Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фенин Егор 3 страница




«Есть еще одна проблема понимания национализма, которая до этого не замечалась и которую я бы определил (по аналогии с известным в лингвистике и семиотике явлением) как проблему слова-призрака, или слова-ошибки, когда слово в языке возникает по недоразумению, в результате ошибки писца, опечатки в словаре и т.п.» Другими словами, речь должна идти не только о более глубоком понимании слова национализм или о модернизации этого понятия в связи с изменением характера отражаемой им социальной реальности, но и о том, что само слово пришло и утвердилось в языке в результате легитимизации (через интеллектуальный авторитет или через политическое решение) его первоначально случайного, неопределенного и бытового употребления и последующей его эскалации на уровень глобальной категории (вернее, лже-категории).

Точно так же обстоит дело и со случаем употребления слова нация в ее этнокультурном значении. По крайней мере в советской академической и политической традиции достаточно легко установить, когда и как утверждался термин этнос, когда и как многозначное и синонимичное употребление термина нация уступило место более жесткой дефиниции, освященной авторитетом «вождя всех народов», и, наконец, когда нация стала высшим типом этнической общности в схоластической и политизированной советской теории этноса с ее вертикальной и горизонтальной иерархией этносов, субэтносов, метаэтносов и пр.

Подход основан на том, что нация – это категория семантико-метафорическая, которая обрела в истории большую эмоциональную и политическую легитимность и которая не стала и не может быть категорией анализа, т.е. получить научную дефиницию. «Как и почему это произошло – другой вопрос, хотя достаточно ясно, что данная дефиниция не работает применительно к основным формам человеческих коллективов, на которые она распространяется как учеными, так и представителями самих этих коалиций. Я имею в виду государственные образования и этнические общности, которые ведут борьбу за обладание исключительным правом называться нациями». [в.тишков. «что есть национализм»].

Национализм как идеология - разновидность группового эгоизма, не признающая равноправия наций и их представителей.

Фашистская идеология - крайне радикальная форма национализма. Она трактует понятие нация как высшую вечную общность, основанную на единстве крови. Все нации делятся на высшие и низшие. При этом первые должны господствовать над вторыми, безжалостно подавляя сопротивление вплоть до уничтожения.

Широко распространенными проявлениями национализма в наши дни выступают сепаратизм и изоляционизм, разрывающие естественные связи между народами и наносящие ущерб гражданам всех наций.

Националистические идеи и ценности обычно распространяют политические элиты и правители для реализации своих корыстных целей: оправдания собственных претензий на власть, отвлечение населения от провалов в политике, захватов чужих богатств и д.р. Широкое политическое влияние имеют религиозные идеологии, например, христианско-демократическая, исламский фундаментализм, идеология «зеленых».

Политические направления национализма: демократия, фашизм, коммунизм.

 

Черты национализма:

· Основан на требовании, что правительства и управляемые должны обладать культурной идентичностью;

· Культурный национализм стремиться сохранить или восстановить национальное наследие;

· Развитие современных систем массовых коммуникаций облегчает распространение объединяющей национальной идеологии;

· Национальные идеологии привлекательны для подчиненных классов, обеспечивая для них некоторую защиту от эксплуатации;

· В XXI веке национализм ассоциируется с экономическим развитием стран третьего мира и с борьбой за региональное равенство в обществах.

Модели русского национализма

Следует различать «классическую» и «постклассическую» модели русского национализма. Для первой свойственна жесткая зависимость политической практики от идеологических ценностей и иерархичность в постановке и реализации идеологических целей. К разновидностям классической модели в России можно отнести этнический, патриархальный и державный национализм. Этнический национализм основывается на идее «кровного» родства и «врожденности» национальной идеи Его сторонники, несмотря на малочисленность, стремятся к созданию военизированных дружин, выступают с экстремистских позиций под лозунгом «Россия для русского народа». Патриархальный национализм, уподобляющий нацию «большой семье», ссылается на общинные традиции русской деревни. Его идеалом является допетровская Россия. Представители этого течения ведут в основном просветительскую деятельность с целью национального воспитания. Державный национализм. Его сторонники проповедуют идею державы как безальтернативного типа российской государственности, основанной на мощном военном потенциале, жесткой вертикальной структуре государственной власти и приоритете управляемой государством экономики. Используется лозунг «соборности», приверженности русского народа православным традициям, социальной справедливости и «духу суверенности нации».

Постклассический национализм в России интересен тем, что его идейно-ценностные компоненты более прагматичны. Действуя по принципу политической целесооб-азности, он способен к компромиссу.

Нацизм - это сокращение от национал-социализм. Официальная политическая идеология в Третьем рейхе, с элементы фашизма, расизма, антисемитизма.

Сегодня под нацизмом можно считать преступную идеологию, при которой представители одной нации считают естественным паразитировать или захватывать ресурсы у другой нации, на основании только национальной принадлежности. В условиях российской действительности под нацизмом можно понимать создание этнических преступных группировок на территории проживания коренных народов, занимающихся террором мирных жителей, разбоем и другими преступлениями.

Интернационализм - идеология, проповедующая равноправие социальных групп, принадлежащих к разным нациям. Международная солидарность различных наций, основа их взаимодействия, доверия, взаимопроникновения культур, знаний, ценностей и технологий. Противоположен национализму. В СССР и РФ идеология интернационализма взята на вооружение в качестве официальной доктрины. Считается, что интернационализм носит «сатанинский» характер - подавляет традиционные культуры и религии народов.

Гражданский национализм (революционно-демократический). Утверждает, что легитимность государства определяется активным участием его граждан в процессе принятия политических решений, то есть, степенью, в которой государство представляет «волю нации». Основным инструментом для определения воли нации является плебисцит, который может иметь форму выборов, референдума, опроса, открытой общественной дискуссии и т. д. При этом принадлежность человека нации определяется на основе добровольного личного выбора и отождествляется с гражданством. Людей объединяет их равный политический статус как граждан, равный правовой статус перед законом, личное желание участвовать в политической жизни нации, приверженность общим политическим ценностям и общей гражданской культуре. Существенно, чтобы нация состояла из людей, которые хотят жить рядом друг с другом на единой территории.

В рамках гражданского национализма выделяют подвиды:

Государственный национализм утверждает, что нацию образуют люди, подчиняющие собственные интересы задачам укрепления и поддержания могущества государства. Он не признаёт независимые интересы и права, связанные с половой, расовой или этнической принадлежностью, поскольку полагает, что подобная автономия нарушает единство нации.

Либеральный национализм делает акцент на либеральных ценностях и утверждает, что существуют общечеловеческие ценности, такие как права человека, по отношению к которым патриотические нравственные категории занимают подчинённое положение. Либеральный национализм не отрицает приоритеты по отношению к тем, кто ближе и дороже, но полагает, что это не должно быть за счёт чужих.

Этнический национализм (этнонационализм)

Полагает, что нация является фазой развития этноса и отчасти противопоставляет себя гражданскому национализму. В настоящее время «националистическими» называют как правило те движения, которые делают акцент на этнонационализме. С его точки зрения, членов нации объединяет общее наследие, язык, религия, традиции, история, кровная связь на основе общности происхождения, эмоциональная привязанность к земле, так что все вместе они образуют один народ кровнородственное сообщество. Чтобы культурные традиции или этническая принадлежность легли в основу национализма, они должны содержать в себе общепринятые представления, которые способны стать ориентиром для общества.

В современной России существует достаточно условий для развития этнического национализма. Большинство из них уже имело место в истории различных стран и регионов мира, поэтому представляется возможным предположить дальнейший ход развития этого явления.

1. После распада СССР относительная доля русского населения в России увеличивается. Государство становится в большей степени мононациональным, что ставит под сомнение необходимость учета интересов инонациональных граждан страны. Подобный процесс происходил в Турции по мере потери метрополией иноэтнических провинций на Балканах, в Машрике и послужил условием для развития турецкого национализма.

2. В результате распада СССР не все нации получили вожделенную независимость и стали бороться против центра под лозунгами самоопределения. Результатом этого процесса становится резкий рост этнической неприязни между русскими и населением национальных окраин, что также влияет на рост русского этнического национализма. Сходные явления можно наблюдать в современной Сербии, бывшей метрополии, в которой резко усилились ксенофобские настроения по отношению к соседним народам, некогда населявшим Югославию.

3. В условиях резкого увеличения благосостояния граждан Российской Федерации вследствие субъективных причин и демографического кризиса, а также из-за неравномерности развития регионов постсоветского пространства в страну хлынул поток мигрантов, претендующих в первую очередь на низкооплачиваемые рабочие места. В результате этого явления резко страдают интересы наименее обеспеченных слоев населения, увеличиваются социальные противоречия, которые выливаются в рост этнонационалистических настроений, направленных против мигрантов. Германия, Франция, Голландия, Великобритания уже столкнулись с этим явлением в полной мере.

4. В условиях углубления социальных противоречий, недовольства большинства населения либеральным политическим и экономическим курсом российская политическая элита нуждается в медиаторе, который позволил бы направить негативную энергию народа от власти к чему-либо другому, желательно лежащему за пределами страны. Подобным образом власти Украины или Эстонии разжигают ненависть к России, обвиняя бывшую метрополию в своих нынешних проблемах. В Японии в годы "великой депрессии" властям удалось направить энергию населения, недовольного социально-экономическим развитием страны, на осуществление внешней экспансии, однако данный вариант мало приемлем для России вследствие демографического кризиса.

5. Националистическая идеология предполагает превращение Русской Православной церкви в русскую национальную церковь. Малыгина И.В. Национализм как форма культурной идентичности и его российская специфика / И.В. Малыгина // Общественные науки и современность. - 2004., №1

Идеология этнонационализма предполагает создание моноэтнического государства и предоставление инонациональным окраинам права на политическое самоопределение. В первую очередь это касается республик Северного Кавказа, с чем соглашаются нынешние националисты. С их точки зрения, это позволит экономить значительные средства на дотирование этих регионов, избежать проблем взаимоотношений между этническими русскими (которые подлежат эвакуации в центральные области России) и местным населением. Такая практика чревата появлением следующих проблем:

6. Значительные изменения постигнут православное христианство как основную религию России. Подчеркнем еще раз: национализм предполагает вторичность религиозного фактора по отношению к этническому. Для того, чтобы церковь вписывалась в идеологию национализма, ее следует низвести до уровня национальной традиции, что уже произошло в большинстве национальных государств Европы.

7. Идеология русского национализма предполагает политический и экономический союз с расово, этнически близкими странами Запада, то есть прежде всего с Европой и США, принятие европейских ценностей в качестве основы развития России. Это, в свою очередь, означает, что достоинства европейской цивилизации для нас превышают ее недостатки, означает, что мы готовы разделить с Европой ее историческую судьбу. Действительно, в настоящее время России, как и Европе, свойственно много общих проблем. Это и пресловутая миграция, и демографический кризис, и довольно высокий по мировым меркам уровень экономического развития.

Иногда при классификации выделяют культурный национализм, так что этнический национализм становится более узким понятием.

Культурный национализм определяет нацию общностью языка, традиций и культуры. Легитимность государства исходит из его способности защищать нацию и способствовать развитию её культурной и общественной жизни. Как правило, это означает государственную поддержку культуры и языка этнического большинства, а также поощрение ассимиляции этнических меньшинств для сохранения единообразия нации.

Примордиальный этнический национализм полагает, что нация основана на общем реальном или предполагаемом происхождении. Принадлежность нации определяется объективными генетическими факторами, «кровью». Сторонники данной формы утверждают, что национальная самоидентификация имеет древние этнические корни и потому носит естественный характер. Они высказываются за самоизоляцию культуры этнического большинства от других групп и не одобряют ассимиляцию.

Крайний национализм нередко ассоциируется с экстремизмом и ведёт к острым внутренним или межгосударственным конфликтам. В большинстве стран крайний национализм официально признаётся социально опасным явлением. В России разжигание межнациональной розни относится к уголовным преступлениям.

Стремление выделить для нации, проживающей внутри страны, своё государство приводит к сепаратизму. Радикальный государственный национализм является ключевой составляющей фашизма и нацизма. Многие этнические националисты разделяют идеи национального превосходства и национальной исключительности, а также культурной и религиозной нетерпимости.

Характерная для национализма размытость идеологии и эклектичная структура политических движений часто открывает возможности для политики «двойных стандартов». Например, стремящиеся к сохранению своей культуры «нации-гегемоны» обвиняют в великодержавном шовинизме, борьбу малых народов за национальную независимость называют сепаратизмом, -- и наоборот.

В России же важным фактором национализма выступает именно национальная принадлежность, и возможно даже, что в России этот вопрос стоит куда острее, чем в других странах, и проявляется он куда активнее и агрессивней. Почему именно Россия? На наш взгляд это можно обосновать следующими причинами:

- Не смотря на владения самой большой частью территории по сравнению с другими странами, мы являемся малочисленным народом, который с каждым годом вымирает всё больше как минимум на 1 миллион человек.

- Существенным фактором является то, что самих русских ещё меньше чем проживающих на территории России. Большей степенью на нашей территории проживают приезжие, носители других культурных/религиозных ценностей.

- Также национализм в России может быть «криком ярости» т.е. своеобразным ответом на неуважение к нам со стороны других стран и приезжих людей, проживающих на нашей территории, и «предсмертным хрипом» т.е. как реакция на чувство/понятие безысходности сложившейся ситуации, безразличия собственных властей на свой народ, и неизбежного вымирания в скором будущем.

 

 

Литература

 

1) Этнос и политика: Хрестоматия/ Авт.-сост. А.А. Празацскас - М.: издательство УРАО, 2000 - 400 С.

 

2) Пугачев В.П., Политология, высшее образование - М.: Филологическое общество «Слово», 2003.- 576 с.

 

3) Политическая энциклопедия. В 2 т. Т. 2/ Нац. Обществ. - научн. Фонд; Рук. проекта Г.Ю. Семгин. - М.: Мысль, 1999.- 701 с.

 

4. Заключение

 

Список литературы

 

1. Этнос и политика: Хрестоматия/ Авт.-сост. А.А. Празацскас - М.: издательство УРАО, 2000 - 400 С.

 

2. Пугачев В.П., Политология, высшее образование - М.: Филологическое общество "Слово", 2003.- 576 с.

 

3. Политическая энциклопедия. В 2 т. Т. 2/ Нац. Обществ. - научн. Фонд; Рук. проекта Г.Ю. Семгин. - М.: Мысль, 1999.- 701 с.

 

4. "Русский национализм и судьба российской государственности", Чернавский М. Ю.

 

5. Материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/
Список литературы

1. Верховский A. M. Национал-патриоты, церковь и Путин. Парламентская и президентская кампании 1999-2000 гг. / A. M. Верховский М.: Панорама, 2000. - 115с.

2. Здравомыслов А.Г. О национальном самосознании россиян/ А.Г. Здравомыслов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2001., № 1 (51). - С.50-55.

3. Малинкин А.Н. "Новая российская идентичность": Исследование по социологии знания // Социологический журнал. 2001., № 4 (http://www.nir.ru/Socio/scipubl/sj/sj4-01mal.html)

4. Малыгина И.В. Национализм как форма культурной идентичности и его российская специфика / И.В. Малыгина // Общественные науки и современность. - 2004., №1, - С.147-153.

5. Миллер А.И. Национализм как фактор развития / А.И. Миллер // Общественные науки и современность. 2012., № 1. - С.124-132.

6. Нации и национализм / Б. Андерсон, О. Бауэр, М. Хрох и др.; Пер. с англ и нем.М. Праксис, 2002. - 416 с.

7. Панарин А.С. Россия в цивилизационном процессе (между атлантизмом и евразийством) / А.С. Панарин М., 2005. - 365с.

8. Поздняков Э.А. Нация. Национализм. Национальные интересы / Э. Поздняков. М., 2004. - 128с.

9. Тишков В.А. О нации и национализме / В.А. Тишков // Свободная мысль. 2006., №3. - С.30-38.

10. Тишков В.А. Этнонационализм и новая Россия / В.А. Тишков // Свободная мысль. - 2002., №4. - С. 19-25.

11. Шкалин Г.Е. Королева-Конопляная Г.И. Национальное: между идеологией и культурой / Г.Е. Шкалин, Г.И. Королева-Конопляная // Социально-политический журнал. 2007., №1. - С.110-117.

12. Шнирельман В.А. Расизм вчера и сегодня / В. А Шнирельман // Pro et contra. 2005. - №2 (29). - С.41 - 65.

13. Этнические меньшинства в современной Европе/ РАН. Институт этн. и антр. - М.: Вост. Лит., 2007. - 328 с.

14. Этнические проблемы и политика государств Европы/ Инст. Этн. и антр. РАН. М.: Старый сад, 2008. - 391 с.

 

 

ПУНКТ 2

Стремительно растущие в стране протестные настроения, разочарование в актуальном российском государстве и социально-политическом строе как бы фокусируются в националистической идее, она становится, как говорят социологи, «фокусом протеста». К акциям, проходящим под националистическими лозунгами, постепенно подтягиваются и левые, и либеральные оппозиционеры. Недавние исследования современной российской молодежи в Институте социологии РАН, выполненные В. Петуховым и Л. Бызовым, выявили картину резкого роста антигосударственных настроений у значительной части молодежи, в первую очередь той, которая разделяет идеи русского национализма. Все громче заявляет о себе новое поколение городской молодежи, принадлежащей к среднему классу, которая представляет из себя наиболее активную, перспективную социальную группу, интенсивно осваивающую новое коммуникационное пространство, и ей становится тесно в рамках аморфной и вялой «партии власти», выступающей скорее с охранительной идеологией, чем несущей идеи развития. В этой социальной группе происходит интенсивный синтез националистической и современной либеральной идеологии, ориентации на индивидуальный успех и комфорт сочетаются с обостренным вниманием к идее нации, этноса, этнической идентичности. Вектор активности «новых националистов» во многом направлен против нынешнего, «актуального» российского государства, воспринимающегося как антинациональное, антирусское.

В чем же объективные и, возможно, субъективные причины растущей популярности национальной идеи? Первый слой причин относительно понятен, так как он лежит на поверхности. Действительно, межнациональные отношения в России складываются сложно, конфликтно, причем в последнее десятилетие наблюдается тенденция к их обострению. В особенности острая ситуация складывается в крупных городах, мегаполисах, в которых чрезвычайно велики миграционные потоки, интенсивность которых значительно превышает адаптационные ресурсы общества. Возникающая напряженность порождает всплески экстремизма, как со стороны коренного населения, так и со стороны инонациональных групп мигрантов. На периферии современной России, особенно в некоторых республиках Северного Кавказа, русское население продолжает оставаться на правах граждан «второго сорта» и постоянно выдавливается вовне при фактическом бездействии федеральных законов, конституционного права. Если национальное самосознание нерусских диаспор во многом сохранило свои традиционные черты - с высоким уровнем социального контроля, институтами взаимодействия, характерными для традиционного общества, то национальное сознание большей части русского населения подверглось серьезной трансформации, утратило многие архетипические черты и приобрело новые, посттрадиционные. На этом фоне иноэтнические диаспоры начинают теснить коренное русское население на его собственной территории, занимая все новые позиции в больном и разрозненном русском социуме. Все это не может не порождать социальных и культурных конфликтов, на которые нынешнее государство просто закрывает глаза, не имея ни желания, ни планов их разрешения. Ситуация усугубляется возрастающими социальными и региональными разрывами внутри самого русского этноса, между центром и удаленной периферией, где интенсивно формируется русская субэтничность, социокультурные и управленческие механизмы, не замыкающиеся на общерусскую, российскую идентичность и государственность. Сами диаспоры в этой ситуации ведут себя как могут и как умеют, в то время как кризис, охвативший русское национальное самосознание, делает русское большинство уязвимым и социально неконкурентоспособным.

Главными причинами роста национализма у русского населения можно выделить два фактора: это сложные отношения с другими странами. Этот факт также отмечает в своём исследовании («внешнеполитические приоритеты массового сознания россиян») В.В. Петухов, где он проводит анализ внешней политики с 2002-2009 годов: Если в 2002 г. более трети россиян казалось, что России удалось улучшить свои отношения с США, то к 2009 г. число "оптимистов" упало до 20%, а число "пессимистов" напротив удвоилось. Тем не менее, и тогда и сейчас большинство (51% и 46%) полагали и полагают, что российско-американские отношения нельзя оценить однозначно, поскольку в них были и есть достижения и провалы. Соответственно, нашей стране в каких-то вопросах удалось укрепить свои позиции, а в каких-то нет.

Второй фактор - это притеснение со стороны восточных диаспор. Однако, что пока слабо осознается даже экспертным сообществом, не эта видимая сторона проблемы является главной, фундаментальной, многократно усиливающей потенциал национальной идеологии в современной России. В этом контексте «национальный порядок» является лишь фрагментом более общей идеи нового порядка как основы современной российской государственности. Но для выстраивания такого порядка, очевидно, необходима новая идентичность, новое осознание того, кто «мы», а кто «чужие» в этом процессе.

 

Список Литературы

 

1.В. И. Козлов.// Большая Советская Энциклопедия.

 

2.Г. Кожевникова// Радикальный национализм в России и противодействие ему в 2007 году.

 

3.Электронный ресурс. http://www.nbp-rostov.front.ru/programmdoc.htm // НБП

 

4.Матвей Цзен. // Большое интервью Игоря Артёмова, лидера запрещённого РОНС

 

5.Русский обозреватель// Современный русский национализм как социально-политический фактор

 

6.Энциклопедия «Традиция» // Движение против нелегальной иммиграции.

 

7.Электронный ресурс. http://www.contrtv.ru/common/1578 // Что такое ДПНИ?

 

8.Валерий Соловей. // Современный русский национализм. Идейно-политическая классификация.

 

9.Электронный ресурс http://fizrazvitie.ru/2011/06/svastika-nacizm-nacionalizm.html // Нацизм, национализм, интернационализм

 

 

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЗМА И НАЦИОНАЛИЗМА В РФ

О негативном восприятии русским народом национализма как такового также говорит и статистика проведенное социологическим центром «Левада-центр», 8% россиян считают, что понятие»национализм» имеет положительный лингвистический оттенок, 38% полагают, что это слово нейтрально и 44% уверены, что этот термин несет в себе отрицательную коннотацию. Данную статистику подтверждает и другой соц. центр «ФОМ», который также проводил опрос на эту тему "Положительный или отрицательный смысл вы вкладываете в слово национализм": положительный - 14; скорее положительный - 13; скорее отрицательный - 21 отрицательный - 31 затрудняюсь ответить 21. А это само собой исключает предрасположенность русских к национализму.

В отношениях живучести и многоликости не представляет исключения и современный русский национализм. Как замечает член-корреспондент РАН А.Н. Сахаров, «до сих пор не выяснено, что собой представляет национализм в сегодняшней России, каковы его социальные и политические, а по существу исторические корни». Что касается отсутствия однозначной трактовки русского национализма, то это не только проблема интерпретации этого феномена, но и действительное отражение его «разновариантности». Доказательством жизнеспособности русского национализма может служить заметный рост этнической тревожности русских и организованность русского национализма. В многонациональной России этот феномен имеет сегодня особую значимость, свои особенности, которые изучены недостаточно.

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что национализм действительно динамичная и опасная сила. Хотя она фактически полностью ориентирована на ситуацию кризиса власти, или, точнее, на силовые действия в этой ситуации, нынешняя обстановка в России не позволяет просто закрывать на это глаза. Я полагаю, что националистические организации смогут найти поддержку, например, в Татарстане, Башкортостане, Чувашии, то есть там, где оказываются ущемленными гражданские права и свободы русских, проживающих в этих районах.

Однако не может не вызывать опасения обращение к национальному фактору как к якорю спасения. Республики, формирующиеся ныне по принципу нация-государство, рискуют скатиться к национал-фашистской системе. Несправедлива и политически недальновидна правовая дискриминация некоторых народов России, в том числе и самого многочисленного — русского.

Изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на такой феномен как патриотизм. В последнее время наше общество столкнулось с серьезной проблемой - у молодого поколения наблюдается отсутствие стремления к саморазвитию и самоактуализации, а также нежелание способствовать развитию своей страны. Во многом это связано с тем, что старая система воспитания была развалена, а новая так и не создана. Пассивность власти в отношении создания национальной идеи, которая бы смогла консолидировать общество, а также неопределенность, связанная с пропагандой российских общенациональных ценностей, привели к тому, что молодое поколение в большей своей массе перестало гордиться историей своей страны, культурными и научными достижениями своих соотечественников. В результате этого патриотизм стал восприниматься как нечто не модное и даже как совершенно ненужное качество для современного человека. А так как патриотизм проявляется во всех сферах жизнедеятельности личности (общение, учебная деятельность, трудовая деятельность), то и негативные явления, связанные с отсутствием патриотизма, проявляются в каждой из этих сфер.

В последнее время среди широких кругов общественности идет обсуждение различных аспектов развития России, но среди множества проблем, в настоящее время, недостаточно внимания уделяется проблеме государственного самосознания граждан и в первую очередь формирования патриотических чувств среди российской молодежи. Патриотизм спасет Россию - можно иногда прочитать и такое в политологических статьях, посвященных анализу лозунгов патриотизма и державности. На фоне разговоров о нынешних пережитках патриотизма и необходимости демократических отношений, крайне редко звучат слова о том, что патриотичный, а не аполитичный человек - это будущее нашей страны. Патриотизм является базой для формирования гражданской позиции личности и основой взаимоотношений между государством и гражданами. Влияние идей патриотизма на становление личности и на формирование общественного сознания огромно. Подтверждение этих качеств патриотизма можно найти и в российском искусстве и в истории, и в социальном опыте народа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.