Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционные основы политической системы




В Конституции 1995 г. важное место занимает конститу­ционно-правовое регулирование политических отношений. Оно базируется на важнейших правовых принципах, прежде все­го на принципе народного суверенитета и принципе полити­ческого плюрализма. Согласно ч. 1—3 ст. 3 Конституции на­род — единственный источник государственной власти и осу­ществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуще­ствление своей власти государственным органам. Никто не мо­жет присваивать власть в республике; такие действия пресле­дуются по закону. Как отмечалось, право выступать от имени народа и государства принадлежит Президенту, а также Пар­ламенту в пределах его конституционных полномочий. Согласно же ч. 1 ст. 5 Конституции в республике признается идеологическое и политическое многообразие, не допускается слияние общественных и государственных институтов, создание в государственных органах организаций политических партий.

Характеристика казахского государства, а также от­носящиеся к нему конституционно-правовые принципы час­тично затрагивались нами выше, а подробно будут рассмотрены в последующих параграфах настоящей главы. Здесь мы остановимся только на основных конституционных принципах, относящихся к государству.

В ст. 1 Конституции провозглашается, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, пра­вовым и социальным государством, высшими ценностями ко­торого являются человек, его жизнь, права и свободы. В ка­честве основополагающих принципов деятельности республи­ки в указанной статье Конституции названы: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое разви­тие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, реше­ние наиболее важных вопросов государственной жизни демок­ратическими методами, включая голосование на республикан­ском референдуме или в Парламенте.

Конституция в ст. 2 определяет Республику Казахстан как унитарное государство с президентской формой правления. Су­веренитет республики распространяется на всю ее террито­рию, целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость ко­торой обеспечивается государством. Наименования Республика Казахстан и Казахстан равнозначны.

Мы также отмечали, что согласно Конституции государ­ственная власть в республике едина, осуществляется на осно­ве Конституции и законов в соответствии с принципом ее раз­деления на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов (ч. 4 ст. 3).

Конституция в ст. 8 обязывает республику уважать принци­пы и нормы международного права, проводить политику со­трудничества и добрососедских отношений между государства­ми, их равенства и невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного разрешения международных споров, отказаться от применения первой вооруженной силы.

Государственная символика — флаг, герб и гимн — регу­лируется конституционным законом (ст. 9 Конституции).

Согласно ч. 2—5 ст. 5 Конституции общественные объединения равны перед законом. Не допускается неза­конное вмешательство государства в их дела, равно как воз­ложение на общественные объединения функций государствен­ных органов, государственное финансирование общественных объединений. Общественные объединения также не вправе вмешиваться в дела государства. Чтобы сделать последнее по­ложение реальным и лишить общественные организации не только возможности вмешательства в дела государства, но даже соблазна сделать это, запрещаются создание и деятель­ность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности республики, подрыв безопас­ности государства, разжигание социальной, расовой, нацио­нальной, религиозной, сословной и родовой розни, а также создание непредусмотренных законодательством военизирован­ных формирований. Кроме того, в Казахстане не допускается деятельность политических партий и профессиональных союзов других государств, партий на религиозной основе, а также финансирование политических партий и профессиональных со­юзов иностранными юридическими лицами и гражданами, ино­странными государствами и международными организациями. Деятельность иностранных религиозных объединений на тер­ритории республики, а также назначение иностранными ре­лигиозными центрами руководителей религиозных объедине­ний в республике подлежат согласованию с ее соответствую­щими государственными органами.

В республике зарегистрировано около 400 общественных объединений, в том числе около 30 политических партий*. По другим данным, в стране действует более 2 тыс. неправитель­ственных организаций, некоторые из которых создали Конфе­дерацию неправительственных организаций Казахстана**.

* См.: Страны мира: Справочник. 1999. М., 1999. С. 178.

** См.: Рогов И. Указ. соч.

 

Исходя из особенностей основных положений политических платформ, ориентированности на электорат среди политических партий в Казахстане отчетливо выделяются четыре социально ориентированных группы партий: коммунисты, националисты, демократы и проправительственные "партии власти".

Партии левой ориентации (социалисты, коммунисты) по­пулярны преимущественно среди рабочих индустриальных центров и небольшой части городской интеллигенции, сохра­нивших ностальгию по советскому периоду. Вместе с тем ука­занные партии не имеют здесь такой массовой поддержки из­бирателей, как в России.

Социалистическая партия Казахстана (СПК)появилась на политической арене 7 сентября 1991 г. в результате реше­ния внеочередного (чрезвычайного) съезда Коммунистической партии Казахстана о ее переименовании. Это решение вызва­ло неоднозначную реакцию среди рядовых членов партии. Поскольку на съезде речь шла главным образом о переименова­нии партии, а не о пересмотре ее программы, то оказалось, что программные положения, предусматривавшие власть тру­дящихся, исключительную государственную собственность на основные средства производства и т. п., противоречат действу­ющему законодательству. Это послужило основанием для от­каза министерства юстиции в регистрации устава партии. Лишь после внесения соответствующих изменений устав был заре­гистрирован.

В настоящее время СПК насчитывает около 47 тыс. чле­нов. Изменился социальный и возрастной состав ее членов. Партия на 42% состоит из людей в возрасте до 40 лет и на 24% — из 40—50-летних. Среди них немало руководителей государственных структур, депутатов всех уровней. Около 40 де­путатов Парламента предыдущего созыва состояли в СПК.

Основные пункты партийной программы в области демок­ратизации общества — подлинная демократия, включая пра­вовое государство с разделением функций трех ветвей влас­ти, политический плюрализм, развитие демократических ин­ститутов, равноправие наций и свобода совести. В области экономики СПК предлагает изменение структуры государствен­ных расходов и уменьшение финансирования убыточных пред­приятий, введение жесткой финансовой политики, принятие пакета законов о налоговой реформе, поддерживает разгосу­дарствление и приватизацию собственности, свободное цено­образование. В области социальной политики партия выступа­ет за государственную политику, позволяющую свести к ми­нимуму трудности и издержки, связанные с преодолением кризиса в экономике, за социальную защиту уязвленных сло­ев населения, поддержку материнства и детства, упреждение безработицы. Как видно, СПК не только изменила свое назва­ние, но и в программе ее мало что осталось от коммунисти­ческого прошлого.

Ортодоксальная часть бывшей Коммунистической партии Казахстана, сохранившая ее прежнее название, поддержа­ла на парламентских выборах 1999 г. 17% избирателей.

Всесоюзная коммунистическая партия большевиков (ВКПБ),возглавляемая небезызвестной Н. Андреевой, учреждена в ноябре 1991 г. в Ленинграде. После распада СССР она реши­ла отказаться от регистрации. Региональные (областные) орга­низации не поддерживают между собой связи. ВКПБ периоди­чески проводит мероприятия по советским праздникам.

Националистические группировки казахов и русских Жел т оксан (Декабрь), Азат (Свобода), Лад, Движение казачества и др. стремятся привлечь к себе интеллигенцию, государствен­ных служащих и радикально настроенную молодежь. Общим для этой группы политических движений является разделение по этническому признаку. Значительным влиянием они не пользуются.

Демократические партии Народный конгресс Казахстана, Демократическая партия образуют третью группу, опи­рающуюся на умеренно настроенную интеллигенцию как среди казахской, так и среди русскоязычной части населения. Наи­более характерными чертами партий, входящих в данную группу является то, что они придерживаются равной удален­ности от идеологии национальных и классовых приоритетов. Основу их политической ориентации составляет приоритет прав человека.

Партия Народный конгресс Казахстана (НКК)создана в октябре 1991 г. Насчитывает около 30 тыс. членов. Как и многие зарубежные партии правого толка, НКК не имеет фикси­рованного членства, около 50% ее членов имеют возраст 40— 45 лет. Ранее была представлена в Парламенте. В программе НКК отмечается, что ослепление национальной идеей не менее опасно, чем классовой. Это две дороги в одну пропасть. В сфере национальной политики основная цель НКК — укрепление гражданского согласия в условиях осознанной взаимозависимости всех наций и социальных слоев Республики Казахстан. Политическая цель — приход к власти парламентским путем. В социально-экономической политике НКК ставит своей целью создание правовых условий для развития современной социально ориентированной рыночной экономики, конечным звеном которой является товаропроизводство. Партия вы­ступает за многоукладную экономику и равноправие всех форм собственности, за превращение Казахстана в зону, благопри­ятную для предпринимательства, за полную социальную и ме­дицинскую реабилитацию населения, пострадавшего от всех видов экологических бедствий.

В Казахстане, как и в других республиках бывшего СССР, неоднократно предпринимались попытки создания так назы­ваемой партии власти, на которую Президент мог бы опереться ходе президентских выборов и в Парламенте. Одним из примеров подобного политического образования является сначала союз, а ныне Партия Народное единство Казахстана (ПНЕК), созданная государственными чиновниками. Она черпает под­держку в среде проправительственно настроенной интелли­генции, ПНЕК заявила о своей поддержке стратегического курса на обновление всех сфер жизни общества, правитель­ственной политики перехода к рынку и интеграции Казахстана в мировую экономику, утверждения реальной демократии, становления независимого государства. Ключевые положения программы ПНЕК — реальное участие миллионов людей в политике на базе массовой политической партии; широкая политическая коалиция и конструктивное сотрудничество Правительства и оппозиции на переходный период к социаль­но ориентированной рыночной экономике, консенсус, несило­вые методы в политике, учет мнения политических мень­шинств; приверженность идее правового государства в форме президентской республики, формирование нового профессио­нального Парламента, создание смешанной экономики с со­хранением сильного государственного регулирования в пере­ходный период, адресная социальная защита, равенство на­ций при одновременном признании по некоторым вопросам приоритета казахской нации с учетом того, что Казахстан — это единственная для казахов государственность на планете.

Незадолго до парламентских выборов 1999 г. были созданы новые партии, имеющие определенный электорат, — Отан (Отчизна), Гражданская и Аграрная.

В то же время оппозиционная Республиканская народная партия Казахстана (РНПК),возглавляемая бывшим Пре­мьер-министром Акежаном Кажегельдиным, практически не имеет возможности легально действовать. А. Кажегельдин счи­тает, что экономическое развитие страны подчинено полити­ческим, клановым, даже семейным интересам, власть делит граждан на своих и чужих нередко по географическому, а под­час по этническому принципу*.

* См.: Известия. 1998. 12 сент.

 

После падения советского атеистического режима в рес­публике изменилось отношение к церкви. В январе 1995 г. здесь действовало 1180 религиозных объединений и общин более 30 конфессий и доминаций. В ходе социологических ис­следований, проведенных Институтом развития Казахстана, из 2910 респондентов на вопрос "верующий ли Вы человек?" 1156 (39,7%) опрошенных признались в вере в Бога. 1927 человек, или 55,9%, выразили положительное отношение к чувствам верующих и религиозному культу вообще. И, наконец, 127, или 4,4%, признали себя атеистами*. Основная из действующих в Казахстане церквей — мусульманская (суннитская). На конец 90-х гг. в Казахстане функционировало около 600 му­сульманских объединений (на январь 1989 г. было всего 44 общины). Вторая по численности прихожан — Русская право­славная церковь Московского патриархата. На территории Казахстана действует 177 приходов Русской православной цер­кви, в организационном управлении разделенных на три епис­копства. Из других религиозных верований здесь представле­ны: протестантизм, баптизм, иудаизм, индуизм.

* См.: Кубеев Е. К. Указ. соч. С. 335—340

 

Что касается средств массовой информации, то сегодня более 70% из них, включая информационные агентства, не принадлежат государству.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.