Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отражение в бухгалтерском учете основных средств




 

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, согласно статье 9 Федерального Закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. Федеральных законов от 28.11.2011 N 339-ФЗ), должны оформляться оправдательными документами [3,с.4]. Эти документы являются первичными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичный бухгалтерский документ – письменное свидетельство о совершении хозяйственной операции, имеющее юридическую силу и не требующее дальнейших пояснений и детализации [22,с.55].

Хозяйственные операции, не оформленные первичным учетным документом, не принимаются к учету и не подлежат отражению в регистрах бухгалтерского учета.

Первичные учетные документы принимаются к учету в том случае, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Разработанные и утвержденные унифицированные формы первичной учетной документации, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года №835 «О первичных учетных документах», должны применяться всеми предприятиями, независимо от их организационно-правовой формы [23,с.79].

Постановлением от 21 января 2003 года №7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» Госкомстат России утвердил унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств. Данные формы первичной учетной документации распространяются на организации всех форм собственности, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации. Исключение составляют кредитные и бюджетные учреждения.

Для учета основных средств действуют следующие унифицированные формы первичной учетной документации представленные в таблице 1.

 

Таблица 1 - Основные формы по учету основных средств

Номер формы Наименование формы
   
ОС-1 Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)
ОС-1а Акт о приеме-передаче здания (сооружения)
ОС-1б Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)
ОС-2 Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств
ОС-3 Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств
ОС-4 Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)

Продолжение таблицы 1

   
ОС-4а Акт о списании автотранспортных средств
ОС-4б Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)
ОС-6 Инвентарная карточка учета объекта основных средств
ОС-6а Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств
ОС-6б Инвентарная книга учета объектов основных средств
ОС-14 Акт о приеме (поступлении) оборудования
ОС-15 Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж
ОС-16 Акт о выявленных дефектах оборудования

Учет наличия и движения основных средств осуществляется на следующих счетах синтетического учета:

-01 «Основные средства»;

-02 «Износ основных средств»;

-91 «Прочие доходы и расходы»;

-08 «Вложения во внеоборотные активы» [16,с.72].

Учет основных средств ведется на активном счете 01, по дебету которого отражается поступление основных средств и увеличение их стоимости, по кредиту –выбытие и уменьшение стоимости основных средств.

Основные средства учитываются на счете 01 "Основные средства" в первоначальной стоимости, которая определяется для объектов:

- внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный фонд предприятия - по договоренности сторон;

- изготовленных на самом предприятии, а также приобретенных за плату у других предприятий и лиц - исходя из фактически произведенных затрат по возведению (сооружению) или приобретению этих объектов, включая расходы по доставке, монтажу и установке;

- полученных от других предприятий и лиц безвозмездно, а также неучтенных объектов основных средств по рыночной стоимости на дату оприходования.

Поступающие основные средства принимает комиссия, назначае­мая руководителем организации. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1) на каждый объект в отдельности. Общий акт на не­сколько объектов можно составлять лишь в том случае, если объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица. В актах указывают наименование объекта, год постройки или вы­пуска заводом, краткую характеристику объекта, первоначальную сто­имость, присвоенный объекту инвентарный номер, место использова­ния объекта и другие сведения, необходимые для аналитического учета основных средств.

После оформления акт приемки-передачи основных средств пере­дают в бухгалтерию предприятия. К акту прилагают техническую доку­ментацию, относящуюся к данному объекту (паспорт, чертежи и др.). На основании этих документов бухгалтерия производит соответ­ствующие записи в инвентарные карточки основных средств, после чего техническую документацию передают в технический или другой от­делы предприятия.

Учет поступления основных средств ведется через счет 08 «Вложения во внеоборотные активы», который также предназначен для отражения фактических затрат застройщика, включаемые по установленному порядку в первоначальную стоимость объектов основных средств, а также затраты, связанные со строительством и приобретением основных средств, но по установленному порядку не включаемые в первоначальную стоимость объектов основных средств.

Стоимость объектов основных средств, принятых в эксплуатацию, а также приобретенных за плату у других предприятий и лиц, списывается со счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в дебет счета 01 «Основные средства». Затраты, связанные со строительством и приобретением основных средств, но по установленному порядку не включаемые в первоначальную стоимость объектов основных средств, списываются со счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» или 86 «Целевые финансирование и поступления».

Сальдо по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» отражает величину капитальных вложений предприятия в незавершенное строительство и приобретение основных средств, а также сумму незаконченных затрат по приобретению нематериальных активов.

Приобретение основных средств в начале отражается следующей бухгалтерской проводкой Дебет 08 Кредит 60, одновременно отражается НДС (дебет 19 кредит 60) в случае предоставления в счете фактуры.

Расходы предприятия по доставке и установке приобретенных основных средств отражают в учете капитальных вложений по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»:

Дебет 08-4 Кредит 60 - на стоимость работ (без учета НДС)

Дебет 19-1 Кредит 60 –отражен НДС

При сдаче объекта в эксплуатацию их прибавляют к покупной стоимости.

Принятие на баланс основного средства отражается бухгалтерской проводкой Дебет 01 Кредит 08-4 – на стоимость основного средства

Безвозмездное получение основных средств, поступление основных средств в качестве вклада в уставный капитал, а также их переоценка, отражается в учете следующими проводками:

Дебет 08-4 Кредит 98-2 - безвозмездное получение основных средств на сумму рыночной стоимости,

Дебет 08-4 Кредит 75 - получение основных средств в качестве вклада в уставный капитал на сумму договорной стоимости.

Дебет 01 Кредит 91-1 - возведение объектов основных средств хозяйственным способом на сумму затрат на возведение, увеличенных на сумму НДС,

Дебет 01 (83) Кредит 83 (01) - отражена сумма дооценки (уценки) при увеличении (уменьшении) стоимости объекта основных средств.

Учет операций по выбытию основных средств осуществляют на активно-пассивном счете, счете 91 «Прочие доходы и расходы». Учет ведется по субсчетам.Субсчет 91-1 «прочие доходы»; 91-2 «прочие расходы» Этот счет предназначен для обобщения информации о процессе реализации (продаже) и прочем выбытии (ликвидации, списании, передаче безвозмездно и др.) принадлежащих предприятию основных средств, нематериальных активов и т. д счет, а также для определения финансовых результатов от их реализации.

По дебету счета 91-1 отражаются первоначальная стоимость выбывших объектов основных средств, а также понесенные расходы, связанные с выбытием основных средств (сносом и разборкой зданий, сооружений, демонтажем оборудования и т.п.). В кредит счета 91-1 относятся сумма износа, начисленная по выбывшим объектам основных средств к моменту выбытия, выручка от реализации имущества и стоимость материальных ценностей, поступивших в связи со списанием имущества в оценке возможного использования или реализации. Сальдо по счету 91 «Прочие доходы и расходы» ежемесячно списываются на счет 99 «прибыли и убытки». Таким образом, счет 91 сальдо на отчетную дату не имеет.

Ликвидации всех основных средств, кроме автотранспортных, оформляют актом о ликвидации основных средств (форма № ОС-4), а списание грузового или легкового автомобиля, прицепа или полуприцепа - актом о ликвидации автотранспортных средств (форма № OC-4a). В актах о ликвидации основных средств указывают техническое со­стояние и причину ликвидации объекта, первоначальную стоимость, сум­му износа, затраты по ликвидации, стоимость материальных ценностей (запасных частей, металлолома и др.), полученных от ликвидации объек­та (выручки от ликвидации), результат от ликвидации, превышение вы­ручки над расходами по ликвидации или расходов над суммой выручки.

На счетах бухгалтерского учета операции по выбытию основных средств отражаются следующим образом:

Дебет 02 Кредит 01 – списана начисленная амортизация

Дебет 91-1 Кредит 01 – списана стоимость основных средств.

Далее, в зависимости от причины выбытия, составляются следующие проводки:

При реализации основных средств:

Дебет 91-1 Кредит 76 (60) – начислены расходы по продаже;

Дебет 76 Кредит 91-1 - начислена сумма, ожидаемая к получению от реализации;

Дебет 91-1 Кредит 68/НДС – отражена начисленная задолженность бюджету по НДС от суммы выручки;

Дебет 51 (50,52) Кредит 76 - отражена сумма полученных денежных средств;

Дебет 91-1 (99) Кредит 99 (91-1) - отражен финансовый результат (прибыль, убыток) от продажи.

При ликвидации основных средств:

Дебет 91-1 Кредит 60 (76) - списаны затраты на демонтаж;

Дебет 10 Кредит 91-1 - оприходованы материалы, полученные при ликвидации, МБП;

Дебет 99 Кредит 91-1 - списаны убытки от ликвидации

Все операции по поступлению и выбытию основных средств находят свое отражение в основном регистре ана­литического учета основных средств - инвентарных карточках. Инвентарные карточки (книги) заполняются на основе первичных до­кументов (актов приемки-передачи, технических паспортов и др.), кото­рые передают затем под расписку в соответствующий отдел предприятия.

Здания и сооружения учитываются в инвентарных карточках форма№ ОС-6, машины, оборудование, инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь - в форма № ОС-7. На лицевой стороне инвентарных карточек всех видов указывают наиме­нование и инвентарный номер объекта, год выпуска, дату и номер акта о приемке, местонахождение, полную стоимость, нормы износа, шифр затрат (для отнесения сумм износа), сумму износа на дату приемки или переоценки объекта [31,с.12].

Инвентарные карточки форма № ОС-6, ОС-7 составляют в бух­галтерии на каждый инвентарный номер в одном экземпляре. Учет од­нотипных предметов, имеющих одинаковую техническую характеристи­ку, одинаковую стоимость и поступивших одновременно в один цех или отдел, может осуществляться в инвентарной карточке группового учета основных средств (форма № ОС-9) с указанием в ней отдельных инвентар­ных номеров по каждому объекту. В организациях, имеющих небольшое количество основных средств, по объектный учет может быть организован в инвентарной книге учета основных средств (форма № ОС-11).

С целью контроля за сохранностью, инвентарные карточки их регистрируют в описи инвентарных карточек по учету основных средств (форма № ОС-10) с указанием в них номера карточки, инвентар­ного номера объекта и его названия. Организации, учитывающие основ­ные средства в инвентарной книге, описи не составляют. По месту нахождения (эксплуатации) основных средств, для конт­роля за их сохранностью, ведут инвентарные списки основных средств (форма № ОС-13).

В бухгалтерии инвентарные карточки формируют в инвентарную картотеку, построенную с учетом классификационных групп по видам основных средств. На основе инвентарной картотеки, на каждую классификационную группу основных средств (по отраслям и видам деятельности, призна­ку использования, видам основных средств) открывают карточку учета движения основных средств (форма № ОС-12). В карточке за каждый месяц указывают наличие основных средств на начало месяца, поступ­ление и выбытие основных средств, сумму износа и затраты на капи­тальный ремонт.

Для подтверждения данных аналитического и синтетического учета необходимо проведение инвентаризации объектов основных средств. При помощи инвентаризации проверяется реальное наличие объектов основных средств. Инвентаризацию необходимо проводить не реже одного раза в год. До начала инвентаризации необходимо проверить: наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета.

При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения. При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны не­правильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам [19,с.92].

Основные средства вносят в описи по наименованиям в соот­ветствии с основным назначением объекта. Если объект подвергся вос­становлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то его вносят в опись под наименованием, соответствующим новому назначению. Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в опи­си индивидуально с указанием заводского инвентарного номера, орга­низации изготовителя, года, выпуска, назначения, мощности и др. Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и др. одинаковой стоимости, поступившие одновременно. В одно из структурных подразделений организации и учитываемые на типо­вой инвентарной карточке группового учета, в описях приводятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.

На основные средства, не подлежащие восстановлению, инвента­ризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием време­ни ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непри­годности (порча, полный износ и т.п.).

Объекты основных средств имеют длительный срок службы и, в процессе их эксплуатации, часто возникает необходимость в их ремонте. По объему и характеру производимых ремонтных работ различа­ют капитальный и текущий ремонты основных средств, характеризу­ющиеся разной сложностью, объемом и сроками выполнения [26,с.78].

Текущий ремонт основных средств представляет собой работы по систематическому и своевременному предохранению объектов основных средств от преждевременного износа и поддержанию их в рабочем состоянии. При капитальном ремонте оборудования агрегата и транспортных средств, как правило, производится полная разборка агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей, узлов на более современные, сборка, регулирование и испытание агрегата.

Расходы по ремонту основных средств относят на затраты продук­ции того периода, в котором они возникли.

Фактические расходы, связанные с проведением или оплатой ра­бот по ремонту основных средств, предприятия могут быть отнесены прямо на счета издержек производства и обращения:

Дебет 20 (23) Кредит 60 (10,70,69) – на сумму расходов по ремонту

Организации могут создавать ремонтный фонд для накапливания средств на осуществление ремонтных работ, особенно на предприятиях с сезонным производством. Для учета ремонтного фонда открывают субсчет «Ремонтный фонд» по пассивному счету 96 «Ре­зервы предстоящих расходов».

Отчисления в ремонтный фонд должны производиться на основе плановой сметы затрат на все виды ремонта с ежемесячным включением в себестоимость продукции (работ, услуг). Отчисления в ремонтный фонд оформляют следующей бухгалтер­ской записью:

Дебет 20 Кредит 96 - на сумму отчислений в резервный фонд

Ремонт основных средств может осуществляться хозяйственным способом (силами самого предприятия) или подрядным способом (си­лами сторонних организаций). В обоих случаях на каждый ремонти­руемый объект составляют ведомость дефектов, в которой указы­вают; работы, подлежащие выполнению, сроки начала и окончания ремонта, намечаемые к замене детали, нормы времени на работы и изготовление заменяемых деталей, сметную стоимость ремонта в по­статейном разрезе.

Если ремонт выполняется хозяйственным способом, то на основании ведомости дефектов в отделе главного механика выписывают наряд- заказы в трех экземплярах. Первый экземпляр наряд- за­каза передается цеху - производителю ремонта, второй - в бухгалте­рию для ведения аналитического учета по данному заказу, а третий оста­ется в отделе главного механика для контроля над сроками выполнения заказа.

На основании ведомости дефектов и наряд- заказа выписывают документы на получение со склада необходимых запасных частей и ма­териалов, рабочие наряды на изготовление, монтаж и реставрацию от­дельных деталей и узлов.

Все затраты при осуществлении ремонта собственными силами по элементам собираются на счете 23 «Вспомогательные производства»:

Дебет 23 Кредит 70,10

Внутреннее перемещение основных средств из отдела, участка в ремонт, а также, их передачу из запаса (со склада) в эксплуатацию оформляют накладной на внутреннее пере­мещение основных средств (форма № ОС-2).

Она должна содержать фа­милии, имена, отчества и должности сдатчика и получателя, основание для перемещения основных средств, название, инвентарный номер и краткую характеристику технического состояния объекта; подписи сдат­чика и получателя и некоторые другие данные.

Накладную выписыва­ет в двух экземплярах работник цеха (отдела)-сдатчика. Первый экзем­пляр передают в бухгалтерию для записи в инвентарной карточке, а вто­рой остается у сдатчика для отметки о выбытии соответствующего объ­екта в инвентарном списке основных средств.

Списание фактической себестоимости ремонта, осуществленного хозяйственным способом, оформляют следующей проводкой:

Дебет 96 Кредит 23 - на суммы расходов по ремонту

На капитальный ремонт, осуществляемый подрядным спосо­бом, предприятие заключает договор с подрядчиком.

Приемку закон­ченного капитального ремонта оформляют актом приемки-сдачи (форма № ОС-3). Законченные капитальные работы оплачиваются подряд­чику из расчета сметной стоимости фактического их объема.

На сто­имость законченных капитальных работ подрядчики представляют за­казчику счета, акцепт которых оформляется следующей бухгалтерской записью:

Дебет 96 Кредит 60 - отражена стоимость ремонта

Оплату счетов подрядчиков производят с расчетного или другого счета и оформляют следующей бухгалтерской записью:

Дебет 60 Кредит 51 (50,55) – отражена оплата работ по ремонту

Приемку отремонтированного объекта из капитального ремонта оформляют актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструиро­ванных и модернизированных объектов (форма № 003). По поступлении акта в бухгалтерию в инвентарной карточке делают отметку о произве­денных работах.

Кроме того, акт о приемке-сдаче служит основанием для списания фактической себестоимости капитального ремонта.

По окончании отчетного года затраты на ремонт основных средств должны быть списаны на издержки производства или обращения в сумме фактически произведенных затрат.

Сальдо по субсчету «Ремонтный фонд» счета 96 «Резервы предстоящих расходов» не должно быть.

В связи с этим сумму резерва, превышающую фактически произве­денные затраты на ремонт, по окончании года сторнируют. При недостат­ке ремонтного фонда на величину недостатка составляют либо дополни­тельную проводку по начислениям в ремонтный фонд, либо списывают указанную величину на издержки производства или обращения [19,с.132].

Ремонт на содержание основных средств непроизводственного назначения осуществляют за счет чистой прибыли предприятия или фондов специального назначения (счет 84 «Нераспределенная прибыль, непокрытый убыток»).

Фактические расходы по ремонту этих объектов оформляют следующей проводкой:

Дебет 84 Кредит 10.

 

Таблица 2 - Бухгалтерские проводки по учету покупки основных средств, не требующих монтажа

Содержание хозяйственных операций Первичные документы Корреспондирующий счет
Дебит Кредит
Акцептованы счета поставщиков Отгрузочные документы поставщика 08-4  
Приняты к учету основные средства № ОС-1 или № ОС-1а, № ОС-1б     08-4
Оплачены счета поставщиков за основные средства и расходы, связанные с их приобретением   Выписка банка по расчетному счету 60, 76 51, 52, 55
Отражен НДС в соответствии со счетами-фактурами поставщиков: - по приобретенным основным средствам, предназначенным для производства продукции (работ, услуг); - по консультационным и информационным услугам, связанным с приобретением объектов основных средств   Счета-фактуры 19-1  
Предъявлены к вычету суммы НДС: - уплаченные поставщикам основных средств   Счет-фактура   19-1
Положительные суммовые разницы по задолженности за основные средства после принятия объекта к учету отнесены на доходы предприятия.   Бухгалтерская справка-расчет 60, 76 91-1
Отрицательные суммовые разницы по задолженности за основные средства после принятия объекта к учету отнесены на убытки предприятия.   Бухгалтерская справка-расчет 91-2 60, 76

Таблица 3 - Бухгалтерские проводки по учету покупки основных средств, требующих монтажа

Содержание хозяйственных операций Первичные документы Корреспондирующий счет
Дебит Кредит
Оплачены оборудование и расходы по его приобретению, услуги сторонних организаций по монтажу, услуги посреднических организаций Выписки банка по расчетному (рублевому, валютному) и специальному счетам 60, 76 51, 52, 55
Приняты к оплате счета поставщиков по приобретенному оборудованию к установке № ОС-14    
Отражен НДС в соответствии со счетами-фактурами поставщиков: - по приобретенным основным средствам, предназначенным для производства продукции (работ, услуг), облагаемой НДС (в том числе по нулевой ставке); - по консультационным и информационным услугам Счета-фактуры 19-1 60, 76
Сдано в монтаж оборудование к установке. № ОС-15 08-3  
Отражены расходы по монтажу оборудования другими организациями Договор оказания услуг по монтажу оборудования, Акт приемки-сдачи выполненных работ 08-3  
Отражен НДС по расходам на монтаж оборудования в соответствии со счетами-фактурами других организации Счет-фактура 19-1  
Начислен налог на добавленную стоимость на монтажные работы, выполненные собственными силами. Бухгалтерская справка-расчет 08-3  
Принято к учету оборудование по окончании монтажа (капитального строительного объекта) № ОС-1   08-3
Отражен НДС по монтажным работам, выполненным собственными силами Бухгалтерская справка-расчет 19-1 08-3
Предъявлен к вычету НДС: - по введенным в эксплуатацию и оплаченным основным средствам; - по оплаченным расходам в связи с их приобретением; - по монтажным работам, выполненным собственными силами и силами сторонних организаций, после ввода объектов в экс Счета-фактуры   19-1

 

Таблица 4 - Бухгалтерские проводки по учету безвозмездного поступления основных средств

Содержание хозяйственных операций Первичные документы Корреспондирующий счет
Дебит Кредит
  Отражена рыночная стоимость безвозмездно полученных основных средств Бухгалтерская справка-расчет 08-4 98-2
Включены в стоимость безвозмездно полученных основных средств расходы на их доставку и доведение до состояния, в котором они пригодны к использованию Договора на оказание услуг, Акт приемки-сдачи выполненных работ, Выписки банка по расчетному счету. 08-4 60, 76
  На основании счетов-фактур поставщиков отражен НДС по основным средствам, предназначенным для производства продукции (работ, услуг), облагаемой НДС, и по расходам, связанным с их приобретением Счета-фактуры 19-1 60, 76
Принят к учету объект основных средств   № ОС-1   08-4
Оплачены оборудование и расходы по его приобретению, услуги сторонних организаций по монтажу, услуги посреднических организаций Выписки банка по расчетному (рублевому, валютному) и специальному счетам 60, 76 51, 52, 55
Предъявлен к вычету НДС по расходам на доставку и доведение основных средств до состояния, в котором они пригодны к использованию, после принятия к учету объектов основных средств Счета-фактуры   19-1
Начислена амортизация объектов основных средств Бухгалтерская справка-расчет 20, 23, 25, 26, 29, 91-2, 97  
Ежемесячно списываются доходы будущих периодов пропорционально начисленной амортизации Бухгалтерская справка-расчет 98-2 91-1

 

 

Таблица 5 - Бухгалтерские проводки по учету продажи основных средств

Содержание хозяйственных операций Первичные документы Корреспондирующий счет
Дебит Кредит
Отражена задолженность покупателя за проданный объект основных средств в сумме, указанной в договоре Договор купли-продажи   91-1
Списана первоначальная стоимость объектов основных средств Бухгалтерская справка-расчет, № ОС-4, № ОС-4а, № ОС-4б 01 субсчет «Выбытие»  
Списана начисленная амортизация. Бухгалтерская справка-расчет   01 субсчет «Выбытие»
Списана остаточная стоимость объекта основных средств Бухгалтерская справка-расчет 91-2 01 субсчет «Выбытие»
Списана сумма дооценки по проданному объекту основных средств Бухгалтерская справка-расчет    
Списаны расходы на продажу основных средств Договора на оказание услуг, Акт приемки-сдачи выполненных работ, Бухгалтерская справка-расчет 91-2 Разные счета
Начислен НДС на стоимость проданного объекта основных средств. Счет-фактура 91-2  
Поступили денежные средства от покупателя Выписка банка по расчетному счету    

 

 

Таблица 6 - Бухгалтерские проводки по учету списания основных средств

Содержание хозяйственных операций Первичные документы Корреспондирующий счет
Дебит Кредит
       
Списана первоначальная стоимость объектов основных средств Бухгалтерская справка-расчет, №ОС-4, № ОС-4а, № ОС-4б 01 субсчет «Выбытие»  
Списана начисленная амортизация Бухгалтерская справка-расчет   01 субсчет «Выбытие»
Списана остаточная стоимость объекта основных средств Бухгалтерская справка-расчет 91-2 01 субсчет «Выбытие»
Списана сумма дооценки по проданному объекту ос Бухгалтерская справка-расчет    

Продолжение таблицы 6

       
Списаны расходы по выбытию объекта основных средств Договора на оказание услуг, Акт приемки-сдачи выполненных работ, Бухгалтерская справка-расчет 91-2 Разные счета
Оприходованы материалы, полученные от демонтажа оборудования и пригодные для ремонта других объектов основных средств по рыночной стоимости № М-35 «Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений»   91-1

 

Таблица 7 - Бухгалтерские проводки по учету безвозмездной передачи основных средств

Содержание хозяйственных операций Первичные документы Корреспондирующий счет
Дебит Кредит
       
Списана первоначальная стоимость объектов основных средств Бухгалтерская справка-расчет, № ОС-4, № ОС-4а,№ ОС-4б. 01 субсчет «Выбытие»  
Списана начисленная амортизация Бухгалтерская справка-расчет   01 субсчет «Выбытие»
  Списана остаточная стоимость объекта основных средств Бухгалтерская справка-расчет 91-2 01 субсчет «Выбытие»
  Списана сумма дооценки по проданному объекту основных средств Бухгалтерская справка-расчет    
Списаны расходы по выбытию объекта основных средств Договора на оказание услуг, Акт приемки-сдачи выполненных работ, Бухгалтерская справка-расчет 91-2 Разные счета
Начислен НДС от стоимости объекта основных средств, определенной в соответствии с положениями ст.40 НК РФ Счет-фактура 91-2  

 

Таблица 8 - Бухгалтерские проводки по учету амортизации основных средств

Содержание хозяйственных операций Первичные документы Корреспондирующий счет
Дебит Кредит
Начислена амортизация основных средств в основном производстве     Аналитические данные по начислению амортизации объектов основных средств различных подразделений организации, Журнал-ордер№13    
Начислена амортизация основных средств во вспомогательном производстве Аналитические данные по начислению амортизации объектов основных средств различных подразделений организации, Журнал-ордер№13    
Начислена амортизация основных средств общепроизводственного назначения Аналитические данные по начислению амортизации объектов основных средств различных подразделений организации, Журнал-ордер№13    
Начислена амортизация основных средств управленческого и общехозяйственного назначения Аналитические данные по начислению амортизации объектов основных средств различных подразделений организации, Журнал-ордер№13    
Начислена амортизация основных средств в обслуживающих производствах и хозяйствах Аналитические данные по начислению амортизации объектов основных средств различных подразделений организации, Журнал-ордер№13    
Начислена амортизация основных средств при осуществлении расходов будущих периодов Аналитические данные по начислению амортизации объектов основных средств различных подразделений организации, Журнал-ордер№13    
Начислена амортизация основных средств, сданных в аренду Аналитические данные по начислению амортизации объектов основных средств различных подразделений организации, Журнал-ордер№13 91-2  

 

 

Таблица 9 - Бухгалтерские проводки по учету переоценки основных средств

Содержание хозяйственных операций Первичные документы Корреспондирующий счет
Дебит Кредит
Увеличена первоначальная стоимость объектов основных средств Материалы по переоценке, Бухгалтерская справка-расчет    
Увеличена сумма амортизации при переоценке Материалы по переоценке, Бухгалтерская справка-расчет.    
Осуществлена дооценка в пределах суммы уценки, проведенной в прошлые отчетные периоды и отнесенной на счет прибылей и убытков Бухгалтерская справка-расчет   91-1
Увеличена при дооценке сумма амортизации в пределах проделанной ранее уценки, отнесенной на счет прибылей и убытков Бухгалтерская справка-расчет 91-2  
Уменьшена первоначальная стоимость объектов основных средств в пределах ранее проведенной дооценки Бухгалтерская справка-расчет    
Уменьшена сумма амортизации объектов основных средств в пределах проведенной ранее дооценки Бухгалтерская справка-расчет    
Уменьшена первоначальная стоимость объектов основных средств сверх сумм проведенной ранее дооценки Бухгалтерская справка-расчет    
Уменьшена сумма амортизации сверх сумм проведенной ранее дооценки Бухгалтерская справка-расчет    

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 694; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.