Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы реализации стратегии социально-экономического развития г.Тюмени




 

В рамках концепции развития г.Тюмени Для определения стратегических направлений и целевых показателей развития города Тюмени произведен сравнительный анализ города с сопоставимыми городами Уральского федерального округа и Российской Федерации.

Объектами сравнения выбраны следующие города, сопоставимые с городом Тюмень:

- Екатеринбург;

- Челябинск;

- Ханты-Мансийск;

- Пермь;

- Томск;

- Владивосток;

- Казань.

Данные города являются административными центрами субъектов Российской Федерации: Свердловской, Челябинской областей, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Пермского края, Томской области, Приморского края и Республики Татарстан соответственно.

Все рассматриваемые города являются лидерами как на уровне субъекта, так и на уровне Российской Федерации, по активизации имеющихся внутренних резервов в целях развития приоритетных направлений.

В ходе анализа были рассмотрены следующие показатели:

- потребительские возможности населения;

- уровень развития сервиса;

- уровень развития и доступности транспорта;

- уровень деловой активности.

По результатам проведенного анализа были сделаны следующие выводы:

Город Тюмень занимает 2 место по следующим показателям:

- бюджетная обеспеченность на одного жителя – 26,8 тыс. руб. (рис. 3.1);

- уровень среднемесячной заработной платы – 25 949 руб. (рис. 3.2);

- оборот розничной торговли на одного жителя – 217 тыс. руб. (рис. 3.3);

- оборот общественного питания на одного жителя – 16,7 тыс. руб.;

- ввод в действие общей площади жилых домов на одного жителя – 1,1 м2/чел.;

- уровень безработицы – 0,7% (рис. 3.4).

 

Рис. 3.1. Бостонская матрица по оценке бюджетной обеспеченности населения по административным центрам субъектов Российской Федерации в 2009 г.

Рис. 3.2. Бостонская матрица по среднемесячной заработной плате по административным центрам субъектов Российской Федерации в 2009 г.

Рис. 3.3. Бостонская матрица по оценке оборота розничной торговли на одного жителя по административным центрам субъектов Российской Федерации в 2009 г.

Рис. 3.4. Бостонская матрица по уровню безработицы по административным центрам субъектов Российской Федерации в 2009 г.

Город Тюмень занимает лидирующую позицию по условиям ведения бизнеса среди 7 крупнейших городов Урала [ ] ( Челябинск, Екатеринбург, Уфа, Пермь, Оренбург, Ижевск). Оценка производилась по показателям деловой привлекательности:

- уровень обеспеченности бизнеса кредитами, инвестициями и ссудами: объем и доступность;

- уровень ресурсно-сырьевого обеспечения бизнеса;

- количество, качество и ценовая доступность рабочей силы;

- емкость существующего и перспективного рынков сбыта;

- региональные законодательные условия ведения бизнеса;

- социально-политическая ситуация;

- экономико-географическое положение, транспортная доступность, развитие транспортно-логистической инфраструктуры;

- качество государственного регионального и муниципального управления, касающегося бизнеса.

Преимущества и высокие рейтинговые оценки города Тюмени обусловлены наличием успешно действующих специальных программ поддержки и развития бизнеса.

Город Тюмень решает схожие проблемы развития с остальными городами:

- повышение уровня инвестиционной привлекательности;

- повышение уровня развития и доступности транспорта;

- повышение уровня качества жизни.

Город Тюмень имеет преимущества по формированию на его территории современного сервисного центра нефтегазового комплекса Уральского федерального округа и развития связанных с ними инновационных направлений.

Стратегические целевые показатели развития города Тюмени к 2020 году:

- денежные доходы на душу населения – 72 753 руб.;

- денежные расходы на душу населения – 70 610 руб.;

- оборот розничной торговли на душу населения – 412 тыс. руб.;

- оборот общественного питания на душу населения – 61 тыс. руб.;

- объем бытовых услуг на душу населения – 15 тыс. руб.;

- объем платных услуг на душу населения – 128 тыс. руб.;

- обеспеченность врачами всех специальностей – 105 чел./10 тыс. чел.;

- обеспеченность средним медицинским персоналом – 128 чел./10 тыс. чел.;

- снижение количества преступлений – 27 ед./1 тыс. чел.;

- объем инвестиций на душу населения – 284 тыс. руб.;

- обеспеченность гостиницами – 7 ед./100 тыс. чел.

Стратегия социально-экономического развития города Тюмени предполагает формирование видения будущего развития экономики города на основании максимального использования всех конкурентных преимуществ с учетом приоритетов долгосрочного развития Тюменской области и Российской Федерации. Стратегия не является программой социально-экономического развития и не включает все проблемы и задачи в экономической и социальной сферах жизни города.

Стратегия социально-экономического развития города Тюмени выделяет приоритеты - основные, стратегически важные для эффективного развития города направления приложения скоординированных усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления, бизнеса и жителей для создания конкурентоспособной муниципальной экономики.

При разработке Стратегии были выявлены существенные конкурентные преимущества города Тюмени как активно развивающегося благоустроенного и стильного города, выполняющего функции административного центра Тюменской области, с благоприятной демографической структурой населения и исторически сложившейся функцией производственной и научно-технической базы Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, активно участвующим в выполнении федеральных и областных задач, с перспективной возможностью стать крупнейшим в стране инновационным инжиниринговым нефтесервисным центром.

Главная цель Стратегии: Тюмень – город инновационных технологий и высокого качества жизни.

В среднесрочной перспективе (2011–2015 гг.) целевой установкой является формирование в городе условий для инновационного развития экономики, роста малого и среднего предпринимательства, создание благоприятного инвестиционного климата («инвестиционный конвейер») и повышение качества жизни населения (Приложение 2).

Создание условий для инновационного развития и роста, высокий уровень развития инфраструктуры для привлечения инвестиций в среднесрочном периоде являются необходимыми стартовыми условиями для долгосрочного этапа Стратегии – инновационного развития кластеров.

В долгосрочной перспективе (2011–2020 гг.) целевой установкой являются инновационное развитие кластеров, формирование индивидуального архитектурного облика города и достижение европейского уровня благоустройства города.

Для определения приоритетных направлений будущего развития города Тюмени до 2020 года с учетом реальных условий и возможной политики, проводимой на федеральном и региональном уровнях, а также результатов стратегического анализа разработаны стратегические сценарии развития города на долгосрочную перспективу. При разработке сценариев принято во внимание негативное влияние мирового кризиса, а также эффект от реализации антикризисных мер, направленных на повышение устойчивости и оздоровление экономики города, итоги социально-экономического развития в 2009 году:

- инерционный;

- энерго-сырьевой;

- инновационный.

Инерционный сценарий социально-экономического развития города Тюмени основывается на стагнации экономики вследствие продолжающегося сокращения инвестиционного спроса, включая государственные инвестиции, при слабом росте потребительского спроса и запасов.

Энерго-сырьевой сценарий связан с оживлением в экономике вследствие продолжения инвестиционных программ естественных монополий и поддержки государством внутреннего спроса. Повышение государственного спроса и расширение банковского кредита будут способствовать росту частного инвестиционного и потребительского спроса.

Инновационный сценарий социально-экономического развития города Тюмени основан на активной инвестиционной политике, проводимой Администрацией города в рамках стратегических муниципальных и областных программ. В соответствии с данным сценарием основным направлением муниципальной политики станет создание центра инновационных технологий, а также формирование комфортной социально-экономической среды проживания в городе Тюмени.

За базовый сценарий развития города Тюмени принят инновационный сценарий.

В соответствии с прогнозом инновационного сценария развития произойдут значительные изменения социально-экономического развития города Тюмени. Основные изменения связаны с ростом объема инвестиций, снижением зависимости экономики города от бюджетов различных уровней в соответствии с целевыми показателями Стратегии.

Целевые показатели реализации базового сценария Стратегии социально-экономического развития города Тюмени структурированы по блокам:

- демографический блок;

- инженерная инфраструктура;

- доходы и расходы населения;

- потребительский рынок;

- социальная инфраструктура (культура и искусство, физическая культура и спорт, здравоохранение, образование);

- безопасность;

- промышленное производство;

- исследования и разработки;

- малый и средний бизнес;

- туристский бизнес;

- инвестиционные возможности.

1. Демографический блок

В среднесрочной перспективе численность населения города Тюмени увеличится на 8% и составит 650 тыс. чел. Положительные тенденции рождаемости и смертности населения сохранятся, в результате чего к 2015 г. естественный прирост составит 3,1 тыс. чел. Положительное сальдо миграции наблюдается на протяжении всего прогнозируемого периода развития – 6,6 тыс. чел.

В долгосрочной перспективе численность населения города Тюмени увеличится на 22% и составит 735,0 тыс. чел., при этом сохранятся положительные тенденции естественного и миграционного прироста (3,2 тыс. чел. и 6,8 тыс. чел. соответственно).

2. Инженерная инфраструктура

Развитие инженерной инфраструктуры характеризуется показателями по следующим направлениям:

- жилищно-коммунальное хозяйство:

· общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя – составит к 2015 г. 31,5 м2 общей площади жилья (рост к 2009 г. – 118%), в долгосрочной перспективе значение показателя составит 36,0 м2 общей площади жилья (рост к 2009 г. – 139%);

· количество внеплановых отключений на коммунальных сетях (в год) - значение показателя снизится:

o сети теплоснабжения – на 3% к 2015 г. и 26% к 2020 г.;

o сети электроснабжения – на 6 и 33% соответственно;

o сети водоснабжения – на 5 и 42% соответственно;

- благоустройство территорий:

· количество дворовых территорий, нуждающихся в ремонте, составит к 2015 г. 271 ед., к 2020 г. – 0 ед. – снижение по отношению к 2009 г. составит 64 и 100% соответственно;

· обеспеченность населения местами массового отдыха к 2015 г. увеличится на 8%, тенденция сохранится и к 2020 г. – значение показателя составит 65 % (рост к 2009 г. на 20%);

· количество мест, обустроенных для массового отдыха населения, составит к 2015 г. – 193 ед., к 2020 г. – 214 ед. (рост на 8 и 19% соответственно).

3. Доходы и расходы населения

В среднесрочной перспективе среднемесячные денежные доходы на 1 жителя растут опережающими темпами над расходами (182 и 158% соответственно), превышение расходов над доходами составит к 2015 г. 4,8 тыс. руб. в месяц.

В долгосрочной перспективе тенденция роста показателей сохранится:

- среднемесячные денежные доходы на 1 жителя – темп роста составит 311%;

- среднемесячные расходы на 1 жителя - темп роста составит 235%;

- превышение расходов над доходами - темп снижения составит 32%.

4. Потребительский рынок

В течение прогнозируемого периода с учетом инвестиционных вложений возрастет количество предприятий сервиса.

Среднесрочный период. В прогнозе инновационного развития города предполагается увеличение значений следующих удельных показателей:

- оборот розничной торговли на 1 жителя – на 48%;

- оборот общественного питания на 1 жителя – в 2,5 раза;

- платные услуги на 1 жителя – на 82%;

- объем бытовых услуг на 1 жителя – в 2,2 раза.

В долгосрочном периоде указанная тенденция сохранится, значения удельных показателей продолжают расти:

- оборот розничной торговли на 1 жителя – на 89%;

- оборот общественного питания на 1 жителя – в 3,6 раза;

- платные услуги на 1 жителя – в 2,2 раза;

- объем бытовых услуг на 1 жителя – в 3,1 раза.

5. Социальная инфраструктура

Развитие социальной инфраструктуры характеризуется индикаторами по следующим направлениям:

- культура и искусство:

· уровень обеспеченности населения:

o библиотечным фондом – и в среднесрочном и в долгосрочном периоде сохранится полное удовлетворение потребностей;

o культурно-досуговыми центрами – значение показателя составит 70% к 2015 г. и 80% к 2020 г.;

o концертными залами – значение показателя составит 50% к 2020 г.;

o театрами – значение показателя составит 70% к 2020 г.;

· количество посещений культурно-досуговых мероприятий – значение показателя вырастет на 2% к 2015 г. и на 7% к 2020 г., достигнув 2378 и 2475 посещений на тыс. чел. в год соответственно;

· удельный вес объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии – показатель достигнет к 2015 г. 100%, значение показателя сохранится на этом уровне к 2020 г.;

· охват детей и подростков начальным художественным образованием - значение к 2015 г. увеличится на 36%, тенденция сохранится и к 2020 г. – значение показателя составит 9,8 тыс. чел. (рост к 2009 г. в 2,1 раза);

- физическая культура и спорт:

· удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, рост показателя составит к 2015 г. – 142%, к 2020 г. – 203%;

· уровень обеспеченности населения – значение данных показателей существенно возрастет, но не достигнет нормативных значений:

o помещениями для физкультурно-оздоровительных занятий – рост к 2020 г. в 2,1 раза (уровень обеспеченности – 50%);

o плоскостными сооружениями – рост к 2020 г. 136% (уровень обеспеченности – 56%);

o бассейнами – рост к 2020 г. в 3 раза (уровень обеспеченности – 27%);

· количество детей, подростков и молодежи, занимающихся в спортивных школах, учреждениях, организациях - значение показателя вырастет в 3,1 раза к 2015 г. и в 4 раза к 2020 г., достигнув 31,6 тыс. чел. и 40,3 тыс. чел. в год соответственно;

- образование – к 2020 г. численность детей, охваченных услугой дошкольного образования, увеличится на 40%, обеспеченность детей дошкольными учреждениями достигнет 100%. За аналогичный период произойдет увеличение количества обучающихся, охваченных начальным общим, основным общим, средним (полным) общим образованием – на 40% (79,4 тыс. чел.), что соответствует полной обеспеченности общеобразовательными учреждениями;

- здравоохранение – уровень обеспеченности больничными местами вырастет на 84% и достигнет к 2020 г. нормативного значения. Аналогичная ситуация прогнозируется и с амбулаторно-поликлиническими учреждениями – к 2020 г. будет достигнута полная обеспеченность учреждениями данного типа.

6. Безопасность

Среднесрочный период. Количество преступлений на 1000 жителей сократится и составит к 2015 г. 35 ед., количество ДТП с пострадавшими сократится к 2015 г. на 20%.

Долгосрочный период. Наметившаяся в среднесрочном периоде тенденция сохранится – количество преступлений на 1000 жителей продолжит сокращаться и составит к 2020 г. 27 ед., количество ДТП с пострадавшими сократится к 2020 г. в 2 раза.

В то же время будет наблюдаться тенденция увеличения экологической безопасности – произойдет сокращение выбросов и сбросов, за счет применения новых технологий, будет проводиться работа по экологическому просвещению – количество информации, размещенной в СМИ, увеличится на 88%.

7. Промышленное производство

Среднесрочный период. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по основным видам экономической деятельности вырастет в 3,6 раза, при этом доля обрабатывающих производств в структуре производства вырастет до 83%.

Наиболее значительный рост прогнозируется в производстве дизельного топлива, мазута топочного, прямогонного и маркированного бензинов (в связи с вводом мощностей на Антипинском НПЗ), лекарственных средств (в 5,9 раз), оборудования нефтегазоперерабатывающего (в 5,7 раза).

В долгосрочной перспективе тенденция роста объемов отгруженных товаров собственного производства сохранится:

- обрабатывающие производства – рост в 9 раз;

- производство и распределение электроэнергии, газа и воды – рост в 3,9 раза.

8. Исследования и разработки

Среднесрочный период. Количество организаций, выполнявших исследования, увеличится на 38% (до 50 ед.). Рост показателя удельных затрат на исследования и разработки составит 248%.

Долгосрочный период. Наметившаяся в среднесрочном периоде тенденция сохранится. Рост объема научно-технических работ составит 300%.

9. Малый и средний бизнес

Все индикаторы данного блока имеют устойчивую тенденцию роста. Прогнозируется увеличение доли субъектов малого и среднего бизнеса в общем объеме муниципального продукта до 50% к 2020 г., а также увеличение доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) субъектов малого предпринимательства в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций до 54%.

10. Туристский бизнес

На протяжении всего срока реализации Стратегии прогнозируется улучшение значений показателей данного блока. Основным видом туризма, который предполагается развивать в городе Тюмени, является бизнес-туризм, что вызовет рост туристского потока к 2020 г. в 3,9 раза (до 1,3 млн чел.). В связи с этим прогнозируется развитие гостиничной (увеличение вместимости гостиниц до 4,4 тыс. номеров – на 29%), транспортной инфраструктур (увеличение пассажиропотока).

11. Инвестиционные возможности

Инновационное развитие города Тюмени подразумевает значительный объем капиталовложений в экономическую и социальную сферы.

Среднесрочный период. Объем инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий составит 92,6 млрд руб. (244% аналогичного показателя за 2009 год), при этом темп роста инвестиций имеет устойчивый характер. Структура источников инвестиций постепенно изменяется: по-прежнему основную долю в структуре занимают собственные средства предприятий (46%), однако доля бюджетных расходов (как федерального, так и регионального бюджетов) сокращается, увеличивается доля кредитных средств – с 7 до 23%.

Объем инвестиций на душу населения также имеет тенденцию к росту - объем инвестиций на душу населения – 142,5 тыс. руб. на человека в год, темп роста – в 2,2 раза.

Долгосрочный период. Тенденция к увеличению объема инвестиций сохранится, рост составит 549%. Объем инвестиций в основной капитал за счет собственных средств организаций составит 104,3 млрд руб., в структуре источников инвестиций все большее место занимают кредиты банков (27%).

За 2013 год жилищный фонд областной столицы увеличился на 852 517 кв.м. в многоквартирных домах – это около 17 тыс. квартир. Количественный скачок связан с введением в эксплуатацию ОАО «Запсибгазпром» 14 домов, построенных под программу переселения северян. В 2012 году этот показатель был почти на 200 тыс. кв.м. меньше. В многоквартирных жилых домах того периода было введено 681 456 кв. м [ ].

Данные за шесть месяцев текущего года свидетельствуют о том, что на юге Тюменской области (без учета автономных округов) за полгода построили более 10 тысяч квартир общей площадью 700 тыс. кв. м. другими словами, несмотря на явную неблагоприятную внешнюю конъюнктуру, строительный рынок пока чувствует себя уверенно. Традиционно в каждом следующем году в Тюмени и области строят примерно на 10% больше жилья, чем в предыдущем. Сейчас около 800 га в периметре областной столицы находятся в разной стадии освоения, преимущественно это комплексная застройка периферийных территорий. Если ситуация сложится благоприятно, то почти 12 млн кв.м. в ближайшее десятилетие появится на рынке недвижимости.

С другой стороны, у тюменских застройщиков и клиентов есть доступ к дополнительным кредитным линиям, и рынок не собирается «тормозить», несмотря на столь неблагоприятную международную обстановку, в частности мира.

Рынок недвижимости северных жителей также в большей степени ориентирован на Тюмень. Поэтому на рынке недвижимости города появилась такая компания как «Запсибгазпром». Проданный в 2013 году объем жилья – один дом, 321 квартира в мкр. «Ямальский» (18 528,9 кв.м.), остальные 13 домов предназначены для переселения жителей севера. На второй половине 2013 года в продаже появились еще один дом из 160 квартир в мкр. «Ямальский-2№.

В целом же первая десятка застройщиков совместно возвела 74% (629 173 кв.м.) всего объема введенных кв.м. жилья в городе. Остальные 26% (223 344 кв.м.) были построены другими 33 организациями. Для сравнения, в 2012 году свой вклад в строительный объем города внесли 57 организаций, в 2011 – 45, в 2010 – 49, в 2009 – 45, в 2008 – 43, в 2007 – 55, в 2006- 46, в 2005 – 36. Однако, это не одни и те же компании. С 2005 по 2013 годы свой вклад в общий объем введенных кВ.м. в многоквартирных жилых домах города внесли 209 организаций различных форм собственности и профилей деятельности, совместно возведя за 9 лет 5 294 424 кв.м. жилья, сообщает портал 2Все о новостройках Тюмени» [ ].

В настоящий момент самое активное строительство ведется в Восточном районе города, где реализует свои проекты более 10 девелоперских компаний [ ].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1061; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.341 сек.