Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Федеральный закон 4 страница




Составной частью системы права Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и ратифицированные международные договоры Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В число федеральных нормативных правовых актов входят: Конституция Российской Федерации; федеральные конституционные законы; Федеративный договор; федеральные законы; кодексы; нормативные акты Президента РФ; нормативные постановления Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации, Правительства РФ, федеральных министерств, государственных комитетов и других ведомств; соглашения о делегировании полномочий Российской Федерации ее субъектам; межгосударственные договоры и межправительственные соглашения РФ и т.д.

Единство федеральной системы права обеспечивается верховенством Конституции РФ и федеральных законов на всей ее территории. В свою очередь это единство обеспечивает взаимосвязь и взаимодействие федеральных нормативных актов, нормативных актов субъектов Федерации, местных и муниципальных нормативных актов.

Отрицание верховенства федеральных законов по предметам ведения Российской Федерации, провозглашение по отношению к ним верховенства законов субъектов Федерации ведет к войне законов в рамках единого государства и в конечном счете чревато развалом Российской Федерации.

Ядром системы права Российской Федерации служит ее Конституция, имеющая высшую юридическую силу, прямое действие и применяемая на всей территории Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить ее Конституции, которая не только устанавливает правовые пределы нормативной деятельности как Федерации, так и ее субъектов, но и обеспечивает единство нормативно-правовой деятельности во всей Федерации.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется наличием собственности Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" <*> к объектам исключительно федеральной собственности относятся объекты, составляющие основу национального богатства страны; объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов государственной власти и решения общероссийских задач; объекты оборонного производства; объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства, России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, и прочие объекты.

Важным компонентом конституционно-правового статуса Российской Федерации являются ее государственные символы - Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн, в которых в своеобразной форме выражается государственный суверенитет Российской Федерации, а также ее столица - город Москва.

Согласно Конституции РФ (ст. 70), государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. "О Государственном флаге Российской Федерации" <*> Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.

 

57. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

 

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Конституции РФ государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Статья 77 Конституции РФ закрепляет, что система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации.

Основы конституционного строя России, касающиеся организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, включают следующие концептуальные положения:

1) Конституция (ст. 10) закрепляет, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную - три самостоятельные ветви власти. Этот принцип распространяется и на региональный уровень организации государственной власти, следовательно, система органов государственной власти субъектов Федерации должна строиться в соответствии с принципом разделения властей

2) в ст. 1 Конституции РФ содержится определение России как государства с республиканской формой правления, следовательно, недопустимо использование элементов монархической формы правления в построении системы органов государственной власти субъектов Федерации;

3) согласно ст. 14 Конституции РФ Россия - светское государство. Тем самым определяется невозможность организации системы органов государственной власти субъектов Федерации на основе религиозных норм, не возможность использования их в деятельности данных органов, соединения государственных органов с церковными, иного вмешательства церкви в функционирование органов государственной власти;

Конституционный Суд в Постановлении от 18 января 1996 г. по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Алтайского края разъяснил нормативное воздействие принципа единства системы государственной власти на организацию системы органов государственной власти субъектов Федерации: поскольку федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной власти, органы государственной власти в субъектах Федерации формируются на тех же принципах, что и федеральные.

Помимо основ конституционного строя Конституция также содержит иные положения, определяющие организацию системы региональных органов государственной власти и принципы взаимодействия их с федеральными органами. В основном это касается органов исполнительной власти.

Статья 77 Конституции РФ закрепляет, что в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Федерации по предметам совместного ведения федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Конституцией регулируется возможность передачи осуществления части своих полномочий федеральными органами исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Федерации и наоборот, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам (ч. 2 и 3 ст. 78 Конституции РФ).

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Достаточно обширны полномочия главы субъекта во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Федерации. В соответствии со ст. 85 Конституции РФ Глава вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Кроме того, Глава может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае не достижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда (Конституционного Суда РФ).

Что касается законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, то регулирование их правового статуса почти не нашло своего отражения в Конституции РФ. Конституция содержит лишь отдельные положения: о вхождении представителей законодательных органов субъектов Федерации в состав Совета Федерации Федерального Собрания РФ (ст. 95), о праве законодательной инициативы этих органов (ст. 104), о праве на обращение в Конституционный Суд РФ (ст. 125), о праве вносить предложения о поправках к Конституции РФ (ст. 134), о праве одобрения таких поправок законодательными органами субъектов Федерации (ст. 136).

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» к судам субъектов Федерации относятся конституционные (уставные) суды субъектов, а также мировые судьи. Федеральное законодательство регулирует правовой статус только мировых судей, оставляя регламентацию деятельности конституционных (уставных) судов на усмотрение самих субъектов Федерации. Деятельность мировых судей регулируется Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации»

 

58. Статус и правовой режим территории Российской Федерации.

 

Основы правового режима и состав государственной территории РФ определены Конституцией РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 67 Конституции территория РФ включает территории субъектов РФ, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, в пределах которых осуществляется единая государственная власть.

Данное положение нередко подвергается критике из-за соединения в нем двух подходов - географического (физического) и политического (государственно-политического). Так, А.Н. Лебедев пишет о соединении в указанной выше норме, определяющей состав территории суверенного государства, физического и политического подходов. "С одной стороны (физический подход), перечислены лишь некоторые компоненты земной поверхности, образующие государственную территорию: территориальное море, внутренние воды, воздушное пространство, однако почему-то не указаны суша (сухопутное пространство) и недра. С другой стороны (политический подход), установлено, что в состав территории РФ входят территории субъектов РФ, но без указания на конкретный компонентный состав (физические среды)" <1>.

--------------------------------

<1> Лебедев А.Н. Конституционно-правовой статус территории субъекта Российской Федерации // Конституционный строй России. М., 2003. Вып. 4. С. 77.

С.Н. Бабурин под составом территории понимает лишь геолого-географическое строение, а в политическом смысле использует термин "структура территории" <1>, что в принципе верно, поскольку под структурой обычно понимается строение, внутреннее устройство <2>. В общефилософском смысле структура (лат. structura - строение, расположение) - это взаимообусловленная совокупность связей элементов в составе системы, определяющая ее качественную специфику <3> или целесообразный способ связи элементов системы <4>, устойчивое единство элементов, их отношений и целостности <5>. Связь элементов в структуре подчиняется диалектике взаимоотношения целого и частей. В современном научном понимании структура означает не просто строение, устройство чего-либо, не просто взаимосвязь и взаиморасположение составных частей, а устойчивую упорядоченность связей между ними, внутреннюю организацию системы.

--------------------------------

<1> См.: Бабурин С.Н. Мир империй: территория государства и мировой порядок. М., 2010. С. 114, 115.

<2> См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 20-е изд. М., 1989. С. 633.

<3> См., например: Спиркин А.Г. Основы философии. М., 1988. С. 179.

<4> См.: Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: вопросы и ответы. М., 1999. С. 140.

<5> См.: Овчинников Н.Ф. Структура и симметрия // Системные исследования: Ежегодник. М., 1969. С. 119; Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973. С. 133.

С этой точки зрения территория РФ представляет собой системное территориальное целое, частями которого являются субъекты РФ.

Подчеркивая значение для определения структуры разграничения статики и динамики связей в объекте, Л.Б. Тиунова отмечает, что "структура несет тип, способ связей, совокупность устойчивых взаимосвязей, обеспечивающих целостность объекта, сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях. Иными словами, это понятие выражает то, что остается неизменным при различных преобразованиях системы, ее основную константу" <1>. Данное утверждение полностью справедливо в отношении единой территории государства.

--------------------------------

<1> Тиунова Л.Б. Системные связи правовой действительности. СПб., 1991. С. 14.

В составе территории выделяют неподвижную и подвижную ее части. Неподвижная территория государства в пределах государственной границы включает сушу, внутренние воды, территориальное море, воздушный столб над ними, а также недра Земли на досягаемую глубину. Подвижная государственная территория - это корабли, самолеты, космические станции под флагом государства, на которых действуют его законы. Государственной территорией также могут быть морские кабели в открытом море и трубопроводы данного государства.

Территориальное пространство также классифицируют на два вида: 1) собственно территория государства, очерченная государственной границей, в пределах которой оно осуществляет свою юрисдикцию; 2) территориальные пространства, на которых суверенные права определяются в соответствии с нормами международного права.

Правовое регулирование территории как объекта общественных отношений (правовой режим государственной территории <1> ) осуществляется преимущественно национальными законами и иными правовыми актами государства. В федеративном государстве признается территориальная юрисдикция его субъектов, т.е. полномочия органов власти субъектов РФ в пределах их территории, которая не может быть изменена без их согласия. Кроме того, субъекты РФ регулируют вопросы своего административно-территориального и муниципально-территориального устройства. Конституционный Суд РФ указал, что в правовом смысле территория определяет прежде всего пределы распространения властных полномочий различного уровня и характера <2>. В отношении некоторых частей государственной территории (территориального моря, морских портов, открытых для захода иностранных кораблей, определенных частей аэропортов) действуют международные договоры, участником которых является государство.

--------------------------------

<1> Об определении категории "правовой режим", о соотношении ее с понятиями "механизм правового регулирования", "правовой статус" см., например: Алексеев С.С. Теория права. М., 1995. С. 170; Малько А.В., Родионов О.С. Правовые режимы в российском законодательстве // Журнал российского права. 2001. N 9. С. 19; Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы: вопросы теории и практики // Правоведение. 1996. N 4. С. 28; Шамсумова Э.Ф. Правовые режимы (теоретический аспект): Дис.... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001. С. 32; Родионов О.С. Механизм установления правовых режимов российским законодательством: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Саратов, 2001. С. 13, 14.

<2> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. N 12-П.

Следует различать государственную и международную территории. Если государственная территория находится под суверенитетом определенного государства, то международной территорией признается пространство, на которое не распространяется суверенитет какого-либо государства (открытое море, воздушное пространство над открытым морем, дно морей и океанов за пределами национальной юрисдикции, Антарктика, космос, включая небесные тела).

Основными составляющими общефедеральной территории, т.е. ее государственно-территориальными единицами, являются субъекты РФ. В научной литературе субъекты федерации определяются как государственные или государственно-территориальные образования, обладающие определенной политической самостоятельностью <1>; относительно самостоятельные государственные образования <2>; территориальные или национально-территориальные образования, обладающие самостоятельным государственно-правовым статусом <3>. В Конституции РФ, установившей несколько типов субъектов РФ, республики именуются государствами, в отношении иных субъектов какого-либо определения не приводится. Конституция признает территориальные единицы субъектами РФ, определяя состав Российской Федерации (ч. 1 ст. 5) и перечисляя название каждого из субъектов РФ (ч. 1 ст. 65). Это позволяет отличать субъекты РФ от иных территориальных единиц государства, не обладающих государствоподобной природой.

--------------------------------

<1> См.: Федерализм: энциклопедия. М., 2000. С. 590.

<2> См.: Популярный юридический энциклопедический словарь. М., 2001. С. 758.

<3> См.: Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 2000. С. 251.

Российское государство впервые было провозглашено федерацией после Октябрьской революции в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятой III Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов 13 (25) января 1918 г. Декларация учреждала Российскую Советскую Республику на основе свободного союза свободных наций как федерацию Советских национальных республик. В резолюции "О федеральных учреждениях Российской Республики" закреплялось: "Российская Советская Социалистическая Республика учреждается на основе добровольного союза народов России как федерация советских республик этих народов".

Федеративное строительство в России осуществлялось путем создания автономных национально-территориальных образований в составе РСФСР. Вместе с тем большие по территории административно-территориальные единицы - края и области, преимущественно населенные русскими (свыше 82%), субъектами РСФСР не признавались, поэтому территория федерации состояла из территорий республик - субъектов РСФСР. В настоящее время субъектами РФ являются не только автономии (республики, автономная область, автономные округа), но и области, края, города федерального значения. Таким образом, территория РФ складывается из территорий субъектов РФ. При этом под территориями субъектов РФ как элементами территории РФ следует понимать только сушу, или сухопутную территорию <1>.

--------------------------------

<1> См.: Лебедев А.Н. Конституционно-правовой статус территории субъекта Российской Федерации. С. 79.

Территория каждого субъекта непосредственно входит в территорию РФ. Как отметил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 11 мая 1993 г. N 9-П, территория автономного округа непосредственно является составной частью территории РФ. Данное положение предопределяет ограниченность полномочий органов государственной власти субъектов РФ в отношении их территории. На территории каждого субъекта органы государственной власти Российской Федерации осуществляют дискреционные полномочия по предметам ведения, установленным ст. 71 Конституции РФ, а также полномочия по предметам, определенным ст. 72. И только за этими пределами субъекты РФ осуществляют собственную компетенцию <1>.

--------------------------------

<1> См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. Ю.В. Кудрявцев. М., 1996. С. 281.

Нередко вместо термина "субъект РФ" употребляется понятие "регион", хотя его однозначного определения нет ни в науке, ни в действующем законодательстве <1>. Многозначность подхода к определению указанного понятия отражена и в Основных положениях региональной политики в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ от 3 июня 1996 г. N 803. В качестве региона здесь понимается "часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации".

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Орехович А.В. К вопросу о понятии "регион" в конституционном праве // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 3.

Базовым нормативным правовым актом, определяющим состав государственной территории России, является Закон РФ "О Государственной границе Российской Федерации", в котором отражено международно-правовое толкование состава территории государства: суша, воды, недра и воздушное пространство (ст. 1).

Сухопутной территорией России является вся суша, находящаяся в пределах Государственной границы РФ и охватывающая сухопутные территории субъектов РФ. Именно по сухопутной территории определяются официальные размеры государства, протяженность его сухопутных и морских границ. Являясь правопреемником СССР, Россия остается самым крупным государством в мире. Ее сухопутная территория составляет 17 млн. кв. км.

Сухопутную территорию государства образуют материк, острова и анклавы. Территории субъектов федерации могут включать не только собственно материковую часть суши, но и острова, которые рассматриваются с точки зрения международного права как составная часть сухопутной территории государства. Сахалинская область целиком расположена на островной части территории РФ. Сухопутная территория охватывает также отдельные части территории, окруженные территорией других государств (анклавы). Калининградская область не имеет общих границ с другими субъектами РФ и является российским полуанклавом, так как имеет выход к Балтийскому морю и граничит с Польшей и Литвой.

В литературе обращается внимание на особый вид территорий - искусственные территории, под которыми понимается участок суши, созданный на части водной территории путем намыва или отсыпки грунта для размещения объектов капитального строительства и иных целей. Возможность создания и использования в пределах территории РФ искусственных островов предусмотрена Водным кодексом РФ (п. 4 ч. 2 ст. 11), Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (ч. 4 ст. 16).

Как правило, искусственная территория присоединяется к уже существующим территориям субъекта РФ (в целом) и территории муниципального образования (в частности). Следовательно, процесс намыва территории фактически влечет изменение территории и границ субъекта РФ и (или) территории муниципального образования. В России намывные острова создаются в Санкт-Петербурге (полуостров "Морской фасад" площадью 440 га), у побережья Сочи ("Остров Федерация" площадью около 300 га) и в Анапе (полуостров "Золотая Миля" площадью 1300 га) <1>. В научной литературе отмечается неурегулированность процесса создания таких искусственных объектов <2>.

--------------------------------

<1> Подробнее о правовом режиме намывных территорий см.: Намывные территории. URL: www.encspb.ru/article.php?kod=2803997663; Мамчиц Р. Города на воде: оправданы ли расходы? URL: http://www.dailystroy.ru/foreign/647.html; Лешечкина Н. Рукотворные острова. URL: http://www.resortproperty.ru; В Анапе намоют "Золотую милю". На территории лимана Витязевский построят курортный комплекс. URL: http://www.kommersant.ru/doc/809131.

<2> См., например: Замышляев Д.В., Задорожнюк Е.И. К проблеме создания искусственных территорий // Юрист. 2008. N 6. С. 12; Буров В.А. Проблемы создания искусственных земельных участков и приобретения прав на них // Право и экономика. 2009. N 2. С. 34; Тикк О.К. Проблемы правового статуса намывных территорий // Закон. 2007. N 1. С. 21.

Воды, недра, воздушное пространство являются самостоятельными компонентами территории РФ, которые исходя из смысла ч. 1 ст. 67 Конституции РФ не включены в территорию субъекта РФ, т.е. входят в состав территории РФ.

К водной территории государства относятся реки, озера, водохранилища, проливы, каналы, расположенные внутри его границ (внутренние воды), внутренние морские воды и территориальные воды, омывающие побережье государства. Правовой режим внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны Российской Федерации регламентируется Федеральным законом "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона внутренними морскими водами Российской Федерации являются воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации. К внутренним морским водам относятся: воды портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов; воды заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили; воды заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 21 морская миля, которые исторически принадлежат России, перечень которых устанавливается Правительством РФ. Аналогичная норма содержится в ст. 5 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации".

К историческим водам, считающимся внутренними морскими водами государства, относятся такие воды, над которыми прибрежное государство осуществляет суверенитет на протяжении длительного времени и которые имеют важное и особое экономическое, оборонное и стратегическое значение для данной страны, а также молчаливо признаны большинством государств <1>. В России историческими заливами являются залив Петра Великого на Дальнем Востоке, заливы Баренцева моря - Чешская Губа и Печорская Губа в Ненецком автономном округе.

--------------------------------

<1> См.: Бекяшев К.А. Международное морское право // Международное публичное право: Учебник / Под ред. К.А. Бекяшева. 3-е изд. М., 2005. С. 612, 613.

В отечественной науке высказано мнение о том, что сибирские моря типа Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского могут быть отнесены к историческим морским пространствам, поскольку они освоены для мореплавания и поддерживаются в судоходном состоянии на протяжении длительного исторического периода усилиями российских моряков и имеют несравнимое значение для экономики, обороны и защиты природной среды российского побережья <1>.

--------------------------------

<1> Там же.

Пограничными (трансграничными) водами признаются воды рек, озер и каналов, по которым проходит линия государственной границы между сопредельными государствами, и составляющие часть государственной территории каждого из них от линии границы до принадлежащего ему берега <1>. Прежде всего это главная река Дальнего Востока Амур, а также реки Урал, Днепр, Северный Донец, Псковское озеро, озеро Ханка и др.

--------------------------------

<1> См.: Курс международного права: В 6 т. / Под ред. В.М. Чхиквадзе. М., 1967. Т. 3. С. 133.

Порядок прохождения Государственной границы установлен ст. 5 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации".

В ч. 5 ст. 8 Водного кодекса РФ закреплено: "Естественное изменение русла реки не влечет прекращение права собственности Российской Федерации на этот водный объект". Из данной статьи непонятно, как устанавливается Государственная граница РФ, когда изменение русла водотока связано с ее пересечением. Кроме того, в Кодексе отсутствует статья о трансграничных (пограничных) водных объектах. Хотя, как известно, границы Российской Федерации проходят на протяжении 7141 км по рекам, 475 км по озерам и 38807 км по морям <1>.

--------------------------------

<1> См.: Тимофеев Л.А. Водный кодекс: год спустя // Экологическое право. 2008. N 1. С. 9.

На внутренние воды распространяется суверенитет прибрежного государства, которое определяет их правовой режим, устанавливает правила судоходства, рыболовства и связи, лоцманской проводки и буксировки, спасания и подъема затонувшего имущества и иной деятельности, а также навигационные, портовые, таможенные, санитарные, фискальные и иные правила. Во внутренних водах деятельность иностранных судов, физических и юридических лиц может осуществляться только по разрешению прибрежного государства, заход в такие воды иностранных судов производится в разрешительном порядке, за исключением вынужденного захода (авария, стихийное бедствие, оказание медицинской помощи) <1>. Список портов, открытых для захода в них торговых судов, публикуется в "Извещениях мореплавателям". В России такими портами являются Владивосток, Диксон, Дудинка, Калининград, Кандалакша, Мурманск, Певек, Провидения.

--------------------------------




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.