Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление многопартийной системы в Казахстане




Несмотря на то, что смена руководства и последовавшие за этим репрессии оказали негативное влияние на общественно-политическую жизнь республики, начавшиеся процессы демократизации в Казахстане послужили толчком роста различных неформальных самодеятельных организаций.

В августе 1988 г. появилось первое независимое социально-экологическое движение «Инициатива», основной целью которого было повышение социальной активности населения на основе антивоенных, экологических, гуманистически и миротворческих идеалов, принципов гласности, демократизации, социального равенства и справедливости. Позднее от этой организации отпочковались другие политические организации, как то: «Зеленый фронт», Социал-демократическая партия Казахстана.

На первом этапе становления многопартийности (1988-1991 гг.), когда после декабрьских событий общественность страны была еще пассивна, в октябре 1988 г. появляется «Алматинский народный фронт», затем, в декабре этого же года, формируется общество «Мемориал», ставящее своей целью развенчание тоталитарного режима.

Далее возникает множество других самодеятельных общественных организаций и партий, и это обнажило проблему неурегулированности правовой базы деятельности общественных организаций. В результате 14 апреля 1989 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета КазССР «О порядке образования и деятельности самодеятельных общественных объединений», благодаря которому были существенно расширены и очерчены границы функционирования общественных организаций.

Демократические процессы вызревали в союзных республиках еще в конце 1980-х годов. По информации, опубликованной в газете «Казахстанская правда» 3 сентября 1988 года, к этому году в Казахстане было образо­вано до 300 неформальных групп. Одним из первых и крупных общественных объединений, стало движение «Невада-Семипалатинск». Целью движения являлось закрытие Семипалатинского и других полигонов. По инициативе М.Шаханова дляоказания помощи жителям Приаралья был организован комитет по проблемам Балхаша и Арала. Во многих городах Казахстана были созданы экологические движения. Союзные организации на территории Казахстана были представлены отде­лениями историко-просветительного общества «Мемориал», Хельсинкско­го союза, союза «Чернобыль» и других. Наиболее массовыми среди вновь образовавшихся общественных движений стали историко-просветительское общество «Әділет», «Ақиқат», «Қазак тілі», гражданское движение «Азат», «Единство» и другие.

Летом-осенью 1990 года движение «Азат» стало крупной политической силой, выступающей за полную государственную независимость Казахста­на. В то время насчитывалось более 100 полноценных, но не массовых самодеятельных политизированных формирований. Среди них и хорошо органи­зованные политические Организации «Желтоқсан» и «Алаш», казачьи объ­единения. В Алматы была организована новая общественно-политическая организация – Социал-демократическая партия Казахстана. Фактором, объединявшим в 1989-1990 годах и Социал-демократическую партию Казахстана, и республиканское движение «Азат», и организацию «Желтоқсан», а также другие объединения, стала критика социальной политики КПСС. По остальным вопросам, в том числе по государственному устройству СССР, независимости Казахстана, определению статуса государственности того или иного языка, расхождения в их программах были весьма заметными.

Так начался переход от однопартийной к многопартийной системе. Однако в 1990 году по-прежнему самой массовой по численности остава­лась Компартия. Практически все ключевые должности в государственном аппарате занимали ее представители. В рядах казахстанской парторганиза­ции к концу 1990 года насчитывалось около 800 тыс. коммунистов. Вместе с тем общесоюзные настроения не обошли стороной Казахстан: в печати развернулась критика КПСС. Среди самих коммунистов появились разногласия. Так, в созданном в октябре 1989 года алма-атинском клубе изби­рателей «Кенес» открыто говорилось о неспособности КПСС быть «руко­водящей и направляющей силой советского общества», звучали призывы к реформированию Компартии. Общественные движения стали оказывать давление на партийные комитеты КПСС. Начался выход членов партии из КПСС. В конце 1989 года количество вышедших из компартии превысило количество вступивших. А в 1991 году уже за первые три квартала из пар­тии вышли свыше 15 000 ее членов. Следует отметить, что несмотря на отсутствие былого единства, Компартия в Казахстане продолжала пользо­ваться большим влиянием: среди депутатов Советов всех уровней комму­нисты составляли 52,7%.

Демографическая ситуация в Казахстане. К концу 80-х гг. число уезжающих из Казахстана начало превышать число прибывающих. Так, в 1989 г. отрицательное сальдо миграции составило 46, 8 тыс. человек. Это сразу же сказалось на изменении национального состава - вследствие высокой рождаемости у казахов. По переписи 1989 г., казахи впервые после 1926 г. заняли первое место по численности у себя на родине, превысив 6,5 млн. человек, т.е. 39,7% населения республики. Доля русских сократилась в том же году до 37,8%, хотя в 7 областях из 19 их удельный вес был больше, чем казахов. Началась миграция за рубеж, в основном, немцев и греков.

В то же время острой оставалась проблема развития казахского языка. К 1989 г. в республике закрылось около 600 школ с казахским языком обучения, господствовало пренебрежение к национальной культуре, языку и традициям. Растущий дискомфорт в межнациональной сфере привел к вспышкам насилия. Трагические события произошли летом 1989 г. в городе Новый Узень – одном из центров по добыче нефти.

Обострение социальной ситуации и напряженность отношений между представителями коренной национальности и рабочими-вахтовиками привели в июне 1989 г. к массовым беспорядкам и кровопролитию, остановленному только в результате вмешательства милиции и войск.

Обострение межнациональных отношений требовало срочного пересмотра национальной политики. Одним из первых шагов по нормализации национальной политики стало принятие в сентябре 1989 г. Закона «О языках», объявляющего казахский язык государственным, а русский – языком межнационального общения. Этот шаг стабилизировал общественно-политическую ситуацию в республике и способствовал сглаживанию межэтнических противоречий. Началось культурное возрождение казахского, татарского, немецкого, корейского и др. народов Казахстана. Только за 1990-1991 гг. было открыто 482 казахских детских сада, 155 общеобразовательных школ. В республике было образовано 49 национально-культурных центров.

В то же время в Казахстане начали проявляться и шовинистские настроения части населения, остро переживающего крушение СССР. Это выразилось в образовании в августе 1990 г. движения «Единство» и активизации казачьих организаций. В сентябре 1991 г. уральское казачество пыталось организовать празднование 400-летия служения «царю и отечеству», что вызвало справедливый протест казахов. В Уральск стали прибывать как представители кубанского, донского, оренбургского казачества, так и активисты «Азата», «Желтоксана» и других национально- демократических организаций. Только благодаря лидерам движения «Азат» были предотвращены массовые беспорядки и столкновения между казахами и казачеством. Провокационные действия казачества, нацеленные на искусственное привнесение межнациональной розни, были осуждены общественным мнением. Тем не менее, нерешенных проблем в сфере национальной политики было еще много.

Антиядерное движение. Одним из крупных явлений общественно-политической жизни в стране, как было уже отмечено, стало Международное антиядерное движение «Невада-Семипалатинск». Начало ему было положено в феврале 1989 г. на митинге общественности республики. Во главе движения встал крупный общественный деятель, поэт Олжас Омарович Сулейменов.

Организация получила мощную поддержку всего населения Казахстана и за его пределами. В очень короткие сроки отделения движения стали появляться в различных городах республики. Движение, возникшее как протест испытаниям на ядерном полигоне, стало одним из крупных предвестников начинающейся демократизации общественной жизни республики. Основными требованиями движения были: закрытие Семипалатинского ядерного полигона и раскрытие правды о последствиях ядерных испытаний, а также влиянии различных военных производств на население республики.

На территории республики находилось много объектов ВПК СССР. 43 крупных военных завода существенно влияли на экологическую ситуацию. Строительство этих заводов, их размещение велись без учета мнения республики. Нередко на этих заводах работали рабочие и служащие других республик, что также вызывало скрытое недовольство населения Казахстана. По подсчетам специалистов, под полигоны и другие военные объекты было занято около 1 млн. га казахстанской земли. Сам Семипалатинский ядерный полигон занимал 8372 кв. км. При этом земля забиралась без какого-либо уведомления и согласия не только местного населения, но и руководства республики. Даже местное руководство не в силах было как-либо повлиять на ситуацию, так как данные объекты, ввиду их стратегической важности, были в ведении союзных военно-политических ведомств.

Всего на Семипалатинском и других ядерных полигонах было произведено около 500 ядерных взрывов. Ядерные испытания оказали сильное негативное воздействие на окружающую среду и на здоровье людей. По подсчетам ученых, ионизирующему облучению подвергалось, в общей сложности, не менее 500 полумилиона человек,

Подземные испытания негативно влияли на состояние обводнительных сооружений, нарушали сток подземных вод. Содержание вредных элементов вблизи полигонов от 30 до 100 раз превышало предельно допустимые нормы. До 1990 г. министерства обороны и здравоохранения скрывали реальные цифры о влиянии последствий испытаний на здоровье людей. У жителей региона, прилегающего к Семипалатинскому полигону, появлялись различные заболевания, особенно онкологического характера. Смертность населения от последствий испытаний возросла в 7 раз. Зафиксированы снижение рождаемости, рост психических заболеваний и самоубийств. Помимо Семипалатинского полигона, 38 ядерных взрывов различной мощности было произведено в 27 местах Казахстана.

Изменения, начавшиеся с весны 1985 г. во внутриполитической жизни, сказались и на внешнеполитических ориентациях СССР. Приоритет во внешней политике был отдан общечеловеческим ценностям.

В 1985 г. Советский Союз в одностороннем порядке ввел мораторий на свои ядерные испытания. В 1987 г. ядерные испытания возобновились. Это совпало с периодом роста общественного самосознания, переосмысления традиционных приоритетов и ценностей. В конце 1988 г. в СССР было принято решение об одностороннем сокращении Вооруженных Сил. Эти меры Советского правительства встретили позитивные отклики как внутри страны, так и за границей. СССР демонстрировал реальные шаги в сторону нормализации международной обстановки и, в определенной мере, стремился развенчать миф о Советском Союзе как «империи зла».

Движение «Невада-Семипалатинск» находило поддержку и в международных кругах. 6 августа 1989 г. на митинге, организованном движением, было принято обращение к народам и президентам СССР и США, где говорилось о необходимости введения моратория на ядерные испытания. Движение стало детонатором развернувшихся в дальнейшем событий – о ядерной опасности заговорили медики, ученые. Впервые был услышан голос самих жертв ядерных испытаний. Под давлением общественности, которую поддержал Верховный Совет СССР, союзное правительство вынуждено было вместо 18 запланированных ядерных испытаний провести 11. Мораторий был объявлен не вследствие правительственных соглашений, а благодаря мощному давлению общественности.

В мае 1990 г. под эгидой движения «Невада-Семипалатинск» в г. Алма-Ате был проведен международный конгресс «Избиратели мира против ядерного оружия», с целью координации усилий различных антиядерных движений. Решающим условием для прекращения ядерных испытаний стало обретение республикой независимости. В Декларации о государственном суверенитете заявлялось о прекращении производства и испытания на территории Казахстана любых видов ядерного оружия.

29 августа 1991 г. Президент Казахстана Н.А.Назарбаев подписал Указ о закрытии Семипалатинского полигона. Тем самым была поставлена точка в испытаниях ядерного оружия в Казахстане. Деятельность движения «Невада-Семипалатинск» повлияла и на внешнюю политику независимого Казахстана, когда республика последовательно отстаивала свой безъядерный статус, Также немаловажно и то, что после закрытия Семипалатинского полигона был объявлен мораторий на российском, американском и французском полигонах.

Одним из крупных достижений эпохи перестройки стал вывод советских войск из Афганистана в феврале 1989 г. Из 21979 казахстанцев, принимавших участие в боях в Афганистане, 780 человек погибло, 393 стали инвалидами, 22 пропали без вести. Вывод войск из Афганистана стал крупным успехом советской внешней политики и поднял престиж страны на международной арене. В связи с этим, заметно потеплели отношения с КНР, имеющей большую по протяженности границу с Казахстаном.

Тем временем, в общественно-политической жизни Советского Союза произошло значительное событие – в мае 1989 г. прошел 1 съезд народных депутатов СССР. На нем особо остро встали проблемы экономического, социального, культурного, идеологического развития страны. Была выявлена группа противоречий, связанных с требованиями представителей союзных республик о разделении полномочий между Центром и субъектами федерации. Впервые зазвучали требования о подписании союзного Договора. Из уст представителей прибалтийских республик звучали требования роспуска Союза.

После 1 съезда народных депутатов СССР в Казахстане проходит резкая активизация деятельности различных общественных организаций и движений. В марте 1990 г. происходят первые демократические выборы в Верховный Совет республики XII созыва. В предвыборной борьбе за 360 депутатских мандатов принимают участие более двух тысяч претендентов. Немаловажным фактом стало то, что 90 человек избиралось в законодательный орган от республиканских общественных объединений. Хотя отсутствовала развитая избирательная система, в республике не было сильных парламентских партий, эти выборы стали крупной вехой в становлении демократической системы.

Верховный Совет КазССР XII созыва и Советы народных депутатов существенно повлияли на процессы демократизации. В принимаемых новых республиканских законах депутаты пытались отразить изменившиеся условия, насколько это позволяла в тот период грамотность, профессионализм народных избранников. Постепенно стали расширяться права и свободы граждан республики. Немаловажным было, учитывая полиэтнический состав населения Казахстана, закрепление в законодательстве республики положений, регламентирующих некоторые аспекты в области межэтнических отношений, которые позитивно отразились на общественно-политической ситуации.

В Казахской ССР в этот период началась разработка концепции самоуправления и самофинансирования республики, в которой обосновывались права Казахстана, право собственности на природные ресурсы и средства производства. На сессиях Верховного Совета звучали требования реального наполнения суверенитета республики политическим и экономическим содержанием. Общественность страны все больше приходила к убеждению, что демонтаж сверхцентрализованной административно-командной системы тормозится диктатом государственных управленческих структур, сохранением монополии КПСС на власть.

В этот период происходит переосмысление места и роли КПСС, все чаще подвергается критике и Компартия Казахстана.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1188; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.