![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Александр Сергеевич Пушкин завершил все предыдущее литературное развитие русской литературы и открыл новый этап ее исторического движения.
А.С. Пушкин 1799–1837 Основные понятия
Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, творческая история, высокая комедия, комедия характеров, комедия положений, комедийные и театральные маски, амплуа, единство действия, единство места, единство времени, вольный стих, разговорный язык.
Вопросы и задания
1. Кратко расскажите о жизненном и творческом пути Грибоедова. 2. Расскажите о творческой истории комедии «Горе от ума». 3. «Мизантроп» Мольера и «Горе от ума» Грибоедова. Сходство и различие интриги. Образ героя-умника. 4. Две линии в сюжете комедии и развитие действия. Завязка, кульминация и развязка. 5. Как поставлена и разрешена проблема «ума» в комедии? 6. Мир Чацкого и мир Фамусова. Как распределены действующие лица? 7. Различные амплуа Чацкого, Молчалина и Фамусова. Приведите примеры. 8. Роль Софьи в интриге комедии. 9. Почему неглупая девушка попала в глупое положение? 10. Чацкий: герой-резонер или самостоятельное лицо? Чацкий и Грибоедов, герой и автор – каковы их отношения? 11. Пушкин о комедии. Поясните пушкинскую позицию. 12. В чем функция Репетилова? 13. Молчалин: персонаж прошлого или будущего? Маски Молчалина. 14. Как преобразованы в комедии классицистические единства? 15. Расскажите о стихе и языке комедии. 16. Значение комедии в истории литературы.
Литература
Аникст А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. М., 1972. Асмус В.Ф. «Горе от ума» как эстетическая проблема. – В кн.: В.Ф. Асмус. Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968. Борисов Ю.Н. «Горе от ума» и русская стихотворная комедия: У истоков жанра. Саратов, 1977.* «Век нынешний и век минувший…»: Комедия «Горе от ума» в русской критике и литературоведении. СПб., 2002.* Гершензон М.О. Грибоедовская Москва. М., 1991. «Горе от ума» в русской критике. М., 1987. А.С. Грибоедов. Творчество. Биография. Традиции. Л., 1977. Лебедев А.А. Грибоедов. Факты и гипотезы. М., 1980. Лебедев А.А. «Куда влечет тебя свободный ум». М., 1982. Медведева И.Н. «Горе от ума» А.С. Грибоедова. М., 1974.* Пиксанов Н.К. Комедия «Горе от ума». Он же. История текста «Горе от ума» и принципы настоящего издания. – В кн.: А.С. Грибоедов. Горе от ума. М. («Литературные памятники»), 1969. То же – М., 1987.* Степанов Л.А. Драматургия А.С. Грибоедова. – В кн.: История русской драматургии XVII–XIX века. Л., 1982.* Степанов Л.А Эстетическое и художественное мышление А.С. Грибоедова. Краснодар, 2001.*
Глава 7
Пушкин – первый русский художник, осознавший писательство как творение красоты. Отсюда проистекает стремление к уравновешенности красоты и нравственности, к сплаву различных стилей, к художественной гармонии, в которой находится место и классицистической ясности, и романтической эмоциональности, и реалистической точности. Пушкин усвоил классицизм, стал крупнейшим русским романтиком и первым реалистом. Реалистическое творчество Пушкина сложилось из скрещения художественных принципов классицизма и романтизма и преодоления их ограниченности в свете идей историзма и исторического, а затем социального детерминизма (исторической и социальной обусловленности характеров), скорректированного учетом онтологических (бытийных) общечеловеческих проблем, из которых главными были проблемы гуманности и совершенной красоты (категория прекрасного).
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 84; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |