Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ бухгалтерского учета и эффективности использования основных средств




 

3.1 Анализ бухгалтерского учета основных средств ООО «Энерго-Транзит»

 

Рассмотрим способы поступления основных средств на баланс ООО «Энерго-Транзит», которые имели место в отчетном периоде (2014 год).

ООО «Энерго-Транзит» осуществляло строительство гаража на 13 мест подрядным способом. Для проведения строительства был заключен договор с подрядной организацией ООО «Капстрой». По договору приобретение материалов, оборудования, требующего монтажа, осуществлялось организацией самостоятельно с последующей передачей по договору подрядчику.

Стоимость приобретенных материалов составляло 1980 тыс.руб., в том числе НДС – 302 тыс.руб. Стоимость оборудования, требующего монтажа и предусмотренного в смете на строительство, составляет 572 тыс.руб. в том числе НДС 87 тыс.руб.. Стоимость строительно-монтажных работ, выполненных подрядчиком, составила 2018 тыс.руб. в том числе НДС – 308 тыс.руб. Оплата строительно-монтажных работ производилась путем предварительной оплаты 60% стоимости работы в течении 5 дней после заключения договора на строительство и перечисления остальных 40% от стоимости работ в течении 15 дней после сдачи – приемки работ. После окончания строительства объекта была проведена его государственная регистрация, подтвержденная соответствующими документами. Все строительство объекта было осуществлено с апреля по октябрь. Государственная регистрация объекта осуществлена в ноябре.

Бухгалтерские проводки, отражающие хозяйственные операции, по строительству объекта подрядным способом и ввода объекта в эксплуатацию приведены в таблице 10.

Таблица 10 - Бухгалтерские проводки, отражающие строительство объекта подрядным способом и ввода объекта в эксплуатацию (гараж)

Хозяйственная операция Корреспонденция счетов Сумма, руб.
Дебит Кредит
Перечислен аванс ООО «Капстрой» в соответствии с договором на строительство (с учетом НДС) (2018 тыс.руб х 60%)   60-2    
Отражена стоимость строительных материалов согласно расчетным документам поставщика (без учета НДС) 10-8 60-1  
Отражена сумма НДС со стоимости строительных материалов 19-1 60-1  
Произведена оплата за строительные материалы (включая НДС) 60-1    
Отражена стоимость оборудования, требующего монтажа, согласно расчетным документам поставщика (без учета НДС)   60-1  
Отражена сумма НДС со стоимости оборудования, требующего монтажа 19-1 60-1  
Произведена оплата за оборудования, требующего монтажа (включая НДС) 60-1    
Списаны на основе отчета подрядчика материалы, переданные для строительства объекта ОС 08-3    
Оборудование сдано в монтаж подрядной организации по договору на строительство 08-3    
Отражена стоимость СМР, выполненных подрядной организаций (без учета НДС) 08-3 60-1  
Отражена сумма НДС со стоимости выполненных СМР 19-1 60-1  
Зачтен аванс, ранее перечисленный подрядной организации 60-1 60-2  
Произведена оплата выполненных СМР за вычетом перечисленного аванса (включая НДС (2018-1210) 60-1    
Принят к учету после государственной регистрации объект ОС по стоимости, равной сумме фактических затрат на его строительство   08-3  
Предъявлены к вычету суммы НДС по СМР, материалам, оборудованию 68-4 19-1  

 

 

При строительстве собственными силами в бухгалтерском учете отражаются фактически произведенные затраты, связанные с их осуществлением, включая расходы материальных и трудовых ресурсов, расходы, связанные с использованием основных средств и нематериальных активов, расходы по содержанию подразделений, занятых организацией строительства.

Фактические затраты застройщика в этом случае учитываются в составе незавершенного строительства до их ввода в эксплуатацию (Д сч. 08, К сч. 02,05,10,70,69...). Кроме этого, в состав незавершенного строительства включается и НДС, начисленный по соответствующей ставке на сумму фактических затрат по строительству объекта (Д сч. 08, К сч.68 НДС).

По завершении строительства определяется инвентарная стоимость объектов, оформляется акт ввода в эксплуатацию и объект зачисляется в состав основных средств. Положением по учету долгосрочных инвестиций предусмотрено использование двух счетов:

сч.07 «Оборудование к установке» и

сч.08 «Вложения во внеоборотные активы»

при:

а) приобретение оборудования, требующего монтажа;

б) приобретение оборудования, не требующего монтажа.

Счет 07 «Оборудование к установке», активный.

Дебетовое сальдо отражает стоимость оборудования на складе, предназначенного для монтажа, на начало периода;

-обороты по дебету - поступление оборудования на склад по стоимости, включающей в себя цену приобретения и затраты по доставке;

-обороты по кредиту -списание стоимости оборудования, сданного в монтаж.

Основные средства, не требующие монтажа, приобретенные предприятием за плату приходуют по стоимости приобретения без учета налога на добавленную стоимость, уплачиваемого при их приобретении.

Расходы предприятия по их доставке и установке отражают в учете капитальных вложений и при сдаче объекта в эксплуатацию присоединяют к покупной стоимости.

 

Рассмотрим бухгалтерские проводки, отражающие хозяйственные операции при приобретении основных средств за плату (приложение В,З).

В 2014 году ООО «Энерго-Транзит» купил автомобиль КАМАЗ-4325 за 206 625 руб. (в том числе НДС 31519 руб.). В связи с приобретением автотранспортного средства на предприятии ООО «Энерго-Транзит» был издан приказ о постановке на регистрационный учет. Была произведена оплата в размере 1200 руб. (в том числе НДС 183 руб.). Дополнительно были проведены затраты для прохождения регистрационного учета в областном ГАИ в сумме 600 руб.(в т.ч. НДС 91 руб.)

В бухгалтерском учете хозяйственные операции по приобретению автомобиля КАМАЗ-4325 предприятием ООО «Энерго-Транзит» регистрация в органах ГАИ представлены в таблице 11.

 

Таблица 11 - Бухгалтерские проводки, отражающие приобретение основных средств за плату (покупка автомобиля КАМАЗ-4325)

Хозяйственная операция Корреспонденция счетов Сумма, руб.
Дебит Кредит
       
Приобретен автомобиль у поставщика 08-4    
Отражена сумма НДС по приобретенному автомобилю 19-1    
Произведена оплата поставщику за оборудование (вкл. НДС)      
Увеличена стоимость автомобиля на величину стоимости затрат (приобретение домкрата)   08-4    
Учтен НДС по затратам на приобретение домкрата 19-1    
Погашена задолженность при приобретении домкрата      
Увеличена стоимость автомобиля на величину услуг по регистрации в ГАИ 08-4    
Учтен НДС по услугам регистрации ГАИ 19-1    

Продолжение таблицы 11

       
Погашена задолженность перед ГАИ      
Оборудование введено в эксплуатацию и принято к учету в составе основных средств по первоначальной стоимости   08-4  
Отнесен на расчеты с бюджетом НДС по оплаченному и принятому на учет оборудованию (3783+91+183)   19-1  

 

Объект основных средств введен в эксплуатацию сразу же после его приобретения и предназначен для производства продукции (работ, услуг), облагаемой НДС. Все первичные учетные и расчетные документы были оформлены правильно и в них выделены отдельной строкой сумма НДС.

Рассмотрим поступление основных средств при безвозмездной передаче. На основании постановления главы города Мурманска о включении в реестр муниципальной собственности здание склада 2-х этажное, панельное, которое в дальнейшем по распоряжению комитета по управлению городским имуществом было безвозмездно передано в пользование ООО «Энерго-Транзит». Рассмотрим поступление основных средств при безвозмездной передаче. На основании постановления главы города Мурманска о включении в реестр муниципальной собственности здание склада 1-о этажное, панельное, которое в дальнейшем по распоряжению комитета по управлению городским имуществом было безвозмездно передано в пользование ООО «Энерго-Транзит» на основании постановления №373 от 22.03.2005 г. В соответствии со ст. 11 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ оценка имущества, полученного безвозмездно, осуществляется по рыночной стоимости на дату оприходования.

Стоимость здания склада определена 493697 руб. Расходы по его вводу в эксплуатацию (заработная плата рабочих, включая отчисления на социальное страхование) составили 25 432 руб. Срок полезного использования определен 252 месяца. Для целей бухгалтерского учета предприятие применяет линейный метод начисления амортизации.

Бухгалтерские проводки, при получении основных средств - поступление основных средств здания склада безвозмездно представлены в таблице 12.

 

Таблица 12 - Бухгалтерские проводки, отражающие безвозмездное получение основных средств – здание склада

Хозяйственные операции Корреспонденция счетов Сумма, руб.
Дебит Кредит
Отражена сумма безвозмездно полученного здания склада по рыночной стоимости 08-4 98-2  
Расчеты по социальному страхованию 08-4    
Отражена стоимость услуг по приведению объекта в пригодное состояние 08-4   18 362
Произведена оплата персоналу за затраты по приведению объекта в пригодное состояние     25 432
Оборудование принято в эксплуатацию   08-4  
Начислена амортизация за 1-й месяц эксплуатации оборудования     (493697/252)
Отнесена на финансовые результаты часть доходов будущих периодов за 1 месяц эксплуатации оборудования 98-2 91-1 (493697/252)

По таблице 12, счет 98-2 – счет 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 2 – безвозмездное поступление. Организация, принимающая безвозмездно полученные основные средства, не имеет права на вычет НДС, и поэтому не выделяет сумму налога и учитывает в составе стоимости основных средств. Суммы по безвозмездно полученным основным средствам, учтенные на субсчете 98-2 «Безвозмездные поступления», списываются в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91-1 «Прочие доходы») по мере начисления амортизации по ним.

Таким образом, для целей бухгалтерского учета стоимость безвозмездно полученных основных средств будет включаться в состав внереализационных доходов не сразу в момент их получения, а постепенно по мере начисления амортизации.

Рассмотрим, как в бухгалтерском учете отражаются операции по реализации объекта основных средств (таблица 13).

 

Таблица 13 - Бухгалтерские проводки по отражению операций по реализации объекта основных средств

Хозяйственные операции Корреспонденция счетов Сумма, руб.
Дебит Кредит
Списана восстановительная стоимость основного средства   01-2   01-1  
Списан начисленный за время эксплуатации износ     01-2  
Списана остаточная стоимость 91-2 01-2  
Отражена задолженность покупателя   91-1  
Поступила оплата от покупателя      
Начислен НДС в бюджет 91-2    
Отражен финансовый результат от реализации основного средства (убыток) согласно методологии учета       91-9  

 

В момент реализации не был оформлен акт приемки - передачи основных средств по ф. № ОС – 1.

Убыток от реализации отнесен за счет добавочного капитала. Однако записи по дебету счета 83 допускаются лишь в случаях предусмотренных законодательством.

В данном случае убыток от реализации основного средства следовало отнести за счет финансового результата в дебет счета 99 «Прибыли и убытки».

С момента ввода в действие гл.25 НК РФ ст.268 убыток от реализации амортизируемого имущества учитывается в целях налогообложения. Полученный убыток включается равными долями в состав прочих расходов равными долями в течении срока, определяемого как разница между сроком полезного использования этого имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации.

В соответствии с пунктом 93 Методических указаний по учету основных средств списание и ликвидация в случае морального и (или) физического износа являются одним из способов выбытия основных средств. Предприятие имеет право списать основные средства даже в том случае, если объект годен для использования и не изношен физически или морально.

Предприятие может самостоятельно списать только основные средства, принадлежащие ему на праве собственности. В противном случае необходимо разрешение собственника.

В результате списания основных средств (как и во всех случаях выбытия основных средств), в соответствии с пунктом 82 приказа Минфина России об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ в случае реализации и прочего выбытия имущества организации убыток или доход по этим операциям относится на финансовые результаты.

Необходимо заметить, что финансовый результат от списания выявляется по каждому объекту основных средств.

Согласно пункту 54 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, материальные ценности, остающиеся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию основных средств и предметов, приходуются по рыночной стоимости на дату списания и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты.

При списании (ликвидации) не полностью изношенных основных средств необходимо восстановить часть входного НДС, возмещенного при приобретении и приходящегося на остаточную стоимость. Восстановление производится по кредиту счета 68 и дебету счета 91 (без уменьшения налогооблагаемой базы). Это объясняется тем, что суммы налога, уплаченные поставщикам по материальным ресурсам, включая основные средства, подлежат возмещению только при их использовании в производстве.

Рассмотрим, как отражалось в бухгалтерском учете списание основных средств на анализируемом предприятии (таблица 14).

 

Таблица 14 - Бухгалтерские проводки по отражению операций по списанию объекта основных средств

Хозяйственные операции Корреспонденция счетов Сумма, руб.
Дебит Кредит
Списана первоначальная стоимость объекта   01-2   01-1  
Списана сумма амортизации   01-2  
Списана остаточная стоимость 91-2 01-2  
Оприходованы запчасти   91-1  
Отражен финансовый результат от списания основного средства (убыток)     91-9  
Восстановлена часть входного НДС, приходящаяся на остаточную стоимость (15390 х 44000: 85500)     91-2        

 

Таблица 15 - Бухгалтерские проводки по отражению операций по переоценке основных средств

Хозяйственные операции Корреспонденция счетов Сумма, руб.
Дебит Кредит
       
  Увеличена стоимость токарного станка в результате дооценки   01-1    
Доначислена сумма амортизации станка      
Отражена дооценка автомобиля в пределах предыдущей уценки   01-1   91-1  
Отражена дооценка автомобиля сверх предыдущей уценки   01-1    
Доначислена амортизация автомобиля в пределах предыдущей уценки   91-2    

Продолжение таблицы 15

       
Доначислена амортизация автомобиля сверх предыдущей уценки      
Отражена уценка электроштабелера в пределах предыдущей дооценки     01-1  
Отражена уценка электроштабелера сверх предыдущей дооценки   91-2   01-1  
Уменьшена амортизация электроштабелера в пределах предыдущей дооценки      
Уменьшена амортизация электроштабелера сверх предыдущей дооценки     91-1  

 

Таблица 16 - Бухгалтерские проводки по отражению в учете операций по инвентаризации объектов основных средств

Хозяйственные операции Корреспонденция счетов Сумма, руб.
Дебит Кредит
  Оприходован неучтенный ранее сканер   01-1   91-1  
Списана первоначальная стоимость принтера в бухгалтерии   01-2   01-1  
Списана амортизация недостающего принтера     01-2  
Остаточная стоимость отнесена на недостачу     01-2  
Сумма недостачи отнесена на виновное материально – ответственное лицо   73-3    
Начислена разница между рыночной ценой и остаточной стоимостью объекта   73-3    
Списана первоначальная стоимость монитора, испорченного в результате затопления     01-2     01-1    
Списана амортизация монитора   01-2  
Остаточная стоимость монитора отнесена на недостачу     01-2  
Сумма порчи отнесена на счет финансовых результатов, по решению суда   91-2    



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 563; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.