Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционно-правовое регулирование политической системы




Политическая система КНР отличается значительным свое­образием.

Во-первых, в силу своего социалистического характера она включает специфические институты, типичные именно для социалистических стран (коммунистическая партия, народ­ный фронт и др.), причем и государство, и различные фор­мально общественные формирования функционируют и взаи­модействуют под руководством КПК.

Во-вторых, в КНР наблюдается специфическое перепле­тение формальных и неформальных институтов, при этом формальное значение отдельных институтов политической системы, в том числе и официально пропагандируемое, как правило, далеко не совпадает с реальным. Например, фор­мально вопросы национальной безопасности входят в компе­тенцию специально создаваемого ВСНП государственного орга­на — Центрального военного совета. Известно, и в КНР это считается вполне вытекающим из особенностей социалисти­ческого государства, что на практике решениям этого органа предшествуют решения Политбюро ЦК КПК. Анализ же при­нятия конкретных решений позволяет синологам предположить, что политику по вопросам национальной безопасности опреде­ляет немногочисленная группа высших военных, партийных и отставных деятелей, а члены Политбюро выступают в роли консультантов этих могущественных политиков*.

* См.: Swaine M. D. The Role of the Chinese Military in National Security Policymaking. PAND, 1996. P. 75.

 

В Китае сохраняется и такая весьма своеобразная струк­тура власти, как формально не существующий, почти никог­да не собирающийся вместе, но вполне реальный "ареопаг патриархов" КПК (менее 10 человек). Большинству из них за 80, а некоторым и за 90 лет, и они не занимают государствен­ных или партийных постов, но те, кто официально занимает руководящие посты в КПК и КНР, считаются с их мнением и советуются с ними, более того, без их согласия невозможно принятие важных политических решений в партии и государ­стве*.

* После оставления официальных постов и до самой смерти в их число входил, например, Дэн Сяопин (см.: Галенович Ю. М. Современная рас­становка в руководстве Китая // Материалы научной конференции по современному внутреннему положению КНР 1992—93 гг. Вып. 1. М., 1994. С. 18).

 

В-третьих, на функционирование политической системы огромное влияние оказывает феномен личных связей ("гуань си"). Этот ведущий внутренний механизм политической систе­мы КНР уходит корнями в далекое прошлое китайской тради­ционной культуры. Проанализировать и выявить его воздей­ствие на функционирование политической системы довольно сложно, а часто и невозможно в силу ряда причин, в том чис­ле и закрытости китайского общества. Однако иметь в виду его необходимо, поскольку действие всех институтов осуществля­ется главным образом через "гуань си", а не в европейском понимании, но российскому читателю это понять несложно.

С формальной точки зрения политическая система КНР включает институты различного уровня и значения: КПК, дру­гие политические партии и формально неполитические орга­низации, государство и народный фронт.

Партийная система КНР состоит из 9 партий: КПК и так называемых демократических партий. КПК характеризу­ется в документах как "правящая партия", а демократические партии — как "партии, участвующие в политической жизни".

Коммунистическая партия Китая определяется в ки­тайской литературе как авангард рабочего класса, вырази­тель интересов многонационального народа страны, руководя­щая сила в деле построения социализма в КНР. Это нашло отражение и в Конституции КНР. Во введении к Конституции КНР подчеркивается особое значение КПК: во-первых, успе­хи социализма стали возможны только благодаря руководству обществом со стороны КПК, во-вторых, на КПК и в дальней­шем возлагается руководство "народами всех национальностей Китая". В своей деятельности КПК руководствуется марксиз­мом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна и теорией Дэн Сяопи­на. Главной задачей партии в настоящее время признается "со­циалистическая модернизация" и превращение Китая в "соци­алистическое государство с высокоразвитой культурой и демократией". Феномен КПК, сохранившей свои позиции в ус­ловиях, когда большинство в прошлом социалистических стран отказалось от социалистического пути развития, а коммунис­тические партии были отстранены от власти, в определенной степени объясняется не только специфическими условиями Китая, но и тактикой руководства КПК, которое продемонст­рировало гибкий подход к марксизму-ленинизму, смогло отка­заться от целого ряда догматических положений (о несовмести­мости социализма и рынка, о классовой борьбе как решающем звене и т. п.) и трансформировало идейно-теоретическую плат­форму КПК путем использования традиционных конфуцианс­ких ценностей и идей национального патриотизма.

Численность КПК составляет 57 млн. человек, организо­ванных в 3,45 млн. низовых партийных организаций*.

* См.: Проблемы Дальнего Востока. 1997. № 4. С. 57.

 

Структура КПК построена на основе традиционной для коммунистических партий схемы и вместе с тем учитывает китайскую специфику. Важнейшими элементами структуры КПК являются: всекитайский съезд КПК, центральный коми­тет (ЦК) КПК, его политбюро, военный совет, центральная комиссия советников, центральная комиссия по проверке дис­циплины, секретариат и генеральный секретарь ЦК КПК. Фор­мально распределение полномочий в данной структуре выгля­дит следующим образом.

Высшим руководящим органом считается всекитайский съезд КПК, созываемый один раз в пять лет. Съезд избирает центральный комитет, центральную комиссию советников и центральную комиссию по проверке дисциплины, принимает и пересматривает устав КПК; заслушивает и рассматривает отчет ЦК, центральной комиссии советников и центральной комиссии по проверке дисциплины, обсуждает и принимает решения по важнейшим партийным вопросам.

Центральный комитет создается "для проведения в жизнь решений съезда", руководства КПК и представления КПК во внешних сношениях. На пленуме ЦК избираются политбюро ЦК, секретариат и генеральный секретарь ЦК и утверждаются в должности председатель и заместители председателя цент­ральной комиссии советников, члены ее постоянного комите­та, секретарь центральной комиссии по проверке дисциплины и члены ее постоянного комитета.

Военный совет совпадает по своему составу с конституци­онным органом — Центральным военным советом (см. ниже — п. 5 § 5 настоящей главы).

Центральная комиссия советников — политический кон­сультативный орган ЦК. Главная его задача состоит в том, что­бы вносить предложения и давать консультации по вопросам осуществления принципов и политики КПК, помогать ЦК в изучении и решении сложных вопросов, а также выполнять отдельные поручения ЦК.

Центральная комиссия по проверке дисциплины занима­ется решением дисциплинарных вопросов и подготовкой пред­ложений по кадровой политике КПК.

В период между пленумами ЦК его функции и полномочия выполняют политбюро ЦК и его постоянный комитет. Текущую работу ведет секретариат. На генерального секретаря ЦК воз­ложена задача проведения заседаний политбюро и его постоян­ного комитета, а также руководство работой секретариата ЦК.

Фактическое распределение власти в данной структуре на­поминает "перевернутую пирамиду": формально признаваемый высшим руководящим органом всекитайский съезд КПК на практике только одобряет решения, рождающиеся в процес­се внутренней борьбы партийной элиты.

Для политической системы КНР характерно тесное пере­плетение функций КПК и государства. Правда, как в свое время у нас, в КНР поставлена задача разграничения партийных и государственных функций, но понимается под этим прежде всего упразднение политических групп министерств и ведомств и перевод парткомов предприятий и учреждений в подчине­ние территориальных партийных органов. Что же касается практики разработки КПК обязательных для всего общества, политических установок, а также совмещения руководящих постов в верхних эшелонах власти с членством в политбюро и других руководящих органах КПК, то она сохраняется. Имен­но поэтому разработка, например, пятилетних планов осуще­ствляется прежде всего в ЦК КПК, а уже затем они принима­ются ВСНП. Пример такого рода — принятие на 5-м пленуме ЦК КПК в сентябре 1995 г. "Предложений ЦК КПК о разра­ботке 9-го пятилетнего плана и перспективных целей до 2010 г. экономического и социального развития страны", в которых были определены все основные моменты документов, приня­тых позднее (в марте 1996 г.) на 4-й сессии ВСНП — Девятого пятилетнего плана и Программы экономического и социально­го развития Китая до 2010 г.

В официальной китайской литературе подчеркивается глав­ным образом идеологический и политический характер руко­водства КПК. "Сконцентрировав волю китайского народа, партия вырабатывает свою позицию и политические установ­ки, которые затем, согласно законной процедуре, на основе решения ВСНП становятся законами и решениями государ­ства"*. Таким образом, принимаемые решения подаются как квинтэссенция чаяний народа, которые КПК улавливает и формулирует. Партийное руководство стремится пресечь лю­бые попытки преуменьшить роль КПК. В отчетном докладе ЦК КПК на XIV съезде КПК (октябрь 1992 г.) отмечалось, что "в корне ошибочны и крайне вредны любые взгляды и дей­ствия, которые ставят под сомнение ее (КПК. — Авт.) руко­водящую роль, содействуют преуменьшению или отрицанию ее значения как правящей партии"**.

* Права человека в Китае. С. 16.

** К итогам XIV съезда КПК. Круглый стол ИДВ // Проблемы Дальнего Востока. 1993. № 1. С. 49.

 

В научных исследованиях, особенно западных синологов, выделяется то обстоятельство, что руководящая роль КПК базируется не только и не столько на ее авторитете, сколько на ее безраздельном руководстве Вооруженными силами.

Мы подробно остановились на организации и практике деятельности КПК потому, что она подобно КПСС в бывшем СССР представляет собой как бы сверхгосударство, а не партию в общепринятом понимании этого термина. Именно в органах КПК сосредоточена реальная высшая власть в стране на всех уровнях управления.

"Особенностью и преимуществом политической системы Китая" в официальных китайских документах называют су­ществование 8 небольших демократических партий. К ним относятся: Революционный комитет Гоминьдана Китая, Демок­ратическая лига Китая, Китайская ассоциация демократиче­ского национального развития, Китайская ассоциация содей­ствия развитию демократии, Крестьянско-рабочая демократи­ческая партия Китая, Чжунго Чжигундан (Партия стремления к справедливости), Общество Цзюсань (Общество "3 сентяб­ря"), Лига демократического самоуправления Тайваня. В со­ставе всех этих партий насчитывалось, по данным на 1999 г., более 500 тыс. человек*.

* См.: Страны мира: Справочник. 1999. М., 1999. С. 200.

 

Указанные партии организационно самостоятельны: каж­дая имеет свой собственный устав, выборные органы, собствен­ную социальную базу и печатный орган. "Однако самостоя­тельность эта чисто формальная, поскольку все они призна­ют руководство КПК, проводят ее политику и выполняют ее установки"*.

* Степанова Г. А. Демократические партии в политической системе КНР // Проблемы и потенциал устойчивого развития Китая и России в XXI веке. Тезисы докладов VII Международной научной конференции "Китай. Китай­ская цивилизация и мир. История, современность, перспективы" (Москва, 25—27 сентября 1996 г.). Ч. 2. М., 1996. С. 92.

 

В отношении этих партий проводится курс на "длитель­ное существование и взаимный контроль, откровенное выска­зывание друг другу своего мнения и готовность делить славу и позор"*. Основными формами взаимодействия КПК и демокра­тических партий являются: совещания в ЦК КПК с участием представителей демократических партий (причем обязательно совещания проводятся перед пленумами ЦК КПК и съездами КПК, созывом сессий ВСНП и НПКСК), сотрудничество в рам­ках НПКСК**, специальный отдел ЦК КПК (отдел единого фрон­та) и его местные органы курируют деятельность демократи­ческих партий. Кроме того, в КНР сохраняется разрешение иметь двойное членство (в КПК и демократической партии). Более 25 тыс. представителей демократических партий явля­ются депутатами Всекитайского собрания народных предста­вителей и местных собраний народных представителей, зани­мают руководящие посты в государственных органах, но, "как правило, деятели этих партий назначаются на вторые роли в руководстве, на должности заместителей министра, замести­телей председателя народного правительства и т. п."***.

* Права человека в Китае. С. 17—18.

** Более половины Постоянного комитета Всекитайского комитета НПКСК составляют члены демократических партий, их представители занимают почти треть постов в руководстве ВК НПКСК. См.: Степанова Г. А. Указ, соч. С. 93.

*** Там же.

 

В китайской литературе отмечается определенная акти­визация деятельности демократических партий после длитель­ного перерыва, возобновление созывов съездов. Но это по-прежнему не означает реальной многопартийности, поскольку нельзя говорить о реальном их участии в осуществлении по­литической власти. Фантом многопартийности придает значи­тельное своеобразие политической системе Китая. В докумен­тах XIV съезда КПК подчеркивалось, что необходимо учиты­вать китайскую специфику, исключающую "многопартийность и парламентаризм западного образца"*.

*К итогам XIV съезда КПК. Круглый стол ИДВ. С. 49.

 

Сложившаяся "система многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК" офици­ально расценивается как "особенность и преимущество поли­тической системы Китая"*. В зарубежной литературе, как и в российской, особое внимание обращается на фактическую однопартийность и отсутствие реального политического плюра­лизма, т. е. оппозиции. В российской литературе отмечалось, что "в современном Китае широкой социальной базы для оп­позиции практически не существует. Несмотря на очевидные противоречия между социально-экономическим плюрализмом и политической монополией КПК, их не следует преувеличи­вать. Однопартийный политический механизм еще сохраняет способность обеспечивать развитие страны и продолжение преобразований, в том числе осуществлять демократические под­вижки в политической области"**.

* См.: Степанова Г. А. Указ. соч. С. 91—92.

** Проблемы Дальнего Востока. 1997. № 4. С. 58.

 

Государство характеризуется в Конституции как "со­циалистическое государство демократической диктатуры наро­да, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабо­чих и крестьян. Социалистический строй есть основной строй Китайской Народной Республики. Запрещается любым органи­зациям или отдельным лицам подрывать социалистический строй" (ст. 1). Лапидарная формула "Вся власть в Китайской Народной Республике принадлежит народу", записанная в ча­сти первой ст. 2, конкретизируется во второй и третьей частях данной статьи. Прежде всего осуществление государственной власти народом происходит через ВСНП и местные собрания народных представителей различных ступеней. Что же касает­ся форм непосредственного осуществления народом власти, то они только угадываются в довольно уклончивой формулировке "народ в соответствии с положениями закона различными путя­ми и в различных формах управляет государственными, хозяй­ственными, культурными и общественными делами".

В Конституции нашел отражение принцип так называемо­го демократического централизма в организации и деятельно­сти государственных органов, причем особо оговаривается, что "разграничение полномочий центральных и местных органов проводится по принципу всемерного развития инициативы и активности на местах при едином руководстве центра" (части первая и четвертая ст. 3).

Статья 5 Конституции в редакции 1999 г. содержит новел­лу — новую часть первую, которая гласит: "Китайская Народ­ная Республика управляется согласно закону и становится со­циалистическим правовым государством". Долгое время в со­циалистическом (в том числе и китайском) государствоведении выражение "социалистическое правовое государство" пред­ставлялось немыслимым, поскольку сама концепция правового государства в западном понимании подвергалась острой кри­тике. В этом смысле цитированное положение ст. 5 есть оче­редной отказ руководства КНР от социалистических догм. Впро­чем, пока что это только словесный отказ, ибо по существу правовое государство несовместимо с установленным раз на­всегда руководством одной партии. Нам из собственной прак­тики советского периода известно, что прибавление к назва­нию явления прилагательного "социалистический" (социалистическая демократия, социалистическая законность и т. п.) оз­начает на деле отсутствие самого явления.

В этой же ст. 5 Конституции на государство возлагается обеспечение единства и соблюдения социалистической законности. Никакие законы, административно-правовые акты и местные установления не должны противоречить Конституции. Все государственные органы и Вооруженные силы, полити­ческие партии и общественные организации, предприятия и учреждения должны соблюдать Конституцию и законы, за нарушение которых "необходимо привлекать к ответственно­сти". Никакие организации или лица не должны пользовать­ся привилегиями, выходящими за рамки Конституции и зако­нов (части вторая-пятая).

Согласно Конституции государство охраняет и обеспечи­вает развитие важнейших общественных отношений: эконо­мических, политических, духовных (ст. 5, 7, 12—15 и др.). Ох­ранительная функция государства изложена в ст. 28 Конститу­ции, которая в редакции 1999 г. возлагает на государство охрану общественного порядка, подавление предательской и прочей преступной деятельности, подрывающей безопасность государ­ства, применение кар за нарушение общественной безопасно­сти, дезорганизацию социалистической экономики и другие преступные действия, наказание и перевоспитание преступ­ных элементов.

В ст. 27 установлено, что "все государственные органы осу­ществляют принцип упрощения аппарата, систему служебной ответственности, систему подготовки и аттестации работников, неуклонно повышают качество и эффективность работы, бо­рются с бюрократизмом". Далее эта статья обязывает все госу­дарственные органы и всех государственных служащих опи­раться на народ, прислушиваться к мнениям и предложениям народных масс, находиться под их контролем, отдавать все силы служению народу. Эти положения представляют собой не столько нормы, сколько пожелания, ибо операционализировать их не всегда возможно. Как определить, все силы отдал служению народу тот или иной чиновник или часть сил сэкономил на дру­гие цели?

Организация и порядок деятельности органов государства рассматриваются ниже — в § 5 и 6. Здесь же нельзя не оста­новиться на роли Вооруженных сил в политической системе КНР. Посвященная им ст. 29 Конституции гласит:

"Вооруженные силы Китайской Народной Республики при­надлежат народу. Их задачей является укрепление обороны страны, отражение агрессии, защита Родины, охрана мирно­го труда народа, участие в деле строительства государства, всеми силами служение народу.

Государство усиливает строительство Вооруженных сил в направлении революционности, модернизации и регулярности, укрепляет оборонную мощь страны".

Армия — важный фактор, обеспечивающий стабильность руководящей роли КПК в обществе и государстве. Именно по­этому в КНР Вооруженные силы имеют в выборных органах власти особое представительство. В политическом процессе армия чаще всего выступает не как единая политическая груп­пировка, а как сообщество фракций, различающихся по ста­рым связям в полевых армиях времен революционных войн и личным неформальным контактам с лидерами КПК, возник­шим в последние годы. Действующий Закон КНР о государ­ственной обороне 1997 г., обязывая Вооруженные силы соблю­дать Конституцию и законы, устанавливает вместе с тем, что Вооруженные силы находятся под руководством КПК. Они включают Народно-освободительную армию Китая (НОАК) с ее резервом, Китайскую народную вооруженную полицию и Народное ополчение. Главная задача НОАК — ведение оборо­нительной войны, но в случае необходимости она может в со­ответствии с законом оказывать помощь в поддержании обще­ственного порядка. Значение армии предопределяется также ее важной ролью в экономике: она не только выращивает боль­шую часть собственного продовольствия, но и помогает в уборке урожая, участвует в ирригационных проектах, прокладке железных и автодорог и т. п.

Во введении к Конституции КНР и ряде ее статей содер­жатся неоднократные упоминания об общественных организациях. К ним (так же как и к политическим партиям) предъявляется требование соблюдать Конституцию и законы (часть четвертая ст. 5). По китайским данным, в стране дей­ствует около 2 тыс. различных союзов и объединений*. Круп­ными общекитайскими общественными организациями явля­ются Всекитайская федерация профсоюзов, Коммунистичес­кий союз молодежи Китая, Всекитайская федерация женщин, Всекитайская федерация промышленников и торговцев, Все­китайская федерация молодежи, Всекитайская федерация сту­дентов. Все эти организации обеспечивают изучение их члена­ми марксизма-ленинизма, идей Мао Цзэдуна и теории Дэн Сяопина, воспитание идейных и дисциплинированных членов со­циалистического общества, их участие в социалистической мо­дернизации страны, а также защищают их законные права и интересы. Все они, разумеется, действуют под руководством КПК.

* См.: Права человека в Китае. С. 67.

 

Согласно изданным Государственным советом Правилам регистрации общественных объединений 1998 г., которые "раз­работаны в целях обеспечения права граждан на обществен­ные объединения, защиты законных прав общественных объе­динений, усиления регулирования регистрации общественных объединений, содействия строительству социалистической ма­териальной культуры и социалистической духовной культуры", образование общественных объединений должно проходить после проверки и получения согласия "компетентных органов в соответствующей области". Регистрируются общественные объединения в зависимости от уровня (всекитайского, провин­циального и т. д.) органами гражданской администрации Госу­дарственного совета или местных народных правительств. Об­щественное объединение должно насчитывать не менее 50 ин­дивидуальных либо индивидуальных и коллективных членов; если членство только коллективное, то коллективных членов должно быть не менее 30. Фонд деятельности общенациональ­ного общественного объединения должен располагать не ме­нее 100 тыс. юаней, местного или межрегионального — не менее 30 тыс. Одно из оснований для отказа в регистрации зак­лючается в том, что в пределах региона уже существует сход­ное или аналогичное по направленности общественное объеди­нение и нет необходимости еще в одном. В случае нарушения Правил регистрация аннулируется, причем возможность судеб­ного оспаривания такого решения не предусмотрена.

Важный элемент политической системы КНР представля­ет собой народный фронт — Народный политический кон­сультативный совет Китая (НПКСК). Во введении к Конститу­ции отмечается, что "в ходе длительной революции и строи­тельства уже сформировался руководимый Коммунистической партией Китая широкий патриотический единый фронт раз­личных демократических партий и народных организаций", и подчеркивается, что он будет "и впредь укрепляться и расши­ряться".

НПКСК организует изучение его членами марксизма-ле­нинизма, идей Мао Цзэдуна и теории Дэн Сяопина, проводит дискуссии и консультации с руководителями всех партий, орга­низаций и представителями патриотических деятелей различ­ных кругов общественности по важным общегосударственными местным вопросам, поддерживает с ними тесные связи, вно­сит предложения в государственные органы, содействует госу­дарственным органам в их деятельности, реорганизации их структуры, содействует развитию культуры, предоставляя возможности для проявления энтузиазма и профессиональных знаний членов НПКСК, обнародует и помогает проводить в жизнь политические установки в отношении интеллигенции, национальностей, религии, китайцев, проживающих за гра­ницей, а также выполняет другие задачи.

Возглавляет НПКСК всекитайский комитет, на местах дей­ствуют местные комитеты НПКСК, причем местные комитеты должны выполнять решения всекитайского комитета, ниже­стоящие местные комитеты выполняют решения вышестоя­щих комитетов.

Своеобразно складываются в КНР отношения государства и церкви. КНР — поликонфессиональная страна: в ней рас­пространены даосизм, конфуцианство, буддизм, ламаизм, ис­лам, христианство, причем ни одна из религий не доминирует. В стране действуют 8 религиозных организаций общекитай­ского значения — Китайская ассоциация буддистов, Китайс­кая исламская ассоциация, Ассоциация китайских католиков-патриотов и др., 164 религиозных организации провинциаль­ного значения и более 2 тыс. уездных религиозных организаций.

Конституция КНР провозглашает, как отмечалось, свободу вероисповедания, однако все важнейшие религиозные цере­монии проходят в присутствии соответствующих представите­лей Государственного совета КНР и под их контролем. Назна­чение важнейших иерархов церквей также производится с разрешения Государственного совета. В результате имеет ме­сто на редкость экзотическое переплетение мистических про­цедур и формализованных действий государственных органов.

Приведем в качестве примера церемонию назначения оче­редного перевоплощения панчен-эртни*. По тибетской буддис­тской традиции после смерти очередного воплощения панчен-эртни начинаются поиски нового его перевоплощения. Реше­ние о поисках принимается Государственным советом КНР. Создается группа поиска из "живых Будд" и известных монахов, которые проводят медитации и стремятся "увидеть" в отра­жениях в озере у монастыря — резиденции панчен-эртни картины местности, в которой родится перевоплощенный. Обычно находят несколько десятков мальчиков, из которых отбирают трех претендентов на участие в церемонии "жеребьевки из золотой урны". Кандидатуры этих трех также утверждаются Государственным советом. Церемония жеребьевки проходит под председательством представителя Государственного совета при участии других его представителей, руководителей Тибетско­го автономного района, известных монахов и родителей трех кандидатов. Результаты жеребьевки утверждаются Государ­ственным советом в виде его резолюции на обращение Народ­ного правительства Тибетского автономного района. С избран­ным таким образом панчен-эртни встречаются высшие долж­ностные лица Китая; например, пресса сообщала о встрече председателя ЦК КПК, Председателя КНР Цзян Цзэминя с панчен-эртни одиннадцатым**. Нельзя не отметить, что такое внимание со стороны государственных должностных лиц обус­ловлено и напряженными отношениями с далай-ламой, в свое время эмигрировавшим из КНР. Далай-лама не признает дан­ный выбор китайских властей в качестве воплощения своего друга и соратника. Очевидно, что в силу сложившейся ситуа­ции отношение государственных органов к вопросу о правовом положении религиозных организаций именно в Тибете особо наглядно показывает имеющиеся на вооружении КПК сред­ства и методы воздействия.

* Второе лицо после далай-ламы в ламаистском пантеоне. Тибетские буддисты считают, что высшие иерархи не умирают, а перевоплощают­ся в родившихся в это время младенцев.

** Так, например, утверждение Гяозаня Норбу в качестве панчен-эртни одиннадцатого было произведено в форме резолюции Государственного совета относительно "Обращения Народного правительства Тибетского автономного района за согласием на вступление Панчен-ламы одиннад­цатого на Святой престол" (см.: Китай. 1996. № 4. С. 8).

 

В КНР актуальным является вопрос о реформе полити­ческой системы. Вопрос о необходимости демократизации об­щественного строя, преодоления бюрократизма и беззакония, ликвидации феодальных пережитков, отказа от традиционно­го пожизненного пребывания на руководящих постах, выдви­жения талантливой молодежи был поставлен еще на XIII съезде КПК. Однако известные студенческие выступления и нега­тивный опыт ряда постсоциалистических стран привели ки­тайское руководство к идее постепенного и поэтапного про­ведения политической реформы, не допуская при этом ослаб­ления руководящей роли КПК и ее монопольного пребывания у власти. КПК рассматривается как гарант стабильности, а поддержание стабильности — как одна из важнейших задач государства и общества. В официальной литературе Китая подчеркивается, что без порядка нельзя осуществить программу реформ: "В случае какой-либо смуты или бедствия право людей на существование неизбежно будет поставлено под угрозу. Поэтому необходимо обеспечивать стабильность в стране, про­должать следовать линии, зарекомендовавшей себя как эф­фективная"*.

* Права человека в Китае. С. 10.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.