Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Федеральный закон 5 страница




<1> См.: Колодкин А.Л. Внутренние морские воды. М., 1965. С. 38.

Территориальное море - морской пояс, установленный шириной до 12 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, входящий в состав территории государства и находящийся под его суверенитетом. Исходной линией отсчета ширины территориального моря служит линия наибольшего отлива. Если береговая линия глубоко изрезана и извилиста либо в непосредственной близости от берега имеется цепь островов, применяется общепризнанный метод отсчета ширины территориального моря - прямых исходных линий, соединяющих наиболее выступающие в море оконечности побережья. При проведении прямых исходных линий не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общего направления берега, а участки моря, лежащие с внутренней стороны линий, должны быть достаточно тесно связаны с берегом, чтобы на них мог быть распространен режим внутренних вод. Территориальное море, как и другие части территории государства, находится под его суверенитетом. В то же время его режим отличается от режима внутренних морских вод, так как в интересах торгового мореплавания государства добровольно согласились ограничить свой суверенитет, признав право мирного прохода иностранных судов через территориальное море.

Прибрежное государство может осуществлять контроль в зоне, прилежащей к его территориальному морю, называемой прилежащей зоной. Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. прилежащая зона, понимаемая как морской пояс, примыкающий к территориальному морю прибрежного государства, установлена шириной не более 24 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальное море, и в котором прибрежное государство осуществляет таможенный, фискальный (финансовый), иммиграционный (пограничный) и санитарный контроль.

Под юрисдикцией прибрежного государства находятся исключительная экономическая зона и континентальный шельф, правовой режим которых определяется федеральными законами и нормами международного права.

Исключительной экономической зоной признается район открытого моря, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к его внешней границе, шириной не более 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных вод. В этой зоне действуют нормы, относящиеся к режиму открытого моря (свобода судоходства, полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов). Впервые правовой статус исключительной экономической зоны был закреплен Конвенцией по морскому праву 1982 г. в целях содействия предотвращению истощения рыбных запасов и одновременно препятствования недоиспользованию ресурсов.

Правовой режим исключительной экономической зоны Российской Федерации, установленный в соответствии с Конституцией РФ и нормами международного права Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", включает права и обязанности России как прибрежного государства и других государств в отношении этой части морского пространства.

Прибрежное государство в экономической зоне осуществляет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения как живых, так и неживых природных ресурсов в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны, таких как производство энергии путем использования воды, течений и ветра. Так, прибрежное государство вправе само определять допустимый улов живых ресурсов в своей экономической зоне с учетом недопущения их истощения, а также устанавливать условия рыбного промысла иностранными судами. Для соблюдения принятых прибрежным государством правил использования экономической зоны оно вправе производить досмотр, инспекцию, арест и судебное разбирательство в отношении всех судов, ведущих незаконный улов живых ресурсов в этой зоне. Федеральный орган пограничной службы координирует действия других охранительных органов, к числу которых относятся федеральные органы по природным ресурсам, по охране окружающей среды, по государственному горному надзору и таможенные органы.

Признается юрисдикция России как прибрежного государства в отношении: создания и использования искусственных островов, установок и сооружений; морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды. В то же время в экономической зоне все государства пользуются свободами судоходства и полетов, прокладывания подводных кабелей и трубопроводов, а также другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря, относящимися к этим свободам, связанными с эксплуатацией судов, летательных аппаратов, подводных кабелей и трубопроводов.

Под континентальным шельфом государства понимается морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределами его территориальных вод на всем естественном продолжении сухопутной территории государства до внешней границы подводной окраины материка, но не менее чем на 200 морских миль. Если подводная окраина материка простирается и за пределы 200 миль, внешняя граница континентального шельфа должна находиться не далее 250 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 миль от изобаты 2500 м. Карты и информация о внешней границе континентального шельфа сдаются Генеральному секретарю ООН, который их публикует.

По различным оценкам, в настоящее время около 1/3 мировой добычи нефти и газа приходится на континентальный шельф. Именно здесь открываются самые крупные месторождения. Причем наиболее перспективные из них выявлены в глубоководных зонах (1000 м и более).

Континентальный шельф имеет огромное стратегическое и экономическое значение для России. По официальным данным Министерства природных ресурсов и экологии РФ, площадь российского континентального шельфа составляет около 6,2 млн. кв. км, что соответствует 21% площади шельфа всего Мирового океана <1>.

--------------------------------

<1> См.: Гуцуляк В.Н. Современный международно-правовой режим континентального шельфа // Морское право. 2003. N 2. С. 32.

Понятие, границы и правовой режим континентального шельфа Российской Федерации определяются Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации". В соответствии со ст. 5 Закона Россия на континентальном шельфе осуществляет: 1) суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных и живых ресурсов (эти права являются исключительными в том смысле, что если Российская Федерация не осуществляет их, никто не может делать это без ее согласия); 2) исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей; 3) исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений (Россия осуществляет юрисдикцию над последними, в том числе в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также касающихся безопасности); 4) юрисдикцию в отношении морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды, прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации. Права России на континентальный шельф не затрагивают правовой статус покрывающих его вод и воздушного пространства над этими водами.

В состав территории государства входят также недра, находящиеся под его сухопутной и водной территорией. Нижней границей недр является центр Земли, а боковой - воображаемая плоскость, соединяющая сухопутную и водную границы государства с центром Земли. Согласно Закону РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Государство в силу своего суверенитета определяет условия разведки и эксплуатации естественных богатств земных недр, их изучения и охраны, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей, а также самостоятельно решает вопрос о допуске иностранных лиц к эксплуатации ресурсов. Одна из юридических форм выдачи разрешения на эксплуатацию природных ресурсов - концессионные соглашения между территориальным сувереном и иностранными юридическими лицами. Условия таких соглашений определяются территориальным сувереном в соответствии с его законодательством. Как правило, иностранные юридические и физические лица наделяются ограниченными правами пользования на определенный срок и за определенную плату.

Особое положение занимают арктические территории. Арктика - область земного шара с условным центром - Северным полюсом, в состав которой входят воды Северного Ледовитого океана и его морей, а также участки суши Европы, Азии и Америки. Арктика имеет огромный экономический потенциал и важное стратегическое значение для России, которая является приарктическим государством. С Арктической зоной связано много спорных вопросов, касающихся, в частности, отдельных географических объектов, принадлежности Северо-Западного прохода, разграничения континентального шельфа и добычи полезных ископаемых.

Долгое время приарктические государства придерживались доктрины национальных полярных секторов, что отразилось в их национальных законодательствах. Суть доктрины заключается в признании особых прав названных держав в своем "треугольнике", основой которого является побережье государства, а вершиной - Северный полюс. В то же время суша (острова и архипелаги) в пределах национального сектора является территорией приарктического государства. Полярный сектор Российской Федерации является самым обширным и более населенным по сравнению с другими приарктическими государствами <1>.

--------------------------------

<1> См.: Сиваков Д.О. Российское право и "век Арктики" // Законодательство и экономика. 2011. N 10. С. 84 - 87.

18 сентября 2008 г. Президентом РФ утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. Целями арктического направления государственной политики России в сфере экологической безопасности определены сохранение и обеспечение защиты природной среды Арктики, ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата. В Основах подтверждается состав арктической зоны Российской Федерации, определенный еще в советский период. В него входят территории Республики Саха (Якутия), Мурманской и Архангельской областей, Красноярского края, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов, а также земли и острова вместе с прилегающими внутренними морскими водами, территориальным морем, исключительной экономической зоной и континентальным шельфом России <1>.

--------------------------------

<1> См.: Сиваков Д.О. Указ. соч. С. 87.

Воздушное пространство, расположенное над территорией государства, является частью его территории. Под воздушным пространством понимается надземное пространство, заполненное воздухом. Верхней границей воздушного пространства является граница земного пространства в целом, отделяющая последнее от космоса. Под границей земного пространства понимается шаровидная поверхность, повторяющая конфигурацию Земли и расположенная на некотором расстоянии от ее поверхности (уровня моря). Обычно исходят из того, что эта шаровидная поверхность должна располагаться на таком уровне, который позволит спутникам Земли вращаться без существенного торможения и сгорания в земной атмосфере. Такое высотное расположение определяется в 110 км <1>.

--------------------------------

<1> См.: Ушаков Н.А. Международное право: основные термины и понятия. М., 1996. С. 37.

Воздушную территорию РФ составляет воздушное пространство, расположенное над сухопутной и водной территориями государства, в пределах которого Россия осуществляет юрисдикцию. Государство обладает полным и исключительным суверенитетом над своим воздушным пространством и имеет право разрешать или запрещать любые полеты над своей территорией. Для организации полетов воздушных судов и осуществления других видов деятельности по использованию воздушного пространства государство выделяет воздушные трассы, определяет районы аэродромов, воздушные коридоры для прилета и вылета воздушных судов. Каждое государство также обязано предоставлять на своей территории радио- и метеорологические службы, иные средства для аэронавигации, устанавливать процедуры связи, издавать соответствующие карты и схемы <1>. В целях обеспечения государственной или общественной безопасности оно также вправе устанавливать зоны ограничения полетов. Эти ограничения могут заключаться в особом порядке получения разрешения на полет, определении специальных условий производства полетов, ограничении полетов. В отдельных районах государства полеты могут быть полностью запрещены.

--------------------------------

<1> См.: Малеев Ю.Н. Международное воздушное право. Вопросы теории и практики. М., 1986. С. 16.

Правовой режим воздушного пространства России регламентируется Законом РФ "О Государственной границе Российской Федерации", Воздушным кодексом РФ, другими федеральными актами и международными договорами РФ.

В качестве территории государства рассматриваются: 1) военный корабль, плавающий под флагом своего государства в любых водах; 2) невоенный корабль, когда он находится за пределами иностранных территориальных вод; 3) военное воздушное судно, где бы оно ни находилось; 4) невоенное воздушное судно, находящееся в полете за пределами воздушного пространства иностранных государств; 5) дипломатические и консульские представительства, находящиеся на территории иностранного государства.

За пределами национальной территории государств находятся пространства, которые составляют международную территорию общего пользования. К ним относятся: открытое море (включая морское дно) и воздушное пространство над ним, Антарктика, космическое пространство и небесные тела. На эти пространства не распространяется суверенитет ни одного государства, и они находятся в общем пользовании человечества согласно нормам международного права.

 

59. Правовые основы гарантий развития коренных малочисленных народов Российской Федерации.

 

 

О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации (с изменениями на 13 июля 2015 года)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 223; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.