Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование интеллектуальной культуры личности




 

По А.И. Шендрику, интеллектуальная культура включает комплекс знаний и умений в области культуры умственного труда: умение определять цели познавательной деятельности, планировать её, выполнять познавательные операции, работать с источниками информации, оргтехникой, заниматься самообразованием и т.п. [56, c. 132]

В структуру этого компонента базовой культуры личности входят общие и специальные учебные умения, а также такие интеллектуальные качества, как быстрота, гибкость, глубина, широта, логичность, ясность, активность, самостоятельность ума.

По определению Н.И.Болдырева, интеллектуальное воспитание – это комплекс воспитательных методов и приемов, которые ориентированы на формирование и организацию различных интеллектуальных способностей, на развитие психических функций воспитуемого, а также на выработку заинтересованности в процессе познания окружающего мира и себя. Интеллектуальное воспитание представляет собой систематическое и целенаправленное продуктивное воздействие воспитателя на воспитуемого, а также их взаимодействие, которое является основополагающим фактором развития и формирования интеллекта ребенка и его мировоззрения [9, c. 39].

По К.П.Шуртакову, к основным задачам формирования интеллектуальной культуры личности в школе можно отнести [58, c. 24]:

– развитие всех видов мышления (теоретического, практического, социального, творческого и др.), познавательных интересов, потребности и умений самообразования, умственных, творческих способностей;

– формирование системы знаний о природе, человеке, обществе, мышлении, т.е. знаний мировоззренческого характера;

– формирование мотивации учебно-познавательной деятельности, интеллектуальных, учебных умений и навыков;

– расширение опыта познавательной деятельности, развитие эрудиции и кругозора.

Развитие интеллектуальной культуры личности многими авторами рассматривается как поэтапный процесс, начинающийся с овладениями отдельными интеллектуальными умениями и далее характеризующийся комплексным использованием всех усвоенных умений для решения теоретических и практических задач.

Ш. М. Хубиевым определены следующие этапы развития интеллектуальной культуры личности [52, c. 17]:

I этап, характеризующийся владением некоторой суммой интеллектуальных умений, которые устойчиво соотносятся с умениями самостоятельно работать;

I этап, характеризующийся устойчивостью проявлений культуры интеллектуальной деятельности на основе первоначально усвоенных умений и одновременно интенсивным освоением новых умений;

III этап, связанный с комплексным использованием всех усвоенных умений, наличием устойчивых мотивов и потребностей, эмоциональных отношений, объединением знаний, умений и творчества. Это стадия сформированности интеллектуальной культуры личности.

По В.Ф. Черноволенко, формирование интеллектуальной культуры школьника осуществляется в процессе предметного обучения, во внеурочной деятельности и общении учащихся, в процессе самообразования и самовоспитания [53, c. 65].

При этом наиболее значимыми видами деятельности являются [53, c. 68]:

– учебно-познавательная, исследовательская, творческая деятельность в разных сферах (человекознание, естествознание, техника, искусство и т.п.);

– организаторская деятельность (например, участие в ученическом самоуправлении);

– аналитическая, оценочная деятельность (например, участие в анализе групповых дел, конфликтных ситуаций и т.п.);

– рефлексия своей деятельности.

По данным Б.Б.Кадомцева, формирование интеллектуальной культуры личности включает воспитание информационной культуры учащихся как совокупности знаний, умений и навыков в области информационных технологий и способов овладения ими [31, c. 82].

Информационная культура позволяет эффективно использовать информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций в личностном и профессиональном становлении.

Для воспитания информационной культуры в учебно-воспитательном процессе используются средства массовой информации, в том числе Интернет, информационные и компьютерные технологии; проводятся информационные часы, организуется работа информационно-пропагандистских групп [31, c. 88].

По мнению В.Р. Ильченко, важнейшим показателем сформированности интеллектуальной культуры личности является сформированность мировоззрения [29, c. 56].

Таким образом, формирование интеллектуальной культуры – это процесс формирование знаний, умений и навыков, позволяющих планировать и осуществлять познавательную деятельность. Формирование интеллектуальной культуры личности тесно связано с обучением в школе. Важнейшим показателем сформированности интеллектуальной культуры является сформированность научного мировоззрения.

 

 


Выводы по главе 3

 

В третьей главе были проанализированы основы формирования интеллектуальной культуры личности.

Развитие общества, научно – технический прогресс задают модель для формирования интеллектуальной культуры личности.

С позиции педагогической науки, интеллектуальная культура включает комплекс знаний и умений в области культуры умственного труда: умение определять цели познавательной деятельности, планировать её, выполнять познавательные операции, работать с источниками информации, оргтехникой, заниматься самообразованием и т.п.

Формирование интеллектуальной культуры школьника осуществляется в процессе предметного обучения, во внеурочной деятельности и общении учащихся, в процессе самообразования и самовоспитания.

Формирование интеллектуальной культуры личности включает воспитание информационной культуры учащихся как совокупности знаний, умений и навыков в области информационных технологий и способов овладения ими.

Важнейшим показателем сформированности интеллектуальной культуры личности является сформированность мировоззрения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Актуальность исследуемой тематики – роль искусственного интеллекта в формировании научного мировоззрения школьников – связана с переходом к постиндустриальному обществу, важнейшими ориентирами которого являются знания, умения, способности, развитие личности и информация; интенсивным научно-техническим прогрессом, усложнением требований к подготовке учащихся, подходом к овладению информационно-компьютерными технологиями как к универсальным учебным действиям, все большим удельным весом электронных источников информации.

Каждая культура порождает определенную модель интеллектуальной культуры, которая включает определенные составляющие элементы и соответствующие способы реализации, являющиеся социально приемлемыми и одобряемыми.

Научное мировоззрение является одним из критериев сформированности интеллектуальной культуры личности.

Мировоззрение человека – это совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также его жизненные позиции, программы поведения, действия.

Научное мировоззрение – это «представление о явлениях, доступных научному изучению, которое дается наукой; …. определенное отношение к окружающему нас миру явлений, при котором каждое явление входит в рамки научного изучения и находит объяснение, не противоречащее основным принципам научного искания».

На электронной основе сегодня формируется новая информационная среда, в которой создаются принципиально иные, отличные от привычных ранее, условия производства, распространения, восприятия и хранения информационных и интеллектуальных ресурсов, которые могут быть использованы в процессе формирования научного мировоззрения современных школьников.

Основные задачи работы школы по формированию научного мировоззрения:

– добиваться научно-материалистического понимания закономер-ностей развития природы, общества и сознания людей;

– убеждать учащихся в материальности мира и познаваемости его закономерностей; в решающей роли человека в развитии производительных сил общества, в преобразующей роли сознания человека;

– вырабатывать у школьников стремления, мотивы и умения совершать поступки в соответствии с научным мировоззрением путем участия в созидательной, трудовой и общественной деятельности;

– научить школьников оценивать явления природы, общества с научных позиций, активно выступать против антинаучных взглядов, некоторых пережитков прошлого в сознании людей и др.

Научное мировоззрение формируется:

– на всех учебных занятиях;

– во время общения и взаимодействия;

– в процессе разнообразной деятельности школьников;

– во внеклассной и внешкольной работе;

– в процессе самообразования и самовоспитания и др.

Практически во всех современных энциклопедических словарях информатика определяется как комплексное междисциплинарное научное направление. Она оказывает большое влияние на многие другие области научных исследований, передавая им свою научную методологию, главными достижения которой сегодня следует считать методологию информационного моделирования, а также информационный подход к анализу различных объектов, процессов и явлений в природе и обществе.

Именно поэтому изучение информатики как фундаментальной науки в системе образования, использование понятий искусственно интеллекта имеет исключительно большое значение для формирования современного научного мировоззрения.

По мнению В.Н. Гончарова, научные методы информатики и, прежде всего, методы информационного моделирования и виртуальной реальности, а также информационный подход как фундаментальный метод научного познания, открывают принципиально новые возможности для изучения живой и неживой природы, человеческого общества и самого человека.

Формирование интеллектуальной культуры личности и научного мировоззрения включает воспитание информационной культуры учащихся как совокупности знаний, умений и навыков в области информационных технологий и способов овладения ими.

Таким образом, в современном обществе искусственный интеллект играет важную роль в формировании научного мировоззрения 4учащихся. Цель исследования достигнута, задачи реализованы.

Материалы данной работы могут быть использованы педагогами и методистами, задействованными в сфере начального образования.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. – М.: Академия, 1997. – 375 с.

2. Аванесов, В. С. Тесты в социологическом исследовании / В. С. Аванесов. – М.: Тривола, 2002. – 176 с.

3. Алексашина, И. Ю. Учитель и новые ориентиры образования / И. Ю. Алексашина. – СПб.: СПбГУ AM, 1997. – 153 с.

4. Анастази, А., Урбина, С. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – 4-е изд., знач. доп. – М.: Академия, 2009. – 514 с.

5. Аплетаев, М. Н. Система воспитания личности в процессе обучения/ М. Н. Аплетаев. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. – 188 с.

6. Арцишевский, Р.А. Мировоззрение: сущность, специфика, развитие / Р. А. Арцишевский. – Львов.: Выща школа, 1986. – 198с.

7. Бабанский, Ю. К. Педагогика / Ю. К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1988. – 346 с.

8. Бальсис, А. Мировоззрение личности и общества / А. Бальсис. –М.: Мысль, 1985. – 278с.

9. Болдырев, Н. И. Методика воспитательной работы в школе: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Н. И. Болдырев. – М.: Просвещение, 1981. – 223 с.

10. Брудный, А. А. Понимание и общение / А. А. Брудный. – М.: Знание, 1989. – 64 с.

11. Бурлачук, Л. Ф., Морозов, С. М. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Речь, 1999. – 274 с.

12. Вернадский, В. И. Живое вещество / В. И. Вернадский. – М.: Знание, 2002. – 394 с.

13. Гайда, В. К., Захаров, В. П. Психологическое тестирование / В. К. Гайда, В. П. Захаров. – СПб.: Речь, 2002. – 220 с.

14. Герасимчук, В. М. Основы психологии и педагогики / В. М. Герасимчук. – Киев: Лебедь, 1990. – 277 с.

15. Гершунский, Б. С. Философия образования для 21 века / Б. С. Гершунский. – М.: Совершенство, 1998. – 608 с.

16. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд. – М.: Прогресс, 1965. – 212 с.

17. Гончаров, В. Н. Информатизация образования и общества/ В. Н. Гончаров // Воспитание школьников. – 2011. – №1. – С. 14 – 18.

18. Горелик, А. А. Педагогическая интеграция художественной и познавательной деятельности как условие общего развития младших школьников / А. А. Горелик // Педагогика. – 2008. – №2. – С. 9 – 14.

19. Гудинаф, У. Г Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении / У. Г. Гудинаф. – М.: Смысл, 1994. – 219 с.

20. Гуревич, И. М. Законы информатики – основа строения и познания сложных систем / И. М. Гуревич. – М.: РИФ «Антиква», 2003. – 176 с.

21. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 311 с.

22. Долженко, О. В. Очерки по философии образования: учебное пособие для студентов ВУЗов / О. В. Долженко. – 2-е изд., знач. доп. – М.: Промо-Медиа, 1995. – 240 с.

23. Дружинин, В. Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы / В. Н. Дружинин. – Саратов: СГУ, 2008. – 278 с.

24. Ершов, А. П. Информатика: предмет и понятие: становление информатики / А. П. Ершов. – М.: Наука, 1986. – 168 с.

25. Зайцева, С. С. Формирование культуры умственного труда студентов вуза / С. С. Зайцева. - Нижний Новгород: ИОНС, 2007. - 212 с.

26. Залесский, Г. Е. Психология формирования мировоззрения и убеждений личности / Г. Е. Залесский. – М.: Изд. МГУ, 1994. – 144с.

27. Захарян, М.А. Формирование научного мировоззрения учащихся общеобразовательных школ средствами обобщения знаний / М. А. Захарян // Воспитание школьников. – 2012. – №2. – С. 11 – 17.

28. Иванова, В. П. Феноменология интеллектуальной культуры: общие характеристики / В. П. Иванова // Педагогика. – 2013. – №4. – С. 41 – 46.

29. Ильченко, В. Р. Формирование естественнонаучного миропонимания школьников: книга для учителя / В. Р. Ильиченко. – М.: Просвещение, 1993. – 192с.

30. Кабанов, М. М., Личко, А. Е., Методы психологической диагностики и коррекции в клинике / М. М. Кабанов, А. Е. Личко. – Л.: ЛГУ, 1983. – 312 с.

31. Кадомцев, Б. Б. Динамика и информация / Б. Б. Кадомцев. – М.: Редакция журнала «Успехи физических наук», 1997. – 400 с.

32. Карвасарский, Б. В. Основы психодиагностики: учебное пособие для студентов ВУЗов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ, 2000. – 288 с.

33. Кликс, Ф. Пробуждающееся мышение / Ф. Кликс. – М.: Прогресс, 1983. – 276 с.

34. Колин, К. К. Феномен информации и философские основы информатики / К. К. Колин // Вестник высшей школы. – 2004. – № 11.– С. 33–38.

35. Кочетов, А. И. Педагогическая диагностика в школе / А. И. Кочетов. – Мн.: Харвест, 1987. – 326 с.

36. Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций / Б. Т.Лихачев. – М.: Академия, 2006. – 436 с.

37. Луцаев, В. И. Теоретические и методические основы воспитания учащихся в профессиональных специальных учебных заведениях / В. И. Луцаев, В. Ф Швайко. – Минск: РИПО, 1995. – 277 с.

38. Люблинская, А. А. Детская психология / А. А. Люблинская. – М.: Педагогика, 1971. – 415 с.

39. Матюхина, М. В. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Матюхина. – М.: Педагогика, 2002. – 226 с.

40. Моносзон, Э. И. Введение в научное исследование по педагогике / под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Педагогика, 2007. – 311 с.

41. Мухина, В.С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – М.: Высшая школа, 2002. – 274 с.

42. Общая психодиагностика / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2007. – 416 с.

43. Паладянц, Е. А. Формирование мировоззрения школьников средствами межпредметной интеграции / Е. А.Паладянц. – Новосибирск: НИУ, 2001. – 23 с.

44. Практическая психодиагностика: методики и тесты / под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара: СГУ, 2008. – 217 с.

45. Розин, В. М. Методология: становление и современное состояние / В. М.Розин. – М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2005. – 279 с.

46. Сиземская, И. Н. Мировоззрение как ценность образования / И. Н. Сиземская // Педагогика. – 2001. – № 1. – С.63 – 67.

47. Стернберг, Р. Практический интеллект / Р. Стернберг. – СПб.: Питер, 2012. – 200 с.

48. Сысоенко, И.В. Теоретические основы формирования мировоззрнеия учащихся / И. В. Сысоенко. – М.: Учпедгиз, 1989. – 216 с.

49. Таран, Л. Н. Психическое здоровье подросков / Л. Н. Таран. – М.: Наука, 1983. – 229 с.

50. Терстоун, Л. Природа интеллекта / Л. Терстоун.- М.: Прогресс, 1990. – 276 с.

51. Холодная, М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М. А. Холодная. – М.: АСТ- Пресс, 1996. – 128 с.

52. Хубиев, Ш.М. Педагогические условия формирования культуры интеллектуальной деятельности / Ш.М. Хубиев // Педагогика. – 2010. – №2. – С. 11 – 19.

53. Черноволенко, В. Ф. Мировоззрение и научное познание / В. Ф. Черноволенко. – Киев: изд-во Киевского ун-та, 1970. – 173 с.

54. Шалимов, В. Ф. Клиника интеллектуальных нарушений / В. Ф. Шалиомв. –М.: Академия, 2003. – 160 с.

55. Шевандрин, Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н. И. Шевандрин. – 2-е изд., знач. доп. – М.: Высшая школа, 1998. – 438 с.

56. Шендрик, А. И. Информационное общество и его культура: противоречия становления и развития / А.И. Шендрик // Вопросы психологии. – 2007. – №4. – С. 131 – 133.

57. Школьник, В. Г. Педагогические условия эстетического воспитания старших школьников в образовательных учреждениях инновационного типа / В. Г. Школьник. – М.: Владос, 2007. – 276 с.

58. Шуртаков, К. П. Мировоззрение и методы его формирования / К.П. Шуртаков. – Казань: КГПИ, 2005. – 229 с.

59. Щедровицкий, Г. П. Проблемы методологии системного исследования / Г. П. Щедровицкий. – М.: Наука, 1984. – 48 с.

60. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. – М.: Педагогика, 1989. – 229 с.

61. Якиманская, И. С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе / И. С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 2000. – 328 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Сравнительный анализ научного и обыденного знания

Таблица 1

Сравнение научного и обыденного знания

Параметры Познание
Обыденное Научное
В целом Интуитивное Эмпирическое
Наблюдения Случайные, неконтролируемые Систематические, контролируемые
Свидетельства Субъективные, при­страстные Объективные, непристрастные
Понятия Смутные, с избыточ­ными значениями Ясные, выделена их специфика и состав
Инструменты Неточные, неопреде­лённые Точные, определённые
Измерения Невалидные, ненадёж­ные Валидные, надёжные
Гипотезы Нетестируемые Тестируемые
Установки Некритические, соглашательские Критические, скептические

 

Таблица 2

Характеристики научного и обыденного познания

Параметры Познание
Обыденное Научное
Предмет наблюдения Отдельные явления (события) в целом Отдельные признаки, присущие нескольким явлениям (событиям)
  Люди - явления Оценки людей по особенностям их по­ведения, личности, взглядов Изучение явлений (событий) по тому, как они выражены у разных людей
Подбор фактов Субъективность: факты, подтверждающие «теорию», подбираются искусственно, противоречащие свидетельства отбрасываются Учитываются факты и в пользу теории, и против неё
Обобщения Не имеют ограничений, избыточно абстрактны Ограничены генераль­ной совокупностью, законом, причинным отношением, определёнными явлениями, определёнными переменными и т.п.
Теории Имплицитные, абстрактные, глобальные, нефальсифицируемые, не ограничены конкретной сферой действия, объяснения имеют всеобщий характер Эксплицитные, основаны на эмпирических данных, поддаются фальсификации, имеют определённую сферу действия; объяснения распространяются только на эту сферу
Выводы Основаны на частных случаях и являются случайными Имеют вероятностный характер
Основания для выводов Отдельные случаи и ситуации из индивидуального опыта и/или из опыта референтных лиц и групп Эмпирические данные, полученные на выборке и распространенные на генеральную совокупность  
Сфера действия выводов Практически не имеют отчётливых (обоснованных) границ Ограничены определёнными сферой и условиями  
Предсказания Всеобщие и неконкретные Конкретные и распространяются на определённую область явлений

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 6103; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.