Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законы похода




4.1. В походе и экспедиции нет иждивенцев. Ищи работу сам. На привале к огню не стыдно подойти погреться, когда стоят палатки и тенты, укрыты от дождя вещи, заготовлены дрова и вода - чем скорее это будет сделано, тем лучше будет всем. Не торопись сушить свои вещи - может быть, сначала надо обогреть товарища и сделать сушилку. Комиссары и дежкомы отдыхают, едят и укрываются от неприятностей только после того, как те, за кого они отвечают, будут обеспечены всем необходимым и находятся в безопасности.

4.2. На марше темп движения определяется по идущим медленнее. Наиболее надежные члены группы - замыкающие. Главное условие безопасности на марше - не разделяться!

4.3. Основная цель похода и экспедиции - безаварийность. Никакая иная цель не оправдывает риск, потому что за нами - люди. Поэтому без большой необходимости и собой рисковать не надо.

4.4. В отрядной жизни исключены спиртное, наркотики, токсикомания, карточные игры, пошлый и двусмысленный юмор, брань и оскорбления, воровство, драки и рукоприкладство. От всего этого мы не гарантированы, так как в отряд приходят разные люди. Но вероятность возникновения подобных событий надо сводить к минимуму и всеми силами предотвращать или пресекать инциденты. Если человек не хочет остановиться - от него надо избавляться. В наши дни к перечисленным запретам добавилось чернушничество (поиск оружия-с целью наживы) и дедовщина (помыкание младшими и более слабыми). Курение табака допустимо лишь для тех, кому это разрешено СК; не надо делать эту привычку демонстрацией и одной из норм общения (втягивает некурящих). Младшие и некурящие - не должны начинать курить в отряде, вовлечение их - серьезная вина.

4.5. Дерево, цветок, птичье гнездо - все живое беззащитно перед оружием, топором, ножом и человеком. В оружии спрятана смерть, поэтому с ним нельзя играть. Без необходимости не поднимай топор и нож на живое дерево, не рви цветы, чтобы вскоре же их бросить.

4.6. Техникой безопасности запрещается также купание без страховки, уход из расположения отряда без разрешения командира, особенно - в одиночку.

5. Законы круга. Сбор - в кругу, огонек - в кругу, песня - в кругу. В кругу нет первых и нет последних: все равны и каждый чувствует плечо товарища.

6. Закон -«00»-. Точность - вежливость королей. Будем точны - будем королями! Потеря времени обязательно кого-то обидит.

7. Закон поднятой руки. Хочешь высказаться - подними руку. Общий галдеж уместен только в стае галок на ночевке. И то - проходит, время и они затихают.

8. Наша цель - счастье людей. Относись к другому так, как ты хочешь,чтобы относились к тебе.

9. Уходя - оглянись! За твоей спиной все должно оставаться чистым - и на земле, и в человеческих отношениях.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В. ХЕННИГА (В МОДИФИКАЦИИ О.В. ЛИШИНА) НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Выявление соотношения мотивов, определяющих восприятие школьником учебной деятельности, относится к числу актуальных задач современной российской школы. Актуальность определяется, не в последнюю очередь, низкой психологической подготовкой школьных преподавателей, не учитывающих, как правило, разнообразие побуждений, оказывающих существенное влияние на отношение школьника к учебе. Обычно в расчет берутся лишь два мотива: принуждение и соревновательность. Иногда к ним добавляется «сознательность», в отношении учебы решительно не свойственная большинству школьников-подростков. В реальности современная методика обучения, принятая в наших школах и восходящая к временам Я.А. Коменского, едина в своем подходе к любому возрасту - от учеников начальной школы до выпускников. Между тем отношение детей к изучению школьных предметов главным образом зависит от возраста, а не только от индивидуальных особенностей.

Предлагаемая методика может помочь в учете реальных мотивов участия школьников в учебной деятельности и предоставляет возможность коррекции соотношения этих мотивов.

В методике предусмотрено девять мотивов, определяющих общее восприятие учащимися учебной деятельности.

1. Процессуальный мотив (мотив удовлетворения от процесса деятельности): «Учиться мне нравится. Я узнаю много нового, учеба доставляет удовольствие. Но если предмет не интересен, заниматься им не хочется».

2. Мотив приемлемости принуждения: «Учиться всегда заставляют. Если откажешься, все равно заставят. Лучше уж буду учиться сам, коли это необходимо».

3. Мотив самоутверждения: «Тех, кто хорошо учится, уважают, потому что они организованные и умные ребята, умеющие добиваться успеха. Я стараюсь быть таким же».

4. Мотив прагматической выгоды: «Учиться хорошо - лучше, чем учиться плохо. Образование даст возможность выбора высокооплачиваемой и престижной специальности».

5. Мотив ориентации на педагога: «Я стараюсь учиться, чтобы не потерять уважения в глазах учителя. Неприятно, если учитель будет во мне разочарован».

6. Мотив ориентации на ровесников: «Я стараюсь, чтобы мой класс по успеваемости был не хуже других. В нашем классе уважают тех, кто умеет учиться».

7. Мотив ориентации на родителей: «Я стараюсь учиться, чтобы мои родители были довольны мной».

8. Мотив социальной ответственности: «Я стараюсь учиться, потому что только знающий человек нужен людям».

9. Мотив принципиальной добросовестности и исполнительности: «Я привык хорошо работать на уроках, готовить задания, просто иначе не могу».

Мотивы располагаются в карточках попарно, по принципу «каждый-с каждым»: первый со вторым, первый с третьим, и т.д. до первого с девятым; второй с третьим, второй с четвертым и т.д. до второго с девятым; третий с четвертым и т.д. Общее число карточек-сочетаний составляет 36.

На каждой карточке один мотив располагается по горизонтальной оси слева от нуля (поле А), другой - справа (поле Б). На этой оси слева и справа от нуля находятся точки 1, 2, 3, каждая из которых соответствует баллам (один, два, три). Один балл - низкое предпочтение, два балла - среднее, три балла - высокое предпочтение мотива. Испытуемый сравнивает два мотива и отмечает крестиком балл только в поле предпочитаемого (в поле А или в поле Б). Следует предупредить испытуемых, чтобы они не отмечали нулевую точку, поскольку надо показать не отношение к мотиву как таковому, а только отношение в сравнении одного с другим.

Одновременно с набором из 36 карточек испытуемому выдается листок ответа, в котором он пишет номер карточки и индекс поля предпочитаемого мотива с указанием выбранного числа баллов. Например:

№ 1; Б-3

№ 2; А-1

…………..

№ 36; Б-1

Для оценки мотивации мы применили следующий принцип деления мотивов: мотивы 1, 2, 3, 4 отнесены нами к индивидуальным (И); мотивы 5, 6, 7 - к групповым (Гр); мотивы 8, 9 - к общественным (О).

При обработке полученного материала сначала проводится подсчет баллов по каждому из мотивов, отмеченных испытуемым. Выстроенная диаграмма позволяет увидеть соотношение мотивов в их общем сочетании, характерном для данной деятельности и данных условий. Полученную диаграмму можно использовать для индивидуальной характеристики учащегося. Результаты подсчета могут быть усреднены в масштабах класса или параллели.

Соотношение мотивов в мотивационной структуре деятельности выявляется по соотношению наиболее выраженных мотивов каждой из описанных групп, например:

И > Гр > О - индивидуалистическая мотивация,

И < Гр < О - общественная мотивация,

И < Гр > О - групповая мотивация,

И > Гр < О - индивидуально-общественная мотивация.

Предлагаемая методика также дает возможность выявить в данной группе испытуемых процент высоко и низко мотивированных учащихся по отношению к каждому из девяти мотивов. Для этого строят кривую распределения интенсивности мотивации по данному мотиву от максимума к минимуму выраженности и определяют процент максимальной (от 27 до 18 баллов) и минимальной (от 9 до 0 баллов) выраженности мотива среди данного состава испытуемых. Данная методика была модифицирована и применялась нами также для изучения мотивационной структуры различных видов деятельности: трудовой, организаторской, военно-поисковой и др.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОМИНИРУЮЩЕЙ ЛИЧНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОДРОСТКА И.Д. ЕГОРЫЧЕВОЙ

 

Данная методика представляет собой модифицированный вариант разработанного И.Д. Егорычевой в 1994 г. стандартизированного интервью*. Основу предлагаемой методики составляет встречающаяся в отечественной (П.Я. Горфункель, М.С. Славина и др.) и зарубежной (Л. Колберг и др.) психологической литературе методика альтернативного выбора. Валидность методики определения доминирующей личностной направленности подростка была проверена путем соотнесения ее результатов с данными, полученными путем экспертной оценки.

* Егорычева И.Д. Личностная направленность подростка и метод ее диагностики // Мир психологии. 1999. № 1. С. 264-277.

 

При подборе вопросов интервью автор исходила из того, что, несмотря на противоречивость отношения человека к самому себе, можно выделить некоторые тенденции, связанные с преимущественно положительным или преимущественно отрицательным отношением. Указанные тенденции проявляются в приятии личностью себя как целого, терпимом отношении к своему прошлому, в осознании значимости себя как субъекта деятельности, как личности, как субъекта общения, в удовлетворенности своим социальным статусом, в вере в осуществимость желаемого, в удовлетворенности своим внешним обликом и т.д.

Оценка осуществляется по дихотомической шкале. При этом положительное отношение к себе (знак «+») проявляется в согласии с утверждениями, отражающими вышеперечисленные элементы. Такое же количество утверждений содержат те же элементы со знаком «-». Согласие с ними означает отрицательное отношение к себе. В целом отношение к себе проявляется в преобладании согласия с утверждениями того или иного знака. При этом максимально возможное отрицательное отношение к себе соответствует -16 усл. ед., а максимально положительное +16 усл. ед. Таким образом, реальному отношению отдельного человека к себе соответствует точка на шкале в интервале от -16 до +16 усл. ед.

Подобным же образом определяется отношение личности к обществу. Это отношение также неоднозначно. Под обществом в данном случае подразумевается и отдельный человек, и референтная группа, и класс, и семья, и страна, и человечество в целом. Однако у подростка отношение к обществу в широком смысле, как правило, актуально основывается на отношении к ближайшему окружению. Хотя это отношение тоже неоднозначно, в нем можно выделить преимущественно положительные или преимущественно отрицательные тенденции. Эти тенденции проявляются в принятии другого человека в целом (таким, какой он есть), в признании значимости другого как субъекта деятельности, как личности, как субъекта общения, в общем положительном отношении к окружающим, своему народу, его настоящему, прошлому и будущему.

Оценка этого отношения также осуществляется по дихотомической шкале. При этом положительное отношение к обществу проявляется в согласии с утверждениями, отражающими вышеперечисленные элементы. Отрицательное отношение к обществу определяется по согласию с утверждениями, в которых содержатся те же элементы, но со знаком «-». По преобладанию утверждений того или иного знака в ответах испытуемых определяется в целом отношение к обществу. При этом максимально возможное отрицательное отношение к обществу соответствует -16 усл. ед., а максимально положительное +16 усл. ед. Таким образом, реальному отношению человека к обществу соответствует точка на шкале в интервале от -16 до +16 усл. ед.

Преобладание положительного отношения к себе обозначается как Я+; отрицательного - как Я-. Преобладание положительного отношения к обществу - как О+, отрицательного - как О-. Сочетания Я+, Я-, О+, О- оказались связанными с проявлением определенного типа направленности личности, описания которых даны выше.

Опросник состоит из 40 утверждений (8 из которых - «Шкала лжи»). В каждом элементе основного текста опросника содержатся и отношение личности к самой себе, и к обществу. При этом комбинации этих отношений различны, а именно, они являются такими же, как и комбинации при различных типах направленности (см. выше). В соответствии с инструкцией, опрашиваемый соглашается с утверждением, если он соглашается с обеими его частями. Такой способ постановки утверждений ставит личность в ситуацию выбора, что повышает надежность полученных результатов*.

* В первоначальном варианте в опросник были включены утверждения, выявляющие отношения личности только к себе или только к обществу. Сопоставление полученных результатов с экспертной оценкой, а также включение в опросник шкалы лжи убедили нас в необходимости отказаться от одиночных конструкций.

 

По преобладанию утверждений того или иного знака, а также их сочетаний в ответах испытуемых определяется в целом отношение личности к себе и к обществу - тип личностной направленности.

Инструкция испытуемому




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.