КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема №9 Этносоциология
1. Предмет и задачи этнической социологии. 2. Социально–этническая структура общества: этнические общности и их классификация. 3. Этнос и этническая идентичность. 4. Понятие «конфликта» в этносоциологии.
Темы докладов 1. Природа этнического: основные подходы к исследованию (Ю.В Бромлей, Л.Н. Гумилев, К.Леви–Стросс и др). 2. Этнический состав России: особенности и специфика. 3. Межнациональные конфликты: причины и пути их разрешения. 4. Роль и значение толерантности в современном обществе.
Основная литература - Волков Ю. Г. Социология: учебник. – М.: Феникс, 2012. – 672с.
Дополнительная литература - Соколова Д.А. Адаптация иностранных студентов в поликультурной образовательной среде. // Социс. 2013. №3. С.114–117 - Вертевская А.В. Проблемы и перспективы европейского мультикультурализма.// Социс. 2013. №3. С.117 – 124. - Волков В.В. Интеграция общества в Латвии: позиции этнических меньшинств.// Социс. 2012. №4. С.54 – 64. - Гарипов Я.З. Языковое развитие полиэтнического региона.// Социс. 2012. №4. С.64 – 69. - Пушкин С.Н. Проблема межэтнических контактов в творчестве Л.Н. Гумилева.// Социс. 2012. №7. С.89 – 99. – Абрамова М. А., Гончарова Г. С. Степени этничности как основа национальной политики. // Социс. 2012. №10. С.42 – 50. – Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М. Этносоциология перед вызовами времени // Социологические исследования. 2008. № 7. С. 85–95. – Арутюнян Ю.В. Об этнических диаспорах в российской среде. // Социс. 2013. №7. С. 34 – 44. – Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса / Послесл. Н. Я. Бромлей. Изд. 2–е доп. М., 2008. 440с. – Гумилев Л.Н. Очерки теории этноса. М., 1983. 387с. – Доронченков А.И. Межнациональные отношения и национальная политика в России: актуальные проблемы теории, истории и современной практики. СПб, 1995. 220с. – Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1995. 319с. - Ильин В.И. Теория социального неравенства (структуралистско–конструктивистская парадигма). М., 2000. 348с. - Крысько В.Г. Этническая психология. М., 2002. 320с. - Мнацаканян М.О. Этносоциология: нации, национальная психология и межнациональные конфликты. М.,1998. 187с. - Социология межэтнической толерантности/ Отв. ред. Л. М. Дробижева. М.: Изд–во Института социологии РАН, 2003. 222с. - Этносоциология // Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией академика РАН Г. В. Осипова, 1998. 672с. - Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. СПб, 1994. 203с. - Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998. 389с. - Титаренко Л.Г. Национальное и наднациональное в социологии // Социс, 2011, № 1. С. 22–29. Задание 1. 1. Очертите предметную область этносоциологии. Дайте определение ее предмета. В чем вы видите основное различие между этносоциологией и этнологией? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Что такое в вашем понимании «этнос»? Охарактеризуйте основные концепции сущности этноса. Какая из них представляется вам более верной? Приведите аргументы в поддержку своей точки зрения. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Сравните понятие «этническая общность» с понятиями «нация» и «народ». __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. В период «зрелого социализма» в отечественном обществоведении было принято положение о формировании «новой исторической общности людей — советского народа». Считаете ли вы этот тезис верным? Если да, то существует ли в настоящее время эта общность? Выберите вариант ответа: а) существовала, но распалась с распадом Советского Союза; б) существует до сих пор в трансформированном состоянии; в) существует в неизменном виде; г) ее никогда не было, это искусственное понятие. Обоснуйте свой выбор ответа. Как по–вашему, можно ли рассматривать общность «советский народ» как новый этнос или суперэтнос? Почему? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Как вы оцениваете известный тезис Маркса: «У пролетариат нет отечества»? Какой смысл вкладывается в эти слова? Попытайтесь опровергнуть или обосновать этот тезис. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Перечислите и охарактеризуйте известные вам типы этнической идентификации. Что такое этноцентризм? Считаете ли вы его негативным или позитивным явлением? Аргументируйте. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Здание 3. Как вы оцениваете смешанные браки: а) они полезны, поскольку способствуют интеграции этнических групп в рамках общества; б) они вредны, поскольку способствуют размыванию этносоциокультурных стереотипов и усложняют процесс этнической идентификации следующих поколений; а) они имеют значения, поскольку этническая принадлежность человека вообще не определяется генетическим фактором. Обоснуйте свою точку зрения. Выскажите собственное мнение. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. 1. Дайте определение понятия «конфликт» в этносоциологии. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Известно, что в современном российском обществе нарастают тенденции национализма и ксенофобии. Объясняется ли это явление: а) исторической ущемленностью и незащищенностью русского этноса; б) ростом этнического самосознание русских людей; в) неправильным поведением представителей других этнических групп; г) отсутствием правильной национальной политики и соответствующего воспитания; д) комплексом социально–экономических и политических проблем переходного российского общества; е) исторически сложившимися конфликтными межэтническими отношениями? Приведите аргументы в пользу своей точки зрения. 3. Назовите понятные вам объективные и субъективные предпосылки межнациональных конфликтов. 4. Межнациональные конфликты: причины и пути их разрешения. 5. Каково содержание межнациональных отношений, из каких элементов они складываются? 6. В чем состоят национальные интересы. Как они связаны с национальными отношениями? 7. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. Задание 5. Прочитайте высказывания знаменитых людей. ü Величие нации вовсе не измеряется ее численностью, как величие человека не измеряется его ростом. (В. Гюго). ü Величие нации должно уместиться в каждом ее представителе. (Станислав Ежи Лец). ü Народ может иметь одну душу, одно сердце, одну грудь, которую он подставляет опасности, но беда, если у него только один мозг. (Станислав Ежи Лец). ü Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился. (Б. Шоу). ü Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, – спроси, что ты можешь сделать для своей Родины. (Д. Кеннеди). ü Наша истинная национальность – человек. (Г. Уэллс). ü Националисты не могут быть довольны до тех пор, пока не найдут кого–нибудь, кто их обидит. (В.Вейднер). ü Патриот не столько хочет за что–то умереть, сколько кого–нибудь убить. (Геннадий Ефимович Малкин). ü В душе каждого человека находится миниатюрный партрет его народа. (Густав Фрейтаг). Какие вам показались интересными, со всеми ли вы согласны?
Задание 6. Познакомьтесь с темами и подготовьте интересный устный ответ/ сообщение / комментарий. 1. Природа этнического: основные подходы к исследованию (Ю.В Бромлей, Л.Н. Гумилев, К.Леви–Стросс и др), 2. Этнический состав России: особенности и специфика. 3. Роль и значение толерантности в современном обществе. 4. Охарактеризуйте содержание национального вопроса в современной России. Есть ли особенная роль у интеллигенции в нормализации и гармонизации отношений между нациями?
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 817; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |