Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статья 1. Чрезвычайное положение




I.

1) Писанные - единый, кодифицированный осн. закон гос-ва и общ-ва, устанавливающий гос. строй страны..., изложенный в опред. логич. сис-ме, возникшие в 18 веке (I Конституция США, затем Франция и Польша).

2) Неписаные - система, совок-ть закнов Конституционных обычаев, судебно-конституционных прецедентов, в ~ закреплены основы обществ.-гос. строя страны, права человека и т.д. Она некодифицированна, не состоит из единого правового акта.

II. По способу принятия:

1) Демократическая - конституц. референдумы, конвенты.

2) Недемократич. - октроированные - дарованные сверху (Непал, СССР-1936г).

III. По способу внесения в Конституцию (действующую) поправок.

1. Жесткие, когда хотя бы частичное изменение ее текста происходит в усложненном порядке, чем принятие проекта з-на (Зап. Страны, США, Япония, Соврем. Российская Конституция).

2) Гибкие - изменения в обычном законодат. порядке.

Конституции также различны по форме гос. устройства, по форме правления (республика/монархия).

 

8. Структура, содержание и основные функции Конституции Российской Федерации.

 

Структура К. это ее внутреннее строение, то из каких частей состоит ее текст, в какой последовательности они расположены, какова ее юр. значимость и роль. К. 93 состоит из 3х частей: преамбула, 1 и 2 разделы.

Преамбула: самостоятельная часть К., в ~ формулируются цели и исторические условия появления К., ценности на ~ она базируется.

1й раздел: не имеет названия, состоит из 9 глав, 137 статей: 1 глава - основы конституционного строя (сформулированы важнейшие К. принципы, на ~ строится и функционирует Российское гос-во - принцип разделения властей, верховенства прав и свобод чел., федерализма, народовластия, полит. и идеологич. плюрализма…) 2 глава - закрепляет основы правового статуса личности в РФ, закрепляет принципы российского гражданства, конституц. права, свободы, обязанности человека и гарантии этих прав. 3 глава - содержит нормы, закрепляющие гос. устройство, его территориальную организацию, федеративную форму гос. устройства, здесь зафиксирован состав РФ (89 S). Основы их КП статуса. Суверенные права и компетенция РФ, разграничение предметоведения и полномочий. 4-7 главы - орг-ция гос власти РФ. Эту власть осущ-ют Президент, ФС, прав-во, суды. В этих главах сформулированы издержки, противовесы узурпации власти одной из ветвей власти. Законодат. власть осущ-ют Парламент РФ ФС, исполнительную - прав-во, судебную - суды. Президент координирует дея-ть всех органов гос. власти, обеспечивает их согласованное взаимодействие, хотя тяготеет больше к исполнительной. 8 глава - а такде нормы ст. 3, 12, 8, 9 закрепили местные основы самоупр-я РФ. 9 глава - конституц. поправки. II раздел включает заключит. и переходное положение. Состоит из 9 пунктов, опред-щих порядок вступления К в силу, соотношение норм К и фед. договора, законов и др. п.а., а также фиксируют временные рамки функционирования фогв, образованные до принятия К-93 г.

Назначение и роль К. в обществе проявл. в ее функциях, т.е. осн. направлениях ее воздействия на чел., общ. и гос., и на многообразные обществ. отношения.

Функции:

1. Политическая: выражает роль К. в отношении соц. структуры общ. Достигается опред. стабилизация обществ. отношений. Полит. жизнь и борьба вводятся в опред. К. рамки.

2. Юридическая: вытекает из того, что К явл. осн. законом и обладает по отн. к др. правовым актам юр. верховенством. Эта функция К выражает ее роль по отн. к действ. в общ. правовой системе, правопорядку.

3. Идеологическая: проявл. в воздействии на умы и сознание людей, влияет на их мировоззрение (К. 93 г. провозгласила принципы идеологического плюрализма, сосуществ. различных идеологий, кроме человеконенавистнических)

4. Организационная: выражается в формировании, организации и деятельности гос. и институционной структуры. Организация гос. механизма как и осн. формы его деятельности д.б. юр. регламентированы, а это задача К.

 

9. Юридические свойства Конституции Российской Федерации.

 

Конституция отличается от остальных нормативных правовых актов своими особыми признаками, которые принято называть юридическими свойствами. К их числу относятся: (1) признание Конституции особым источником права, имеющим наивысшую юридическую силу, юридической базой текущего законодательства; (2) повышенная стабильность; (3) особый порядок принятия, изменения и охраны.

Конституция РФ — особый нормативный правовой акт, поскольку она принимается в специальном порядке, установленном ее положениями, закрепляет важнейшие правовые начала жизни общества и государства, формирует новые или изменяет прежние базовые ценности. Кроме того, она имеет свой особый предмет правового регулирования: основы конституционного строя Российской Федерации, правового статуса личности, федеративное устройство и др. Никакой другой правовой акт не имеет такой сферы правового воздействия, как Конституция. Это воздействие охватывает отношения во всех областях жизни общества — политической, экономической, социальной и др.

Многие современные конституции не просто расширяют, но и видоизменяют объект регулирования, включая в него нормы, регламентирующие правовые основы экономической и социальной организации общества, духовной жизни, культуры, взаимосвязей личности, коллективов, общества и государства. «Использование государственной власти для установления целостного каркаса общества на уровне основного, непререкаемого закона — характерная черта современной конституции. Это обстоятельство не полностью уточнено в Конституции РФ» 1 Чиркин В.Е. Конституция: российская модель. М., 2002. С. 36..

1. Верховенство Конституции означает ее наивысшую юридическую силу по отношению к любым нормативным правовым актам государства. Конституция РФ прямо закрепляет это свойство в ч. 1 ст. 15: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

Благодаря этому свойству Конституция возглавляет иерархию нормативных правовых актов в стране, она выделяется среди них высокой значимостью регулируемых общественных отношений. Посредством своих норм Конституция влияет на содержание всей правотворческой и правоприменительной деятельности. Верховенство Конституции означает, что любое действие органа государственной власти или местного самоуправления, их должностных лиц должно соответствовать Конституции, не противоречить ей.

Гарантиями обеспечения верховенства Конституции выступают (1) конституционный контроль, который в России осуществляется Конституционным Судом РФ, большинство полномочий которого направлены на обеспечение верховенства Конституции РФ в системе действующего законодательства. (2) К таким гарантиям следует отнести возложенную положениями ч. 2 ст. 80 Конституции РФ на Президента РФ обязанность гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. (3) Связанное с этим право Президента РФ отменять акты Правительства РФ в случае их противоречия Основному законы страны, а также право приостанавливать действие противоречащих Конституции актов органов исполнительной власти субъектов РФ (ч. 2 ст. 85, ч. 3 ст. 115 Конституции РФ). (4) В качестве гарантии обеспечения верховенства российской Конституции в субъектах Федерации может выступать деятельность Государственного Совета РФ, образованного в 2000 г. Одна из основных задач этого органа — укрепление основ федерализма, что предполагает обсуждение вопросов об исполнении и соблюдении органами государственной власти субъектов Федерации Конституции РФ, приведения ими в соответствие с федеральным Основным законом своих конституций, уставов, законов и других нормативных актов.

2. Из верховенства Конституции вытекает, что она является юридической базой текущего законодательства. Это означает, что конституционные принципы и положения играют направляющую роль для законодательной деятельности. Текущее законодательство может развивать конституционные предписания, конкретизировать их, устанавливать дополнительные гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также организации и деятельности различных государственных институтов.

Конституция дает импульс для создания новых норм права, создает предпосылки для принятия новых правовых актов, часто прямо определяет те сферы общественных отношений, где требуется правовое регулирование. Конституция прямо предусматривает, какие федеральные конституционные и федеральные законы требуются для регулирования наиболее важных отношений и институтов. Кроме того, статьи Конституции часто сформулированы так, что из них очевидна обязательность принятия акта текущего законодательства, с помощью которого конституционная норма будет реализована наилучшим образом либо будут установлены дополнительные гарантии ее реализации.

Рассматриваемое юридическое свойство Конституции проявляется также в том, что именно она определяет весь процесс правотворчества, устанавливая, какие нормативные правовые акты имеют право принимать различные органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, определяя их юридическую силу. Конституция устанавливает общие правила законодательного процесса, называя субъектов законодательной инициативы, регулируя в самом общем виде порядок принятия различных видов законов Российской Федерации, порядок их обнародования.

3. Легитимность Конституции РФ — одно из важнейших ее юридических свойств. После принятия Конституции РФ в 1993 г. обострился вопрос как раз о ее легитимности. Дважды этот вопрос рассматривался в Верховном Суде РФ, который оба раза подтвердил факт ее легитимности. Вместе с тем ряд авторов отмечали, что сам факт «всенародного голосования» сейчас трудно доказуемый, поскольку бюллетени по голосованию за Конституцию официально уничтожены 2 Мазуров А.В. Конституция и общественная практика: Монография / Под ред. В.О. Лучина. М.: Частное право. 2004. С. 179, 180.. Тем не менее, если исходить из официальных результатов голосования, стоит отметить следующее. Совокупный электорат на момент проведения референдума по Конституции 12 декабря 1993 г. составлял 106 182 тыс. (данные округленные). В голосовании приняли участие 57 млн. избирателей, т.е. с этой точки зрения необходимый кворум был достигнут. Число принявших участие в голосовании — более половины из числа зарегистрированных избирателей, т.е. 54,8%. Из принявших участие в голосовании за принятие Конституции РФ проголосовали около 33 млн. избирателей, т.е. 58,4% (против 41,6%). В соответствии с существующими избирательными стандартами и современной электоральной практикой результат референдумного голосования как раз и определяется от числа избирателей, принявших участие в голосовании, а не от числа совокупного электората, на чем настаивали оппоненты, что, собственно, подтвердил и Верховный Суд Российской Федерации. Таким образом, легитимность Конституции РФ не может вызывать сомнений и обусловливает другие его юридические свойства.

4. Стабильность Конституции — одно из важнейших ее свойств, поскольку выступает в качестве основополагающего условия успешного и бесконфликтного развития общества и обеспечения единства конституционного пространства страны. Стабильность Конституции обеспечивается особым, по сравнению с федеральными законами, порядком ее принятия и внесения в нее поправок.

Конституция России относится к числу жестких конституций, которые предусматривают достаточно сложный порядок ее изменения и дополнения.

Применительно к порядку принятия Конституции он заключается, во-первых, в том, что для разработки нового ее проекта создается специальная конституционная комиссия, от участников которой требуются высокая степень квалификации в самых разных отраслях знаний, прежде всего юриспруденции, практический опыт, юридические и законодательные навыки. Работе по созданию проекта Конституции должна предшествовать огромная научно-исследовательская работа, направленная на выявление тенденций современного мирового и отечественного конституционного развития, новых методов конституционного регулирования. Во-вторых, особый порядок принятия Конституции заключается в возможности вынесения ее проекта на всенародное голосование (референдум) либо в утверждении ее специально создаваемым органом типа Учредительного собрания — Конституционным Собранием.

Особый порядок изменения и дополнения Конституции — это предусмотренная в гл. 9 специально усложненная процедура внесения и принятия предложений о пересмотре или изменении различных частей Конституции РФ. При этом для изменения ряда глав Конституции требуется соблюдение интересов большинства субъектов Федерации, выраженное в обязательности утверждения таких изменений путем принятия соответствующих законов представительными органами государственной власти субъектов РФ.

Мировая конституционная история знает такие примеры конституционного долголетия, как Конституция США (наиболее яркий пример), Конституция Мексики, многие европейские конституции отметили свой полувековой юбилей (Италия, Австрия, ФРГ, Дания). Стабильность Конституции означает ее неизменность в течение длительного времени. Однако это не означает, что нужно всеми силами стараться сохранить нетронутым конституционный текст. Радикальные реформы государственной и общественной жизни создают необходимые предпосылки для внесения поправок в Конституцию, на ее стабильность может влиять политическая ситуация в стране. Несовершенство Основного закона также может привести к смене Конституции.

Стабильность Конституции должна сочетаться с ее динамизмом, поскольку «заморозить» текст Конституции невозможно. Но изменения не должны быть частыми, иначе это сведет «на нет» сам принцип стабильности.

Сейчас вопрос об изменении Конституции решен положительно: законодателем приняты были предложения бывшего Президента РФ Д.А. Медведева о внесении поправок в Конституцию РФ, высказанные им в ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ 5 ноября 2008 г. В соответствии с Посланием были реализованы первые законодательные инициативы, связанные с увеличением сроков полномочий Госдумы и Президента РФ, а также о расширении контрольных полномочий Госдумы за деятельностью Правительства РФ.

 

10. Порядок принятия и изменения Конституции Российской Федерации.

 

Особый порядок принятия и изменения Конституции РФ, закрепляемый специально посвященной этому вопросу главой 9, делает российскую Конституцию жесткой. В отличие от гибких конституции, которые изменяются в упрощенном порядке (посредством принятия обычного закона, часто простым большинством голосов), всякое изменение российской Конституции требует соблюденияустановленного самой Конституцией и федеральным законом порядка, сложного по процедуре принятия решения.

Необходимо различать три разновидности изменения Конституции:

– изменение статьи 65;

– поправки к главам 3-8;

– пересмотр Конституции.

Положение Конституции РФ о её изменениях относятся только к статье 65, определяющей состав Российской Федерации. Изменение статьи 65 Конституции РФ возможно на основании федерального конституционного закона, либо указа Президента РФ.

На основании федерального конституционного закона вносятся соответствующие изменения в ст.65 в случае принятии в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта, об изменении конституционно-правового статуса субъекта. «Принятие» касается иностранного субъекта или его части, «образование» относится к образованию нового субъекта путём объединения двух или более граничащих между собой субъектов Российской Федерации1.

В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению встатью 65Конституции Российской Федерации на основании Указа Президента РФ. Таким образом, были изменены наименования республик Ингушетия2, Республика Калмыкия3, Республика Северная Осетия – Алания4и Чувашская Республика – Чувашия5

Порядок принятия поправок к главам 3-8 Конституции РФ установлен специальным федеральным законом от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской федерации». Согласно Конституции РФ (ст.134) предложение о поправке могут вносить Президент РФ, Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, депутаты Государственной Думы или члены Совета Федерации численностью не менее 1/5. Принятие поправки оформляется специальной разновидностью закона – законом о поправке к Конституции РФ. Закон о поправке к Конституции РФ считается одобренным, если за одобрение проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы(не менее 300 из 450). После одобрения Государственной Думой закон о поправке к Конституции РФ направляется в Совет Федерации. За одобрение закона должно проголосовать не менее трех четвертей членов Совета Федерации (не менее 125 из 166). В случае одобрения закон направляется в субъекты Федерации. Законодательные органы субъектов Федерации в течение одного года рассматривают данный закон и направляют итоги рассмотрения в Совет Федерации. По истечении одного года Совет Федерации устанавливает итоги этого рассмотрения. Закон считается одобренным, если за одобрение высказалось не менее двух третей законодательных органов субъектов Федерации (не менее 56 из 83). После этого закон направляется Президенту РФ для подписания и официального опубликования. Итоги рассмотрения законодательными органами субъектов Федерации могут быть обжалованы Президентом РФ, законодательным органом субъекта РФ в Верховный Суд РФ.

В настоящее время такими законами были приняты поправки в ст. 81, увеличив срок полномочий Президента РФ с 4 до 6 лет, в ст. 96, увеличив срок полномочий депутата Государственной Думы с 4 до 5 лет, и в ст.114, закрепив полномочие Правительства РФ представлять Государственной Думе ежегодные отчёты о результатах своей деятельности.

Пересмотр Конституции означает внесение изменений в главы 1,2 и 9, устанавливающие незыблемые принципы конституционного строя, определяющие правовой статус личности в соответствии с новой концепцией естественных прав и свободы и закрепляющие процедуры изменения Конституции. Внесение изменений в эти главы может повлечь изменение организации государства, его отношения к человеку, в конечном счёте, принятие новой конституции. Поэтому эти главы особенно защищены от изменений.

Статья 135 Конституции РФ устанавливает, что положения глав 1,2и9Конституции РФ не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.Если предложение о пересмотре положенийглав 1,2и9Конституции РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации (100) и депутатов Государственной Думы (270), то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

Порядок образования Конституционного Собрания определяется федеральным конституционным законом, который до настоящего времени не принят.

Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Жесткий порядок внесения поправок в Конституцию РФ и ее пересмотра обеспечивают стабильность российской Конституции. Она застрахована от случайных, непродуманных изменений. Это придает устойчивость общественным отношениям, которые регулируются действующей Конституцией РФ.

 

11. Основные этапы развития российской конституции.

 

В истории Советской России насчитывается четыре Конституции: 1918, 1925, 1937, 1978 годов - советские социалистические конституции, развивались в соответствии с принципом преемственности. Им был присущ фиктивный характер.

Конституция РСФСР 1918 года была принята вскоре после октябрьской революции, она носила классовый характер и опиралась на лозунги большевиков и опиралась на первые декреты советской власти; основой этой Конституции была "Декларация трудящегося и эксплуатируемого народа". Полностью отрицала народный суверенитет, власть утверждала за Советами, устанавливала диктатуру пролетариата. Она включала положения, ориентированные на все мировое сообщество: победа социализма во всем мире, уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, беспощадное уничтожение эксплуататоров. Открыто признавала насилие в целях утверждения нового строя. «Ведению Всероссийского Съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов подлежат все вопросы общегосударственного значения».

Закрепила следующие положения: политическое устройство - провозглашение государственной диктатуры пролетариата, форма правления - корпоративная республика, республика советов рабочих и крестьянских депутатов. Органы государственной власти представлял всероссийский съезд советов и высший центральный исполнительный комитет, который избирался на съезде. По форме государственного единства, формально была провозглашена федерация, фактически - это было смешанное унитарное государство.

Конституция 1925 года - причина ее принятия - образование СССР.

Первоначальная редакция Конституции СССР была утверждена резолюцией II-го Съезда Советов СССР от 31 января 1924 года, и состояла из Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР 1922 года. А Конституция РСФСР 1925 года была принята, соответственно, после создания СССР и принятия Конституции СССР; отразила факт вхождения РСФСР в СССР; нет прямого указания на суверенитет РСФСР. В связи с появлением в РСФСР субъектов, появились положения, определяющие их статус она опиралась на Конституцию СССР, вместе с тем она воспроизводила многие положения Конституции 1918 года. Всероссийский Съезд Советов (установление, дополнение и изменение основных начал Конституции; окончательное утверждение конституций автономных советских социалистических республик, а также дополнений и изменений этих конституций). Совместному ведению Всероссийского Съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов подлежали все вопросы общегосударственного значения.

Последующие конституции РСФСР принимались вскоре после принятия конституций СССР и практически полностью воспроизводили их положения. Конституция 1937 года - вступление страны в новый этап ее развития - социализм победил окончательно. Сохранила классовую сущность, отменила лишения политических прав граждан по социальному признаку, ввела всеобщее тайное избирательное право, включила принцип равноправия граждан. Впервые появились главы об основных правах и обязанностях граждан. Они были классово ориентированы и делали упор на коллективные права. Закрепляла руководящую роль ВКПБ. Впервые норма о праве РСФСР выхода из СССР. Вопрос о внесении изменений в Основной Закон страны «производится лишь по решению Верховного Совета РСФСР, принятому большинством не менее двух третей голосов Верховного Совета».

Теперь открыто в государстве диктатуры не существовало. По политической основе РСФСР осталась государством трудящихся, но лозунг диктатуры пролетариата был снят. По форме правления осталась советской республикой. Однако теперь съезд советов упразднен, вместо него создан однопалатный верховный совет. В 1937 году значительно усилилась централизация полномочий в руках центральной федеральной власти.

Конституция РСФСР 1978 года была принята в соответствии с Конституцией СССР 1977 года, что должно было отразить "вступление в этап развитого социализма". Понятие трудящиеся заменено на народ, который являлся субъектом государственной власти. Появляется отдельная статья о партии, КПСС объявлялась руководящей и направляющей силой. Закреплялось равенство граждан независимо от происхождения и социального положения. Дан полный перечень прав и свобод граждан. Появилась норма о суверенитете РСФСР. С 1989 года в Конституцию вносились существенные изменения, обусловленные демократизацией общества: признание приоритета прав человека, принципа разделения властей, многопартийности, частной собственности.

Конституция 1977 года была противоречивой; статья 7 свидетельствовало о грядущей фашизации общества. Отличительным признаком фашистского государства является слияние партии с государственным аппаратом, а в статье 7 определили партию как ядро государства. Не полностью в конституции указаны основные права и свободы, например, не было закреплено право на жизнь. Имелся и ряд положительных моментов: статья 9 закрепляла основные направления развития политической системы СССР, и среди этих направлений обозначены демократизация внутриполитической системы, повышение роли населения в решении вопросов государственной жизни, укрепление законности и правопорядка. Права и свободы человека и гражданина имели, помимо процессуальных, политические и экономические гарантии.

С распадом СССР в 1991 году Конституция РСФСР переименована в Конституцию Российской Федерации - России, в 1992 году в Конституцию включён Федеративный договор. В период с 1989 по 1992 год внесение поправок в Конституцию страны было несложным, будничным делом. В 1989 году в Конституцию РСФСР было внесено сразу 25 поправок. С мая 1990 года по декабрь 1992 года Съезд народных депутатов РСФСР принял 8 законов, внеся более трехсот поправок: в 1990 году - 53, в 1991 году - 29, в апреле 1992 года - 177, а в декабре того же года - около 90. После многочисленных изменений Конституция приобрела запутанный и противоречивый характер, что, в конечном счете, породило конституционный кризис 1992 - 1993 годов. С 1990 года действовала Конституционная комиссия Верховного Совета, а в июне 1993 года Президент РФ созвал Конституционное Совещание, которое на основе президентского проекта и с учётом многих положений проекта конституционной комиссии за несколько месяцев выработало проект Конституции РФ, который был вынесен Президентом РФ на всенародное голосование. 12 декабря 1993 года Конституция РФ была принята всенародным голосованием, а 25 декабря официально опубликована и вступила в силу.

 

12. Конституционно-правовые основы чрезвычайного положения в Российской Федерации.

 

Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) "О чрезвычайном положении"

1. Чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

2. Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.