КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Динамика финансовых показателей по данным консолидированного бюджета за 2005-2008 годы
Законом о бюджете, правовыми нормативными актами о бюджете Российской Федерации, утверждены доходы и расходы субъектов Российской Федерации, указные ниже, в таблице № 1: Таблица № 1 «Доход и расход субъектов РФ, плановые и фактические показатели, млн. руб.
Перевыполнение плановых показателей дохода бюджета в 2006 г. по сравнению с фактическими составляет 4,59 % или 131 656 млн. руб., за аналогичный период в 2006 г. 4,9 % или 177 393 млн. руб., фактический прирост дохода бюджета 2007 г. по сравнению с запланированными показателями составил 198 529 или 4,28 %. По сравнению с предыдущим годам в 2008 г. запланировано увеличение доходной части бюджета на 377 262 млн. руб., плановый прирост составляет 3,95 %. Расходная часть бюджета субъектов РФ постоянно снижается. В динамике за 2005-2007 гг. фактические показатели составляют -3,32 %, -4,68 %, -5,03% или, соответственно, 100 982 млн. руб., 179 619 млн. руб., 254 181 млн. руб. Работа по составлению бюджета во многом сводится к достижению соответствия между доходами и расходами. Возможны три результата этой работы: 1) сбалансированность – совпадение расходов бюджета и его доходов; 2) профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами; 3) дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами. В качестве мероприятий, направленных на снижение дефицита бюджета, традиционно используются такие, которые, с одной стороны, стимулируют приток поступлений в бюджет, а с другой – способствуют сокращению расходов государства. К ним относятся: • изменение направлений государственных инвестиций в отрасли экономики с целью значительного повышения финансовой отдачи бюджетных средств; • более широкое использование финансовых льгот и санкций. Это позволяет полнее учитывать специфические условия хозяйствования и стимулирует рост производства; • сокращение сферы государственного финансирования (правительственной помощи иностранным государствам; военных расходов и т.п.) при сохранении финансирования лишь важнейших социальных программ; • запрет центральному банку предоставлять кредиты правительственным структурам любого уровня без надлежащего оформления задолженности государственными ценными бумагами. В последние годы бюджет субъектов РФ сводится с профицитом. Эта ситуация объясняется главным образом благоприятной для России ценовой конъюнктурой на мировом рынке энергоресурсов, одним из лидеров которого наша страна является. Однако ситуация может измениться, цены на нефть и газ снизятся, и в таких условиях сбалансировать бюджет будет чрезвычайно сложно. Превентивной мерой государства является формирование Стабилизационного фонда РФ, который будет использован в целях обеспечения сбалансированности бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой. В динамике показателей за последние 4 года наблюдается увеличение фактических доходов (таблица №2), снижение фактических издержек в бюджете ведет к росту профицита бюджета. Это видно на диаграмме, постоянный запланированный дефицит бюджета плюс увеличение доходов, снижение расходной части приводит к профициту бюджета. Рост профицита в 2006 году составил 31,8 % или 155 300 млн. руб. по сравнению с 2006 годом, соответственно, в 2007 году рост профицита составил 37 % или 230 360 млн. руб. Из таблицы № 2 видно, что при сравнении показателей 1 квартала 2008 года по сравнению с 2007 годом наблюдается видимый прирост. Так, например, в налоговых доходах: исполнение консолидированного бюджета увеличилось по налогу на прибыль организаций на 136 385 млн. руб. или 31 %, по налогам на товары и услуги на 32 % или 102 631млн. руб., рост исполнения показателей по прочим налогам, пошлинам и сборам, зачисляемым в бюджет субъектов РФ составляет 20 % или 54 313 млн. руб. Однако в динамике прослеживается снижение налоговых доходов по таким видам, как: по налогу на совокупный доход на 0,5 % или 1241 млн. руб., по налогам на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции на 122 522 млн. руб. или на 30,5 %, по платежам за пользование природными ресурсами на 28 % или 62 217 млн. руб. Если сравнить доходные показатели по безвозмездным перечислениям, значительного отклонения не наблюдается, основной составной частью являются прочие безвозмездные поступления, рост в 1 кв. 2008 года сотавил 2 %, или 80 млн. руб. Таблица № 2 «Доходы субъектов РФ по видам, сравнение 1 кв. 2007 и 1 кв. 2008 гг., млн. руб.
Также из данной таблицы видно, что показатели за 1 квартал 2008 года по таким неналоговым доходам, как доходы от использования госимущества, доходы от продажи нематериальных активов, административные платежи и сборы значительно превышают показатели за аналогичный период 2007 года, соответственно, на 23% или 16 365 млн. руб., 21 % или 3 151 млн. руб., 33 %, или 1913 млн. руб. По прочим неналоговым доходам наблюдается незначительное снижение в размере 1 234 млн. руб. Доходы целевых бюджетных фондов в 1 кв. 2008 года увеличились значительно, более, чем в 5 раз. Рост отчислений по единому социальному налогу составил 25 % или 39 929 млн. руб., что связано с увеличением числа организаций, перешедших на официальную выплату заработной платы, ее значительному росту, увеличению численности рабочих мест на предприятиях. Доходы от предпринимательской деятельности также увеличились по сравнению с 1 кв. 2007 г. на 90 %, что обусловлено более лояльным отношением государства к малому и среднему бизнесу, развитию данного сегмента. При принятия бюджета на очередной год с дефицитом законом о бюджете одновременно утверждаются и источники финансирования дефицита бюджета (таблица № 3, таблица № 4). В случае же принятия бюджета на очередной год без дефицита законом о бюджете может быть предусмотрено привлечение средств из источников финансирования дефицита бюджета для финансирования расходов бюджета в пределах расходов на погашение долга.
Таблица № 3 «Источники финансирования бюджета, утвержденные сводной бюджетной росписью, млн. руб.»
Таблица № 4 «Бюджеты субъектов Российской Федерации, источники финансирования, утвержденные сводной бюджетной росписью на 2008 год»
Текущие расходы утвержденного бюджета субъекта РФ или местного бюджета не могут превышать объем доходов их бюджета. Размер дефицита утвержденного бюджета субъекта РФ не может превышать 15% объема доходов его бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Из этого можно сделать два важных вывода: во-первых, текущие расходы бюджета должны быть обеспечены доходами; во-вторых, привлеченные средства направляются исключительно на инвестиционные цели и на обслуживание государственного долга РФ по федеральному бюджету. Наиболее распространенной формой финансирования бюджетных дефицитов выступают всевозможные заимствования: Государственные заимствования РФ – займы и кредиты, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, привлекаемые от: • физических и юридических лиц; • иностранных государств; • международных финансовых организаций Внешние заимствования – займы и кредиты, по которым возникают долговые обязательства РФ, выраженные в иностранной валюте. Внутренние заимствования – займы и кредиты, по которым возникают долговые обязательства РФ, выраженные в рублях. Заимствования субъектов РФ, муниципальные заимствования – займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства соответственно субъекта РФ или муниципального образования как заемщика или гаранта, выраженные в валюте обязательств Из этого следует, что займы могут привлекаться от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций. Величина бюджетного дефицита не должна превышать предельно допустимого размера, составляющего, по оценкам, 2–3% валового внутреннего продукта. Для покрытия дефицита могут использоваться различные способы: 1) внутренние и внешние займы; 2) ужесточение налогообложения; 3) денежно-кредитная эмиссия (монетизация бюджета). В качестве мероприятий, направленных на снижение дефицита бюджета, традиционно используются такие, которые, с одной стороны, стимулируют приток поступлений в бюджет, а с другой – способствуют сокращению расходов государства. К ним относятся: • изменение направлений государственных инвестиций в отрасли экономики с целью значительного повышения финансовой отдачи бюджетных средств; • более широкое использование финансовых льгот и санкций. • сокращение сферы государственного финансирования (правительственной помощи иностранным государствам; военных расходов и т.п.) при сохранении финансирования лишь важнейших социальных программ; • запрет центральному банку предоставлять кредиты правительственным структурам любого уровня без надлежащего оформления задолженности государственными ценными бумагами. Из вышеприведенных таблиц (№3 и № 4) видно, что основными источниками финансирования являются остатки средств бюджетов, рост которых составляет в 2006 году 195 % или 150 986 млн. руб., в 2007 году 18 % или 40 467 млн. руб., также растет стоимость земельных участков, находящихся в собственности государства, на 59 % в 2006 году и на 82 % в 2007 году, или на 9 871 млн. руб. Значительный прирост наблюдается у государственных (муниципальных) ценных бумаг: в 2006 году 4 %, в 2007 году 19 %, или 1 786 млн. руб. и 8 474 млн. руб. Также видно, что снижаются количество внутренних кредитов по сравнению с 2005 годом на 100 %, или 631 млн. руб., в последующих годах данный источник не фигурирует. Изменяется величина исполнения государственных и муниципальных гарантий, происходит постепенное снижение- так в 2007 году по равнению с 2006 годом снижение сотавило 43 % или 8 435 млн. руб. По источникам внешнего финансирования бюджета изменения значительны- снижение в 2007 году по сравнению с 2006 годом составило около 69 % или 8 435 млн. руб., в 2006 году по сравнению с 2005 годом на 70 %. В 2008 году основным источником финансированию бюджета будут являться кредиты. Это около 319 854 млн. руб., на погашение кредитов отведено коло 288 035 млн. руб., на исполнение государственных и муниципальных гарантий 41 145 млн. руб., на государственные гарантии отведено порядка 68 млн. руб., столько же на источники внешнего финансирования бюджета. В 2008 году впервые в бюджете субъектов РФ фигурирует такой источник, как курсовая разница от сделок. Ее величина, утвержденная сводной бюджетной росписью на 2008 год составляет 13 млн. руб. В 2008 году на акции и иные формы участия в капитале отведено 13 311 млн. руб., данная величина также снижается. Однако по размещению государственных (муниципальных) ценных бумаг виден рост. В 2008 году данный показатель запланирован в размере 24 828 млн. руб. Результат от размещения ценных бумаг уже фактически в 2008 году составляет 63 330 млн. руб.
Таблица № 5 «Расходы бюджета субъектов РФ по статьям, в динамике за 2005-2007 гг, млн. руб.» Наиболее крупными являются следующие статьи расхода (таблица № 5): • обеспечение функционирования органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ; • обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ; • обеспечение реализации региональных целевых программ; • формирование государственной собственности субъектов РФ; • осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ; • оказание финансовой помощи местным бюджетам; • компенсация дополнительных расходов. Как видно из таблицы № 5, по расходованию средств бюджета субъектов РФ особых значительных изменений нет. Основными расходами являются расходы на поддержание и развитие национальной экономики (2005 г. – 17,47 %, 2006 г. 16,52 %, 2007 г.- 18,07%), на образование (2005 г. – 21,35 %, 2006 г. 22,16 %, 2007 г.- 21,6 %), расходы на здравоохранение и спорт (2005 г. – 15,77 %, 2006 г. – 16,45 %, 2007 г.- 15,84%). Особое внимание следует уделить росту затрат на национальную оборону, в 2006 году эта величина составила 1 534 млн. руб., прирост по сравнению с 2005 г. - 142 %. Также следует отметить, что на социальную политику и спорт в 2007 году потратили на 70% больше, чем в 2006 г., на жилищно-коммунальное хозяйство на 74 % или 227 732 млн. руб. Важно, что в 2008 году затрачено на окружающую среду на 10,45 % больше, чем в 2006 году, цепной прирост сотавил 7,37 % или 1 253 млн. руб. Почти на 4% возросли расходы на содержание СМИ, кинематографии и развитие культура. Данная величина в 2007 году составила 176 157 млн. руб. По сравнению с 2005 годом прирост сотавил более 65 %. Незначительное увеличение расходов наблюдается по общегосударствен-ным вопросам. Данная величина постепенно увеличивается, рост в 2006 году по сравнению с 2005 годом составил более 12%. В 2007 по отношению к 2006 году рост составил 23 %.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |