Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глобальные экономические проблемы

Тема 8. Интеграция отечественной системы образования с мировым образовательным пространством.

Тема 6. Инновационная деятельность в школе

Письменная работа: анализ внедренных инноваций в исторической ретроспективе.

Составление проекта внедрения инновационного содержания в образовательных процесс с учетом собственного исследовательского проекта

Обзор публикаций по вопросам развития зарубежного образования (по данным периодической печати, конференций)

Реферирование материалов зарубежных публикаций (базы данных SCOPUS, Web of Science и др.) по проблемам развития образования с представлением презентации

 

 

Современный мировой экономический порядок длительное время воспринимался как сложный, хрупкий баланс различных сил и течений, неустойчивое равновесие центробежных и центростремительных тенденций. Но в последнее десятилетие хозяйство в масштабе планеты всё более предстаёт как неделимый, целостный организм с формирующимся единым механизмом функционирования.

В современном мировом хозяйстве увеличивается взаимосвязь и взаимозависимость общих и локальных, глобальных и национальных интересов. Сложность и острота экономических проблем мирового хозяйства порождены самим типом современной цивилизации, уровнем и характером развития производственных сил. На первый план перед человечеством выдвигаются такие общие проблемы, как сохранения мира на Земле, предотвращение войн – химических, бактериологических, а особенно термоядерных, приостановление гонки вооружений, расширение конверсии, предотвращение локальных и глобальных вооружённых конфликтов.

Большую опасность для человечества представляет катастрофически ухудшающееся состояние окружающей среды, назрела необходимость совместного мирового освоения космоса, запасов мирового океана.

Общей заботой являются топливно-энергетическое, а также сырьевое обеспечение стран. Требует скорейшего разрешения и продовольственный вопрос: он злободневен пока для многих стран. В этом ряду стоят проблемы голода, нищеты, борьба с эпидемиями, со страшными болезнями века (раком, ишемией, СПИДом).

Большие проблемы существуют и на рынке труда: проблемы занятости, рост массовой безработицы волнует большинство развитых и развивающихся стран.

В общем круге проблем выделяется вопрос об охране прав человека в современном мире, об освобождении его от чрезмерного государственного контроля.

Глобальные проблемы затрагивают самые разные стороны жизни человеческого общества (мировую политику и экономику, межгосударственные и межнациональные отношения, космические и мировые условия существования людей, массовое сознание людей), а потому требуют комплексного подхода и всестороннего изучения. Мировое сообщество способно решить глобальные проблемы, лишь объединив усилия и ресурсы. Отсюда возникает необходимость глобальной перестройки сложившейся системы отношений – политических и экономических.

Глобальные мировые проблемы очень различны. Однако они имеют ряд общих черт, позволяющих объединить их в единое целое. К общим чертам относятся:

- каждая из них и все они вместе принципиально важны для судеб человечества. Задержка с их решением грозит гибелью цивилизации или деградацией условий жизни и производственной деятельности на Земле;

- они характеризуются глубокой связью между собой и взаимосвязью своих политических, экономических и научно-технических аспектов;

- в них отражается углубление и усложнение мирохозяйственных связей и интернационализация других общественных процессов на Земле;

- они могут быть решены лишь объединением усилий всех государств и народов.

Найти решение глобальных проблем, значит, обеспечить условия выживания всех народов и дальнейшего развития цивилизации.

По своему происхождению, характеру и способам решения глобальные проблемы делятся на три группы:

первая группа включает проблемы, связанные с взаимоотношениями развитых и развивающихся стран (вопросы войны и мира, разоружения и развития);

вторая группа охватывает проблемы, выражающие отношения в системе «человек – общество» (рост народонаселения, борьба с нищетой, голодом, болезнями, развитие человека в условиях НТР);

третья группа включает проблемы отношений в системе «общество – природа» (защита окружающей среды, ресурсы, энергетика).

Центром и связующим звеном всего комплекса общемировых проблем является человек и его будущее.

Глобальные мировые проблемы жизненно важны для человечества. Их нерешённость порождает угрозу для будущего всех людей. Например, НТР привела к невиданному развитию средств разрушения и военного дела. Человек оказался способным уничтожить всё живое на нашей планете. Накопленных арсеналов, как считают учёные, достаточно для того, чтобы уничтожить 58 млрд. человек, или в 11,5 раза больше, чем живёт людей на Земле.

Ещё один пример. Опасность для жизни людей представляет химизация производства. С продуктами питания, медикаментами, загрязнённым воздухом различные вещества, вредные для человека, проникают в его организм. Это пагубно сказывается на здоровье людей, отрицательным образом влияет на физическую полноценность будущего поколения. Каждый год от 1000 до 2000 новых химических веществ с непознанным эффектом воздействия на организм человека и окружающую среду поступает к потребителям. Всего же сегодня используется 80 тыс. химических веществ.

Опасность глобальных проблем приводит к 2 выводам:

если тенденция развития этих проблем будет сохраняться, то в течение следующего столетия человечество подойдёт к пределам своего роста. Наиболее вероятным будет довольно резкое и неуправляемое падение, как численности населения, так и промышленного производства;

имеется возможность изменить данные тенденции роста, стабилизировать экономическое и экологическое состояние человечества, поддержать его в далёком будущем. Глобальное

равновесие можно спроектировать таким образом, что потребности каждого человека на земле будут удовлетворяться, а его индивидуальный потенциал будет реализовываться.

В противном случае человечеству угрожают: межнациональные и межгосударственные конфликты, отсутствие согласованности в экономической сфере, несогласованность в охране окружающей среды, неотрегулированность роста населения, политический авантюризм, упадок личной и государственной морали, потребительский эгоизм, рост уголовных преступлений, националистический и политический терроризм, разрушительное распространение алкоголизма и наркомании. И всё же несомненным является то, что человечество найдёт разумное решение сложной задачи осуществления необходимого и неизбежного прогресса с сохранением человеческого в человеке и природного в природе.

Не случайно всё более важное значение придаётся изучению проблем демографии; продовольственного обеспечения населения планеты; ресурсов и их восполнения; обеспечения безопасности и мира; охраны окружающей среды.

Глобальные проблемы очень остры и сложны, поэтому они находятся в центре внимания политических и общественных деятелей, литераторов и учёных- социологов, юристов, географов, медиков, физиков. Вместе с тем у этих проблем есть и ярко выраженный экономический аспект. Они воздействуют на структуру воспроизводства, на динамику экономических процессов, на поиск эффективных форм и методов управления.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 5. Стратегия и ресурсы развития современного образования | Глобальна екологічна ситуація
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.