Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетирование как инструмент финансового управления на предприятии




Бюджет – это количественный план, подготовленный и принятый для определенного периода времени, показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходов, которые должны быть понесены с течение этого периода, а также капитала, который необходимо привлечь для достижения данной цели.

Система бюджетов позволяет установить жесткий текущий контроль за поступлением и расходованием средств, создать реальные условия для выработки эффективной финансовой стратегии. Составление бюджетов является неотъемлемым элементом общего процесса планирования, а не только его финансовой части.

Процесс бюджетирования – это целостная система планирования, учета и контроля на уровне предприятия в рамках принятой финансовой стратегии. Бюджеты нужны предприятиям для достижения многих целей. Они не только помогают в планировании и координации экономической деятельности, служат основной для оценки эффективности деятельности предприятия, но и используются также как средства управления и стимулирования. В основе построения системы бюджетирования заложены определенные принципы:

· Принцип согласования целей предусматривает сбалансирование всех факторов производства для достижения намеченных задач. Осуществляется это путем составления бюджетов снизу вверх. При этом руководство предприятия следит, чтобы интересы отдельных структурных подразделений не вступали в конфликт с интересами других подразделений этого же уровня, а также всего предприятия.

· Принцип ответственности предусматривает передачу ответственности вместе с делегируемыми полномочиями.

· Принцип гибкости предусматривает включение в систему как статичных, так и гибких бюджетов, которые помогают выбрать оптимальный объем продаж.

Одна из основных целей процесса бюджетирования – разработка определенной финансовой структуры предприятия. В финансовой структуре выделяются центры финансовой ответственности (ЦФО). К ЦФО, как правило, относятся те структурные подразделения, которые реально влияют на общий результат деятельности предприятия. Предпосылками для выделения структурных подразделений в центры финансовой ответственности являются:

- региональная или производственная изолированность или завершенность хозяйственной деятельности структурного подразделения;

- объем производства;

- способность структурного подразделения самостоятельно работать на рынке;

- возможность нести полную ответственность либо за затраты, либо за доходы, либо за денежные потоки от своей деятельности (это условие обязательно для любых ЦФО).

Наиболее распространены центры ответственности: затрат, продаж, прибыли и инвестиций.

Система бюджетного планирования деятельности предприятия включает:

- процесс формирования бюджетов, разработку их структуры;

- ответственность за их формирование и исполнение.

Процесс формирования бюджетов включает работу по составлению целого ряда бюджетов предприятия. Для организации бюджетного планирования деятельности предприятия целесообразно создавать на предприятии сквозную систему бюджетов, включающую основные (финансовые), операционные (функциональные) и вспомогательные группы бюджетов.

Основные (финансовые) бюджеты предприятия должны являться неотъемлемой частью его бизнес-планов, а, следовательно, включать в состав три основных документа финансовой отчетности. К основным относятся: бюджеты финансовых результатов (прибылей и убытков), движения денежных средств (план денежных поступлений и платежей) и бюджетный (прогнозный) баланс.

Особое место в системе бюджетирования занимают операционные бюджеты. Именно с операционных бюджетов начинается процесс бюджетирования. В состав операционных входят: бюджеты продаж, производства, производственных запасов и целая группа затратных бюджетов. (на материалы и на оплату труда, производственных накладных, коммерческих и управленческих расходов).

Вспомогательные бюджеты необходимы предприятию для того, чтобы полностью охватить всю базу финансовых расчетов. Состав этих бюджетов формируется предприятием самостоятельно, но наиболее распространены бюджеты амортизации, распределения прибыли, налоговый, кредитный и т.д.

Разработка системы бюджетов начинается с составления бюджета продаж. Объем продаж в стоимостном выражении рассчитывается методом прямого счета на основе цен, установленных на продукцию и услуги, и натуральных показателей по предполагаемым продажам.

Разработанный бюджет продаж используется для достижения определенных целей:

1 для определения величины выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг.

2 Во-вторых, для формирования денежного потока предприятия, т.е. бюджета движения его денежных средств.

3 В-третьих, для определения остатков дебиторской задолженности предприятия. Расчет этих остатков необходим для того, чтобы сформировать прогнозный баланс предприятия. Будущие остатки дебиторской задолженности можно рассчитать на основе данных объема продаж и графика поступления денежных средств от продаж по следующему алгоритму:

ДЗк=ДЗн+ОП-ОД

где ДЗк и ДЗн – дебиторская задолженность на конец и начало периода; ОП - объем продаж; ОД – объем денежных поступлений.

На основе бюджета продаж строится бюджет производства, для чего необходимо объем продаж скорректировать на изменения в остатках нереализованной продукции в течение периода по следующему алгоритму:

ОПр=ОП+ГПк-ГПн

где ОПр – объем производства; ОП – объем продаж; ГПк и ГПн - запасы готовой продукции на конец и начало периода.

Для определения остатков нереализованной продукции целесообразно рассчитать скорость оборота на основе сложившейся финансовой отчетности.

Бюджет производства является основой для составления прямых затратных бюджетов предприятия. Бюджет прямых материальных затрат строится на основе либо установленных, либо средних затрат материалов на производство продукции, т.е. находится в сильной зависимости от качества нормирования на предприятии. При составлении бюджета прямых затрат на оплату труда берутся трудозатраты и расценки, установленные на предприятии. Это дает информацию для подготовки следующих бюджетов:

- бюджета финансовых результатов. Прямые материальные затраты и прямые затраты на оплату труда включаются в себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг.

- бюджета движения денежных средств.

Объем материальных затрат служит основой для определения объема закупок материалов в предстоящем периоде. Определяя объем закупок, необходимо учесть и движение остатков материалов на складе предприятия. Для того чтобы правильно спланировать отток денежных средств на приобретение материалов, нужно разработать график погашения кредиторской задолженности поставщикам за приобретаемые материальные ресурсы. Для формирования оттока денежных средств по оплате труда строится график погашения задолженности по оплате труда.

На основе подготовленных расчетов можно определить и будущие остатки кредиторской задолженности, данные о которых необходимы, чтобы составить прогнозный баланс предприятия. Расчет остатков кредиторской задолженности осуществляется по следующим алгоритмам:

КЗОТк=КЗОТн+ЗПн-ЗПв

КЗМк=КЗМн+ОЗак-Оплат

где КЗОТк и КЗОТн - кредиторская задолженность по оплате труда на конец и начало периода; ЗПн - начисленная заработная плата; ЗПв - выплаченная заработная плата; КЗМк и КЗМн - кредиторская задолженность по материалам на конец и начало периода; ОЗак - объем закупок; Оплат - объем оплаты.

В состав затратных бюджетов входит и ряд комплексных бюджетов, которые составляются на основе единых методических подходов: все расходы в них группируются на переменные и постоянные, выбирается объемный показатель, в соответствии с которым корректируются переменные затраты. Для формирования денежного потока необходимо из общей суммы, включаемой в эти бюджеты, исключить амортизацию, присутствующую как элемент затрат, поскольку начисление амортизации не приводит к оттоку денежных средств предприятия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.