нравственных норм, принятых в обществе, неразрывности связей человека с природой, привлечение школьников к практической экологической деятельности, формирование активной жизненной позиции и сознания личной ответственности за состояние природы и рациональное использование природных ресурсов;

- формирование системы интеллектуальных способностей и элементарных практических умений по изучению и оценке экологического состояния окружающей среды своей местности, реальных действий по ее защите и улучшению;

- развитие эмоциональной сферы - чувственно-эстетических и гигиенических оценок экологического состояния окружающей среды, способности к целевому причинному и вероятностному анализу, прогнозу и моделированию действий и поступков.

Таким образом, под экологическим образованием понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально – природной среде.

Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде является стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся.

Изучение естественных наук обогащает кругозор, развивает наблюдательность, мышление детей, прививает бережное отношение и любовь к природе, закладывает основы экологического воспитания.

Повышение экологической культуры учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, ответственности за судьбу своего общего дома – планеты Земля – вот главное в жизни.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 4673; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.