Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология общения




Лекция

Характер – это сложившиеся под влиянием жизненных условий и воспитания своеобразие психических свойств человека, проявляющиеся в особенностях социального поведения личности и выражающие ее отношение к людям, к делу, к самой себе.

Психология характера.

Волевые качества личности.

Этапы волевого акта.

1. Возникновение побуждения и стремление ее достичь. 2. Осознание возможностей достижения цели. 3. Появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности. 4. Борьба мотивов и выбор одного из них. 5. Принятие решения. 6. Осуществление принятого решения.

4 типа волевых поступков:

1) «положительно» нравственные мотивы реализуются в таких же поступках;

2) безнравственные мотивы, порождающие и безнравственные поступки;

3) исходя из «положительных» мотивов по разным причинам (неумение уважать других людей, их вкусы) совершаются безнравственные действия;

4) безнравственные мотивы ради безнравственных целей маскируются внешне положительными действиями.

1) Самостоятельность – человек ориентируется на свое мнение и противоположное свойство внушаемость – человек поддается чужому влиянию.

2) Решительность – своевременное без лишних колебаний принятие решения. Противоположное свойство – нерешительность – следствие задержки волевого акта на этапе борьбы мотивов или реализации принятого решения.

3) Настойчивость - способность к длительному напряжению энергии. Противоположное свойство – упрямство – дефект волевой сферы, выражающийся в стремлении во что бы то ни стало поступать по-своему, вопреки разумным доводам, советам, просьбам.

4) Самообладание – умение владеть собой, иметь выдержку. Противоположное свойство – невыдержанность или волевая неустойчивость - неумение подчинять себе нежелательные побуждения: страх, раздражение, ярость, отчаяние.

 

 

Лекция

У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и тот, который есть в действительности.

В. Гюго

Характер – общее качество личности в целом, совокупность индивидуальных ряда ее черт, в которых наиболее четко выражено ее своеобразие; это каркас личности, ее индивидуальность.

«Характер» - слово греч. происхождения и в переводе означает «чеканка, печать». Действительно, с одной стороны, характер представляет собой отпечаток воспитания и деятельности, которые формируют личность человека. Жизнь чеканит, отливает характер человека. А с определенного момента человек сам начинает чеканить свой характер. В этом заключается сущность самовоспитания.

Характер накладывает печать на все поступки, мысли и чувства человека. По этим проявлениям мы судим о характере той или иной личности. ХарАктерными следует считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Если подросток, например, случайно кому-то нагрубил или вспылил, то это не еще не означает, что грубость и вспыльчивость – черты его характера. Даже смелые люди могут испытывать чувство страха, но их не назовешь трусами. Зная характер человека, т.е. его важные и устойчивые черты, мы можем предвидеть, предсказать, как он себя поведет в той или иной ситуации, что сделает, что и как скажет.

В повседневной жизни человека характеризуют как эгоиста или коллективиста, доброго или скупого, деликатного или грубого, решительного или нерешительного, мужественного или паникера, скромного или хвастливого и т.п. Из этого видно, что характер – интегральное (единое) образование, которое включает самые разнообразные свойства психического склада личности. Но решающее значение в характере имеют морально-волевые свойства. От них зависят особенности социального поведения и деятельности личности.

Характер – явление сложное, подвижное и динамичное. Он формируется постепенно в процессе познания и практической деятельности. От круга впечатлений и разнообразия деятельности зависят полнота и сила характера. Там, где жизнь личности ограничена узкими рамками (не выходит за пределы дома, квартиры), изолируется от основного направления общественного движения, там формируется ограниченный, косный характер. Если же люди получают богатые впечатления, активно решают общественные задачи, живут полнокровной жизнью, их мышление носит такой же характер универсальности.

Характер конкретного человека отражает как те общественно-исторические условия, в которых он живет, так и направленность воспитания. Конкретные проявления характера могут видоизменяться в зависимости от ситуации, в которой находится человек, под влиянием людей, с которыми он общается. Оставаясь самим собой, человек может проявлять то большую, то меньшую откровенность или замкнутость, твердость или мягкость. Заметные изменения в поведении человека обусловливаются также временными состояниями психики. Некоторые сдвиги в характере наблюдаются и при старении организма. В целом, характер человека может изменяться в процессе жизни в зависимости от жизненных условий и окружения личности.

Все черты характера (черты – это индивидуально-своеобразные психические свойства человека) – это свойства личности (=качества). Свойства характера обусловлены свойствами темперамента, качествами отдельных психических процессов. Черт характера очень много. Все они подразделяются на несколько крупных блоков, которые тесно связаны между собой, влияют друг на друга и отражают отношения человека к разным сторона действительности, к разным сторонам жизни.

Положительные черты характера: 1) по отношению к обществу: общительность, отзывчивость, доброта, честность, преданность, правдивость;

Отрицательные черты: эгоизм, лживость, равнодушие, завистливость, необязательность, бессовестность, черствость.

2) Отношение человека к самому себе определяется его самооценкой, которая может быть адекватной, критической, завышенной, заниженной.

3) Отношение человека к делу, труду и его результатам – важная черта характера. Положительные черты здесь: трудолюбие, ответственность, аккуратность, предприимчивость, исполнительность; отрицательные – леность, безответственность, недобросовестность, безынициативность.

4) По отношению к вещам выделяются черты характера: щедрость или скупость, бережливость или расточительность.

5) Волевые качества составляют стержень характера: воля связана с силой характера, его твердостью, настойчивостью, решительностью. Волевые качества личности: решительность, настойчивость, терпение, выдержка, самообладание, верность долгу и данному слову. Человек без воли напоминает машину без мотора: все есть и выглядит внушительно, а пользы нет никакой. Вспомним, что воля – это способность человека совершать сознательные действия, которые требуют преодоления внешних или внутренних препятствий.

У каждого человека число отдельных характерологических черт очень велико, а количество оттенков каждой из них необозримо. Так, аккуратность имеет оттенки: пунктуальность, педантичность, опрятность, подтянутость. Но какие-то свойства или черты всегда будут ведущими, т.к. по ним характеризуют человека.

Нужно учитывать, что не у всех молодых людей действия и поступки определяются свойственными им личными особенностями. Поведение некоторых зависит от внешних обстоятельств, от хорошего или плохого влияния товарищей. О таких говорят как о бесхарактерных, т.е. лишенных внутренней определенности. И даже бесхарактерность – тоже свойство характера.

Характер тесно связан с темпераментом. Тип нервной системы влияет на индивидуально-своеобразные способы действия, в которых выражаются свойства характера. От типа темперамента зависит протекание внешних проявлений свойств характера. В зависимости от типа темперамента характерные способы поведения могут возникать и прекращаться быстро или медленно, легко или с трудом. Так, при наличии стремления к общению, сангвиники первые начинают разговор, флегматики более пассивны в общении, хотя и откровенно делятся с товарищами своими переживаниями, но редко делают это по своей инициативе. Сангвиники легко заводят новые знакомства, но и легко прекращают старые. Флегматики с трудом вступают в знакомства и прекращают их. Такого рода различия в протекании внешних проявлений свойств характера могут быть названы динамическими особенностями. От свойств темперамента зависят динамические особенности свойств характера. Некоторые черты характера усиливают определенные свойства темперамента (экстраверсия – общительность).

Темперамент Характер
1. врожденная обусловленность 1. прижизненная сформированность
2. не может иметь социальной оценки 2. может быть социально желательным или нежелательным
3. обусловлен свойствами нервной системы 3. черты характера обусловлены темпераментом и отношениями
4. свойства проявляются непроизвольно, бессознательно, трудно контролировать 4. черты характера произвольны, сознательны, можем контролировать в большей степени
5. связан с эмоциональностью и активностью 5. соотносится с волевой сферой личности. Наличие воли – показатель развитости характера

 

Между темпераментом и характером существует тесная связь, поэтому образуется сплав характера и темперамента. В поведении взрослого человека их сложно разделить.

Гармоничное формирование характера предполагает активное развитие положительных черт. Путь развития гармоничной личности – это путь ее самоактуализации, направленной на:

1) активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;

2) способность к глубокому пониманию жизни;

3) установление с окружающими людьми доброжелательных отношений;

4) принятие себя и других людей такими, какие они есть.

У некоторых людей характер может быть дисгармоничным (нарушенным) за счет неравномерного развития составляющих его черт. Это может обусловливать избирательную уязвимость и чувствительность человека в одних жизненных обстоятельствах и устойчивость – в других. В людях с дисгармоничным характером заложена возможность как больших достижений, так и глубокого срыва (дезадаптации). Дисгармоничные характеры формируются под воздействием жизненных коллизий.

Общение – сложный, многогранный процесс, выступающий одновременно как процесс информационный, взаимодействие и отношение людей друг к другу, как процесс взаимовлияния друг на друга и процесс сопереживания и взаимопонимания.

Общение - намеренное взаимовоздействие на поведение, состояние, установки, уровень активности и деятельности партнера, в ходе общения возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимопереживании, взаимовлиянии, взаимопонимании и т.д.

Общение – форма жизнедеятельности, выступает средством передачи форм культуры и опыта.

Потребность в совместной деятельности ведет к необходимости в общении. Оно может обособляться и как самостоятельная деятельность, в ходе которой человек эмоционально заинтересован. Т.е. общение как ценность.

Основные функции общения: 1) информационно-коммуникативные (связанные с приемом и передачей информации, познанием людьми друг друга); 2) регуляционно-коммуникативные (регуляция людьми поведения друг друга, организация совместной деятельности); 3) аффективно-коммуникативные (определяют эмоциональную сферу человека). В реальном акте общения все функции переплетаются. Общение всегда – это процесс взаимовлияния. Это влияние м.б. большее или меньшее, скрытое или явное, положительное (дружеское, доброжелательное) или отрицательное (конфликтное, враждебное). Сила его зависит от духовного богатства личности, а также от личностных качеств человека.

Виды общения:

1) по положение коммуникантов в пространстве и времени – контактное и дистантное общение;

2) по наличию или отсутствию какого-либо опосредующего «аппарата» - непосредственное (контакт) и опосредованное (косвенное);

3) по форме языка – устное и письменное;

4) с точки зрения позиции я-говорящего и ты-слушающего – диалогическое и монологическое;

5) с точки зрения количества участников – межличностное, групповое, массовое;

6) с точки зрения обстановки общения и взаимоотношений общающихся – частное и официальное;

7) по использованию или неиспользованию средств языка – вербальное (речевое, словесное), невербальное (бессловесное с использованием мимики, жестов, позы).

Стороны общения:

Коммуникативная – обмен информацией между участниками общения в совместной деятельности с помощью вербальных и невербальных средств;

Интерактивная – взаимодействие общающихся, обмен поступками, действиями;

Перцептивная – восприятие общающимися друг друга.

Уровни общения:

1) внутриличностное – общение человека с самим собой, когда он развивает идеи, планы, готовится к общению с кем-то;

2) межличностное – общение между 2 и более людьми;

3) общественное – общение с большой аудиторией.

Важнейшая цель и итог общения – удовлетворение своих биологических, социальных и духовных потребностей.

Явления общения:

А) Эмоциональное переживание в общении составляет основу дружбы и любви. Положительная эмоциональная связь в общении возникает, когда установки и ожидания людей реализуются в процессе общения.

Б) Формирование картины мира – при сопоставлении представлений окружающих со своими. Человек осознает, каков окружающий его мир и каков он сам в мире. Образ собственного Я.

В) Изменение человека в процессе общения: а) естественное (как результат общения); б) направленное (в процессе формирования личности: учитель-ученик).

Г) Совместная работа – узловой момент общения. Она зависит от лидера (руководителя группы), социальных, политических, государственных установок. В результате могут сформироваться конструктивные и иные формы отношений.

Формы отношений:

- дружеская кооперация – партнеры доверяют друг другу, готовы оказать помощь при разрешении задач группы;

- антагонистическое соперничество – основано на отсутствии доверия, уважения друг к другу, каждый стремится доказать свое превосходство;

- дружеское соревнование – партнеры положительно относятся друг к другу, хотя и проявляют здоровое соперничество.

Общение вербальное основано на диалоге – беседе 2-х людей и полилоге (нескольких людей). Диалог – в форме вопросов и ответов, происходит постоянная смена ролей. Если кто-то из партнеров отказывается от своих реплик, то диалог превращается в монолог.

Невербальное общение обеспечивают:

1) разговорная дистанция – расстояние между собеседниками и их расположение по отношению друг к другу. Эта дистанция зависит от культуры и субкультуры, статуса, пола, возраста, образования, от психологического склада личности (интроверты предпочитают большую дистанцию, чем экстраверты), темы разговора и самочувствия.

Дистанция а) интимного общения – в среднем 50 см.;

б) дружеского – 50 см. – 1,2 м.;

в) официального – 1,2 – 3,7 м.;

2) положение по вертикали, которое отражает социальный статус (начальник занимает возвышенное положение); проксемика – близость – совокупность пространственно-временных характеристик, входящих в коммуникацию. Место, занимаемое партнером за столом, определяется характером общения. Если оно «соперничающее», то люди садятся напротив, если кооперативное – то на одной стороне стола. «Угловая позиция» используется людьми, которые находятся друг с другом в дружеских отношениях и ведут непринужденную беседу. Случайная беседа дает позицию через стол – «наискосок».

3) поза – расположение тела по отношению к собеседнику, типичное для данной культуры. Изменения позы, их синхронизация свидетельствуют об изменениях отношений между общающимися. Если говорящий наклоняется к нам во время разговора, это воспринимается как любезность. Раскрепощенная поза более свойственна человеку, занимающему главенствующее положение, с развалившимся в кресле человеком общаться труднее, эта поза причиняет неудобства. Легко беседовать с теми, кто принимает непринужденную позу. Копирование позы – свидетельство о согласии, подчинении. Люди, знающие друг друга или сотрудничающие по работе, стоят или сидят боком друг к другу. Если они встречают посетителей, то чувствуют себя более удобно в положении лицом друг к другу. Женщины часто предпочитают разговаривать, склоняясь в сторону собеседника или стоя с ним рядом, особенно если хорошо знают друг друга. Мужчины в беседе предпочитают общаться лицом к лицу, кроме ситуаций соперничества;

4) жесты – движения рук, сопровождающие речь. Они отражают темперамент, характер, признаки болезни, состояния человека (нескоординированные, маловыразительные);

5) визуальный контакт – взгляд – кратковременное или продолжительное заглядывание в глаза друг другу. Смотреть на говорящего означает не только заинтересованность, но и помогает нам сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Люди, не чувствующие во взгляде собеседника признаков заинтересованности, внимания, испытывают дискомфорт. Во время беседы говорящий и слушающий то смотрят, то отворачиваются друг от друга, чувствуя, что постоянный взгляд может мешать собеседнику сосредоточиться. Говорящий и слушающий смотрят друг другу в глаза не более 10 секунд. Легче поддерживать визуальный контакт с говорящим при обсуждении приятной темы, труднее – при обсуждении неприятных и запутанных вопросов. В последнем случае отказ от прямого визуального контакта является выражением вежливости и понимания эмоционального состояния собеседника. Настойчивый или пристальный взгляд в таких случаях вызывает возмущение и воспринимается как вмешательство в личные переживания или как признак враждебности. Женщины склонны на больший визуальный контакт, чем мужчины. Обычно люди избегают визуального контакта в ситуациях соперничества, чтобы этот контакт не был понят как выражении враждебности. Кроме того, мы склонны смотреть на говорящего больше, когда он находится на расстоянии: чем ближе мы к говорящему, тем больше избегаем визуального контакта. Обычно визуальный контакт помогает говорящему почувствовать, что он общается с вами, и произвести благоприятное впечатление. Но пристальный взгляд обычно создает о нас неблагоприятное впечатление. Визуальный контакт помогает регулировать разговор. Если говорящий то смотрит в глаза слушающего, то отводит в сторону, значит, что он еще не закончил говорить. По завершении своей речи говорящий прямо смотрит в глаза собеседнику, как бы сообщая: «Я все сказал, теперь ваша очередь».

6) мимика – выразительные движения мышц лица, выражение лица, информирует об эмоциональном состоянии;

7) прикосновения – отражают формы чувств, желаний (одобрительное похлопывание, успокаивающее поглаживание);

8) походка – элемент кинесической культуры (совокупности движений). Походка имеет ряд черт: ритм, скорость, длина, шага, давление на поверхность. Походка, характер ношения обуви связаны с возрастом, физическим состоянием человека, зависит от темперамента, образа самого себя, указывает на его социальное положение. Так, те, кто ходит тихими, неуверенными шагами, опираясь на пальцы, - не любят привлекать внимание, углублены в свои мысли. Тот, кто ставит ноги пятками внутрь, имеет обостренное внимание к окружающему: он все видит и слышит, весел, общителен. Звучная ходьба, подчеркнутый стук обуви – признак несдержанности характера, бесцеремонности. Размеренный шаг – характеризует спокойных людей, не подверженных никаким чудачествам и легкомыслию. Тяжелая походка, шарканье – свидетельство отсутствие воли, о пресыщенности и (или) старости. Человек, передвигающийся танцующейся походкой, несерьезен и забывчив, много обещает и никогда не выполняет своих обещаний. Те, кто ходит мелкими шажками – педантичны и малообщительны. Нерешительный человек при ходьбе слегка покачивается, шаг имеет неравномерный – то спешит, то замедлит, быстро стирает каблуки.

Примитивный уровень общения – самый низкий. Для человека, общающегося на этом уровне, собеседник воспринимается как предмет, нужный для слушания его речи или мешающий ему. Руководствуется эгоистическими потребностями. Если человек ему нужен, значит, им надо овладеть, если – нет, его можно оттолкнуть. Окружающие оцениваются по чисто внешним качествам: сильный-слабый, старый-молодой. В обиходе такой человек позволяет себе эпитеты: «пацан, очкарик, дед». Может позволить себе навязывать свои взгляды, симпатии, может проявлять агрессию по отношению к мешающим ему людям: оттолкнуть, оскорбить, ударить. Критическая оценка самого себя отсутствует, он только прав и хорош собой.

Манипулятивный уровень общения – использование партнера в своих целях. Субъект для такого воспринимается как соперник в игре, которого надо обыграть. Выигрыш имеет для него материальную, житейскую или психологическую выгоду. В процессе общения «манипулятор» стремится выявить у партнера те его особенности, которые могут быть использованы как слабые места для оказания сильного воздействия. Предпринимаются различные ходы, чтобы обмануть собеседника, скрыть собственное истинное лицо. В ход идут заигрывание, лесть, обещания.

Стандартизированный уровень общения характеризует ситуацию, когда у людей нет подлинного желания контакта или готовности к нему. Этот уровень еще называют «контактом масок». Человек, общающийся на этом уровне, в зависимости от направленности общения выбирает ту или иную маску – доброты, агрессии, безразличия, простодушия. В процессе общения подчеркивается стремление к скорейшему его прекращению.

Игровой уровень общения свойственен людям, знающим друг друга и проявляющим взаимный интерес. Общение строится на стремлении обоих принести радость друг другу, пользу, на взаимообогащении. Партнеры равны между собой, доверяют друг другу, ценят достоинства и прощают недостатки.

Конвенциональный (конвенция - согласие) уровень общения присущ людям высокий уровень культуры. Он позволяет решать любые личностные проблемы, глубже понимать душевное состояние партнера, используя наиболее приемлемые формы общения.

Деловой уровень общения – общающиеся стремятся разрешить деловые вопросы, затрагивающие интересы каждого из них, коллектива, общества в целом.

Духовный уровень общения является наивысшим. Партнер воспринимается как носитель духовных ценностей, которые вызывают у вас чувства, родственные благоговению, восторгу, обожанию.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.