Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отребительское общество




Лава III. ‚иды кооперативов

Џотребительское общество (далее общество) С наиболее современнаЯ форма кооперации, при которой широко используютсЯ рыночные категории (цена, стоимость, денежнаЯ оценка). €мущественный оборот между пайщиком и обществом, между пайщиками совершаетсЯ внутри одного юридического лица, внутри одной системы отношений как комплекс взаимного инвестированиЯ, механизм соединениЯ экономических, социальных интересов пайщиков, наемных рабочих, задействованных в потребительском обществе на основе рыночных отношений, управленческих структур и государства.

Џотребительское общество формирует:

-иную ценовую политику, котораЯ позволЯет снизить себестоимость изготавливаемой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), а тем самым повысить конкурентоспособность продукции, работ, услуг, повысить покупательную способность членов общества;

-единый заказ, под который планируетсЯ производство, приобретаютсЯ и используютсЯ машины, оборудование, трудовые ресурсы и т.д. ђезультат производства становитсЯ средством удовлетворениЯ потребностей членов потребительского общества.

‘убъектами потребительского общества ЯвлЯютсЯ:

-пайщик (действительный член общества) - гражданин или юридическое лицо, внесший вступительный и паевой взносы, предусмотренные уставом, и прошедший процедуру регистрации в совете общества; С член обществаС гражданин или юридическое лицо, внесший вступительный взнос и находЯщийсЯ в режиме Зиспытательный срокИ и не прошедший процедуру регистрации в совете общества, как пайщик;

-ассоциированный член общества - гражданин или юридическое лицо, внесший вступительный и паевой взносы, предусмотренные уставом длЯ ассоциированных членов общества, не обладающий правом участиЯ в управлении делами общества, либо члены, находЯщиесЯ в режиме Зиспытательный срокИ, прошедшие процедуру регистрации как ассоциированные члены общества.

Џайщики, ассоциированные члены общества признаютсЯ в целом как члены общества.

Џравовое положение имущества потребительского общества имеет рЯд особенностей:

1) имущество общества имеет высшую степень защиты от внешнего вмешательства во внутрихозЯйственную деЯтельность ЏЋ, в том числе государственных органов и органов местного самоуправлениЯ;

2) имущество потребительского общества не распределЯетсЯ по долЯм, вкладам, между пайщиками и работающими по трудовому договору;

3) имущество потребительского общества может быть передано в доверительное управление с целью увеличениЯ активов.

ЗЋрганизационно-правоваЯ форма потребительского общества несет целый комплекс организационных, правовых возможностей в области развитиЯ социально-ориентированного, инновационного производства, занЯтости членов общества, роста благосостоЯниЯ и удовлетворениЯ потребностей в материальных и других благах всех членов общества, оптимизации налогообложениЯ[17]И.

Џотребительское общество имеет комплекс специфических юридических и хозЯйственных возможностей:

- заключать хозЯйственные договора и контракты;

-создавать сеть кооперативных участков, целевых паевых объединений;

-создавать длЯ выполнениЯ уставных целей хозЯйственные общества (‡ЂЋ, ЋЋЋ), учреждениЯ медицинские, образовательные с правом оперативного управлениЯ, банки, страховые общества, фонды, предусмотренные ђоссийским законодательством, негосударственные пенсионные фонды, кредитные союзы и т.д.; (Џри этом у членов потребительского общества возникает обЯзанность покрывать образовавшиесЯ убытки в результате деЯтельности предприЯтиЯ созданного на праве оперативного управлениЯ за счет дополнительных взносов[18]).

-заниматьсЯ внешнеэкономической деЯтельностью, покупать валюту; получать валютные кредиты;

- осуществлЯть предпринимательскую деЯтельность;

- вступать в совместную деЯтельность;

- оформлЯть взаимоотношениЯ с контролирующими и проверЯющими органами, составлЯть и предоставлЯть бухгалтерскую, налоговую и статистическую отчетностью.

Ћбеспечение своим членам материальных и социальных благ осуществлЯетсЯ не благодарЯ вложенному капиталу, а благодарЯ членству и вложенному имущественному вкладу, роль и участие пайщика определЯетсЯ не только размером паевого взноса, но и ростом его покупательной способности.

Џотребительское общество С Зэто одна из форм коллективного рыночного предприЯтиЯ с активной социальной направленностью и защитой интересов членов данного общества, представлЯет собой соединение рыночных отношений на некоммерческой основе[19]И.

Ћсобенностью потребительского общества, в отличие, например от сельскохозЯйственного потребительского кооператива, ЯвлЯетсЯ то, что вступление в общество новых лиц не влечет за собой изменений в “став и необходимость перерегистрации общества. Ќеобходимо заметить, что ‡акон ђ” от 19 июнЯ 1992 г. ЗЋ потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в ђоссийской ”едерацииИ вопрос о передаче пайщиком паевого взноса не регулирует. „умаетсЯ, что Зпоскольку пайщик потребительского кооператива не только имеет в отношении данного кооператива права, но и несет перед ним обЯзанности, то, исходЯ из общих правил гл. 24 ѓЉ ђ”, надлежит сделать вывод, что передача пайщиком не специализированного потребительского кооператива другому лицу принадлежащего ему в отношении кооператива права возможна только с согласиЯ кооператива, если иное не предусмотрено уставом кооператива[20]И.

‘уществует некоторое противоречие норм ‡акона ЗЋ потребительской кооперации (потребительских обществах и союзах) в ђоссийской ”едерацииИ нормам ѓражданского кодекса ђ”. ’ак, например, п. 5 ст. 13 ‡акона гласит, что в случае смерти гражданина, ЯвлЯющегосЯ пайщиком, наследники пайщика могут быть принЯты в потребительское общество, если иное не предусмотрено уставом потребительского общества. ‚ противном случае потребительское общество передает наследникам его паевой взнос и кооперативные выплаты в установленном порЯдке. Ћднако это положение противоречит статьи 1177 ѓЉ ђ”, согласно которой, наследнику члена потребительского кооператива не может быть отказано в приеме в члены кооператива. ‚идитсЯ необходимым привести ст. 13 ”‡ ЗЋ потребительской кооперации (потребительских обществах и союзах) в ђоссийской ”едерацииИ в соответствие с положениЯми ѓражданского кодекса.

„ругой важной особенностью потребительского общества ЯвлЯетсЯ механизм взаимодействиЯ его членов, который обеспечивает:

-принципиально новую инфраструктуру движениЯ товаров и денег, несмотрЯ на то, что взаимоотношениЯ членов общества строЯтсЯ на инвестиционных договорах, договорах купли-продажи, договорах подрЯда и оказаниЯ услуг;

-новые методы принЯтиЯ потребительских решений в управлении консолидированных ресурсов (кооперативное, коллективное);

-новый тип интегрированной системы развитиЯ производства на основе объединениЯ средств, имущества, трудовых ресурсов и потреблениЯ на базе снижениЯ стоимости продукции, работ, услуг, удовлетворениЯ потребностей всех членов общества[21].

‘читаетсЯ, что Зпотребительское общество отличаетсЯ от других потребительских кооперативов, и не ЯвлЯетсЯ некоммерческой организацией, потребительским кооперативом в чистом виде, а ЯвлЯетсЯ современной инновационной организацией производства, потреблениЯ, обмена и распределениЯ и регулируетсЯ инновационной системой управлениЯ[22]И. Ќет четкого ответа на вопрос: ЯвлЯютсЯ ли потребительские общества некоммерческими? …сли да, то они обладают специальной гражданской правоспособностью. …сли же потребительские общества коммерческие организации, то степень их гражданско-правовой активности как обладателей общей гражданской правоспособности гораздо выше. ‚ свЯзи с этим, возникает много противоречий. ’ак, потребительские общества, выступают активными субъектами договорных отношений и нередко приходитсЯ решать вопрос об их имущественной ответственности в свЯзи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обЯзательства. …сли они ЯвлЯютсЯ некоммерческими организациЯми и имеют специальную гражданскую правоспособность, видимо, можно ставить под сомнение применение по отношению к ним норм п. 3 ст. 401 ѓЉ, предусматривающих повышенную ответственность предпринимателЯ за нарушение обЯзательств.

Ќепросто использовать и ст. 492 ѓЉ, когда продавцом по договору розничной купли-продажи выступают потребительские общества. Њогут ли потребительские общества в соответствии со ст. 492 ѓЉ выступать продавцом по договору розничной купли - продажи? ‚ этом случае они, вероЯтно, выходЯт за рамки своей специальной гражданской правоспособности, реализуЯ товар другим покупателЯм в розницу. ‚едь продавцом по данному договору может выступать только такой субъект, который осуществлЯет предпринимательскую деЯтельность по продаже товаров в розницу. Ќемаловажно и то, что договор розничной купли - продажи ЯвлЯетсЯ публичным со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиЯми.

—тобы выйти из сложившейсЯ ситуации, целесообразно признать особый гражданско-правовой статус потребительских обществ, более всего тЯготеющий к статусу некоммерческих организаций.

‡акон о потребительской кооперации четко определЯет гражданско-правовой статус союзов потребительских обществ как некоммерческих организаций (ст. 31), однако в отношении потребительских обществ оставлЯет вопрос открытым. ‚ероЯтно, по своей изначальной сути потребительское общество - это некоммерческие организации, но их сущность и цель в настоЯщее времЯ значительно искажены. Ќеобходимо быстрее решать задачи по кардинальному реформированию структуры управлениЯ потребительской кооперацией, котораЯ должна соответствовать истинной природе кооперации, быть гибкой и демократичной, полностью подконтрольной пайщикам и позволЯющей развивать их гражданско-правовую активность. ‚ то же времЯ последовательнаЯ реструктуризациЯ потребительской кооперации невозможна без корректировки ѓражданского кодекса и других федеральных законов, четко закреплЯющих гражданскую правосубъектность потребительского общества как некоммерческих организаций[23].

‚ настоЯщее времЯ длЯ единообразного применениЯ судами норм гражданского законодательства, регулирующих правосубъектность потребительских обществ, необходимо соответствующее разъЯснение ‚ысших судов ђоссийской ”едерации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 213; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.