Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Корреляты глобальной бедности




Почему же столь жестокая и всеохватная нищета по-прежнему существует в боль­шей части мира? Далее приводятся объяснения, вытекающие из следующих фак­тов, которые касаются жизни в бедных обществах.

1. Технология. Около четверти населения в странах с низким уровнем дохо­дов обрабатывает землю вручную или с помощью животных. Поскольку эти источники энергии не могут сравниться с теми, что дает сила пара, нефти или атомной энергии, невозможно использовать сполна сложное машинное обору­дование.

2. Прирост населения. В наиболее бедных странах отмечается самый высокий в мире уровень рождаемости. Несмотря на потери от бедности, население, например, Африки удваивается каждые 25 лет. Половину людей в этих стра­нах составляют подростки и дети. G таким количеством вступающих в дето­родный возраст тенденция к росту численности населения будет отмечать­ся и в будущем. Так, население Чада увеличивалось в последний период на 3,3% ежегодно, поэтому даже при некотором экономическом развитии жиз­ненный уровень в этой стране упал.

3. Культурные нормы. Жизнь в бедных обществах обычно основана на тра­дициях. Придерживаясь давно сложившегося образа жизни, люди сопро­тивляются новшествам, даже если те сулят материальные выгоды. Почему индийцы, придерживающиеся своих обычаев, реагируют на нищету иначе, чем бедняки в США, объясняется ниже (см. «Иной вид бедности: сообще­ние из Индии).

4. Социальная стратификация. В обществах с низким уровнем доходов богат­ство распределено крайне неравномерно. В главе 10 («Социальная страти­фикация») сказано, что социальное неравенство более резко выражено в аграр­ных обществах, чем в индустриальных. В Бразилии, например, '/2 всей обраба­тываемой земли принадлежит лишь 1% граждан (Bergamo & Camarotti, 1996).

5. Гендерное неравенствоВопиющее гндерное неравенство, существующее в бедных странах, лишает женщин многих возможностей; обычно это озна­чает большое число детей. Рост населения, в свою очередь, замедляет эконо­мическое развитие. Таким образом, как заключают аналитики, повышение жизненного уровня в значительной части мира зависит от улучшения соци­ального положения женщин.

6. Глобальные отношения власти. И, наконец еще одна причина бедности во всемирном масштабе заключается в отношениях между странами. Истори­чески богатство перетекало от бедных к богатым в результате политики ко­лониализма, процесса, с помощью которого одни страны обогащаются через политический и экономический контроль над другими. Колонизация евро­пейцами большей части Латинской Америки и Африки началась примерно

• 500 лет назад. Такая глобальная эксплуатация позволяла некоторым госу­дарствам развивать свою экономику за счет остальных.

ГЛОБАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ

«Бог создал меня, чтобы быть рабыней»

Фатма Минт Мамаду - молодая женщина, живущая в североафриканской Исламской Респуб­лике Мавритании. Когда ее спрашивают, сколько ей лет, она замолкает и улыбается. Она понятия не имеет, когда она родилась. Она не умеет читать и писать. Знает лишь о том, что должна ухаживать за верблюдами, пасти овец, переносить мешки с водой, стирать одежду, заниматься уборкой и подавать чай своему хозяину. Эта молодая женщина - одна из около 90 000 рабов в Мавритании. В центральной области этой страны иметь темно-коричневую кожу почти всегда означает быть рабом у хозяина-араба. Фатма принимает такое положение; в своей жизни она не знала ни­чего иного. Она спокойно объясняет, что она - рабыня, как и ее мать до нее. И ее бабушка еще раньше. «Как Бог создал верблюда, чтобы быть верблюдом, - пожимает плечами она, -так он создал меня, чтобы быть рабыней».

Фатма, ее мать, а также братья и сестры живут в самовольном поселении на окраине Нуак­шота, столицы Мавритании. Их дом - хижина размером 3 на 4 метра, построенная из старых досок и строительного мусора. Крышей для них служит кусок ткани; нет никакого водопрово­да, канализации или мебели. Ближайший источник воды находится на расстоянии полутора километров.

В этом районе рабство возникло 500 лет назад, примерно в то время, когда Колумб открыл Америку. Тогда, по мере того как арабские и берберские племена продвигались по этой об­ласти, распространяя ислам, они совершали набеги на местные деревни и обращали людей в рабство. С тех пор так продолжалось на протяжении многих поколений людей. В 1905 г. французские колониальные власти Мавритании запретили рабство. После того, как эта стра­на получила независимость в 1961 г., новое правительство еще раз подтвердило запрет. Но эти декларации не смогли изменить сильные традиции. Действительно, такие люди, как Фат­ма, даже не представляют, что значит свобода выбора.

Следующий вопрос более личный: «Вас и других девушек когда-нибудь насиловали?» И сно­ва Фатма задумывается. Без малейшей эмоции она отвечает: «Конечно, ночью мужчины при­ходят, чтобы мы потом рожали. Вы это имеете в виду под насилием?»

Источник. Burkett, 1997.

Хотя в течение XX в. 130 прежних колоний получили независимость, их экс­плуатация продолжается; теперь она приняла форму неоколониализма (от древне-греч. нео — «новый»), — это глобальные отношения власти, предполагающие не пря­мой политический контроль, а экономическую эксплуатацию многонациональными корпорациями. Многонациональные корпорациигигантские предприятия, де­ятельность которых охватывает многие страны, — обладают огромной экономи­ческой властью. Их владельцы часто навязывают свою волю странам, где они за­нимаются коммерческой деятельностью, подобно тому, как поступали колониза­торы в прошлом.

ГЛОБАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.