Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Есть ли будущее у российского патриотизма?




Будущее у идей патриотизма, безусловно, есть. Но при определенных условиях. Для этого необходимо осуществить и закрепить в обществе ряд мероприятий общегосударственного масштаба. Каковы эти мероприятия?

Это прежде всего создание в России должной нормативно-правовой базы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, включив в нее выдвинутые жизнью поправки к Конституции России, федеральные законы "Об обороне", "О безопасности", "Об образовании", "О школе", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и др. Кроме того, в первую очередь для силовых структур должны быть разработаны в соответствии с законами государства ведомственные нормативные акты по патриотическому воспитанию.

Кроме того, в соответствии с Государственной программой Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы, Концепцией военно-патриотического воспитания молодежи, Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию России от 26 мая 2004 г. следует воссоздать и развить систему патриотического воспитания граждан от семьи до предприятий и учреждений, способную обеспечить создание и консолидацию гражданского общества, поддержание в государстве политической и экономической стабильности, единства народов Российской Федерации. С этой целью следует упорядочить деятельность всех органов государственной власти, партийных, общественных, ветеранских и молодежных организаций сверху донизу.

Не должны оставаться в стороне от вопросов пропаганды идей и воспитания патриотизма у граждан России деятели науки, культуры и образования, которые должны обратить самое серьезное внимание на обоснование методов формирования современного патриотизма. Им следует критически переосмыслить и взять все лучшее из опыта патриотического воспитания граждан дореволюционной России, СССР, зарубежных стран, более активно противодействовать попыткам искажения и фальсификации истории нашей Родины, ее героического прошлого, создать новые патриотические произведения, разработать современные образовательные технологии и рекомендации в области патриотического воспитания. При этом особое внимание творческой интеллигенции должно быть обращено на более полное использование просветительских и образовательных учреждений для формирования у граждан положительного образа России, их патриотических чувств и сознания на основе общенациональной идеи (с разработкой которой в нашей стране не все обстоит благополучно), исторических ценностей, гордости россиян за свою страну, веры в ее великое будущее, достойного места России среди государств мира.

От школьника до выпускника вуза следует проводить работу по воспитанию патриотов России, сознательных граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и способностью эффективно защищать государственные интересы страны на любом участке своей деятельности.

Особо должен быть поставлен вопрос о системе информационного обеспечения пропаганды идей патриотизма, где основную роль могут сыграть СМИ. Достойное место в СМИ должны найти вопросы освещения исторической и патриотической тематики, героизма и самоотверженности граждан России в мирное время и на полях сражений за честь и независимость нашей Родины.

В заключении следует отметить особую роль патриотического воспитания в силовых структурах государства, прежде всего в Вооруженных Силах Российской Федерации. Здесь просматривается несколько проблем: взаимосвязь системы государственного патриотического воспитания и практика воспитательной работы в силовых структурах; создание в них единой системы воспитательной работы; подготовка офицерского корпуса по вопросам воспитания различных категорий военнослужащих; повышение эффективности самой системы их воспитания.

При решении первой проблемы, видимо, следует прежде всего ориентироваться на такие общегосударственные документы, как Государственная программа Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы и Концепцию военно-патриотического воспитания молодежи, а так же на ведомственные документы по вопросам воспитательной работы, в том числе патриотической. Именно в этом случае достигается осуществление общей целевой установки всей системы воспитания военнослужащих - формирование и развитие у личного состава необходимых качеств гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности.

Что касается создания в силовых структурах России единой системы воспитательной работы, включая вопросы патриотизма, то эту проблему следует понимать таким образом, что система воспитательной работы должна представлять собой объединенные согласованные усилия командиров, штабов, офицеров-воспитателей всех уровней и включать расширенный перечень субъектов воспитательной работы, в том числе государственные институты, органы местного самоуправления, СМИ, общественные и религиозные объединения, семьи и близких родственников военнослужащих. Очень важно включить в состав объектов патриотического воспитания военнослужащих и допризывную молодежь. Это позволит организовать массовую военно-патриотическую работу, осуществляемую органами местной власти и управления, военкоматами, ветеранскими и молодежными организациями, военными вузами.

Говоря о проблеме подготовки офицерского корпуса по вопросам патриотического воспитания, следует подчеркнуть, что здесь еще есть много недостатков. В первую очередь требуется решить вопрос о комплектовании силовых структур достойными кадрами офицеров-командиров и воспитателей, которые были бы способны, несмотря на проблемы в материальном и моральном положении военнослужащих, воспитывать своих подчиненных высоконравственными патриотами Отечества. У современного офицера патриотизм должен быть не только его идеологией, но и методологией, овладев которой он сможет сформировать у подчиненных любовь к Родине, гордость за военную службу, готовность выполнить свой воинский долг в любой обстановке. Требуют уточнения ряд вопросов патриотического воспитания личного состава в учебных программах военно-учебных заведений.

Наконец, в самое короткое время должна быть повышена эффективность всей системы воспитания личного состава в силовых структурах. Это касается как воинов-контрактников, с которыми еще не найдены все рычаги воспитательного воздействия, так и личного состава, проходящего военную службу по призыву.

Эффективность в данном случае зависит от двух основных факторов:

- состояния объективных и субъективных условий и их учета в ходе воспитательной деятельности;

- внутреннего состояния основных компонентов воспитательной работы - субъектов, объектов, их взаимосвязи, содержания и методов работы.

На первом месте при определении эффективности воспитательной работы должны стоять не количественные, а качественные показатели. При этом особое внимание имеет глубина понимания военнослужащими государственной политики как политики возрождения России. А это значит, что между ними должно быть полное доверие, которое базируется на взаимных обязательствах. Государство тоже должно гарантировать своим защитникам нормальные условия жизни, причем гарантировать их не завтра, а сегодня.

Таким образом, чтобы патриотизм стал действенным оружием в руках российского государства и общества необходимо четко определиться с его понятием, определить перспективы развития патриотического воспитания. Последнее должно быть направлено не только на молодежь, но и на все социальные группы населения и осуществляться главным образом на основе индивидуального подхода, то есть в интересах каждого человека, какое бы положение в обществе он ни занимал, развитие у него индивидуально проявляемых качеств гражданина и патриота.

Все субъекты патриотического воспитания граждан должны располагать всеми необходимыми средствами и эффективно использовать в этом деле качественно новые методы и формы своей деятельности.

 

Сам воспитатель должен быть искренним и убежденным патриотом и уметь не проповедовать любовь к Родине, а увлекательно исповедовать и доказывать ее своими делами, полными энергии и преданности. Преподаватель - первый патриот в учебном заведении. Если этого условия нет, то за воспитание патриотизма лучше не браться.

Любовь к Родине - чувство во многом, как говорил русский философ Иван Ильин, инстинктивное. Поэтому нужно пробуждать в молодом человеке дремлющий патриотизм. Именно пробуждать, но не навязывать. Ни полюбить, ни разлюбить Родину по приказу невозможно.

Россия - страна, сотканная из противоречий. В ней много прекрасного и немало безобразного. Но Родину, как и родителей, не выбирают. Отсюда следует всегда помнить мысль: хороша ли, плоха, но это моя Родина. И другой у меня не будет.

Чувство любви к Родине не только горделивое, но и сострадательное, жалостливое. Поэтому нужно не только гордиться своим Отечеством, но и жалеть его. А в русском языке слова «любить» и «жалеть» очень близки по глубинному смыслу.

Необходимо учитывать, что люди приходят к пониманию патриотизма по-разному: один через природу или искусство родной страны, другой - через ее историю, третий - через религиозную веру, а кто-то через службу в армии. Наверное, сколько людей - столько путей. Трудно, но воспитатель должен находить патриотическую тропиночку к каждому сердцу.

В старшем подростковом возрасте средством формирования качественных характеристик выступает микросоциум: одноклассники, друзья, сверстники, но уже не родители. Основу для формирования ценностных и качественных характеристик личности составляют знания. В этом возрасте учащиеся вступают в стадию самоопределения: личностного, гражданского, профессионального. И уже здесь сложно говорить не только о патриотизме как чувстве, но и о гражданственности как позиции. Старшие подростки понимают и принимают не только понятие родины, но и государства. Это возраст начала собственного осознанного выбора.

Для нас показателен и интересен не просто факт выбора, а то, что старшие подростки осознанно проводят связь своей жизни с государством, в котором живут. На все перечисленные процессы мало влияет пол учащихся, а вот национальная страта несет высокое влияние. Так надо отметить, что те учащиеся, которые уже в старшем подростковом возрасте стали гражданами РФ, мало идентифицируют себя с государственностью нашего государства (32%), а учащиеся, которые прошли через систему начальной школы, вступили в подростковый возраст, будучи гражданами, они воспринимают и проявляют (различают) чувство родины и чувство гражданственности (18%). Следует заметить, что настораживает тот факт, что большая часть учащихся, которая приняла гражданство РФ в старшем подростковом возрасте, не относит себя ни к какому государству, чем являет некий маргинальный характер своей «гражданственности».

В ходе исследования мы обратили внимание, что и в понятие патриотизма и гражданственности учащиеся вкладывают разные смыслы. Фактором, влияющим на разные взгляды подростков и патриотизме и гражданственности, выступают не только возрастные, но и личностные особенности: ценностный, мотивационный, нравственный и знаниевый. Поэтому мы предложили учащимся выполнить следующие задания: для детей младшего и старшего подросткового возраста сформулировали всего один вопрос, но механизм его выполнения был различный. Вопрос звучал так: «для меня любить Родину это…? «

 

Данная беседа должна проходить в режиме свободного разговора,так называемого свободного микрофона.

По итогам разговора стыло понятно что молодеж понимает под Патриотизмом не «Фанатика» своей страны,а человека который ставит свои адекватные продуманные решения. В их диологе не звучат фразы «Пойдем воевать куда угодно» такой вывод сделали сами дети. Они больше выделяют такие слова как гуманность, доброта,чесность,профессионализм. В этом разговоре они подняли тему Украины и высказывались, что патриотизм – это воспитание здорового поколения.

Каждый из детей присутсвовавших на беседе выссказался по этому поводу.

Дети так же говорили о коллективной помощи,тоесть не помогая не только себе но и другому человеку в группе-это тоже проявление патриотизма. Особенностью такого патриотизма является сплочения людей против какой либо проблемы. И мероприятия волонтеры ТЦ Подсолнух проводят регулярно, проводя мастер-класс

Солнечногорском центре социальной реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов (ЦСР),

детский дом «ТЕРЕМОК»

«\ БЕРСЕНЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ,Отделение диагностики и социальной реабилитации (стационар) "Незабудка", неоднократное помощь пожелым людям и ветеранам Великой Отечественной войны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1676; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.