Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поглощение ЭМП растением. Взаимодействие ионов




ЦИНК

МАРГАНЕЦ

ЖЕЛЕЗО

МОЛИБДЕН

БОР

МЕДЬ

Активирует ферменты (нитратредуктаза, протеазы).

Принимает участие в гормональной регуляции (в качестве кофермента).

Повышает устойчивость растений к полеганию и неблагоприятным условиям среды.

Недостаток меди вызывает:

ü задержку роста и цветения; ü хлороз, завядание листьев; ü хлороз кончиков листьев и пустозерность у злаков; ü суховершинность у плодовых культур.  

 


Поступает в растение в виде аниона борной кислоты.

Это один из наиболее важных микроэлементов, особенно для двудольных растений.

Недостаток бора вызывает:

ü нарушаются ритм деления клеток и структура клеточных стенок, ü появляются уродливые изменения в формирующихся листьях конуса нарастания. ü На заключительной стадии борного голодания в клетке накапливаются токсичные хиноны, которые приводят к отмиранию конусов нарастания. ü На яблоках и грушах формируется «поверхностная пробковая ткань»

 

 

Поступает в растение в виде аниона МоО42- и концентрируется в молодых растущих частях

Играет важную роль в азотном обмене растений (кофермент нитратредуктазы, восстанавливающей нитраты)

Как металл-активатор необходим в реакциях аминирования.

Влияет на накопление аскорбиновой кислоты

Недостаток молибдена вызывает:

ü рост растений тормозится. ü особенно чувствительны к недостатку Мо бобовые и овощные культуры ü хлороз старых листьев ü нарушается азотный и фосфорный обмен ü уменьшается синтез белка  
   

Входит в растения в количестве 0,02—0,08 %.

Поступает из почвы в виде Fe3+.

Роль железа в большинстве случаев связана с его способностью к обратимым ок-восст. превращениям.

Входит в состав участников ЭТЦ

Кофермент ряда оксидаз (каталазы, пероксидазы) и ферментов, катализирующих синтез предшественников хлорофилла.

Недостаток железа вызывает:

ü глубокий хлороз в развивающихся листьях, которые могут быть совершенно белыми, ü Замедление энергообмена растения — фотосинтез и дыхание. ü Опадают бутоны ü Уменьшаются междоузлия ü Отмирают точки роста ü Плохо формируется корневая система  
   

Он поступает в растение в виде ионов Мп3+. активирует ферменты цикла Кребса,

принимает учаcтие в восстановлении нитратов до аммиака, в связи с чем растения, испытывающие недостаток марганца, не могут использовать нитраты в качестве источника азотного питания; необходим для нормального протекания фотосинтеза, он участвует в фотолизе воды (разложение воды и выделение кислорода), а также восстановления СО2. Марганец способствует оттоку сахаров из листьев

Недостаток марганца вызывает:

ü Разрушается хлорофилл ü На листьях появляются бледно-желтые полосы ü У злаков листья сворачиваются ü Рост замедляется ü Ослабление дыхания  

 

 

Поступает в растение в виде иона Zn2+; входит в состав фермента карбоангидразы, катализирующей гидратацию СО2 в Н2СО3. Этот фермент играет важную роль в поддержании запасов СО2 для фотосинтеза. В качестве кофактора участвует в синтезе растительного гормона — ауксина (ИУК). Активатор ряда ферментов гликолиза и пентозофосфатного пути.

Недостаток цинка вызывает:

ü резкое торможение роста и формирования побегов, растения приобретают розеточные формы

ü На листьях вдоль жилок появляется светло-зеленая окраска, затем эта зона быстро увеличивается и появляется пятна отмерших тканей

ü Разрушаются точки роста

ü Иногда в листьях образуются антоцианы

 

 

Закономерности поглощения веществ

1) Питательный раствор должен быть физиологически уравновешенным и содержать все элементы в усвояемой форме

2) Раствор чистых солей – вреден (используют раствор смеси солей)

Физиологически уравновешенный раствор – раствор, количество и соотношение ионов в котором исключает их вредное влияние на растение (идеальный раствор – морская вода)

3) ЭМП поглощаются в ионной форме (катионы, анионы)

4) Растение поглощают ионы избирательно (состав клеточного сока и почвенного раствора различны)

- из разбавленных р-ров быстрее поглощаются соли

- из концентрированныхвода

- ионы солей и вода поглощ. независимо друг от друга

5) Существует ритмичность поглощения ионов: днем поглощение интенсивнее из-за притока ассимилятов к корням. Часы интенсивного поглощения сменяются часами замедленного поглощения.

6) ЭМП поступают в растение как по градиенту концентраций, так и против него (с затратой АТФ)

7) Катионы и анионы поступают в растение с разной скоростью:

— Соли, у которых активнее поглощаются катионы, и которые подкисляют почву, называются физиологически кислыми:

(NH4)2SO4, К Н2РО4, К Сl

— Соли, у которых активнее поглощаются анионы, и которые подщелачивают почву, называются физиологически щелочными:

Na NO 3

— Соли, у которых ионы поглощаются с одинаковой интенсивностью - физиологически нейтральные.

NH4NO3, KNO3

 

Особенности корневой системы растений:

1 - имеет очень большие размеры и обладает исключительной способностью к ветвлению.

Общая поверхность корней обычно превышает поверхность надземных органов в 140—150 раз. Уже у однолетнего сеянца яблони формируется 5—7 порядков ветвления корней общей протяженностью 250 м, а с корневыми волосками около 3 км.

2 - скорость роста очень велика, что позволяет корням осваивать новые объемы почвы, иссушив пространства, непосредственно прилегающие к ним (1—10 см в сутки) (за день к.с. в сумме нарастает до 5 км) (меристемы составляют 10 % массы корня, в стебле только 1 %)

3 - к.с. обладает хемотропизмом и положительным гидротропизмом, т. е. способностью растущих частей изгибаться в сторону более влажных участков почвы и ЭМП.

4 – выполняет буферную роль, регулирует поступление веществ

5 – выполняет синтетическую роль

 

ü Зона деления – поглощение слабое, все вещества используются здесь же (для себя)

ü Зона роста – поглощение более интенсивное, но также все вещества используются «для себя»

ü Зона поглощения – поглощение максимально интенсивное, обеспечивает потребность всего растения

ü Зона проведения – осуществляет восходящий транспорт веществ в стебель

 

Взаимодействие ионов

- антагонизм

- синергизм

- аддитивность

— АНТАГОНИЗМ – поступление одного иона препятствует поступлению другого.

Антагонизм ионов проявляется как между разными ионами одной валентности (Na+ и К+, Na+ и NH4+), так и между ионами разной валентности (К+ и Са2+, Na+ и Mg2+).

чем выше валентность, тем больше антагонистическое действие иона

У анионов антагонизм ниже, чем у катионов

СИНЕРГИЗМ - действие одного иона усиливает действие другого.

Катионы К+, Са2+, Mg2+ оказывают стимулирующее действие на поглощение анионов NO3- и РО4 3-

АДДИТИВНОСТЬ - это действие смеси солевых растворов, которое равно сумме действия отдельных компонентов.

 

Пути превращения ЭМП в растениях:

1. Уже в корнях взаимодействуют с органическими кислотами и включаются в состав органических соединений

2. Транспортируются по растению без изменений в виде катионов или анионов

3. Накапливаются в клеточном соке (запас)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 771; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.