Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Различие эмоций и чувств




Чувства – психический процесс, состоящий в отражении в мозгу человека его реальных отношений к кому или чему-либо. Это те устойчивые отношения личности к окружающему, которые выливаются в соответствующие реакции.

Эмоции – психический процесс, отражение реальности в форме переживания жизненного смысла явлений и ситуаций. Эмоции – быстропреходящее состояние, психофизиологическая реакция, без интеллектуального осмысления. Эмоции отражают отношение человека к себе и к миру.

Эмоции, чувства.

В эмоциях и чувствах отражаются потребности человека, вернее, то, как эти потребности удовлетворяются.

Главная функция эмоций – они помогают ориентироваться в окружающей действительности, оценить предметы я явления с точки зрения их желательности и нежелательности, полезности или вредности. Отсутствие эмоциональности – признак тяжелого психического заболевания – шизофрении. Эмоции возникают по разным причинам: успешно завершенное дело, потеря друга, лишение каких-то благ, чтение книг, просмотр ТВ, занятия спортом… Наши эмоции окрашивают окружающий мир. Если нам скучно, то все вокруг серо. Девушка не пришла на свидание, и «все прохожие на дьяволов похожие, дурно пахнет резеда». Но вот она появилась, и «все прохожие на ангелов похожие, чудно пахнет резеда». Отсутствие раздражителей, вызывающих эмоции, приводит к эмоциональному голоду. Если он длится долго, то, как и пищевой голод, приводит к болезни, а потом к смерти.

Эмоциональные и чувственные переживания всегда сопровождаются изменениями деятельности ЦНС, ССС, ДС, ЖВС, мышечной системы.

Для нашего благополучного существования необходимо, чтобы на мозг действовали три рода раздражителей:

вызывающие положительные эмоции (35%), вызывающие отрицательные эмоции (5%), эмоционально нейтральные (60%).

Эмоции и чувства обладают самостоятельной ценностью для человека, они важны сами по себе. (Вспомните о сенсорной и эмоциональной депривации).

Существует 10 базовых эмоций: 1) интерес –волнение -положит. Эмоция, является важной для развития навыков, знаний, интеллекта. Он помогает завязывать и поддерживать дружеские отношения, сохранять брак. Развитие интеллекта ребенка направляется и поддерживается интересом, ребенок не может заниматься предметом, которым не интересуется. Т.е. отсутствие интереса не развивает интеллект, разрушает мозг. 2) Радость – полож., непроизвольная эмоция. Ее произвольно вызвать нельзя. Она ощущается после какого-либо творческого или социально значимого действия. Люди, которые не могут испытывать радость от своего труда, выбирают профессии ил хобби, связанные с повышенной опасностью (моряки, альпинисты, монтажники). Когда им удается избежать опасности, у них возникает радость. Комбинация интереса и радости является основой чувства любви. 3) Страх – отрицат. Эмоция, это результат работы тревоги и мышления. 4) Отвращение (презрение). 5)Горе, (страдание, печаль). 6) Гнев (ярость) – возникает, когда появляются препятствия для удовлетворения потребностей. Гнев подавляет страх и страдание. Если гнев долго сдерживается, часто возникает отвращение к объекту, который его вызывает. 7) Стыд – также отриц. социальная эмоция. Стыд переживается как внутреннее мучение, он содержит враждебный импульс по отношению к мышлению; возникает только в процессе воспитания. У животных его нет. В некоторой мере стыд приносит пользу, т.к. человек старается избегать ситуаций, вызывающих стыд, он способствует внутреннему проигрыванию трудных ситуаций, что приводит к усилению Я и самокритики, облегчает развитие самостоятельности. 8) Вина – отриц. социальная эмоция, связана с моралью, совестью. Вина прививается ребенку в первые годы жизни. 9) Безэмоциональное состояние – скука, возникает, когда на мозг не действуют эмоционально значимые раздражители. Состояние скуки подобно тому, как в воздухе нет кислорода. Скуку долго не может выдержать никто. От скуки спасают неприятности. Если эмоционально значимый раздражитель не меняется ни качественно, ни количественно, через некоторое время он становится нейтральным. Например, быстро выходят из моды одежда, мелодии, фильмы, которые были бестселлерами. И бездуховность, монотонность отношений в семье приводит к скуке. 10) Удивление – также безэмоциональное состояние, возникает при неожиданном событии, длится недолго, и в этот момент кажется, что мыслительные процессы остановились. Человек не знает, как ему реагировать. Мышление работает над принятием решения. Удивление способствует умственному развитию. Когда человек перестает удивляться, оно прекращается. Удивление – эмоция, очищающая каналы, ветошь, стирающая с доски все, что на ней было только что написано. Через удивление в нашей жизни происходит переключение одного эмоционального состояния на другое.

Все остальные эмоции считаются производными. Из соединения фундаментальных эмоций возникают комплексные эмоциональные состояния, например, тревожность, может сочетать в себе страх, гнев, вину, и интерес-возбуждение.

Эмоции представляют собой обычную форму переживания чувств. Например, эмоцией будет не само чувство любви к музыке, а состояние наслаждения, восхищения, которое человек переживает, слушая музыку в хорошем исполнении. Чувство любви к музыке может переживаться в форме отрицательной эмоции возмущения при слушании музыки в плохом исполнении.

Эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов. В эмоциях проявляется удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, делами. Эмоции, чувства возникают в процессе деятельности, общения, познания мира и влияют на протекание деятельности, общения.

Классификация эмоций.

1)Альтруистические – возникают на основе потребности в содействии, помощи другим людям, чувства беспокойства за чью-то судьбу.

2) Коммуникативные эмоции – возникают на основе потребности в общении.

3) Глорические (глория-слава) эмоции – связаны с потребностью в самоутверждении, в славе. Стремление завоевать признание, почет, связаны с чувством гордости.

4) Практические – возникают на основе деятельности, желания добиться успеха в работе.

5) Пугнические (пугна-борьба)– возникают на основе потребности в преодолении опасности, интерес к борьбе, спортивная злость, жажда острых ощущений.

6) Романтические – стремление к необычному, неизведанному.

7) Гностические – стремления к знаниям, желание что-то понять.

8) Эстетические – стремление к красоте, отражение потребности человека в гармонии с окружающим.

9) Гедонистические – связаны с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте, получение наслаждения от вкусной пищи, тепла, солнца.

10) Акизитивные – связаны с желанием накопления, приобретения, коллекционирования вещей, выходящих за пределы нужды. Стремление нечто приобретать, накапливать.

У каждого человека есть своя душевная общая эмоциональная направленность, которая характеризуется тем, какие из эмоций наиболее близки ему, наиболее желательны и постоянны.

2 классификация.

Эмоции выражают состояние субъестк по отношению к объекту; могут быть: стенические – организуют к деятельности, вызывают радость, подъем; астенические – понижают жизнедеятельность, парализуют волю; эмоции положительные и отрицательные; двойственные – противоречивые. Двойственные эмоциональные отношения выражаются в двойственных чувствах: наслаждение и стыда, любви и ненависти, удовольствия и неудовольствия.

1) изменчивы, неустойчивы 1) устойчивы
2) первичные, низшие (есть и у животных) 2) вторичные, высшие (только у человека)
3) не всегда осознаваемы 3) осознанны
4) выражаются в форме переживания 4) предметны – соотносятся с тем предметом или лицом, которое его вызывает
5)настраивают психофизиологические функции организма   5) регулируют поступки, действия, желания человека согласно нормам морали, требованиям долга, ответственности
6) непосредственны 7) опосредованны

Классификация чувств.

Моральные – отношение человека к поведению людей и своему собственному. Нравственные чувства возникают и развиваются в процессе деятельности. Это чувства симпатии – антипатии, привязанности – отчужденности, уважения и презрения, признательности и неблагодарности, любви и ненависти. Особое место занимает чувство товарищества, долга, совести, дружбы; сочувствие, доброжелательность к людям.

Праксические – эмоциональный отклик на разнообразие человеческой деятельности. Труд, учеба может вызывать радость от работы, увлеченность, а могут вызывать и неудовольствие. Здесь роль играет значимость для человека той деятельности, которую он осуществляет.

Эстетические – возникают и развиваются при восприятии и создании человеком прекрасного. Так, читая произведения литературы, можем испытывать страх за героев, негодование по причине их гибели, испытываем нежность, ненависть… Все это обогащает нравственные чувства человека. Когда эстетические чувства достигают высокого уровня обобщенности, то говорят о чувстве трагического, комического, возвышенного, юмора.

Интеллектуальные – переживания, возникающие в процессе умственной деятельности: любопытство, любознательность, удивление, уверенность в правильности принятого решения, сомнение при неудаче, чувство нового. Эти чувства связаны с процессом решения теоретических и практических задач, с процессом приобретения знаний и их приложения в реальных действиях.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 921; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.