Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория модернизации




Глобальная стратификация: теоретический анализ

Есть два основных объяснения неравного распределения богатства и власти в мире: теория модернизации и теория зависимости. Каждая из них указывает свой путь ликвидации нужды.

Теория модернизации — это модель экономического и социального развития, в рам - ках которой глобальное неравенство объясняется технологическими и культурны­ми различиями между обществами. Она появилась в 1950-е гг. — время, когда аме­риканское общество было очаровано новой технологией и многие люди в бедных странах относились враждебно к Соединенным Штатам. На фоне усиливающего­ся во всем мире влияния социалистического Советского Союза творцы американ­ской политики разработали прорыночную внешнеполитическую линию, которой мы и придерживаемся до сих пор1.

Историческая перспектива. Теоретики модернизации указывают, что еще не­сколько столетий назад весь мир был беден. Поскольку бедность была нормой на протяжении всей человеческой истории, объяснения требует именно богатство.

Оно стало реальностью для европейцев с конца средних веков по мере откры­тия новых земель и расширения торговли. Вскоре началась промышленная рево­люция, преобразовавшая сначала Западную Европу и затем Северную Америку. Индустриальная технология вместе с развитием капитализма способствовала на­коплению новых беспрецедентных состояний. Вначале это новое богатство появи­лось лишь у немногих. Но индустриальная технология была настолько произво­дительной, что постепенно жизненный уровень даже самых бедных людей начал повышаться. Призрак абсолютной бедности, который бросал зловещую тень на человечество, наконец исчез.

В течение XX в. уровень жизни в странах с высоким уровнем доходов, где нача­лась промышленная революция, возрос по крайней мере четырехкратно. Теперь процесс индустриализации идет во многих азиатских и латиноамериканских стра­нах со средним уровнем доходов, и они также становятся богаче. Но страны с низ­ким уровнем доходов, не обладающие передовой технологией, мало изменились.

Важность культуры. Почему промышленная революция не устранила бедность во всем мире? Согласно теории модернизации, не каждое общество стремилось осваивать новые технологии. Для этого его культура должна придавать особое зна­чение выгодам от инноваций и приверженности материальным ценностям.

В теории модернизации, таким образом, традиция считается самым большим препятствием экономическому развитию. В обществах с сильным институтом се­мьи и уважением к прошлому существует «культурная инерция», мешающая лю­дям принимать новые технологии, которые повысили бы их жизненный уровень. Даже сегодня многие люди выступают против технологического прогресса как угро­зы их семейным отношениям, традициям и религиозным убеждениям.

1 Анализ теории модернизации основан на ряде работ: Rostow, 1960,1978; Bauer, 1981; Berger, 1986; см. также: Firebaugh, 1996; Firebaugh & Sandu, 1998.

Как указывал Макс Вебер (Weber, 1958, оригинал — 1904-1905), в конце сред­них веков культурная среда Западной Европы одобрила изменения. Как указыва­лось в главе 4 («Общество»), протестантская Реформация изменила традиционный католицизм, породив образ жизни, ориентированный на прогресс. Богатство, к ко­торому с подозрением относилась католическая церковь, стало признаком лично­го достоинства, а растущая роль индивидуализма постепенно заменяла традици­онный акцент на родственных связях и сообществе. Вместе взятые, эти новые куль­турные нормы поддерживали промышленную революцию, которая подталкивала значительную долю населения от бедности к процветанию.

Стадии модернизации по Ростоу. Согласно теории модернизации, дверь к бо­гатству открыта для всех. Действительно, поскольку технологический прогресс распространяется по всему миру, все общества должны постепенно развиться в промышленном отношении. По мнению У. У. Ростоу (Rostow, 1960,1978), процесс модернизации проходит четыре стадии.

1. Стадия традиционного уклада жизни. Воспитанным в уважении к прошло­му, людям в традиционных обществах трудно себе представить другую жизнь. Поэтому их жизнь организована вокруг семьи и местных общин и катится по накатанной колее, что не способствует проявлению индивидуаль­ной свободы или осуществлению изменений. Часто жизнь в таких обще-ствах духовно богата, но материально не обеспечена. Столетие назад большинство стран находились на этом начальном этапе эко­номического развития. Бангладеш, Нигер и Сомали все еще остаются на тра­диционной стадии, пребывая в нищете.

2. Стадия подъема экономики. По мере того как общество избавляется от вла­сти традиций, люди задействуют свои таланты и воображение, побуждая экономическое развитие. Возникает рынок, поскольку люди производят то­вары не только для собственного потребления, но и для торговли с другими с целью получения прибыли. Также развиваются больший индивидуализм, готовность рисковать и желание материальных благ, подчас за счет ослабле­ния семейных связей и освященных веками норм и ценностей. Великобритания достигла стадии подъема экономики примерно к 1800 г., США — к 1820 г. На этой стадии находится сейчас, например, Таиланд, стра­на в Восточной Азии со средним уровнем доходов. Такое развитие обычно ускоряется благодаря влиянию со стороны богатых стран, предполагающе­му иностранную помощь, ознакомление с передовой технологией и инвес­тиционный капитал, а также возможности обучения за границей.

3. Продвижение к технологической зрелости. На этой стадии широкое рас­пространение получает идея «роста», которая питает стремление общества к более высокому жизненному уровню. Многосторонне развитая экономи­ка заставляет людей стремиться к использованию преимуществ индустри­альной технологии. В то же время они начинают понимать (и иногда сожалеть), что индустриализация разрушает традиционную семью и жизнь сооб­ществ. Великобритания достигла этой точки примерно к 1840 г., США — к1860 г. Сегодня Мексика, Пуэрто-Рико и Южная Корея находятся среди регионов, приближающихся к технологической зрелости. В обществах, находящихся на третьей стадии, значительно уменьшилась аб­солютная бедность. Города наполняются людьми, которые оставляют дерев­ни в поисках экономических возможностей, специализация труда делает от­ношения безличными, а усиление индивидуализма порождает социальные движения, требующие расширения политических прав. Общества, приближа­ющиеся к технологической зрелости, также обеспечивают базовое образова­ние для всех граждан и продвинутое обучение для некоторых из них. Образо­ванный человек считает традиции «прошлым», что открывает путь к дальней­шим изменениям. Социальное положение женщин постепенно приближается к положению мужчин. Даже при таких условиях этот процесс в ближайшей перспективе может поставить перед женщинами неожиданные проблемы. 4. Высокий уровень массового потребления. Экономическое развитие посте­пенно приводит к подъему жизненного уровня, поскольку массовое произ­водство стимулирует потребление промышленных товаров. Проще говоря, люди довольно скоро начинают «нуждаться» в растущем многообразии то­варов, производимых обществом.

США, Япония и другие богатые страны перешли на эту стадию около 1900 г. Сейчас на этот уровень экономического развития поднимаются две прежние британские колонии, превратившиеся в небольшие преуспевающие обще­ства Восточной Азии: Гонконг (часть Китайской Народной Республики) и Сингапур (получивший независимость в 1965 г.).

Роль богатых стран. По теории модернизации, странам с высоким уровнем доходов отводится четыре важные роли в глобальном экономическом развитии.

1. Помощь в контроле численности населения. Поскольку прирост населения наиболее велик в самых бедных обществах, он может опережать успехи в эко­номике. Богатые нации могут помочь ограничить прирост населения, экс­портируя технологию ограничения рождаемости и способствуя ее исполь­зованию. С началом экономического развития уровень рождаемости должен понизиться, как это произошло в промышленно развитых странах, посколь­ку иметь детей становится экономически невыгодно.

2. Увеличение производства продовольствия. Богатые страны могут экспор­тировать высокотехнологичные методы ведения сельского хозяйства в бед­ные государства и таким образом повысить производительность сельскохо­зяйственного производства. Подобные методы, в целом называемые «зеле­ной революцией», означают посев семян новых гибридов, современные методы ирригации, внесение химических удобрений и пестицидов.

3. Внедрение индустриальной технологии. Богатые страны также способны ускорить экономическое развитие в бедных, снабжая те машинами и инфор­мационной технологией, что повышает производительность труда. Кроме того, в результате индустриализации рабочая сила перемещается из сель­ского хозяйства в промышленность и сферу обслуживания.

4. Предоставление иностранной помощи. Инвестиционный капитал, каким располагают развитые страны, может повысить шансы бедных обществ на подъем экономики, согласно модели Ростоу. На иностранную помощь мож­но купить удобрения и финансировать ирригационные проекты, которые увеличивают производительность сельского хозяйства. Финансовая и тех­ническая помощь также позволит строить электростанции и фабрики, что­бы увеличить объемы промышленного производства.

Критическая оценка. Теория модернизации имеет много влиятельных сторон­ников среди социологов (Parsons, 1966; W. Moore, 1977,1979; Bauer, 1981; Berger, 1986; Firebaugh & Beck, 1994; Firebaugh, 1996,1999; Firebaugh & Sandu, 1998). Кро­ме того, в течение многих десятилетий она формировала внешнюю политику США и других развитых стран. Ее сторонники указывают на быстрое экономическое развитие в Азии — включая Южную Корею, Тайвань, Сингапур и Гонконг — как на доказательство того, что рост благосостояния, сопровождавший индустриали­зацию в Западной Европе и Северной Америке, возможен повсюду.

Но, во-первых, представители социалистических стран (и западные аналитики, придерживающиеся левых взглядов) резко критикуют теорию модернизации как завуалированную защиту капитализма. По мнению критиков, ее самый серьезный недостаток заключается в том, что в большинстве бедных стран модернизация не произошла. ООН недавно сообщила, что жизненный уровень во многих странах, в том числе на Гаити и в Никарагуа (Латинская Америка), Судане, Гане и Руанде (Аф­рика), фактически ниже, чем в 1960 г. (United Nations Development Programme, 1996).

Во-вторых, теорию модернизации критикуют за то, что она не может объяснить, каким образом самые богатые страны, которым выгодно существующее положение, часто блокируют путь бедных стран к развитию. Критики обвиняют первые в том, что столетия назад они добились промышленной мощи, используя свою силу в мире. Сле­дует ли сегодня ожидать промышленный рост в бедных странах, если они слабы?

В-третьих, продолжают критики, в теории модернизации богатые и бедные об­щества рассматриваются как отдельные миры, и игнорируется роль международ­ных отношений. Прежде всего именно колонизация повысила благосостояние Европы. Она была экономическим золотым дном для европейских наций, но стра­ны Латинской Америки и Азии до сих пор не могут ойравиться от этого.

, В-четвертых, критики утверждают, что теория модернизации выставляет наи­более развитые в мире страны как стандарт для всего человечества, будучи этно-центрически предвзятой. Следует помнить, что, придерживаясь нашей западной концепции «прогресса», мы разрушили окружающую среду во всем мире и безрас­судно увязли в конкуренции и практицизме.

И наконец, в-пятых, теория модернизации вызывает критику за утверждение о том, что в глобальной бедности почти полностью повинны сами бедные общества. Критики расценивают такую позицию как обвинение жертв в их собственном тяже­лом положении. Вместо этого, утверждают они, анализ глобального неравенства дол­жен сосредоточиться на действиях и беднейших, и богатых наций (Wiarda, 1987).

Такая озабоченность отражает второй главный подход к пониманию глобаль­ного неравенства, выразившийся в теории зависимости.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 2816; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.