Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История развития психологии




Общая психология изучает законы человеческой психики, процессы и свойства личности, познавательную и практическую деятельность, темперамент, характер человека, его способности, преобладающие мотивы поведения, а также совокупность явлений.

Психика, сознание – субъективный образ объективного мира.Психика – это наши ощущения и восприятия, память и мышление, фантазия, чувства и воля. Все эти психические процессы свойственны конкретному человеку, который имеет свой особый характер, способности, темперамент, который познает, общается, действует. Душа, психика – это внутренний мир личности, возникающий в процессе взаимодействия с окружающим миром, в процессе отражения этого мира.

Введение в психологию

Общая психология

 

Все науки можно разделить на две большие группы:

1) точные: математика, физика, химия;

2) гуманитарные: история, литература, философия – это науки о человеке.

Общая задача гуманитарных наук: «Человек! Познай самого себя!»

Лучший учитель психологии – сама жизнь. Слово «психология» обозначает сложный и одновременно близкий каждому человеку мир явлений его внутренней жизни. Не изучая еще специальной науки, мы с детства говорили: «я хочу», «я думаю»…Мы рассуждаем о достоинствах и недостатках своей памяти, воли, способностей и характера, ума.

Характерная особенность психологии как науки та, что с ней человек знакомится задолго до систематического изучения. В практике живого общения люди постигают много психологических законов.

Можно сказать, что каждый человек – психолог. Т.К. без определенного запаса знаний и психолог. Опыта невозможно жить среди людей. Так, с детства мы уже умеем «читать» по внешним проявлениям – мимике, жестам, голосу, даже по дыханию и цвету лица – эмоциональное состояние других людей. Это все житейская психология.

В ней отражаются психологические знания, накопленные еще до появления науки, мы усваиваем не только благодаря собственному опыту, но и из таких источников, как худ. литература, пословицы и поговорки, сказки и мифы.

Однако житейские психологические знания приблизительны, расплывчаты и часто неверны. Попробуйте ответить: чем отличаются чувства от ощущений? Что такое темперамент, мышление?

Психология – наука о душе (псюхе – душа, логос - наука).

Понятие «субъективный» имеет два значения: научное – субъективный образ объективной действительности означает, что это внутренняя, принадлежащая конкретному человеку картина мира, существующая именно в его мозгу. И житейское: когда говорят «Это ваше субъективное мнение» - хотят подчеркнуть пристрастность человека, зависимость его суждений и оценок от настроения, интересов, прошлого опыта.

Научная психология делится на ряд отраслей, которые исследуют различные виды деятельности человека.

1.Психология труда – изучает психологические особенности трудовой деятельности, профессиональные особенности человека…

2.Инженернаая психология – изучает особенности деятельности оператора в автоматизированных системах управления.

3. Авиационная психология – изучает психологические закономерности обучения и выполнения полетов.

4. Космическая – изучает особенности деятельности человека в условиях невесомости и пространственной дезориентации.

5. Педагогическая – изучает закономерности обучения и воспитания человека; отношения между педагогами и учениками, индивидуальные особенности учебно-воспитательной работы с детьми с отклонениями в психическом развитии.

Разделы пед.психологии:

- психология обучения, психология воспитания, психология учителя, психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми.

6. Юридическая психология изучает психологию поведения обвиняемого, свидетелей, требования к допросу, мотивы преступлений. Методы воспитания в исправительно-трудовой колонии с помощью принуждения, убеждения и т.д.

7. Военная психология – исследует человека в условиях боевых действий, взаимоотношения начальника и подчиненного, пропаганду и контрпропаганду.

8. Психология спорта – изучает особенности личности и деятельности спортсмена, психологические параметры тренированности, психологические факторы, связанные с соревнованиями.

9. Психология торговли – воздействия рекламы, индивидуальные, возрастные и другие особенности спроса, психологию покупателя, психологию моды.

10. Психология творчества – особенности творческой личности, факторы, стимулирующие творческую активность, роль интуиции.

11. Медицинская психология – изучает психологические аспекты деятельности врача и больного. Разделы медпсихологии:

1) нейропсихология – изучает соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами;

2) психофармакология – изучает влияние лекарственных средств на психическую деятельность больного;

3) психотерапия – изучает и использует средства психологического воздействия для лечения больного;

4) психопрофилактика и психогигиена – разрабатывают систему мероприятий для обеспечения психического здоровья людей.

12. Возрастная психология – изучает онтогенез психических процессов и психологических качеств личности. Разделы возрастной психологии:

Детская, психология подростка, юности, взрослого человека, геронтопсихология – изучают возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, факторы развития личности

13. Психология аномального развития или специальная психология имеет разделы:

1) патопсихология – исследует отклонения в процессе развития психики, распад личности при различных мозговых патологиях;

2) олигофренопсихология – наука о врожденной патологии мозга, психического и умственного развития;

3) сурдопсихология – психология формирования ребенка при серьезных дефектах слуха, вплоть до глухонемоты;

4) тифлопсихология – психология развития слабовидящих и незрячих.

14. Зоопсихология – изучает поведение животных.

15. Социальная психология (общественная) – изучает психические явления, возникающие в процессе взаимодействия людей в организованных и неорганизованных группах.

 

С древности потребности общественной жизни заставляли различать и учитывать в своих поступках особенности психического склада окружающих людей. Первоначально эти особенности объяснялись действиями души.

В представлениях первобытных людей душа четко не отделена от тела. Древние не могли объяснить причину обморока, сна, смерти. Они осмысляли многие жизненные явления следующим образом: душа – двойник человека; ее потребности и привычки, условия существования те же, что и у живых. Души умерших составляли сообщества, как живые. Живые люди и души мертвых взаимно зависимы.

Далее, с развитием общества и появлением классов, возникли идеи о внематериальной природе души.

У Фалеса, Гераклита душа трактуется как оживотворяющая людей и животных форма элементов, образующих первоначало мира (воздух, вода, огонь). Последовательное проведение этой идеи приводило древнегреческих философов к заключению о всеобщей одушевленности материи – форма материализма.

Но ученые того времени не могли объяснить, откуда берется абстрактное логическое мышление, нравственные качества личности…

Это создало предпосылки для развития идеалистических взглядов на психику, выдвинутых представителями рабовладельческого общества: Платон ввел понятие о частях души, выделив в качестве таковых: 1) разум, 2) мужество, 30 вожделение – разместил их в разных частях тела: голове, груди, брюшной полости. Платон – родоначальник дуализма в психологии, т.е. учение, трактующее материальное и духовное, тело и психику как 2 самостоятельных антагонистических начала.

Дуализм Платона преодолел его ученик Аристотель, возвративший психологическую мысль на естественную почву биологии и медицины. Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе.

В 17веке Рене Декарт ввел 2 понятия рефлекс и сознание. Но в своем учении он резко противопоставлял душу и тело. Он утверждал, что существуют 2 независимые субстанции: материя и дух. Поэтому это называется дуализмом.

1 этап – психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более 2 тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

2 этап – психология как наука о сознании. Возникает в 17 веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Психика была приравнена к сознанию. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

3 этап – психология как наука о поведении как совокупности извне наблюдаемых двигательных реакций человека. Возникает в 20 веке. Основоположник бихевиоризма – Дж. Уотсон. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть – поступки, реакции человека.

4 этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Функция психики состоит в отражении свойств и связей действительности и в регулировании на этой основе поведения и деятельности человека. Предметом изучения становятся психологические факты и законы.

История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879г. в основанной в Лейпциге немецким психологом В. Вундтом первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. В 1885г. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 233; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.091 сек.