Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционное регулирование политической системы




Несмотря на свой большой объем, Конституция Индии не регулирует общим образом статус государства. В статьях Конституции мы не найдем ни общих задач индийского госу­дарства, ни указания на его столицу и государственные сим­волы, ни основных принципов статуса Вооруженных сил, хотя аспекты его внутренней политики уже нами освещались в пре­дыдущем пункте и будут затронуты ниже в § 6, где мы ска­жем об основных чертах и специфике индийского федерализма, а также о других элементах политико-территориального уст­ройства Индии.

Общие задачи индийского государства можно вывести из преамбулы Конституции, которая в редакции 42-й и 45-й по­правок гласит:

"МЫ, НАРОД ИНДИИ, приняв торжественное решение основать Индию как СУВЕРЕННУЮ СОЦИАЛИСТИЧЕСКУЮ СВЕТСКУЮ ДЕМОКРАТИЧЕСКУЮ РЕСПУБЛИКУ и обеспе­чить всем ее гражданам:

СПРАВЕДЛИВОСТЬ социальную, экономическую и полити­ческую;

СВОБОДУ мысли, выражения, убеждений, вероисповеда­ния и отправления религиозных культов;

РАВЕНСТВО статуса и возможностей;

и поощрять среди всех них

БРАТСТВО, гарантирующее достоинство индивида и един­ство и целостность Нации,

В НАШЕМ УЧРЕДИТЕЛЬНОМ СОБРАНИИ в этот двад­цать шестой день ноября 1949 года СИМ ПРИНИМАЕМ, УСТА­НАВЛИВАЕМ И ДАЕМ СЕБЕ НАСТОЯЩУЮ КОНСТИТУЦИЮ".

Упоминавшийся комментатор Конституции П. М. Бакши отмечает, основываясь на трех решениях Верховного суда, что указанные в преамбуле цели содержат основную структу­ру Конституции, которая не может быть изменена в порядке, предусмотренном ее ст. 368. Опираясь на ряд других решений Верховного суда, он разъясняет, что слово "социалистиче­ская" управомочивает суд вывести из содержания ст. 14 и 16, трактующих о равноправии и равенстве возможностей, основ­ное право на равную оплату равного труда, а на основании ст. 14, кроме того, — лишить силы закон, который не может достичь социалистической цели в максимальной мере*. Конститу­ция, разумеется, говорит о социализме не в том смысле, кото­рый ему придавали коммунисты.

* См.: The Constitution of India. P. 1—2.

 

В части Конституции, содержащей руководящие принци­пы государственной политики, определяются принципы внеш­ней политики и, в частности, предусмотрено (ст. 51), что го­сударство должно прилагать усилия к тому, чтобы:

— содействовать международному миру и безопасности;

— поддерживать справедливые и уважительные отноше­ния между нациями;

— поощрять уважение к международному праву и дого­ворным обязательствам во взаимоотношениях организованных народов;

— содействовать арбитражному разрешению международ­ных споров.

Столица страны — город Дели, который в 1998 г. насчи­тывал около 10 млн. жителей. Можно сказать, что для милли­ардной страны столица сравнительно невелика и это ее несом­ненное преимущество.

Государственный флаг Индии состоит из одинаковых по размеру горизонтальных полос соответственно оранжевого, белого и зеленого цвета. Оранжевая полоса означает отрече­ние, покорность и бескорыстие, белая — свет, правду, просто­ту, а зеленая — связь с землей и природой. В центре флага на белой полосе помещен небесно-голубой древний буддийский знак — чакра. Это колесо с 24 спицами, которое представляет собой атрибут бога Вишну, символизирующего солнце. Проект этого флага был предложен в 1947 г. Учредительному собранию индийскими женщинами.

В основу государственного герба Индии положено изобра­жение древней скульптуры из города Сарнатха, воздвигнутой императором Ашокой. На постаменте помещены три льва, об­ращенные на три стороны под прямым углом друг к другу (на оригинальной скульптуре львов четыре). На лицевой стороне постамента в центре изображена чакра, справа от нее — буй­вол, а слева — лошадь (на оригинальной скульптуре — еще лев и слон, и все четыре суть хранители стран света). Внизу находится надпись "Побеждает только правда"*.

* См.: Баскаков Э. Биографии гербов, флагов, гимнов зарубежных стран. М., 1967. С. 85—88. Описания несколько уточнены.

 

Государственный гимн — Джанаганамана ("Душа наро­да"); слова и музыка Рабиндраната Тагора. Равным статусом с гимном пользуется национальная песня "Банде Матарам", на­писанная другим великим индийским поэтом Б. Чаттерджи (1838—1894), которая была источником вдохновения борцов за свободу Индии.

Национальным животным считается королевский бенгаль­ский тигр (Panthera Tigris), а национальной птицей — индий­ский павлин (Pavo Cristatus).

Политические партии. Индия принадлежит к чис­лу самых многопартийных стран мира, а ее партийная сис­тема по своей структуре и функциям наиболее развитая и дифференцированная по сравнению с другими развивающи­мися странами Азии и Африки*. "При этом партийная система в Индии оказывается в определенных отношениях более слож­ной и гибкой, чем партийные системы высокоразвитых стран"**. Особенности партийной системы Индии вытекают прежде всего из необычайно пестрого классового, национального, религи­озного, кастового и социального состава населения. Наличие как партий, признанных в установленном порядке всеиндийскими, так и десятков партий в штатах и союзных территори­ях приводит к необходимости исследовать систему партий в этой стране на двух уровнях — союзном и штатов. Так, во всеобщих выборах участвуют около 300 политических партий, среди которых до 10 — всеиндийских.

* См.: Володин А. Г. Указ. соч. С. 177.

** Комаров Э. М. Указ. соч. С. 91.

 

С момента обретения независимости до середины 60-х гг. в партийно-политической системе страны ИНК был единствен­ной партией, способной овладевать государственной властью на всех уровнях. С появлением партии Сватантра возникли пред­посылки к превращению партийной системы в двухпартийную, хотя она еще некоторое время оставалась многопартийной с одной доминирующей партией. Тенденция к двухпартийности отчетливо проявилась в 1977 г., когда Джаната парти (ДП) впер­вые победила на парламентских выборах и сформировала свое правительство.

С тех пор Джаната парти и ИНК несколько раз менялись у руля управления страной, но к середине 90-х гг. сложилась ситуация, при которой уже ни одна общенациональная партия не может более самостоятельно обеспечить себе прочное боль­шинство в Парламенте и, следовательно, создать стабильное однопартийное правительство. Таким образом в стране возникло положение, при котором крупная всеиндийская партия может сформировать правительство лишь в коалиции с рядом реги­ональных партий.

Многие индийские политологи считают, что Индия всту­пила в эру нестабильных коалиционных правительств. По на­шему мнению, партийная система, сложившаяся в современ­ной Индии, не вполне соответствует традиционному для стран Запада понятию двух- или многопартийности. Учитывая особую роль региональных партий и специфические традиции индий­ской политической жизни, партийную систему Индии можно назвать "полиблоковой", поскольку она представляет собой борьбу постоянно меняющихся коалиций, состоящих из обще­национальных (всеиндийских) партий с региональными партиями в различных комбинациях.

Индийский национальный конгресс (Индиры) — ИНК(И) остается одной из наиболее мощных, авторитетных и опытных партий в политической жизни Индии. С января 1978 г. после раскола ИНК часть его, оставшаяся верной Индире Ганди и продолжившая основную линию прежнего Конгресса, стала называть себя так в честь своего лидера.

С момента создания ИНК в 1885 г. либеральными деятеля­ми и представителями национальной интеллигенции и до об­ретения независимости он отражал интересы весьма широких слоев индийского общества. До выборов 1977 г., несмотря на ряд расколов, нередко приводивших к появлению новых партий, ИНК оставался бессменно правящей партией, с деятельностью которой связан целый ряд важных преобразований в социаль­но-экономической жизни страны.

Партия провозгласила собственную концепцию "общества социалистического образца" (похожую по идеологии на запад­ное социальное государство), которое предполагает мирное сотрудничество различных слоев населения при сохранении частной собственности и развитии государственного сектора. Она выступает, в том числе и в предвыборном манифесте 1998 г., за усиление секуляристских (свободных от влияния ре­лигии) тенденций, против религиозно-кастовой и общинной розни, за территориальное единство страны, борьбу с безра­ботицей, бедностью, неграмотностью, в поддержку продолже­ния либеральных экономических реформ, за международную политику мира и дружбы со всеми странами.

Бхаратия джаната парти (БДП) является крупной и растущей в последнее время партией, возглавившей в марте 1998 г. коалиционное правительство, в которое входит еще более 10 региональных партий. Это праволиберальная, коммуналистская, то есть построенная на религиозно-общинной ос­нове, партия, образованная сторонниками бывшей религиозно-шовинистической партии Бхаратия джан сангх. Она выражает, прежде всего, интересы средних слоев и мелких предприни­мателей и землевладельцев. БДП в предвыборном манифесте 1998 г. провозгласила поддержку курса на дальнейшую либе­рализацию экономики с предоставлением государственной под­держки местным производителям, выступает за возрождение индуистских ценностей и традиций, перестройку территори­ального устройства по этническому и лингвистическому при­знакам, переход к пропорциональной избирательной системе, ориентацию экономики на удовлетворение социальных нужд населения, стабилизацию цен и обеспечение гарантированного продовольственного снабжения населения, ликвидацию без­работицы, улучшение положения женщин и детей, ликвида­цию неграмотности. Во внутренней политике партия гаранти­рует свободу и безопасность всем гражданам независимо от вероисповедания, а также ставит перед собой цель пресечь в стране террористическую деятельность. Партия выражает готов­ность продолжать работу по созданию оружия массового унич­тожения, способного гарантировать независимость страны.

Можно отметить, что с приближением к государственной власти происходит определенное смягчение, "центрирование" позиций этой прежде экстремистской партии. Так, например, в ходе избирательной кампании 1998 г. партия отказалась от ряда положений своей программы, таких как требование от­мены особого статуса штата Джамму и Кашмир, закрепленно­го в ст. 370 Конституции, намерение незамедлительно заменить ныне действующие нормы индуистского и мусульманского пра­ва единым гражданским кодексом, строительство на месте раз­рушенной мусульманской мечети в Айодхье храма индуистс­кому богу Раме.

Партия Джаната дал (ДД) носит центристский характер и во многом сходна с ИНК, откуда вышло большинство ее членов. Эта партия критикует правительственную политику по таким вопросам, как уровень жизни трудящихся, рост цен, безработица, коррупция и финансовые злоупотребления выс­ших чиновников. Партия выступает за снижение налогов, спи­сание долгов крестьян, повышение пенсий, увеличение заня­тости, демократизацию внутренней жизни страны. ДД стремится к единству страны, решению национальных, кастовых, религи­озных и других проблем.

Индийский национальный конгресс (социалистический) — ИНК(с) вышел из ИНК в 1987 г. в результате раскола партии и по своему составу и организационной структуре тоже незна­чительно отличается от ИНК(И). Раскол произошел в резуль­тате борьбы за руководство в ИНК. Партия широко использу­ет социал-демократическую фразеологию, акцентирует внима­ние на правах и свободах граждан.

Коммунистическое движение в Индии насчитывает около 10 партий, называющих себя коммунистическими, и крайне разобщено. Возникшая в 1925 г. Коммунистическая партия Индии (КПИ) занимает весьма стандартную, в основном орто­доксальную позицию. Партия выступает за поднятие уровня жизни трудящихся, проведение земельных реформ, против безработицы, за единство страны и демократическое разрешение национальных, религиозных, кастовых, языковых и дру­гих проблем. КПИ руководит массовыми организациями трудя­щихся, насчитывающими около 6 млн. человек.

Коммунистическая партия Индии (марксистская) — КПИ(м) образовалась в 1984 г. в результате раскола комму­нистического движения и в первые годы во многом была соли­дарна с линией руководства Коммунистической партии Китая того времени. К началу 80-х гг. партия отказалась от поддерж­ки левого экстремизма и заняла более реалистические пози­ции. Особенно сильны позиции КПИ(м) в штатах Западная Бенгалия и Керала.

Кроме того, в ряде штатов действуют влиятельные реги­ональные партии, представители которых подчас включаются в состав центрального Правительства.

В политической системе Индии весьма широко представ­лены организации бизнеса, проводящие в жизнь свои интересы посредством лоббизма и других методов. Главной организацией крупного бизнеса является Федерация индийс­ких торгово-промышленных палат (ФИТПП), в рамках кото­рой вопросами труда и заработной платы ведает Всеиндийская организация работодателей (ВОР). Другая влиятельная орга­низация крупного бизнеса — Объединенные торгово-промыш­ленные палаты Индии (ОТППИ). Они представляют собой ас­социации предпринимателей, куда входит как местный, так и иностранный капитал.

Специфика многоукладной экономики страны, в которой все еще широко используется ручной труд и распространено кустарное производство, отражена в Федерации ассоциаций мелкой промышленности (ФАМП), насчитывающей 70 тыс. членов. В последние годы деятельность этой организации не­сколько расширилась.

Основными и наиболее массовыми организациями трудя­щихся в политической системе Индии являются професси­ональные союзы. За годы независимости численность профсоюзов в стране выросла в несколько раз и достигла, по официальным данным, 5,4 млн. человек, а по сведениям проф­союзов — 12,5—13 млн. членов. Число зарегистрированных проф­союзов составляет около 36 тыс. При этом отраслевых профсо­юзов в Индии почти нет. Обычно создаются профорганизации на уровне предприятий. Такое раздробление сил рабочих и служа­щих ослабляет их единство. Членами профсоюзов в Индии со­стоят не более 1/4 или 1/3 трудящихся.

В настоящее время в Индии имеется пять национальных профцентров, два из которых наиболее влиятельны. Индий­ский национальный конгресс профсоюзов (ИНКП) опирается на реформистские концепции ИНК(И) о строительстве "демокра­тического социализма" в Индии, держит курс на мирное со­трудничество труда и капитала, основанное на идеологии не­насилия, выступает с общедемократическими лозунгами. В нем состоят около 4 млн. членов. Всеиндийский конгресс профсою­зов (ВИКП) объединяет свыше 3,5 млн. членов. ВИКП ставит своей целью ограничение деятельности монополий, развитие государственного сектора, сокращение бремени налогов на тру­дящихся, повышение их заработной платы, усиление единства действий профсоюзов. Большое влияние на ВИКП имеет КПИ*.

* См.: Егорова М. Н. Рабочий класс Индии. М., 1988. С. 170.

 

Есть в Индии и объединения трудящихся в сфере сельско­го хозяйства. Видную роль играют Всеиндийский крестьянский союз и Всеиндийский союз сельскохозяйственных рабочих.

Большое значение в Индии имеет религия. Религиоз­ные организации представляют собой важный компонент политической жизни страны. Несмотря на то, что подавляю­щее большинство населения страны исповедует индуизм (83%), в Индии можно встретить представителей практически всех религий мира. Среди более распространенных религиозных меньшинств мусульмане составляют около 11%, христиане — 2,6, сикхи — 1,9, буддисты — 0,7, джайны — 0,5, парсы, ев­реи и др. — 0,3%.

Чрезвычайная пестрота религиозной палитры современ­ной Индии и взаимопереплетение религии и политики в обще­ственной жизни этой страны делает очень сложным разграни­чение понятия политической партии и религиозной организа­ции. В ходе своего развития религиозные организации нередко превращаются в партии, но стремятся называть себя органи­зациями или движениями и наоборот. Партии нередко имеют в своей структуре религиозные организации. Многие религиоз­ные организации ориентированы на один или несколько шта­тов и имеют региональный характер.

Нередко религиозные организации в Индии приобретают коммуналистскую или сепаратистскую направленность и ис­пользуются в интересах региональных группировок. Так, на­пример, на идеологии коммунализма основана созданная еще в 1925 г. индуистская религиозная организация Раштрия сваямсевак сангх (РСС — Союз добровольных слуг родины). С лозунгами построения великой Индии для индусов молодчики из этой организации не раз устраивали массовые беспорядки и погромы. В Западной Бенгалии коммуналистская организация "Ананда марг" и движение "Амра бенгали" выступали за со­здание Большой Бенгалии, включающей в себя Западную Бенгалию, Трипуру, Бангладеш и часть Ассама с населением, го­ворящим на бенгали, и отделение ее от Индии. Сикхские эк­стремисты из религиозной группы Тара Сингха и Ордена нихангов вложили свою лепту в кровавые события в Пенджа­бе в конце 70-х гг. В 80-е гг. мусульманские коммуналисты, выступающие с сепаратистскими требованиями в рамках орга­низации "Джамаати ислами", и ее молодежная организация "Джамаати тулаба" значительно осложняли положение в штате Джамму и Кашмир. Функционирующий с начала 70-х гг. в шта­те Трипура Новозеландский союз христиан-баптистов подтал­кивал племена, проживающие в этом штате, к сепаратист­ским выступлениям.

Как мы видим, религиозная идеология и религиозные орга­низации в Индии нередко эксплуатируются сепаратистскими силами с целью подрыва единства страны. Однако по мере раз­вития политической культуры, модернизации социальной струк­туры индийского общества, роста благосостояния населения влияние такого рода религиозных организаций ослабевает.

Все более усиливается в Индии роль средств массо­вой информации. В стране издается около 20 тыс. газет и журналов, из которых около 14 млн. экземпляров на хинди и 10 млн. — на английском. Всего газеты и журналы издаются почти на 90 языках. Большинство изданий находятся в частном владении. Выделяются четыре группы крупнейших газетных ком­паний: "Тайме ов Индиа", "Индиан экспресс", "Хиндустан тайме" и "Ананда базар патрика". Из наиболее влиятельных информа­ционных агентств можно выделить крупнейшие — "Пресс траст ов Индиа", "Юнайтед ньюз ов Индиа", "Сентрал ньюз сервис" и "Индиа пресс эйдженси".

Индия входит в число десяти стран, издающих наиболь­шее количество печатной продукции, выпуская свыше 20 тыс. наименований книг и брошюр. Из 15 тыс. издательств 3/4 — мелкие, почти 1/4 — средние и 2% — крупные.

Всеиндийское радио, действующее с 1936 г. под контролем министерства информации и радиовещания, имеет 84 радио­станции, работающие на 38 языках, его передачи принимают­ся на всей территории страны. Всеиндийское телевидение, со­зданное в 1976 г., имеет сеть из 140 телевизионных центров и ретрансляционных станций, а также спутники телесвязи. Его передачи могут смотреть уже более 2/3 населения.

В связи с резким увеличением производства и использо­вания компьютерной техники возрастает значение информаци­онных возможностей глобальной сети Интернет и ее влияние на наиболее образованные и политически активные слои на­селения. Соединяясь с телевидением, радио, традиционными средствами печатной информации, компьютерные технологии приобретают в этой стране принципиально новые формы и качества. Развитие СМИ в последние два десятилетия, особен­но средств телекоммуникации, — важный идеологический фак­тор, способствующий унификации все еще специфической для различных районов страны политической и конституционной культуры населения и облегчающий политическое управление из центра, хотя нельзя и недооценивать подрывающего един­ство страны информационного воздействия из-за границы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 249; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.