Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимосвязь интересов и потребностей аудитории СМИ: пути поведения журналистов по отношению к аудитории




Как уже говорилось ранее, для успешного осуществления информационной политики, каждая редакция должна регулярно изучать свою аудиторию. Практически ориентированное знание аудитории складывается из сведений, касающихся, по крайней мере, трех сфер представления о ней.

Во-первых, это социально-демографические сведения(об образовании, профессии, о поле, возрасте, семейном положении, месте жительства и т.д.- о том, что обычно фиксируется статистикой)

Во-вторых, это сведения о характере и состоянии массового сознания аудитории(о взглядах и убеждениях, целях и стремлениях, об ориентированности в общественно-политической жизни, отношение к власти и оппозиции, участии в партиях, союзах, ассоциациях и других организациях и т.д.)

В-третьих, сведения об информационном поведении (об источниках регулярно получаемой информации, отношении к различным изданиям и программам, интересах, о запросах, мотивах обращения к СМИ, предпочтениях тех или иных тематических пластов, рубрик, творческих форм, характера изложения, авторов и т.д.). [Введение в теорию журналистики.Е.П. Прохоров- М:»Рип-холдинг.1998.-с.260]

Так, мы видим, что эти знания играют огромную роль, особенно для того, чтобы на их основе выявить потребности аудитории, в том числе её различных слоев. Точное знание потребностей аудитории - есть основа принципиальной направленности информационной политики.

Но журналисты должны знать, что так называемым «руководителем» аудитории в выборе источников информации, формировании отношения к ним, отборе материалов для беглого знакомства или внимательного освоения- есть информационный интерес.

Жизненные интересы и порожденные ими информационные интересы специфически реализуются в разных системах социальной информации. В принципе всякая информация апеллирует к жизненным интересам личности, обслуживает выполнение ею разных социальных ролей. Особенности массовой информации состоят в том, что, рассчитанная на обслуживание системы основных ролей, выполняемых личностью, она, во-первых, обслуживает их в целом, во-вторых, направлена на вывод личности за пределы повседневно выполняемых ролей, на расширение «жизненного пространства» людей, обогащение их социальных контактов. В последнем случае особенно важными становятся такие черты массовой информации, как ее привлекательность, новизна, доступность (ведь здесь выбор идет не от профессионально - должностной обязанности).[ http://www.33333.ru/public/smi-auditoriya.php]

Интерес же особым образом связан с потребностью. Важно прежде всего то, что интересы основываются на потребностях и так или иначе отражают их. Журналистская забота- удовлетворение потребностей, понимание которых лежит в основе направления и информационной политики каждого СМИ. Однако аудитория в своем информационном поведении руководствуется собственными интересами, которые могут не только отличаться от потребностей, но быть даже в чем-то им противоположным. Интересы могут быть ложными, извращенными, вульгарными, низменными, недостойными человека, идти вразрез с подлинными нуждами людей.[ По Е.П. Прохорову]

Об этих непростых отношениях «потребность-интерес» журналисту важно знать потому, что руководствуется аудитория как раз интересами. Благодаря этому и складывается организация эффективного функционирования журналистики.

Законом деятельности журналистики поэтому является такое удовлетворение потребностей, которое протекает с учетом интересов, т.е. материалы журналистики должны не только отвечать интересам аудитории, но через интересы удовлетворять потребности, связывать интересы и потребности. Каждый материал должен быть интересным, иначе, будучи помещенным в каждое издание или включенным в программу, он не будет воспринят аудиторией.

Наряду с интересами важную роль играют мотивы обращения к источникам информации. Мотивы обращения к СМИ отвечают на вопрос, зачем нужна аудитории информация, а так же дают представление о роли, какую, с точки зрения аудитории, должна играть в ее жизни массовая информация, определяют личностный смысл ее получения.

Спектр же этот довольно разнообразен:

1. ориентационный мотив

2. мотив выработки и укрепления социальной позиции

3. престижный мотив.

4. рекреативный

5. утилитарный

6. мотив культурного развития

7. познавательный мотив

8. мотив установления контактов с людьми и т.д.

Интересы и мотивы формируют систему предпочтений тех или иных рубрик. В связи с неудовлетворенными интересами и мотивами в аудитории возникают запросы - обращенные к СМИ пожелания, в которых выражается стремление получать определенную информацию.(например, через письма в редакцию) Отсюда у журналиста возникает необходимость найти способы передачи информации, которая бы соответствовала потребностям и вместе с тем вызывала бы активный интерес и легко усваивалась.

Журналисту необходимо быть заинтересованным. «Журналист не должен быть равнодушным». Он обязан получить живой интерес аудитории, ее заинтересованный отклик, укрепляющееся доверие. Необходимо устанавливать с аудиторией контакт, уметь регулировать отношения, держать определенную дистанцию.

Существуют три основных пути поведения журналиста по отношению к аудитории, которые мы без труда сможем проследить по книге Е.П. Прохорова:

1. «лобовой» -когда удовлетворение потребностей в информации никак не связывается с интересами аудитории.

2. «хвостистский»- когда, наоборот, вся информационная деятельность основана на интересах аудитории при невнимании к ее потребностям.

3. «реалистический путь»- когда творчески соединяются потребности с интересами. [Введение в теорию журналистики.Е.П. Прохоров- М: Рип-холдинг.1998-c. 263]

Рассмотрение проблемы эффективности СМИ с точки зрения удовлетворения и развития информационных потребностей аудитории дает возможность более точно определить роль каждого конкретного канала массовой информации в общей системе идеологической работы, выявить резервы и недостатки, которые мешают слаженной и эффективной деятельности всей информационной системы современного общества. Однако действительный успех возможен только при осуществлении третьего пути. Здесь необходимо, конечно, творчество и мастерство. Более того, честный журналист ни в коем случае не должен прибегать к обману, пытаясь тем самым привлечь аудиторию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 4324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.