Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема №5. Личность и общество




1. Понятие и теории личности.

2. Социализация личности.

3. Социальные статусы и роли.

4. Социальная типология личности

5. Личность и общество в переходный период.

Темы докладов

1. Унификация и индивидуализация личности.

2. Социальные типы личности.

3. Проблема самореализации личности в современных условиях.

 

Основная литература

– Кравченко А.И. Общая социология: учебное пособие для вузов – М., 2008. 534с.

– Волков Ю. Г. Социология: учебник. – М.: Феникс, 2012. – 672с.

Дополнительная литература

– Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2006. 352с.

– Наумова Н.Ф. Философия и социология личности. М., 2006. 576с.

– Бауман З. Индивидуализированное общество. М., 2002. 390с.

– Плахов В.Д. Западная социология XIX – ХХ вв. От классики до постнеклассической науки: эпистемологическое обозрение / В.Д. Плахов. – СПб.: Алетейя, 2006. 304с.

– Полюшкевич О. А. Перекодировка фрейма "личность" в дискурсе отечественного социума (1984 – 2000 гг.)// Социс. 2011. №5. С.104–110.

– Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. 414с.

– Фромм Э. Бегство от свободы / Общ. ред. П.С.Гуревича; пер. с англ. Г.Ф.Швейника. – М.: Прогресс, 2006. – 3–е изд. – 248с.

 

Задание 1.

1. Как соотносятся между собой понятия «индивид», «индивиду­альность», «личность»?

2. В чем специфика социологического понимания личности (в сравнении с философским и психологическим)?

3. Как вы считаете, какую роль в становлении личности играет биологическая наследственность, а какую — социальные усло­вия и воспитание? Обоснуйте свое мнение.

4. Какие модели социальной адаптации личности вам известны? Какая из них больше всех вам импонирует?

5. Как вы считаете, почему, с какой целью после Октябрьской революции были упразднены гимназии и вообще классиче­ское школьное образование? Как это сказалось на процессе социализации?

6. Что вам известно о социализации в ходе жизненного цикла (социализации взрослого человека)?

Задание 2. Сравните следующие высказывания:

«Общество есть дополненная или расширенная личность, а личность — сжатое, или сосредоточенное, общество» (Вл. Со­ловьев).

«Человек может быть всецело самим собою лишь пока он один; кто не любит одиночества — тот не любит свободы, ибо лишь в одиночестве можно быть свободным. Принуждение — это неразлучный спутник любого общества, всегда требую­щего жертв тем более тяжелых, чем выше данная личность. Поэтому человек избегает, выносит или любит одиночество сообразно с тем, какова ценность его «я». В одиночестве нич­тожный человек чувствует свою ничтожность, великий ум — свое величие, словом, каждый видит в себе то, что он есть на самом деле» (А. Шопенгауэр).

Почему любое из этих высказываний нельзя считать невер­ным? Обоснуйте свою точку зрения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. В Индии существует следующая легенда. В XV веке при дворе падишаха Акбара возник спор между учеными. Одни говори­ли, что сын китайца безо всякого обучения заговорит по–китайски, сын араба — по–арабски и т.д. Другие утверждали, что дети будут говорить на том языке, которому их обучат, и что национальная их принадлежность в этом смысле не име­ет никакого значения. Падишах разрешил этот спор следую­щим образом. Он велел поместить новорожденных разных национальностей в изолированную комнату. За детьми уха­живали люди с отрезанными языками. Через 7 лет комнату открыли, и вместо человеческой речи ученые услышали не­членораздельные звуки. Дети не говорили ни на одном языке и были глубоко слабоумны.

Почему так произошло? Ответ аргументируйте.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Заполните таблицу:

Теории развития личности Теоретики Общая характеристика
Социологические теории    
Психоаналитические теории    
Теория развития познания    
Теория нравственного развития    

Задание 5. Прочитайте литературу по теме массового общества и по теме личностная идентификация. Подумайте, почему происходит потеря социальной идентификации личности? Каковы еще негативные последствия возникновения массового общества? Какие условия социализации и ценностные ориентации могут предотвратить «исчезновение личности»? Предлагается написать эссе по теме, либо подготовить устный доклад для устного выступления на семинарском занятии.

Студенту на заметку:

ü Феномен массового общества стал эмпирически выраженным в XX–XXI вв. При этом понятие «масса» предполагает существование некоторой однородной, внутренне слабо связанной социальной среды существования индивидов, которые не могут самостоятельно приобрести собственное самосознание и самоопределиться. Человек «массы» по определению противоположен индивиду как личности.

ü В истории философско–социологической мысли проблема неспособных к самоопределению и самосознанию индивидов связана с тем, что в силу ряда условий человеческая индивидуальность разрушается, внутренний мир индивидов исчезает.

ü Личностная идентификация – это установление и сохранение в себе постоянного и неизменяемого ядра личности, о котором можно сказать: «Это я». В противном случае личность потеряется во множестве своих ролей.

ü Социальная идентификация – это отождествление себя по общим проблемам, жизненным интересам и социальным симпатиям с определенной социальной группой.

Литература:

- Волков Ю. Г. Социология: учебник. – М.: Феникс, 2012. – 672с.

- Арендт Х. VITA ACTIVA, или О деятельной жизни. – СПб., 2000.

- Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. — М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.

- Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. Издательство: Идея–Пресс, Дом интеллектуальной книги (ДИК) – 2000 г. – 312С.

- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности – Спб,2000 – 608с.

- Лебон Г. Психология народов и масс. – Издательство: Академический Проект Серия: Психологические технологии – 2011 – 240 С.

- Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование Идеологии Развитого Индустриального Общества. – М., 1994.

- Ортега–и–Гассет Х. Восстание масс. – М., 1991.

- Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 2006.

- Фромм Э. Здоровое общество. – М., 1998.

- Московичи С. Век толп. – М.,1998.

- Хевеши М.А. Феномен «толпы» в трактовке философии XX века // Философские науки. – М., 1999. – №1–2.

- Низамова Л.Р. Российские и западные трактовки мультикультуризма// Социс. 2009. №10. С. 80–89.

- Фромм Э. Бегство от свободы / Общ. ред. П.С.Гуревича; пер. с англ. Г.Ф.Швейника. – М.: Прогресс, 2006. – 3–е изд. – 248с.

 

Задание 6. Предлагается написать научно–исследовательское эссе по темам:

«Проблема самореализации личности в современных условиях». «Ресоциализация и десоциализация личности».

«Личностная идентификация».

«Историческая память и ценностные ориентации личности».

Задание 7.

1. В СОЦИОЛОГИИ ПРИНЯТО ПОНИМАТЬ ПОД СОЦИАЛИЗАЦИЕЙ:

а) процесс вхождения индивида в общество;

б) социальную мобильность;

в) отчуждение от средств производства;

г) воспитание родителями ребенка;

д) овладение языком и умение общаться в другими людьми.

 

2. ИНДИВИД – ЭТО:

а) мужчина; б) единичный человек, представитель социального; в) человек со средним образованием; г) женщина;

д) отдельный элемент общества.

 

3. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС – ЭТО: а) социальное поведение;

б) положение человека в социальном пространстве; в) место человека в поезде; г) социальные предписания; д) специфические признаки конкретного общества.

 

4. АВТОРЫ ТЕОРИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ:

а) З. Фрейд; б) У. Шелдон; в) Г. Спенсер; г) М.Вебер; д) К.Юнг.

 

5.НАЙДИТЕ ПРАВИЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ:

а) единичное природное существо; б) социализированный человек;

в) член семьи; г) индивидуальный человек;

д) социальная роль индивида в обществе.

 

6. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕРМИН «ЧЕЛОВЕК ОЗНАЧАЕТ»:

а) одного из представителей рода людей;

б) носителя определенной информации;

в) высшую ступень развития живых организмов;

г) биосоциальный организм; д) биологический индивид.

 

7. ПРОЦЕСС, В РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРОГО ЧЕЛОВЕК УТРАЧИВАЕТ СВЯЗЬ СО СВОИМ КЛАССОМ, МОРАЛЬНО ОПУСКАЕТСЯ, НЕ УЧАСТВУЕТ В ОБЩЕСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ, НАЗЫВАЕТСЯ:

а) процесс деклассирования; б) социальная стратификация;

в) отчуждение от средств производства; г) декаданс;

д) отчуждение.

 

8. СТРЕМЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА УЙТИ ОТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, ОБЩЕПРИНЯТЫХ СТАНДАРТОВ И НОРМ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ НАЗЫВАЕТСЯ:

а) эскапизм; б) нигилизм; в) утопия; г) регресс; д) отчуждение.

 

9. АГЕНТАМИ ПЕРВИЧНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЯВЛЯЮТСЯ:

а) сотрудники телевидения; б) братья и сестры;

в) представители государства; г) администрация школы; д) члены семьи.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1047; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.