КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Антикризисная экономическая политика государства: мировой опыт и проблемы
Поскольку цикличность экономического развития ведет к макроэкономической нестабильности, снижает общие темпы экономического роста, постольку экономический цикл является зоной высокой активности государства. На разных фазах цикла содержание проводимой государством антициклической (антикризисной) политики меняется:
Государство в современной рыночной экономике может и активно воздействует на цикличность и уменьшение потерь от экономических кризисов. Обобщение практики экономической политики государства в этой области позволяет прийти к выводу, что все методы государственного антикризисного регулирования сводятся к реализации политики противодействия. Это означает, что в каждой из фаз экономического цикла государство использует средства и методы, направленные против хода колебаний в экономике. Так, в фазах кризиса и депрессии, т.е. в периоды низкой деловой конъюнктуры, государство всеми способами стремится активизировать хозяйственную деятельность. В этой ситуации государство может увеличить финансирование на создание рабочих мест, увеличить объемы закупаемой государством перепроизведенной продукции, снизить налоги и т.д. В периоды оживления и подъема экономики государство принимает меры, позволяющие снизить деловую активность и уменьшить «перегрев» экономики. В этих условиях повышаются налоги, снижаются государственные расходы на финансирование экономики и государственные закупки товаров и др. Государство, таким образом, модифицирует экономический цикл, снижает степень напряженности в каждой из фаз цикла. Объективная оценка развития мировой экономики последних десятилетий свидетельствует о том, что кризис становится менее разрушительным, резко сокращается или исчезает фаза депрессии. Несмотря на достаточную научную исследованность проблем циклического развития, возникновения кризисов в социально- экономической сфере, а также наличие в развитых странах механизмов антикризисного регулирования, кризисы возникают и начинают стремительно развиваться, как правило, неожиданно. Кризис, начавшийся осенью 2008 года, естественно, вынудил большинство стран принимать экстренные антикризисные меры на государственном уровне. В частности, в США две ведущие ипотечные компании, банкротство которых спровоцировало начало кризиса в мировой финансовой системе, сразу получили государственную поддержку. Тем самым был подтвержден имидж крупнейших корпораций США, как надежных заемщиков. (Дело в том, что в облигациях указанных ипотечных компаний, а также в казначейских облигациях США держат свои резервные финансовые средства правительства многих стран, имея в виду их высокую надежность). Чтобы смягчить начавшийся в банковской сфере кризис ликвидности (нехватки денежных средств) правительство США «продавило» в конгрессе выделение банковской сфере 700 млрд. долларов. Затем сумма поддержки была доведена до 1 трлн. долларов. Причем акцент при выделении этих средств был сделан на необходимости их использования для кредитования предприятий реального (производящего продукцию и услуги) сектора экономики. Примером реальных антикризисных действий международного уровня является создание странами азиатско-тихоокеанского региона в мае 2009 года стабилизационного фонда в размере 100 млрд. долларов (по 38% этой суммы внесли Китай и Япония, 19% - Южная Корея и 5% - ряд других стран) для поддержания финансовой системы своих стран. Среди антикризисных мер, которые были приняты в достаточно оперативном порядке российской законодательной и исполнительной властью, можно отметить: - выделение средств из золотовалютного резерва государства (5 трлн. руб.) банковской системе (через посредство контролируемых государством Сбербанка РФ, ВТБ, Газпромбанка) в целях поддержания уровня ликвидности коммерческих банков (конец сентября – начало октября 2008 года); - выделение средств из золотовалютного резерва государства (через посредство контролируемого государством Внешэкономбанка) для поддержания необходимого уровня платежеспособности коммерческих банков – заемщиков денежных средств у зарубежных банков (начало октября 2008 года); - законодательно принятое решение об увеличении с 400 тыс. руб. до 700 тыс. руб. гарантированно возвращаемой суммы по депозитным вкладам граждан в коммерческих банках - в целях привлечения денежных и инвестиционных ресурсов в банковский сектор экономики (середина октября 2008 года); - отсрочка для предприятий выплаты НДС до трех месяцев после соответствующего налогового периода (начало октября 2008 года); - снижение для хозяйствующих субъектов ставки налога на прибыль с 24% до 20%, а для предприятий малого бизнеса с 15% до 5% - в целях активизации предпринимательской активности (конец ноября 2008 года); - повышение до 4,9 тыс. руб. размера пособия гражданам по безработице; - в целях поддержания финансовой устойчивости крупных компаний, испытывающих финансовые трудности, предусмотрено государственное участие в их деятельности путем внесения соответствующих средств в их уставные капиталы; - агентству по страхованию вкладов выделено 200 млрд. руб. из государственных резервов с правом вхождения в число собственников проблемных банков, не имеющих средств для возврата по депозитным вкладам населения (путем внесения соответствующих средств в их уставный капитал); - выделение государственных средств на переквалификацию, переобучение граждан, а также в качестве подъемных – при переезде граждан в другое место жительства, где есть возможность трудоустройства. Проблемы Дописать 52. Сущность и структура кредитной системы Существуют две трактовки понятия кредитной системы: 1) кредитная система как совокупность кредитно-расчетных отношений, форм и методов кредитования; 2) кредитная система как совокупность кредитно-финансовых учреждений страны. Под кредитным учреждением понимается учреждение, которому разрешена кредитная деятельность, т.е. привлечение денежных средств и предоставление их в ссуду. Первое определение связано с движением ссудного капитала в виде различных форм кредита. Основными видами кредита являются банковский и коммерческий. Если одна из сторон кредитных отношений является банком, то кредит называется банковским. Кредит, предоставляемый одним предприятием другому в виде платежа, называется коммерческим. Коммерческий кредит оформляется, либо записью по открытому счету (документом в этом случае является счет-фактура), либо векселем. Кредитная система как совокупность кредитных учреждений имеет следующую структуру: 1. Центральный банк. 2. Банковский сектор (коммерческие банки; сберегательные банки; инвестиционные банки; ипотечные банки; инновационные банки; другие специализированные банки). 3. Страховой сектор: страховые компании; пенсионные фонды. 4. Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты: инвестиционные компании; финансовые компании; благотворительные фонды и т.д. Необходимо различать ярусы и уровни кредитной системы (как совокупности кредитных учреждений страны). Ярус кредитной системы – составная часть, элемент ее структуры. Уровень кредитной системы – понятие, связанное с формой собственности кредитного учреждения. Одноуровневая кредитная система, присущая плановой экономике, состоит только из государственных кредитных учреждений. Двухуровневая кредитная система, присущая рыночной экономике, состоит как из государственных, так и не государственных кредитных учреждений. В нашей стране переход от одноуровневой к двухуровневой кредитной системе произошел в результате реформы 1987/88 гг., т.е. еще до распада СССР.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |