Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Е издание 8 страница




Юмор в рабочих коллективах отражает напряженность и фрустрацию его членов. Взрывные, иногда непристойные, часто неостроумные, грубые шутки и насмешки могут производить весьма благоприятный эффект. Рой (Коу, 1959) описал поведе­ние небольшой группы работников, занятых совершенно неинтересной работой. Каждый день в определенное время один из них воровал и съедал банан — это на­зывалось «банановое время». Другой открывал окно, создавая сквозняк и вызывая шумные протесты. Каждый час происходило что-нибудь столь же бессмысленное, но, как сказал один работник: «Если бы мы не шутили и не дурачились, то давно бы уже свихнулись». Такой юмор обладает следующими преимуществами:

1. Повышается удовлетворенность работой.

2. Улучшаются социальные взаимоотношения.

3. Возрастает кооперация и производительность труда (Аг§у1е, 1989).

Социологи показали, как содержание юмора помогает справиться с социальны­ми стрессами и как оно связано со свойствами социальной системы. Дуглас (Оои^аз, 1968) полагал, что шутки порождаются социальной структурой и являются вызо-

' Под этим несоответствием понимается следующее. Эмоциональные переживания обусловлены, в частности, физиологическими процессами, происходящими в вегетативной нервной системе (при этом изменяются кожное сопротивление, артериальное давление, гормональный и химический со­став крови и др.). Индивиды, пережившие тяжелую утрату и демонстрировавшие смех Дюшенна, говоря о покойных супругах, которых они потеряли полгода назад, были способны дистанцировать­ся от случившегося горя (что измерялось по «разобщению» между физиологическим возбуждени­ем и субъективным горем) и быстрее оправиться от потери. — Примеч. перев.

80 Глава 5. Юмор и смех

вом ей, они дают возможность символически выразить присутствующее в ней на­пряжение. Выше было показано, как высмеивание помогает разрешать трудности в недружественных отношениях с тещами/свекровями в примитивных обществах. Далее мы увидим, что этнические анекдоты помогают ослабить враждебность меж­ду разными расами и национальностями. В рабочих коллективах тоже возникают напряженные отношения и появляются соответствующие этому формы юмора. Мал-кей (Ми1кау, 1988) развил тему и предположил, что существуют две разновидности дискурса — серьезный и юмористический. В первом случае единая точка зрения соответствует иерархическому и упорядоченному социальному миру. Во втором — различные, противоречивые точки зрения «бросают вызов» серьезному взгляду на мир и поощряют противоречия и несоответствия последнего. Юмористический под­ход, тем не менее, не разрушает серьезного; скорее, поддерживает его, поскольку позволяет символически выразить присутствующую в нем напряженность. Именно в этом заключается роль юмористов и комиков, о чем будет сказано ниже.

Малкей проиллюстрировал эту идею в своем исследовании, которое получило название «Бар Брейди». Проблема заключалась в том, что хотя бармены обладали более высоким статусом, чем официантки, они всецело находились в их распоря­жении и даже хуже того — были вынуждены исполнять женскую роль, заботясь о нуждах других. Юмор тогда непосредственно отражал такие сложности в отно­шениях. Аналогично социальный стресс выражают и цеховые шутки. Коллинсон (СоШпзоп, 1988) показал, что содержательно этот юмор относился к сопротивле­нию постоянному контролю и скучной работе (поддерживая общие ценности мас­кулинности1 рабочего класса) и контролю над выделяющимися из общей массы рабочими, которые не выполняли свои задания. Холдевей (НоЫахуау, 1983) опи­сывает полицейский юмор. Данная разновидность выражает противоречия между формальными правилами, предписывающими, например, определенное обращение с подозреваемыми, и видением полицейскими своих обязанностей; сюда же отно­сятся истории о погонях и события, иллюстрирующие командную солидарность.

Юмористы, комедианты, остряки

Во все исторические периоды встречаются шуты, клоуны, паяцы и другие комеди­анты. Изначально эту роль выполняли карлики или умственно отсталые, которые считались источником развлечений, служа «козлами отпущения» в обществе. Позд­нее шуты начинают ассоциироваться с королевскими дворами и дворянскими фа­милиями, как это описал Шекспир. Шутам дозволялось говорить обидные вещи, подтрунивать над хозяевами и разыгрывать их. Однако если они заходили черес­чур далеко, это грозило им неприятностями. Существовали сборники, содержавшие множество примеров шутовского юмора. Их остроты во многом походили на сего­дняшние анекдоты: имели сексуальный, анальный характер или были направлены на высмеивание «чужака», из которого позволялось делать посмешище. Шутовс­кой юмор был связан с различиями в статусе и прочими источниками напряжен­ности в обществе, помогал ослаблять напряжение. Позднее появляются «владыки

Маскулинность — специфическое представление о мужской сущности ценностей силы и агрессии, традиционный образ «настоящего мужчины». — Примеч. перев.

Юмор и стресс 81

беспорядка», которые давали разрешение на чудачества (\Уе1зЬгс1,1961). В XVI в. в результате давления церкви число придворных шутов уменьшилось, хотя до это­го священники и принцы участвовали в забавах (Вгеттег & Коос1епЪиг§, 1997).

В России функции шута отчасти выполняли поэты или пророки, которых счи­тали принадлежащими к божественному рангу, как царей. В греческом и римском обществе комедианты были профессионалами по части развлечений: они высту­пали на званых вечерах, иногда за еду; конкурентами их являлись акробаты, фо­кусники и танцовщицы.

Поллио и Эджерли (РоШо & Ес1§ег1у, 1976) описывают исследование, посвя­щенное американским комикам. Обследуемых просили с помощью пяти прила­гательных охарактеризовать каждого комика. Неожиданно обнаружилось обилие негативных характеристик типа «толстый», «неуклюжий», «тупой», «придуркова­тый», «тощий», «безобразный». Очевидно, роль комедианта негативна. Часто встречались такие слова: «еврей», «черный», «ирландец», «итальянец». По сути дела, многие американские комики действительно были указанных национально­стей, и они использовали этнические особенности в своем юморе. Они могли чер­пать материал из богатства этнического юмора, распространенного в той или иной группе. Этого мы коснемся ниже.

Как уже отмечалось, дети, которые много шутят, в раннем возрасте нередко оказывались отверженными. Интервью с комическими артистами также показы­вают, что многие из них происходят из весьма неблагополучных семей и юмор по­зволял им облегчить страдания. Кроме того, установлено, что дети, активно выду­мывающие смешное, уверены в себе, физически и вербально агрессивны. Это мож­но рассматривать как пример юмора во фрейдовском понимании — в качестве замещенной агрессии.

Выше подчеркивалось, что люди с хорошим чувством юмора тяготеют к экс­траверсии, у них более развиты социальные навыки, они счастливее остальных. Очевидно, у комедийных артистов умение рассмешить должно быть развито весь­ма значительно. Тем не менее хорошо известно, что многие из них посещают пси­хиатрические лечебницы, страдают депрессией и жалуются на другие душевные недуги. Почему это так — неизвестно. Вероятно, у комиков резкие перепады на­строения — следствие маниакально-депрессивного психоза, и по-настоящему ве­селить они способны, только будучи в позитивном эмоциональном состоянии. В главе 14 мы увидим, что когда у людей вызывают приподнятое настроение, они становятся творчески активнее, например, придумывают отдаленные ассоциа­ции — как раз то, что нужно для возникновения юмора.

В современном мире функцию шутов взяли на себе телешоу, особенно комедии положений (зМ-сотз), где комизм создается ситуацией и составом персонажей. Часто они касаются социально напряженных тем, например особенностей межра­совых отношений («Покуда смерть нас не разлучит» — явно вопиюще расистская комедия; «О, Боже!» — тонкий, специфически азиатский юмор); социально-клас­совых отношений (фрагмент «Хорошей жизни»); жизни пожилых людей («Одной ногой в могиле»); низкой удовлетворенности работой («Взлет и падение Реджи­нальда Перрина»); выпуска теленовостей («Брось мертвого осла»). Однако неко­торые из таких шоу в большей степени обыгрывают абсурдность, слабо затрагивая общественные проблемы, например «Летающий цирк Монти Пайтона».

82 Глава 5. Юмор и смех

Этнический юмор

Существует классический анекдот: «Сколько нужно ирландцев, чтобы поменять лампочку?». Он имеет много вариантов, но в любом случае высмеиваются стерео­типы различных групп. «Сколько нужно психологов...?» Ответ: «Один, но лампоч­ка должна сама захотеть поменяться». Здесь, вероятно, высмеиваются примитив­ные идеи психологов. Есть масса этнических анекдотов, опирающихся на убежде­ние, что шотландцы скупы, французы любвеобильны, ирландцы недалекие и т. д. Немалая доля юмора — высмеивание других социальных групп, особенно этни­ческих (например, чернокожих и евреев), и национальностей (например, ирланд­цев и поляков). В этом случае комическое основано на утверждении «превосход­ства»: декларируется, что осмеиваемой группе присущ какой-либо недостаток, к примеру глупость. Подобный юмор зависит от стереотипов о глупости, скупости и т. п. и проистекает из абсурдного преувеличения предполагаемых качеств. Ис­пользуется здесь также и принцип несоответствия, что, например, хорошо видно из следующего антиирландского анекдота.

О'Райли судят за вооруженное ограбление. Выходят присяжные и объявляют при­говор: «Не виновен». — «Прекрасно, — говорит О'Райли. — Значит ли это, что день­ги я могу оставить себе?»

Если просто сказать, что представители другой группы глупы и бесчестны, это совсем не смешно; когда же добавляется элемент несоответствия, комизм налицо.

Ля Фав и соавторы (Ьа Рауе еЬ а1., 1976) провели ряд экспериментов, в которых варьировалась форма анекдотов, чтобы выяснить, какие из них самые смешные. В некоторых случаях удалось показать, что анекдоты кажутся смешнее, если в них превозносятся члены группы, к которой относится сам обследуемый, или группа, с которой он себя отождествляет, а также если унижается та, к которой он не при­надлежит или с которой себя не отождествляет. Зилман и Кантор (2Штап & СапСог, 1976) посмотрели на это шире и предположили: чем более выражено нега­тивное отношение к вызывающей пренебрежение группе и позитивная оценка той группы, к которой принадлежит сам человек, тем сильнее его веселье. Эти пред­ставления согласуются с теорией социальной идентичности, согласно которой дис­криминация чужих групп укрепляет самовосприятие, основанное на принадлеж­ности к собственной сообщности, и, следовательно, повышает самооценку (Вго\уп, 1995). Когда испытуемых просили рассказывать анекдоты, предполагающие уни­чижительные оценки жителей Ньюфаундленда, негативное отношение к этой груп­пе оказывалось сильнее, чем когда речь шла об анекдотах, в которых не содержа­лись подобные характеристики (Маю ег. а1., 1997).

Некоторые образцы этнического юмора направлены против меньшинств, на­пример чернокожих в США. В этом случае предполагается не только замещающее превосходство. Стереотипом выступает представление, что чернокожие ленивы, глупы, нечестны и излишне активны в сексуальном отношении. Анекдоты с похо­жими суждениями косвенным способом выражают враждебность. Здесь уместно напомнить идею Фрейда о символическом выражении агрессии. Некоторые фор­мы этнического юмора создаются самими меньшинствами, например, евреи сочи­няют анекдоты про евреев. Широко распространено мнение, что одна из функций

Юмор и стресс 33

| такого юмора заключается в формировании социальной солидарности между чле­нами соответствующей группы. Миддлтон (М1сЫ1е(:оп, 1959) установил, что чер­нокожие американцы считают направленные против них анекдоты не менее смеш-

I ными, чем это кажется белым. Однако анекдоты, высмеивающие белых американ­цев, они находят еще забавнее, чем в восприятии самих белых. Следует помнить,

| что высмеивание членов собственной группы обычно не встречает понимания. Специалисты, изучающие юмор афроамериканцев, собирая материалы со времени рабовладения, заключили: для них он является способом «немного облегчить невы-

| носимое положение» и публично озвучить возмущение и враждебность (СоЫтап, 1960). Такой юмор ослабляет напряжение, дает выход агрессии, выступает крити­кой общества и выражением чувства собственного достоинства чернокожих (Возкт, 1966). Но в нем все равно присутствует несоответствие. Апт (Ар1е, 1985) приводит

| следующую историю.

Чиновник с Юга, находившийся на службе в Англии, сидел как-то раз на официаль­ном обеде рядом с негром. Он не обращал на негра абсолютно никакого внимания до самого конца обеда, после чего заметил: «Эй, Растус, признайся, арбузов-то вашему брату не хватает, а?»1. Позже негр был представлен публике как почетный гость и прославленный ученый из Оксфорда и выступил с блестящей речью. Вернувшись на свое место, он саркастически бросил чиновнику: «Да, Растус, похоже, и впрямь из­нывает без арбуза».

Бургис и соавторы (ВоигЫз е1 а1., 1977) установили, что валлийцы не любят I анекдотов, в которых над ними подшучивают. Им нравятся истории, высмеиваю­щие англичан, хотя и не такие, что откровенно враждебны по отношению к другой группе. Анекдоты, подшучивающие над другими сообществами, являются выраже­нием расовых и прочих предрассудков, которые, разумеется, распространены, но политически некорректны, поэтому предполагается, что над подобными шутками | смеяться не подобает.

Еврейский юмор, создаваемый евреями и о евреях, обладает некоторыми спе-I цифическими чертами. Он, как и другие этнические анекдоты, основан на стерео-I типах: в данном случае это, например, озабоченность деньгами, социальным стату-I сом и сложные правила питания. Часто в еврейском юморе используются явные ] несоответствия и логические противоречия. Например:

Престарелый еврей на смертном одре решил перейти в католичество. Когда его друзья стали возражать, он сказал: «Пусть лучше на земле станет меньше одним католиком».

Еще одна возможная черта такого юмора — «ненависть к себе». Вероятно, эта [особенность основана на негативных стереотипах, бытующих вне еврейского со-I общества, наряду с неясностью положения и нежеланием признаться в своей эт­нической принадлежности из-за кажущихся издержек такого шага (КозепЬег§ &

'' Стереотипное представление о неграх, в частности, включает в себя мнение, что чернокожие все по­головно любят арбузы. Употребление слова «арбуз» может вызвать ассоциацию с расистской шут­кой, что из-за своей лени чернокожие способны только танцевать да есть арбузы. Представление это имеет и историческое объяснение: родиной арбуза является Южная и Центральная Африка; до сих пор в некоторых районах на юго-западе Африки арбузы — важнейший источник влаги. — Примеч. перев.

84 Глава 5. Юмор и смех

о, 1958). Не исключено, что примеры еврейского юмора столь многочислен­ны вследствие стрессов, вызываемых принадлежностью к еврейской национально­сти; не случайно, в мире множество комиков-евреев.

Известно, что во время войны в Персидском заливе израильтяне успокаивали свои нервы с помощью юмора, который подавлял тревогу, позволял иначе посмот­реть на вещи, выразить агрессию, укреплял социальные связи и представлял про­исходящее в комическом свете (Ыеуо, 1994).

Юмор и социальные навыки

В главе 10 будет показано, что индивиды, обладающие развитыми социальными навыками, счастливее, потому что способны строить и поддерживать удовлетво­рительные социальные отношения. В настоящем разделе мы рассмотрим, каким образом юмор может способствовать развитию этого.

Налаживание социальных отношений

Любые социальные навыки требуют формирования отношений с одним или более людьми и их поддержания. В большинстве случаев мы сталкиваемся с гендерны-ми, возрастными различиями, разницей в социальном статусе, профессии, установ­ках и т. д., в результате чего люди имеют разные взгляды и интересы. Как утверж­дает Малкей (Ми1кау, 1988), юмористическая форма выражения признает суще­ствование более чем одной точки зрения, множества способов смотреть на вещи; а соединение обеих точек зрения является основой юмора. Он ослабляет напряжен­ность, вызванную столкновением конфликтующих мнений. Грэхам (СгаЬаш, 1995) просил пары незнакомых людей пообщаться в течение 30 минут. Развитое чувство юмора способствовало уменьшению социальной дистанции между ними.

Выше подчеркивалось, что юмор усиливает социальную сплоченность, чему способствует совместный смех, выражение общих ценностей или осмеяние посто­ронних групп. Благодаря комизму (например, рассказыванию анекдотов) другие люди начинают испытывать большую симпатию к субъекту, так себя ведущему, и обе стороны начинают симпатизировать друг другу (Мейее ег. а1., 1971). Поэтому неудивительно, что одно из правил дружбы — желательность шуток и подтруни­вания (Аг§у1е & Непс1егзоп, 1985). Однако когда речь идет о браке, ситуация иная: если мужья прибегают к юмору при разрешении стрессовых ситуаций в жизни их жен, сохранить брак сложнее, так как это может быть расценено как уход от про­блемы (СоЬап & ВгаоЪигу, 1997).

Возможности юмора этим не ограничиваются. Он также позволяет изменять к лучшему отношения между людьми (Капе е1 а1„ 1977). Порой с помощью юмора человек может «саморазоблачиться», показывая тем самым, что его не тяготят об­наружившиеся факты. Он способен, не подавая вида, прощупать информацию о других, подвергая сомнению тот образ, который стремятся создать себе окружаю­щие (ВаУ15 & Раппа, 1970).

Сексуальный интерес, например, может быть передан анекдотами соответству­ющей тематики, которые делают его очевиднее. Дэвис и Фарина (ВаУ15 & Раппа, 1970) показали, что анекдоты о сексе казались молодым мужчинам смешнее, если

Юмор и социальные навыки 85

они делились своим впечатлением с привлекательной представительницей про­тивоположного пола. Смех может сообщать и о сексуальном интересе. Грэммер (Сгаттег, 1990) установил, что молодые мужчины проявляют его именно смехом, к чему добавляются знаки, показываемые положением тела.

Лидерство

Лидеры должны обладать способностью управлять и контролировать поведение подчиненных, при этом оставаясь с ними в хороших отношениях. Этого можно достичь с помощью социальных навыков, например консультаций и убеждения, но также и с помощью юмора. Он, как только что было показано, ослабляет напряжен­ность, вызванную различиями во власти и статусе. Благодаря ему возможно дис­циплинировать подчиненного, который опоздал, медлителен, неопрятен и т. д., однако это умение требует развитых социальных навыков (Магглпеаи, 1972). Тра­диционное замечание армейского сержанта звучит, например, так: «В следующий раз стойте поближе к лезвию бритвы». При таких обращениях базовый антагонизм хотя и выражается, но сдерживается положительной юмористической окраской. Декер и Ротондо (Бескег & Ко1опо!о, 1999) установили, что удовлетворенность работой выше, когда подчиненные считают своего непосредственного начальника, особенно женщину, человеком с хорошим чувством юмора.

Психиатры и психотерапевты

О преимуществах использования юмора в психотерапии, в том числе и групповой, написано немало. Известны такие положительные аспекты, как снижение напря­жения и усиление положительных эмоций, а также сплочение группы. Но этим достоинства юмора не исчерпываются. Он снижает сопротивление и смущение при обсуждении и выявлении сведений на деликатные темы. И прежде всего помогает пациентам увидеть комическую сторону вещей, понять, что существует иной, ме­нее угрожающий способ посмотреть на их проблемы. Терапевт может поощрять такой подход, сам подавая пример (В1осЬ еЬ а1., 1983). Вообще, психиатры должны обучаться задействовать комические средства в своей практике (5арег, 1990). Рав­но полезно это и в медицинской сфере, чтобы нейтрализовать смущение и беспо­койство (йи Рге, 1998).

Публичные выступления

Часто юмор используется в публичных выступлениях и направлен на обучение или убеждение. Ученые провели ряд экспериментов, когда одна и та же речь произно­силась с юмором и без него или задействовались разные комические способы. Ре­зультаты оказались недвусмысленными: выступающий вызывает большую симпа­тию, его речь воспринимается как более интересная, а публика пребывает в луч­шем настроении, если он включает в свое выступление юмористические элементы. Больше любят тех учителей, которые обладают чувством юмора; Авнер и соавто­ры (Аупег е1 а1., 1986) показали, что наиболее популярно обращение к различным комическим способам.В других исследованиях выявлено, что когда адресаты со­общения испытывают симпатию к говорящему и пребывают в хорошем настрое­нии — благодаря юмору, отношение к сказанному изменяется (РеМу & \Уе§епег,

86 Глава 5. Юмор и смех

1998). Данный вывод подтвержден экспериментами по убеждению и обучению, хотя есть и негативные результаты. Комизм должен быть уместен: скажем, если требуется ирония, а не паясничание или сарказм, то следует обратиться именно к ней (Сгипег, 1976).

Очевидно, что чувство юмора, в особенности способность его продуцировать, важно для полноты социальных навыков. Можно ли этому научить? Нево и соав­торы (Ыеуо ег. а1„ 1998) разработали для этого 20-часовой курс, в котором приме­няется моделирование, подкрепление и другие методы. После его прохождения у 101 израильской преподавательницы был обнаружен положительный, но доволь­но умеренный эффект.

Выводы

Юмор — важный источник счастья. Отчасти это врожденное свойство, и предше­ствующие ему формы можно наблюдать у представителей приматов; любят смех и изобретают его образцы и маленькие дети. Юмор контролируется определенным участком мозга. Если говорить о биологическом преимуществе, которое он дает, то, вероятно, это способность укреплять социальные связи.

В основе юмора лежит какое-либо несоответствие, которое сочетается обычно с установлением косвенного превосходства, сексуальной тематикой или агресси­ей. Его ключевая черта — это соединение двух событий, двух историй, где вторая, неожиданная, имеет менее подобающий, например более неприличный, характер, чем первая.

Смех, являясь выражением положительных эмоций, и сам влияет на настрое­ние и ощущение счастья. Юмор — один из наиболее распространенных и эффек­тивных способов создать настроение. Способность видеть комическую сторону вещей снижает воздействие стрессовых событий, поскольку представляет их в не столь угрожающем свете. Это помогает справиться и с социальным стрессом. Бу­дучи связанным с происходящими в обществе конфликтами, юмор позволяет по-другому посмотреть на вещи, ослабить существующую напряженность. Шутки разрешают семейные конфликты, а этнический юмор выражает расовые конфлик­ты. Шуты и комедианты чутко ощущали так называемые «стрессовые зоны» в об­ществе. Современным эквивалентом таких комиков стали некоторые телевизион­ные комедии положений.

Юмор — явление социальное; это способ укрепления социальных связей, эле­мент социальных навыков, позволяющий индивидам ослаблять напряжение, уси­ливать сплоченность, создавать социальные вознаграждения, деликатно налажи­вать взаимосвязи и дисциплинировать подчиненных, сохраняя хорошие отноше­ния с ними.

ГЛАВА 6

Социальные отношения

Социальные отношения очень сильно влияют на ощущение счастья и другие ас­пекты благополучия. Не исключено, что они — единственный важнейший источ­ник счастья. Оценить степень их воздействия возможно, в частности, при помощи коэффициентов регрессии, которые показывают корреляцию, удерживая прочие переменные на постоянном уровне. Пример, заимствованный из работы Кэмпбел-ла и соавторов «Качества американской жизни» (СатрЬеН е{ а!., 1976), приведен в табл. 6.1. В первом столбце показано, какой уровень значимости в среднем при­писывался каждой сфере жизнедеятельности (единица означает наивысшую сте­пень). Во втором столбце отражено независимое влияние каждой области на удов­летворенность в целом.

Ниже познакомимся с другими исследованиями, подтверждающими, что брак и семейная жизнь сильнее всего сказываются на ощущении счастья, затем следует дружба. Для разных возрастных групп показатели неодинаковы. Сначала рассмот­рим некоторые виды социальных отношений, а потом суммируем их обобщенное влияние и разберем, каков его механизм.

Таблица 6.1 Источники удовлетворенности в повседневной жизни

Средний уровень значимости Коэффициент регрессии

0,41 0,36 0,33 0,30 0,27 0,26 0,22 0,21

Источник: СатрЬеН е1 а1., 1976.

Семейная жизнь 1,46 0,41
Брак 1,44 0,36
Финансовое положение 2,94 0,33
Жилищные условия 2,10 0,30
Работа 2,19 0,27
Дружба 2,08 0,26
Здоровье 1,37 0,22
Досуг 2,79 0,21

88 Глава 6. Социальные отношения

Дружба

Позитивные эмоции

Общение с друзьями — важнейший источник радости. В главе 3 было показано, что европейские студенты наиболее часто указывают на него как на способ получения положительных эмоций. Ларсон (Ьагзоп, 1990) провел следующее исследование: случайно отобранных субъектов спрашивали об их настроении. О самом хорошем настроении сообщали люди, окруженные друзьями, затем следуют индивиды, пре­бывавшие в кругу семьи, и, наконец, бывшие в одиночестве (см. рис. 6.1). Некото­рые из друзей оказались представителями противоположного пола. Преимущества дружеского общения отмечались не только в возрастной группе 19-29 лет, но и в группе пожилых людей, сексуальный интерес которых менее вероятен.

Эти преимущества обусловлены, в частности, теми приятными занятиями, ко­торыми занимаются друзья при встрече, проводя досуг вместе. Аргайл и Фернхем (Аг§у1е & РигпЬат, 1982) обнаружили, что обычно именно в дружеской компании люди танцуют, играют в теннис, выпивают, доверительно общаются и прогулива­ются. Подобное времяпрепровождение кажется обыденным, но доставляет особую радость, будучи фактором взаимной поддержки. Аргайл и Лу (Аг§у1е & Ьи, 1990) исследовали, насколько сильно удовольствие, получаемое от разного рода занятий (всего отмечалось 37 способов проведения свободного времени), и выделили не­сколько показателей (табл. 6.2). Изучение проводилось с помощью факторного анализа; если человек занимается определенной деятельностью, то, скорее всего, и прочим составляющим находится место в его времяпрепровождении. Фактор 3 (относящийся к командам и клубам) и фактор 4 (посещение вечеринок и танцев) оказались связанными со счастьем, что, судя по всему, продиктовано положитель­ными эмоциями, вызванными этими формами досуга.

Рассмотрим подробнее сущность социальных событий, вызывающих радость. Одно из них — восприятие невербальных сигналов, особенно улыбок и дружеско­го тона. Краут и Джонстон (Кгаи! &.|опп51оп, 1979) обнаружили, что в кегельбане люди улыбались своим друзьям как при попадании, так или при промахе, но ниче­го похожего не было, когда играющие смотрели в сторону кеглей. С самого ранне­го возраста дети положительно реагируют на улыбающиеся лица и дружелюбные голоса и отвечают улыбкой. Счастье — первая распознаваемая эмоция (Ектап, 1982). Обезьяны, выращенные в абсолютной изоляции, уже в 2 месяца начинают различать дружелюбную и угрожающую мимику; следовательно, эта способность является врожденной (5аскег.С, 1966).

Положительная роль друзей проявляется по-разному. Однако если другой че­ловек нам очень дорог, мы не ищем блага только для себя, нас заботит и его благо­получие. Данн (Бипп, 1988) показал, что дети в детском саду часто помогают друг другу и делятся какими-либо игрушками или угощениями. По их словам, это часть приятного общения с друзьями. Установлено, что взрослые люди, состоящие в близких отношениях, больше заботятся о нуждах других, чем о своем собственном благе, — подобное поведение было названо «общинными» отношениями (С1агк & е1з, 1988).

Дружба 89

Таблица 6.2 Факторный анализ шкалы «удовольствий»

  Варианты        
  бесцельная трата времени у себя дома 0,73      
  шитье/вязание 0,69      
  дружеские разговоры -0,68      
  чтение журналов 0,67      
  занятие садоводством 0,62      
  карточные игры 0,55      
  чтение детективов 0,54      
  поделки 0,52      
  занятие физкультурой 0,47      
  письма друзьям 0,46      
  чтение газеты 0,45      
  вождение автомобиля -0,39      
  просмотр телепрограмм 0,30      
  клубы общения по интересам   -0,43    
  прогулки в одиночестве   0,70    
  чтение романа   0,68    
  загородные прогулки   0,66    
  музыка (классический джаз)   0,65    
  чтение научной литературы   0,54    
  сон   0,45    
  тихий вечер в кругу семьи   0,44    
  принятие ванны   0,42    
  посещение паба     0,66  
  шумная вечеринка     0,65  
  путешествия     0,64  
  новые знакомства     0,59  
  танцы     0,56  
  популярная музыка     0,55  
  дискуссии     0,38  
  сериалы     0,33  
  другие виды спорта       0,65
  командные виды спорта       0,62
  видеофильмы       0,54
  поход в кино       0,51
  анекдоты/смешные истории       0,51
  солнечные ванны       0,48
  увеселительные игры для гостей       0,38
  Показатель надежности «альфа» 0,82 0,74 0,70 0,64
  Объясненная вариация 15,8 10,7 8,7 5,9

Источник: Аг§у1е & Ьи, 1990.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 235; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.