КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Большакова О.В. Парадигма модернизации в англо-американской русистике (Российская империя) // С. 139-157
Теория модернизации долгое время являлась одним из ведущих аналитических инструментов исторических исследований России на Западе. …Что собой представляли эти идеи, как они реализовались в исторических исследованиях, какие возражения вызывали у западных специалистов-историков и почему, наконец, что нового они давали для понимания истории России, — все эти вопросы являются предметом рассмотрения в обзоре. … Существенной чертой этих исследований был их универсализм, т.е. развитие общества рассматривалось в них как всеобщий, универсальный и неизбежный процесс, имеющий одни и те же закономерности и этапы (стадии) развития для всех стран и народов. При этом образцом, «моделью», к которой должны стремиться все страны, признавалось современное индустриальное общество, сложившееся в государствах Западной Европы и США. … Поворотным пунктом стали прошедшие в 1955 г. в США конференции «Преемственность и изменения», материалы которых были опубликованы через несколько лет в фундаментальной коллективной монографии «Трансформация русского общества». …Таким образом, Россия, которую в 40-е годы западные специалисты считали «особым обществом тоталитарного типа», была включена в категорию стран, проходящих стадию индустриализации. Это открывало путь к исследованию общих черт, а не отличий в истории России и Запада. … По мнению редактора тома американского историка и социолога Сирила Блэка, решение самодержавного правительства освободить крестьян открыло новую эпоху в социальной истории России, поэтому для изучения ее эволюции 1861 год важнее, чем год 1917. …Характер этого движения и достигнутые результаты приводят С.Блэка к заключению, что в целом Россия «во многих отношениях шла по тому же пути, что и модернизировавшиеся ранее общества» Западной Европы. Однако основное внимание авторов сосредоточено все же на особенностях «русского варианта» модернизации, которые обусловлены несколькими взаимосвязанными обстоятельствами. Это, во-первых, экономическая отсталость и оборонительная позиция Российской империи по отношению к более модернизированным обществам Западной и Центральной Европы; во-вторых, — доминирующая роль государства, которое пронизывало буквально все аспекты жизни общества, и, наконец, особые, характерные именно для России «человеческие отношения и ценности». Подведя итоги проведенным исследованиям, С.Блэк в своем «Заключении» представил обобщенную российскую модель модернизации. Влияние более развитых стран в том, что касалось военных технологий, культуры и образа жизни, представлений об устройстве общества, ощущалось в России уже в XVII в., пишет автор. Предпринятые в начале XVIII в. Петром I преобразования имели своей целью усиление государственной власти и защиту «традиционного образа жизни» перед лицом требований эпохи, в условиях соревнования со странами Западной Европы, когда неудача могла означать национальное поражение. Это была первоначальная, «оборонительная» и поверхностная, фаза модернизации. Благодаря Петровским реформам Россия на долгие годы обеспечила себе стабильное положение в ряду великих европейских держав. В эпоху, когда сельское хозяйство и торговля были основными источниками благосостояния, Россия, имевшая самый низкий в Европе доход на душу населения, все же могла с помощью концентрации ресурсов в руках государства относительно успешно отвечать на внешний вызов ее безопасности. Однако к середине XIX в. ситуация значительно обострилась, главным образом из-за произошедшего в Европе промышленного переворота. В этих условиях поражение отсталой в военном и экономическом отношении России в Крымской войне (1853—1856) «перед лицом объединенных англо-французских сил» было закономерным. Но из поражения был извлечен урок, и правительство начало серию крупномасштабных реформ, первой из которых стала отмена крепостного права. … Однако наследники Александра, не обладая его дальновидностью, не смогли преодолеть давление «корыстных интересов» своего окружения, «тяжкий груз традиций» и продолжить его реформаторский курс. Тем не менее к 1890-м годам Россия созрела для того, чтобы совершить беспрецедентный экономический рывок, обогнав по темпам промышленного роста большинство передовых стран. Но при этом «динамичный рост» не распространился на другие сферы общественной жизни, где господствовала «система ограничений», и социальные последствия индустриализации не заставили себя ждать. Социальные напряжения и дисбалансы в начале ХХ в. резко возросли, что вылилось в революционные возмущения 1905—1907 гг. Последние 20 лет перед революцией 1905 г. действия правительства характеризуются «сочетанием экономической смелости и политической осторожности», что очень напоминает, по мнению С.Блэка, политику Японии и Турции в ранних фазах их модернизации. Он отмечает, что российская модель модернизации обнаруживает много общих черт с Турцией, Ираном, Японией и Китаем, отличаясь при этом не только от Запада, но и от современных только что освободившихся от колониального гнета молодых государств Азии и Африки. …. Все запоздалые модернизаторы испытывали давление международной конкуренции, указывает С.Блэк, но для России середины XIX в. это ощущение усиливалось тем обстоятельством, что она «имела длительную традицию национального величия». Один из авторов сборника Теодор фон Лауэ также отмечает «чрезвычайную чувствительность» России к любым угрозам ее мощи — в первую очередь из-за ограниченности ресурсов. В последние 100 лет, пишет исследователь, история России представляет собой уникальный опыт «слаборазвитой страны, которая претендовала на статус великой державы (или великой державы, которая оказалась слаборазвитой страной)». Западные ученые постоянно указывали на бедность и экономическую отсталость России как главные факторы, обусловившие особенности ее перехода к современному индустриальному обществу. Большую роль в теоретическом осмыслении этих проблем сыграла концепция «относительной отсталости» Александра Гершенкрона, разработанная им главным образом на российском материале. Выходец из России Александр Гершенкрон приехал из Европы в Гарвард после войны. Будучи в большой степени «интеллектуальным одиночкой», он относился с предубеждением к крупномасштабному теоретизированию и старался избегать термина «модернизация», предпочитая говорить об «индустриализации» или даже «вестернизации» отсталых стран … Как пишет А.Гершенкрон, в русской истории сложилась «любопытная повторяющаяся модель развития»: военные интересы государства побуждали правительство предпринимать экономический рывок, в ходе которого основные тяготы ложились на крестьянство. Таким образом, закрепощение русского крестьянства, по Гершенкрону, было неразрывно связано с экономическими интересами страны. Через несколько лет тяжкого давления рывок иссякал, и «истощенное население медленно восстанавливало силы». Военной необходимостью была продиктована и крестьянская реформа 1861 г., которую автор, при всех ее недостатках, считает основной предпосылкой последующего промышленного роста. Условия для него созрели лишь к началу 1890-х годов, и в новом экономическом рывке присутствовали уже «европейские черты». И хотя правительство предприняло ряд реакционных мер с целью пересмотра великих реформ, новое закрепощение крестьянства, по словам Гершенкрона, в те годы уже не являлось «делом практической политики», да и не было нужды в этой мере. Проведенные при Александре III реформы дали бюрократии достаточную власть для изъятия налогов у крестьян. Фискальные функции, которые раньше выполнял институт крепостного права, теперь с успехом могли осуществлять государственные учреждения. Указывая на слабое развитие внутреннего рынка и другие аномалии в экономике страны, Гершенкрон тем не менее не считал, что они должны были спровоцировать неразрешимые социальные конфликты. «Если бы не война», полагал он, Россия продолжала бы идти по пути прогрессивной «вестернизации». ….Позицию «пессимистов», настаивавших на неизбежности революционного разрушения царского режима, представляет в сборнике Теодор фон Лауэ. Эмигрант из Германии, он учился в Колумбийском университете и подготовил на английском языке работу, посвященную взглядам и деятельности С.Ю.Витте. Т. фон Лауэ неоднократно отмечал, что либерально-конституционный путь развития в России не имел шансов на успех, поскольку высокие темпы индустриализации были чреваты социальным взрывом, а самодержавие было неспособно предотвратить его. Революция была неизбежна, и война, считал фон Лауэ, не меняла в корне ситуацию, поскольку даже в мирное время неразвитый городской сектор экономики и узкая «европеизированная» прослойка элиты не могли противостоять массе «неевропеизированного» крестьянства и ассимилировать политически отсталые нерусские народности. Детерминистский подход Т. фон Лауэ отличается жесткостью оценок. Он абсолютизирует роль государства в управлении экономикой страны, подчеркивает насильственный характер индустриализации, навязанной «извне», не видит и не допускает существования внутри страны сил, способных к созидательной деятельности «снизу». В своих выводах он пошел значительно дальше Блэка и Гершенкрона, утверждая, что Россия могла преодолеть отсталость только путем революции «сверху», и в этом отношении Ленин и Сталин являлись наследниками Витте. ….Известный американский историк русского происхождения Н.Рязановский склонен подчеркивать скорее сходства, нежели различия между Россией и Европой, полагая, что такой подход поможет лучше понять историю России XIX в., и в этом он обнаруживает преемственность с позицией русских историков — эмигрантов первого поколения. Не отрицая полезности теории модернизации, он указывает на то, что существуют и иные точки зрения и классификации. Так, если с позиций теории модернизации Россия и США полярны, то при сравнительном изучении истории культуры обе страны оказываются на периферии культурного мира. А сравнение процесса становления двух гигантских стран выявляет много общих черт: освоение американцами Запада может быть уподоблено продвижению русских в Сибирь. …В 70-е годы «классические» теории модернизации, претендующие на универсализм экономических рецептов процветания для слаборазвитых государств и сводившие развитие человечества к прогрессу технологии и экономики, были вытеснены теориями, стремившимися учитывать своеобразие историко-культурного облика стран и придававшими большее значение факторам неэкономическим, прежде всего роли национальных традиций. Сравнительно-исторические работы 70—80-х годов видного американского историка Марка Раева отражают смещение интереса от экономических аспектов модернизации к ее культурной стороне. Раев уточняет и корректирует представления о российской модели модернизации, ее истоках и парадоксах. Общеевропейский контекст позволяет автору достичь необходимой глубины и детальности в выявлении интеллектуальных предпосылок модернизации в Европе, и в том числе в России. Он доказывает, что российский вариант развития в XVIII — начале XIX в. представлял собой наиболее типичную европейскую модель. Унаследованная от западноевропейского камералистского абсолютизма инициативная роль государства в реформировании страны, пишет М.Раев, была двойственной по своей природе, обусловливая проведение двойственной политики, — и это особенно заметно в законодательстве эпохи великих реформ. Он отмечает, что русское самодержавие одновременно и «продвигало модернизацию, и усиливало политическое и культурное подавление», что в итоге не только привело к революции, но и создало благоприятные условия для диктатуры. …Этот кризис был связан с критикой линейной теории прогресса и поиском новых концепций социальной эволюции. Теоретики «зависимого развития», стремясь найти объяснение механизмам торможения в отсталых странах, изучают модель «развивающихся обществ» как социального синдрома, чреватого серьезными кризисами. В русле этих представлений написана работа видного британского историка и социолога Теодора Шанина «Россия как развивающееся общество», которая оказала серьезное влияние на западные и отечественные исследования 80-х — начала 90-х годов. В книге предложена всесторонняя глобальная модель развития на примере России XIX — начала ХХ в., которая, по мнению автора, «стала первой страной, где материализовался социальный синдром, получивший впоследствии название «развивающегося общества». Шанин отрицает понятие линейного развития, присущее как марксистской, так и либеральной теории, и создает совершенно иную модель, которая не сулила России блестящих перспектив в будущем, даже если бы не было «великих потрясений» начала ХХ в. В России рубежа веков, пишет он, впервые была поставлена под сомнение универсальность западноевропейского опыта для остального человечества: «Решительное вмешательство, предпринятое государством в германском духе... породило к началу ХХ в. в России вовсе не вторую Германию, а разрушительный экономический и социальный кризис, военное поражение и, наконец, революцию 1905— 1907 гг.». Автор выдвигает идею о существовании «параллельных общественных форм» — «иных» крестьянских миров, мало соприкасающихся с «городским» миром и живущих по собственным законам. Главной особенностью и источником самобытности России, в интерпретации Шанина, была исконная несовместимость крестьянского уклада с требованиями «прогресса». Крестьянство, считает автор, нельзя рассматривать с позиций общепринятой глобальной историософской схемы, т.е. как социальное явление, обреченное прогрессом на полное исчезновение. Изучение крестьянства как «параллельной реальности», которая не является ни рыночно-капиталистической, ни государственно-плановой, «бросает вызов», по выражению Шанина, «идее общественного единообразия, а также универсальной логике анализа общества», согласно которой мир делится на «современный» и «отсталый». … Как пишет специалист по истории России Петровской эпохи Дэниел Кларк Во, даже в эпоху своего расцвета в 50—60-е годы теория модернизации не удовлетворяла ученых. Ее серьезно критиковали за отсутствие историчности, за наличие идеологических ценностных суждений, за претензию на знание того, что «хорошо» и что «плохо» для человечества, наконец, за «европоцентризм». Специалисты в области социальных наук, видя невозможность применения теории модернизации к изучению целого ряда обществ и стран, пытались найти иные, не европейские «модели» развития. …. Как и любая другая теория, претендующая на объяснение исторического процесса, парадигма модернизации имеет свои возможности и пределы. Она хорошо сочеталась с государственническим подходом, присущим политической и институциональной истории, но оказалась несовместима с социальной историей, которая заняла ведущее место в англоязычной русистике к началу 80-х годов. Предмет интереса этой дисциплины — исследование социальных слоев и групп Российской империи и присущих им культурных моделей, изучение «внутренних» факторов структурного и культурного характера в противоположность «внешнему вызову», который, согласно теории модернизации, стимулировал исторический процесс в России. Для социальной истории характерен взгляд «снизу», и, соответственно, инициативная роль государства в процессе трансформации страны и «высокая» политика выпадали из предметного поля науки. Избегая употребления термина «модернизация», социальные историки предпочитали говорить о социальном «сдвиге» и исследовать такие его параметры, как развитие образования и книжной культуры, изменения в положении женщины и в образе жизни разных социальных слоев. Консерватизм крестьянского менталитета, община и деревенская культура, политическая логика коллективных действий, воздействие местной социальной структуры на проекты административных реформ, внедрение властных отношений в различные социальные и культурные структуры — углубленное исследование этих тем показывало, что «само понятие "современное" развитие и связанные с ним задачи, стоявшие как перед империей, так и перед Советами, не состыковывались с основными компонентами социокультурных реалий России». Выдвинутый в конце 80-х годов тезис об относительной самостоятельности губернской администрации также опровергал традиционное представление сторонников теории модернизации о том, что государству принадлежала главная роль в стимулировании промышленного развития. Оказалось, что идеологические установки и реализация государственной политики в России рубежа веков в большой степени зависели от конкретных условий того или иного региона. Обостренное осознание значимости своей дисциплины заставляло социальных историков настороженно относиться к теории модернизации, которая угрожала свести историческую профессию к простому сбору фактов в подтверждение готовой объяснительной схемы, — перед глазами у них был печальный опыт официальной советской историографии. …. Он говорит о необходимости пересмотра старых представлений и аналитических инструментов, таких, например, как парадигма «Россия и Запад». В своих интерпретациях социальной эволюции России, пишет М.Конфино, историки склонны подчеркивать «отклонение» от некоего европейского «нормального» типа. В современном историографическом дискурсе этот «нормальный тип» обычно имеет прямое отношение к парадигме «Россия и Запад», в которой «Запад» ясно не определен. Это мифический идеализированный «Запад», которому на деле не соответствует ни одна из европейских стран, пишет Конфино. Парадигма «Россия и Запад» глубоко укоренилась в современном историческом мышлении. С ее помощью находят различия и противоположности между Россией и так называемым «Западом», и в результате возникает набор причудливых и «неудобных» черт. Демонстрируется, что Россия была просто «отклонением» от «нормального» западного пути, и это служит объяснением ее «неправильного» и полного коллизий исторического развития. Господствующей точкой зрения в западной историографии, указывает М.Конфино, остается представление, что «все в России было не так, как положено». Этот «нормативный нонсенс вырастает до подтверждения чаадаевского синдрома — что Россия явилась на свет служить отрицательным примером остальным народам». Многие историки продолжают считать, что именно резкие отличия России от европейских держав и явились причиной падения империи. Действительно, проблема «Россия и Запад» должна стать «темой исторического исследования, а не исследовательским инструментом», — пишет американская исследовательница Джейн Бербанк. Однако она полагает, что чрезвычайно трудно избавить историю России от сравнений с Западом, в особенности в варианте «догоняющего развития», поскольку эти сравнения были (и остаются) составной частью русской культуры. Государственные и общественные деятели императорской России «строили собственные версии идеального "Запада" как эталона, к которому должна стремиться страна». С точки зрения Дж.Бербанк, формирование образа «Запада» как основы для модернизаторских проектов и образа «России» как объекта реконструкции являлось важной детерминантой в истории императорской России. «Воображаемый "Запад" стал моделью или антимоделью для воображаемой "России", и эта бинарная оппозиция отрезала возможность иных культурных проектов», — пишет автор. В размышлениях Дж.Бербанк звучит современная антипатия к противопоставлениям, на которых строилось научное мышление XIX в. Углубленное изучение исторических реалий привело современных западных исследователей к заключению, что бинарная модель несет в себе серьезные искажения, что различия и контрасты не были столь резкими и не могут служить адекватным инструментом для анализа прошлого. Именно поэтому присущая парадигме модернизации дихотомичность (традиционный — современный, город — деревня, государство — общество и т.д.) воспринимается в наступившем новом веке как анахронизм. …Тем не менее было бы упрощением сказать, что сегодня теории модернизации и развития полностью отвергнуты англоамериканской исторической русистикой. … В рамках проблемы «европеизации» или «вестернизации» России по-прежнему дискуссионной остается интерпретация Петровской эпохи, что обусловлено значением этого периода для понимания всей последующей истории России. Современный взгляд предлагает учитывать пределы понятия «модернити» при изучении культуры России конца XVII — начала XVIII в. Как пишет Д.К.Во, «модернити» является всего лишь концепцией, изобретением человеческой мысли и никогда не существовала в реальности. В сознании людей и в культуре России Нового времени наряду с «европейскими» чертами сохранялось все многообразие «традиционных» компонентов. … С точки зрения этих представлений парадигма модернизации не является релевантной для изучения истории, однако она продолжает сохранять свою притягательность, и не только потому, что слишком велико искушение иметь всеобъемлющую теорию, которая объяснит все исторические процессы и поможет найти закономерности, управляющие ходом истории. Причины коренятся не только в извечной человеческой тяге найти простые ответы на сложные вопросы, они лежат гораздо глубже. Не стоит забывать, что ориентация на эталон, например, составляет одну из сущностных характеристик человеческого мышления, а целеполагание является важнейшей составляющей всякой полноценной человеческой личности. Рязанов В.Т. Реформа 1861 года в России: причины и исторические уроки // Вестник санкт-петербургского университета 2011.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 796; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |