Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дорогой друг!




Твоему вниманию предлагается ряд высказываний. Выразив свое отношение к ним, ты сможешь увидеть особенности твоих взаимоотношений со сверстниками, взрослыми и с самим собой, а если у тебя есть проблемы, сможешь предположить, почему они возникли. Это поможет тебе сделать первые шаги на пути улучшения отношений с окружающими.

Свое отношение к высказываниям следует выразить, пользуясь следующими обозначениями.

1 - Да, это так.

2 - Пожалуй, так.

3 - Затрудняюсь ответить.

4 - Пожалуй, не так.

5 - Нет, это не так.

В бланке ответов рядом с номером высказывания поставь цифру, выражающую твое отношение к нему.

Примеры

1.5. (Ты категорически не согласен с данным высказыванием: нет, это не так.)

2.1. (Ты полностью согласен с данным высказыванием: да, это так!)

Большинство высказываний состоят из двух частей. Ты должен выразить свое отношение к высказыванию в целом, следовательно, согласиться с ним ты можешь в том случае, если согласен с обеими его частями.

Старайся долго не задумываться над ответами: как правило, то, что первым приходит в голову, наиболее адекватно отражает внутреннее состояние человека, его отношение. Чем более искренним ты будешь в ответах, тем более точную и полную информацию о себе ты можешь получить. Желаем успеха!

Текст опросника

 

1. Я избегаю общения со взрослыми, так как они относятся ко мне и обращаются со мной как с маленьким, а я взрослый и уверен, что нужно считаться и с моими взглядами, и с моими интересами.

2. Я расстраиваюсь, когда люди не могут отложить какие-то свои дела, чтобы сделать что-то важное для коллектива, для класса.

3. Когда хвалят других, мне тоже хочется добиться каких-то успехов, чтобы отметили и меня.

4. Я не нарушаю своих обещаний.

5. Мне кажется бессмысленным многое из того, чем занимается большинство людей, да и то, чем занимаюсь я, тоже имеет мало смысла.

6. Мне во многом не нравится наша компания, зато я чувствую себя там со всеми на равных, чувствую себя взрослым.

7. Если говорить об уважении, то уважительно относятся к тому, у кого «крутые» знакомые и кто «классно прикинут», а у меня этого нет.

8. Когда я буду взрослым, я хочу зарабатывать много денег, но тратить я их буду не только на себя, но и на других, например, помогать бедным.

9. Я почти всегда делаю так, как говорят взрослые: они плохого не посоветуют.

10. Когда нужно принять участие в каком-либо общем для класса деле, но это противоречит мои интересам (нет времени, желания и т.д.), я всегда стараюсь найти компромисс, чтобы было хорошо и ребятам и себе.

11. Я никогда не совершаю поступков, за которые мне бывает стыдно.

12. Мое собственное мнение? Кому оно нужно? Все решают те, кто наверху, - учителя, родители, президент. Только на их мнение мне лично тоже наплевать.

13. Большинство моих приятелей только и делают, что стонут про тяжелую, скучную жизнь, а я сам делаю свою жизнь такой, какой хочу, - все от самого человека зависит.

14. Мне важно, что думают обо мне ребята, и я частенько соглашаюсь с ними только затем, чтобы они не изменили отношения ко мне.

15. Каждый человек - личность; в каждом есть то, за что его можно уважать. Я всегда стараюсь увидеть это, поэтому и ко мне большинство окружающих относятся с уважением.

16. Я никогда не опаздываю.

17. Мне очень важно, что думают обо мне знакомые мне взрослые, и мне очень хочется заслужить их уважение.

18. Я всегда сначала делаю уроки, а уже потом гуляю, играю в компьютерные игры.

19. Я часто думаю, что я никому не нужен, да и я не нуждаюсь ни в ком.

20. Я считаю, что если ты личность - ты должен всегда иметь свое мнение и отстаивать его, несмотря ни на что.

21. Мне кажется, что жизнь других людей интересная, яркая, а у меня как-то все серо и буднично.

22. Когда меня несправедливо обижают мои приятели, я не сержусь и не грублю им, так как считаю это недостойным, и к тому же думаю, что они так поступают не потому, что плохие, а потому, что так складываются обстоятельства (настроение, состояние, незнание ситуации и т.д.).

23. Я всегда говорю только правду.

24. У меня часто возникает мысль, что ничего хорошего из меня не получится, думаю, что и из большинства моих приятелей вряд ли получится что-то путное.

25. Я всегда выполняю просьбы родителей.

26. Бывает, что я выполняю порученное мне дело, не задумываясь, кому и зачем это нужно; поручили и выполняю, чтобы не приставали или чтобы избежать наказаний.

27. Часто бывает, что я плохо веду себя с окружающими не потому, что я плохой человек, а потому, что они не понимают меня, да и не хотят понять.

28. Ребята не очень уважают и интересуются моим мнением, и, честно говоря, я думаю, что их суждения, мнения, мысли действительно более интересны.

29. Мне и большинству моих приятелей в сегодняшней непростой жизни удается находить способы и повод для радости и надежды на хорошее будущее.

30. Я никогда не сплетничаю.

31. Я часто бываю безответственным, лживым, поступаю непорядочно, но для большинства людей «ответственность», «порядочность», «честность» - только красивые слова, а на деле они такие же, как и я.

32. Для того чтобы добиться чего-то значительного в жизни, нужно думать только о себе, а все разговоры о пользе для других будут только мешать достижению цели.

33. Вообще-то взрослые правы, когда говорят, что я плохой. Только они должны понимать, что я о них думаю так же.

34. Я думаю, что люди, которые говорят, что для них более важными являются интересы общества, чем свои собственные, чаще всего лгут.

35. По сравнению с другими и я сам, и мои успехи кажутся мне незначительными.

36. Я с уважением отношусь не только к своим мнениям, убеждениям, интересам, но и к мнениям, убеждениям, интересам других.

37. У меня никогда не возникает раздражения против моих родителей.

38. Бывают минуты, когда мне не хочется жить, потому что я сам себе становлюсь противен и вижу, насколько отвратительны люди, которые меня окружают.

39. Когда окружающие научатся уважать меня, тогда и я стану уважительно к ним относиться.

40. Другим ребятам все удается гораздо легче, чем мне. Думаю, и в будущем им будет проще, чем мне, достичь каких-либо успехов.

Ключ к опроснику

 

Бланк ответов

 

Для удобства обработки мы рекомендуем распечатать именно такой бланк, что значительно (в 5-10 раз) сократит время обработки одной анкеты и позволит сделать качественный анализ полученных данных.

 

Вариант рациональной обработки и направления качественного анализа результатов:

 

 

Расположение номеров ответов подобным образом дает возможность значительно упростить процедуру обсчета и анализа результатов, а также провести качественный анализ. Представленность ответов, соответствующих тому или иному типу направленности, можно наглядно увидеть, расчертив бланк по диагонали. По горизонтали - представленность ответов по критериям.

Процедура обсчета и анализа

 

Количественной обработке подлежат только ответы, выражающие согласие испытуемого, т.е. обозначенные цифрами 1 и 2.

При 5 (и более) положительных ответах в анкете по «Шкале лжи» (высказывания 4, 11, 16, 18, 23, 25, 30, 37) полученные результаты нельзя считать достоверными. Превышение по «Шкале лжи» может свидетельствовать о неадекватных представлениях личности о самой себе, об испытываемых опасениях, нежелании раскрыться; а также, возможно, о принятых личностью идеальных желаемых представлениях о себе, транслируемых как действительные.

Обработка данных

 

1. Подсчитывается суммарное алгебраическое значение по шкале «Я» и по шкале «О».

2. Полученные значения «Я» и «О» заносятся в график (см. рис. 5)

3. Выявляется тип личностной направленности.

4. Преобладание «крайних» ответов (1 и 5) по сравнению со «срединными» (2 и 4) может свидетельствовать об уверенной, возможно, авторитарной позиции автора, высокой личностной самооценке.

5. Значительное количество ответов, обозначенных цифрой «3», может свидетельствовать о страхе презентировать свою позицию, конформном поведении автора анкеты, отсутствии у него устойчивой, обдуманной, самостоятельной позиции.

6. Разброс ответов по различным типам направленности (в отличие от сконцентрированности ответов в основном в одном типе) может свидетельствовать о растерянности автора, отсутствии у него четких, продуманных и внутренне принятых представлений о себе как личности, о несформированности принципиальных позиций.

7. Наличие ответов (более двух), относящихся к негативистской направленности, независимо от того, какой тип направленности выявлен, говорит о том, что автор нуждается в психологической помощи и поддержке.

8. Анализ ответов «по горизонтали» - по критериям - может предоставить возможность выявления отношения личности к отдельным «объектам» (хотя и с достаточной долей условности). По тому, какое из утверждений выбирает испытуемый (относящееся к гуманистическому, эгоцентрическому, социоцентрическому или негативистическому типу направленности) позволяет предположить наличие несформированного или противоречивого отношения подростка к «объекту». Если он выбирает несколько утверждений, характеризующих один и тот же «объект», в зависимости от выбранных утверждений можно выявить наиболее «проблематичное место» в системе взаимоотношений подростка с миром.

Полагаем, что данная методика может дать и достаточно обоснованные представления о подростковой самооценке, однако эти представления пока существуют лишь на уровне гипотез и должны быть подтверждены в ходе дополнительных исследований.

Психологу при работе с подростком методика дает возможность помочь в определении его психологического самочувствия, найти наиболее эмоционально комфортные или, наоборот, напряженные сферы взаимодействия; сделать обоснованный прогноз о причинах напряженных отношений со сверстниками, взрослыми и самим собой (если они существуют), а также определить направления работы по улучшению взаимоотношений с окружающими. Кроме того, знание реального состояния личностной направленности подростков поможет подобрать адекватные формы и методы взаимодействия с ними, что, безусловно, послужит повышению эффективности образовательной деятельности в целом.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СОВМЕСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ОРГАНИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВО-ЮНОШЕСКОЙ ГРУППЫ (Методика УСД В.М. Сергеева*)

* В.М. Сергеев. В помощь практическому психологу. Методика диагностики уровня сформированности совместной педагогически организованной деятельности группы // Мир психологии и психология в мире. 1994. № 0. С. 108-116.

 

Своей основной задачей мы считали разработку социально-психологической методики, позволяющей получать объективную информацию о групповых процессах. Ключевым понятием нашей концепции стал уровень сформированности деятельности как показатель состояния групповой деятельности с точки зрения: а) позиции членов группы по отношению к деятельности; б) позиций членов группы в деятельности. В ходе исследования мы пришли к выводу, что данное понятие есть интегрирующий психологический показатель, позволяющий описать специфику позиции подростков и юношей - участников деятельности по отношению к самой деятельности, ее целям и средствам. Удалось выявить, что сформированность педагогически организованной деятельности есть некоторое целостное, относительно стабильное и развертываемое во времени состояние группы. Уровень сформированности деятельности во времени обыкновенно претерпевает, в зависимости от тенденций развития деятельности группы во времени, изменения в рамках одной-двух ступеней. Было выявлено, что уровень сформированности педагогически организованной деятельности определяет те рамки и границы, в которых проявляются те или иные социально-психологические и индивидуально-психологические феномены, характерные для данной группы как коллектива. Поэтому уровень сформированности педагогически организованной деятельности может быть использован в качестве средства психолого-педагогической диагностики условий воспитательного процесса и его объективных возможностей.

В ходе работы были выделены четыре параметра, характеризующие каждый рассматриваемый уровень:

- степень влияния деятельности на межличностные отношения в группе;

- степень участия членов группы в целеполагании;

- степень участия членов группы в непосредственном управлении деятельностью;

- характер мотивации деятельности.

В результате исследования, в котором участвовало около 150 групп (около 3000 подростков и юношей) из разных регионов России, стало возможным классифицировать группы по типу доминирующего отношения к педагогически организованной деятельности на шесть типов:

1,2- группы, члены которых отвергают предложенную деятельность или вынуждены ею заниматься под давлением педагогов;

3 - группы, принимающие деятельность, предлагаемую и организуемую педагогами;

4 - группы, члены которых являются не просто реципиентами предлагаемых педагогических усилий, но и субъектами деятельности;

5, 6 - группы, в которых групповые и общественные мотивы деятельности доминируют над индивидуальными.

За некоторыми группами наблюдение велось в течение года, одна группа наблюдалась в течение двух лет. В результате был сделан вывод, что уровень сформированности деятельности - относительно стабильный параметр группы, несущественно изменяющийся в ходе ее развития (т. е. развитие группы нельзя представлять как движение от одного УСД - уровня сформированности деятельности к другому). Однако на ход развития группы УСД влияет существенно, поскольку характеризует отношение к деятельности, тон, настрой группы, взаимоотношения между руководителем и подростками.

У групп 1-го и 2-го уровней настрой группы (фон) таков, что им не суждено дожить до состояния проявления социально-психологических феноменов, характерных для высокоразвитых групп. У этих групп низка самооценка, малы величины корреляции между деловыми и межличностными статусами членов групп; характерен широкий разброс в мотивации деятельности.

У групп 3-го уровня диапазон возможных величин показателей психологического климата, сплоченности, эталонности, влияния деятельности на построение межличностных взаимоотношений очень широк. Членов таких групп объединяет принципиальное согласие на предлагаемую педагогом деятельность. То есть групповая деятельность не возникает в результате отражения общественным мнением группы общественных, групповых и индивидуальных запросов и потребностей ее членов, а задается извне; дилемму «общественное или личное» члены группы, как правило, решают в пользу последнего.

У групп 4-го уровня индивидуальные, групповые и общественные мотивы совместной деятельности гармонизируются. При стабильном существовании группы на 4-м уровне межличностные и деловые взаимоотношения отличаются высокой интеркоррелированностью, самооценка не переходит нижней критической величины. Лидирующее положение занимают подростки с коллективистической направленностью (проявляемой, по крайней мере, в данной деятельности). Педагог, как правило, воспринимается в качестве члена группы.

Группы 5-го и 6-го уровней более характерны для юношеского, чем для подросткового возраста. Групповые и общественные мотивы участников деятельности доминируют над индивидуальными. По нашим наблюдениям, реальное существование высокоразвитой группы представляет собой колебание сформированности педагогически организованной деятельности между 3-м и 5-м уровнями. Мы имеем основание предположить, что достижение высокоразвитой группой 6-го уровня сформированности деятельности не может не стать одной из главных причин ее самоликвидации, дающей начало формированию новых очагов становления коллективистически направленных групп.

Распределение обследованных нами групп по УСД:

 

 

Результаты обследования одной из школ-интернатов Ямало-Ненецкого национального округа подтвердили полученные нами результаты: из 14 обследованных классов (все с 6-го по 11-й) 8 классов (57%) оказались на 1-м уровне сформированности деятельности, 1 класс (7%) на 2-м уровне, 5 классов (36%) на 3-м уровне.

Полученные данные свидетельствуют, что педагогический потенциал двух третей формально организованных подростковых групп следует признать отрицательным, а оставшейся трети - минимальным. Причины этого очевидны: архаическая организация учебной деятельности как индивидуальной; императивная педагогика и, как следствие, нежелание подростков принимать навязываемую систему отношений. Такой провал лишь частично объясняется формулировкой задачи воспитания в идеологических терминах; на практике каждый педагог думает (и думал) не столько о выполнении идеологических установок, сколько о том, чтобы его воспитанники были добрыми, гуманными, трудолюбивыми. На самом деле (и это - в лучшем случае) «мир воспитателей» и «мир воспитуемых» существуют, не пересекаясь. Исходя из этого факта, особенно интересно проанализировать, почему целый класс подростково-юношеских групп преодолевает этот барьер отчужденности и живет полноценной жизнью. Конспективно особенности групп 4-6-го УСД можно сформулировать следующим образом.

Таким группам присущ деятельностный характер. Это понятие включает в себя: добровольность вхождения ребят в группу; добровольность участия в делах, участие во всех этапах групповой деятельности: целеполагании, планировании, организации, анализе.

Общественная направленность деятельности. Эта идея является центральной не только у отечественных коммунаров, экологов, поисковиков, но и у многих западных подростковых объединений.

Особое внимание также уделяется организации рефлексивной деятельности.

Удельный вес этих элементов в различных педагогических системах различен, различно и их методическое оформление, традиции, ритуалы, законы жизни групп. Но отсутствие, а еще хуже - исчезновение таких элементов (в практике случается) ведет к кризису в деятельности группы.

Для определения уровня сформированности педагогически организованной деятельности нами разработан диагностический аппарат, позволяющий выявить УСД на основе экспертной оценки со стороны самих участников групповой деятельности. Разработанный нами «Вопросник УСД» представляет собой вариант экспертной оценки ситуации в группе. В качестве экспертов при этом могут выступать члены группы, а также педагоги, посвященные в дела группы.

При обработке ответы группируются по девяти параметрам; каждый параметр оценивается по 20-балльной шкале.

1. Влияние социально направленной деятельности на межличностные отношения (ВДО).

2. Авторитарность педагога в целеполагании (АЦ).

3. Авторитарность педагога в непосредственном управлении деятельностью (АУ).

4. Выраженность мотива реакции на принуждение со стороны педагога (П).

5. Выраженность прагматических мотивов (В).

6. Выраженность мотива интереса к предмету деятельности (ИП).

7. Выраженность мотива интереса к общению в процессе совместной деятельности (ИО).

8. Выраженность групповых мотивов (Г).

9. Выраженность общественных мотивов (О).

Сопоставляя результаты ответов на вопросник и психолого-педагогические описания ситуаций в группах, мы получили возможность интерпретировать экспертные оценки как установление того или иного уровня сформированности просоциальной деятельности. Для каждого уровня были определены «эмпирические коридоры», попадание в которые той или иной диаграммы означает соответствие данной диаграммы определенному УСД (см. рис. 7 на с. 162).

Каждый уровень сформированности педагогически организованной деятельности связан с определенной характеристикой преобладающих мотивов у подростков, с определенными взаимоотношениями и способом педагогического руководства (см. схему на с. 208).

1. Уровень принуждения - Пр характеризуется доминированием установок и мотивов внешнего принуждения к участию в деятельности. Отсутствует единство мотивов и целей деятельности, не сформирован ее предмет. Воздействие групповой деятельности на межличностные отношения минимально. Поэтому необходим неоперациональный контроль за ходом деятельности. Попытка диалога себя не оправдывает и вызывает потерю управления.

2. Пассивно-исполнительский уровень - ПИ отличается от предыдущего проявлением личной заинтересованности. Наряду с мотивами поиска прагматической выгоды более выраженным становится интерес к общению в группе. В то же время наиболее характерными чертами поведения подростков на этом уровне являются безынициативность и низкий уровень социальной активности.

3. Активно-исполнительский уровень - АИ наиболее типичен для старших подростков. Он связан с преобладанием у участников деятельности мотивов личной заинтересованности, получением удовольствия от участия в деятельности, повышенным интересом к предмету и содержанию деятельности, нередко присутствует выраженный интерес к общению. На этом уровне поведение подростков отличается пониженной организованностью и управляемостью, появлением определенных предпосылок единства деятельности, зарождением группового общественного мнения. По формам проявления уровень АИ отличается большим разнообразием.

4. Личностно-групповой уровень - ЛГ характеризуется, прежде всего, преобладанием мотивов групповой ориентации, заметным повышением социальной ответственности, наряду с мотивами деловой выгоды присутствуют мотивы интереса к общению и интереса к предмету деятельности. На этом уровне в поведении подростка впервые проявляются черты самостоятельности, товарищеской сплоченности, ориентации на общественное мнение группы. Вместе с тем положительное в поведении подростков на этом уровне проявляется, главным образом, в ситуациях группового общения и требует постоянной поддержки со стороны товарищей. Сохраняется возможность ухода в интимно-личностное общение, появления корпоративной замкнутости, особенно в условиях общественного непризнания группы.

5. Коллективно-групповой уровень КГ отличается высокой заинтересованностью участников в результатах деятельности, коллективизмом, устойчивостью побуждений к деятельности, опорой на общественное мнение коллектива, готовностью преодолевать серьезные трудности. Преобладающей системой побудителей педагогически организованной деятельности является идентификация (отождествление) себя с коллективом, осознание групповых целей как своих собственных.

6. Коллективный уровень - К характеризуется высокой установкой на социальную ответственность и некоторым понижением групповых ориентации. За этими чертами стоит реальная готовность отдельных членов группы в одиночку отстаивать общественные идеалы, во имя которых создан и действует коллектив. Показателями деятельности служит ее коллективный, диалогический характер. Преобладающей системой побудителей данной деятельности является осознание общественно значимых целей как личных.

Следует отметить, что о высокой эффективности воспитательной работы свидетельствует способность педколлектива довести каждый класс (отряд, бригаду, группу) до уровней ЛГ и КГ. Обеспечение высокого уровня развития педагогически организованной деятельности зависит от умения руководителя побудить подростков к участию в общей деятельности на добровольных началах, обеспечивая отчетливую общественную оценку её результатов, их социальное признание.

Текст вопросника УСД

 

Дорогой друг!

Просим тебя ответить на вопросы. Ответам даются следующие цифровые обозначения: 4 означает - «да»; 3 - «скорее да, чем нет»; 2 - «иногда да, иногда нет» (или: «не знаю»); 1 - «скорее нет, чем да»; 0 - «нет».

Вопросы

1. Чем активнее человек (мальчик, девочка) участвует в делах отряда, тем больше ценится его (ее) мнение.

2. Чаще всего отряд выполняет те дела, которые ему приказали выполнять.

3. Когда отряд готовит какое-то мероприятие, руководитель занимается с каждым его участником.

4. Если бы руководитель не заставлял, то отряд не занимался бы тем, что он делает.

5. «Интересность» дела для ребят важнее, чем его «нужность».

6. При участии в общих делах отряда ребятам больше всего нравится общение друг с другом.

7. Ребята охотнее выполняют те дела, за которые их наградят, похвалят или заплатят.

8. Выполняя порученное, отряд хочет добиться хорошего мнения о себе.

9. Ребята занимаются делами отряда потому, что хотят приносить пользу людям.

10. Ребята плохо относятся к увиливающим от работы.

11. Когда обсуждаются дела отряда, ребята молчат или занимаются чем-то своим.

12. Ребята не могут самостоятельно изменить план дела, на это нужно разрешение руководителя.

13. При первой возможности ребята стараются увильнуть от дела.

14. Если дело неинтересное, то ребята не будут его выполнять.

15. Дело идет лучше, если его выполняют все вместе, а не каждый по отдельности.

16. Когда человек участвует в деле, то он хочет, чтобы и для него была от этого дела какая-то польза.

17. Когда отряд придумывает новые дела, ребята думают: что нужно отряду?

18. Если дело не приносит пользу людям, то ребята не будут его выполнять.

19. Члены отряда хотят, чтобы каждый понимал, зачем выполняется дело.

20. Дело чаще предлагает руководитель, чем ребята.

21. Если руководитель не будет готовить дело или участвовать в нем, то оно провалится.

22. Чаще всего отряд не может отказаться от дел, которые ему предлагают.

23. Когда отряд выбирает дело, ребята, во-первых, оценивают, интересное ли оно.

24. Если в деле участвуют самые активные ребята, то им займется и весь отряд.

25. Ребята будут охотнее выполнять порученное, если им обещана награда.

26. Ребята заботятся о том, чтобы их отряд был дружным.

27. Ребята согласны пойти на самую тяжелую и неприятную работу, если она нужна людям.

28. Наш отряд отличается от других отрядов. У него есть свои традиции, обычаи, правила работы.

29. Когда ребята из отряда встречаются друг с другом, они обычно не говорят о делах отряда.

30. Если сделать работу не удастся, ребят за это не отругают и не накажут.

31. Отряд занимается теми делами, которыми обычно занимаются подобные отряды.

32. Если дело будет интересное, то и ребята будут активнее участвовать в нем.

33. Когда работа окончена, ребята не спешат расходиться и продолжают общаться друг с другом.

34. Ребят легче вовлечь в дело, если доказать его выгоду для каждого члена отряда.

35. Дела пойдут лучше, если ребята будут соревноваться с другими отрядами.

36. Ребята стараются выполнять дела хорошо.

37. Когда ребята делят между собой работу в отряде, то они соглашаются делать то, что им поручают и не обижаются.

38. Если руководитель что-то предлагает, то ребята обычно не спорят с ним.

39. При затруднениях ребята всегда обращаются к руководителю.

40. Ребята сами не предлагают дел, которые нужны людям.

41 Ребята пришли в отряд потому, что его дела были им интересны.

42. Ребята охотно участвуют в.делах развлекательного характера: днях рождения, праздниках, вечерах и пр.

43. Ребята не будут участвовать в деле, если им непонятно, что оно даст им лично.

44. Когда ребята собираются вместе, они обязательно говорят о делах своего отряда.

45. Ребята уважают других людей и другие отряды, которые занимаются полезными делами.

Бланк ответов на вопросник

 

 

При заполнении бланка цифры, характеризующие ответы, ставятся рядом с номерами вопросов.

Анализ результатов и интерпретация

 

Вопросник состоит из 9 блоков.

Например: 1, 10, 19, 28, 37 (по горизонтали).

Вопросы составлены таким образом, что каждый блок характеризует относительную выраженность проявления в социально-одобряемой деятельности группы следующих параметров и мотивов.

1. Влияние деятельности на взаимоотношения (ВДО) - вопросы 1, 10, 19, 28, 37.

2. Степень участия ребят в постановке целей и задач деятельности (АЦ) - вопросы 2, 11, 20, 29, 38.

3. Степень участия ребят в управлении (АУ) - вопросы 3, 12, 21, 30, 39.

4. Давление педагога (П) - вопросы 4, 13, 22, 31, 40.

5. Прагматический интерес (В) - вопросы 7, 16, 25, 34, 43.

6. Интерес к предмету, процессу деятельности (ИП) - вопросы 5, 14,23,32,41.

7. Интерес к общению (ИО) - вопросы 6, 15, 24, 33, 42.

8. Идентификация с группой: цели коллектива - мои цели (Г) -вопросы 8, 17, 26, 35, 44.

9. Идентификация с обществом: цели общества - мои цели (О) -вопросы 9, 18, 27, 36, 45.

Параметры 2 и 3 даются в обратной шкале (отсюда в названиях буква «А» - «авторитарность»).

Необходимо сложить количественные значения ответов по блокам и построить диаграмму. Диапазон возможных значений в диаграмме составляет от 0 до 20.

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................................................................................................. 2

Глава 1. НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ...................................................................................................................................... 3

§ 1. КОГО И ЗАЧЕМ МЫ ВОСПИТЫВАЕМ? (О целях и средствах воспитания).............................................................................. 3

§ 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ ОПОСРЕДОВАНИЕ................................................................................................... 27

§ 3. ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ.................................................................................... 30

Глава 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИ ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ....................... 33

§ 1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ВОПЛОЩЕНИЯ................................................................................................................................................................................................... 33

§ 2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ИГРЫ........................................................................................................................................................................ 42

§ 3. УЧЕБА ИЛИ ПОЗНАНИЕ?........................................................................................................................................................................ 53

§ 4. ОТ ПОДРОСТКА К ЮНОСТИ................................................................................................................................................................. 57

§ 5. ПУТЬ ВО ВЗРОСЛЫЙ МИР..................................................................................................................................................................... 77

Глава 3. РОЖДЕНИЕ, ЖИЗНЬ И РАСПАД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВО-ЮНОШЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ................ 80

§ 1. ПУТИ РОЖДЕНИЯ..................................................................................................................................................................................... 81

§ 2. ПУТИ СТАНОВЛЕНИЯ............................................................................................................................................................................. 85

§ 3. ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА................................................................................. 104

§ 4. ДЕЛА СЕМЕЙНЫЕ.................................................................................................................................................................................. 114

Глава 4. ПРОБЛЕМЫ АНТИМИРА................................................................................................................................................................. 126

§ 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИ ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В АНТИМИРЕ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ............................................................................................................................... 126

§ 2. ВОЗМОЖНОСТЬ ВМЕШАТЕЛЬСТВА. СРЕДСТВА И ПЕРСПЕКТИВЫ................................................................................ 136

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................................................................................................................... 149

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ОРГАНИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.......................................... 150

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ОСНОВЫ КОМИССАРСКОЙ ЭТИКИ, МЕТОДИКА И ТРАДИЦИИ.............................................................. 161

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В. ХЕННИГА (В МОДИФИКАЦИИ О.В. ЛИШИНА) НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ......................................................................... 170

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОМИНИРУЮЩЕЙ ЛИЧНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОДРОСТКА И.Д. ЕГОРЫЧЕВОЙ............................................................................................................................................................... 171

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СОВМЕСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ОРГАНИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВО-ЮНОШЕСКОЙ ГРУППЫ (Методика УСД В.М. Сергеева*) 176

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.