Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Строительство новой казахстанской государственности. Введение инсти­тута президентской власти




Провозглашение независимости Республики Казахстан. Принятие государственных символов

В процессе обретения независимости Казахстан прошел несколько исторических этапов:

I этап – с сентября 1989 г. по апрель 1990 г. Он охватывает период от введения института высшего должностного лица республики – Председателя Верховного Совета КазССР, до учреждения института Президента как главы государства. Этот период характеризуется углублением социально-экономического кризиса, ростом политико-правовых противоречий, обусловленных половинчатыми хозяйственными реформами и нерешительными действиями союзного руководства в сфере внутриполитических свобод. В условиях стремительного развала государственной власти и экономики СССР закономерным стало введение в 1990 году президентского правления в Казахской ССР, способствующего стабилизации политической и экономической жизни республики.

II этап – с 25 октября 1990 г. по 8 декабря 1991 г. Он охватывает период от провозглашения Декларации «О государственном суверенитете КазССР» до Беловежского соглашения между Россией, Украиной и Белоруссией, т.е. распада СССР. Историческим шагом в процессе становления независимости Казахстана стало принятие Верховным Советом Казахской ССР 25 октября 1990 года Декларации «О государственном суверенитете КазССР». Декларация дала возможность республике выступать самостоятельным субъектом международных отношений, определять внешнюю политику в своих интересах и самостоятельно решать вопросы внешнеэкономической деятельности. Для данного этапа характерны бурный рост национального самосознания народов, радикализация деятельности различных политичсских партий, общественных организаций и движений во всех союзных республиках бывшего СССР.

В начале 90-х годов в Республике Казахстан после обрстения суверенитета первоочередными задачами стали строительство суверенного государства, формирование институтов гражданского общества – необходимо было определить характер иовой государственности, сутью которой является соответствие всех элементов государства признакам независимого государства.

1 декабря 1991 г. состоялись всенародные выборы Президента Казахстана. Им был избран Н.А.Назарбаев.

10 декабря 1991 г. Верховным Советом принят «Закон о переименовании Казахской ССР в Республику Казахстан».

III этап от 16 декабря 1991 г. до конца 1992 г.16 декабря 1991 года Верховный Совет РК принял исторический документ – Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан», которым Казахстан провозглашался независимым, демократическим, правовым государством, обладающим верховным правом в отношении своей территории и национального богатства, самостоятельно определяющим и проводящим свою внутреннюю и внешнюю политику. Данный закон стал важным этапом в политико-конституционном развитии республики и отразил такие основополагающие демократические принципы, как право нации на самоопределение, приоритет прав и свобод личности, политическая стабильность, разделение властей, межнациональное согласие и др.

Данный период ознаменовался установлением единого казахстанского гражданства. 20 декабря 1991 г. был принят «Закон о гражданстве Республики Казахстан». 2 марта 1992 года Казахстан был принят в ООН. Мы получили возможность быть причастными к мировым делам и обшечеловеческим проблемам.

4 июня 1992 г. были утверждены государственные символы РК: Государственный Флаг, Герб Казахстана, в декабре – его Государственный Гимн.

29 сентября в Алматы открылся первый всемирный курултай казахов, а в декабре 1992 г. состоялся Форум народов Казахстана. Главной целью внутриполитического развития страны стал курс на сохранение межнационалыюго согласия и политической стабильности внутри государства.

Итак, Республика стала независимым государством, получила реальные условия для всестороннего саморазвития. Государство приобретает статус независимости лишь тогда, когда оно экономически и политически самостоятсльно проводит свою независимую внутреннюю и внешнюю политику.

IV этап начинается с 28 января 1993 г. и завершается 30 августа 1995 г. Это один из важных этапов в становлении демократической государственности Казахстана. 28 января 1993 года была принята первая Конституция независимого Казахстана. Но два года ее действия показали ее несоответствие складывающимся реалиям, данная Конституция не предусматривала действенного механизма по разрешению конфликтных ситуаций между ветвями власти, что непосредственно отразилось на последующем политико-конституционном развитии РК. Проведение экономических преобразований, равно как и политических, социальных тормозилось слабой законодательной базой, несовершенством судебной системы.

С 30 августа 1995 года начинается новый этап в государственном строительстве РК. Именно в этот день была принята вторая Конституция Республики Казахстан. Данная Конституция заложила фундаментальные основы новой государственности, сформировала единую государственную власть, способную регулировать и направлять общественное развитие. Президенту предоставляются полномочия конституционного арбитра, позволяющего обеспечить согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственности их перед народом. Действующая Конституция – одна из основных достижений нашего общества, и именно она служит одним из главных стабилизирующих факторов в период реформ. На основе новой Конституции 9-го декабря 1995 года состоялись выборы в первый двухпалатный Парламент в истории РК. Верхняя палата – Сенат, нижняя – Мажилис.

Символы государства Казахстан. Важным проявлением новой казахстанской государственности стала символика Республики Казахстан, разрабо­танная при непосредственном участии Президента Республики Казахстан.

Символы государства Казахстан – это свидетельства его суверенитета и независимости, единства народа и власти. Они выражают идею казахстанской государственности, консолидации и устремленности к национальным и общечеловеческим ценностям. Целью государственной символики являет­ся, с одной стороны, закрепление основных приоритетов идеи государствен­ности: целостности, независимости, единства в сознании граждан страны, с другой стороны, формирование имиджа Казахстана на международном уровне как сторонника миролюбивого добрососедства. В государственных символах художественным образом отражаются основные черты казахской философии, фундаментальные национальные и общечеловеческие цен­ности, которые помогают сохранить историческую преемственность поколений. Государственные символы являются внешними формами идеологии национальной государственности.

Взаимодополняя друг друга, они представляют собой единое целое в восприятии граждан Республики Казахстан и международной обществен­ности как основы незыблемости республики и президентской власти.

4 июня 1992 года Президент Н.А. Назарбаев подписал законы «О Государственном флагеРеспублики Казахстан», «О Государственном гербе Республики Казахстан» и «О музыкальной редакции Государственногогимна Республики Казахстан». 6 июня в здании Алматинското театра оперы и балета имени Абая состоялась торжественная церемония, посвященная государственным символам республики. В этот же день над резиденцией Пре­зидента и зданием Верховного Совета Республики Казахстан был поднят Го­сударственный флаг, установлен Го­сударственный герб. 11 декабря 1992 года был утвержден текст Государственного гимна. Впоследствии положения о государственной символике были систематизированы в специальном Указе Президента Рес­публики Казахстан, имеющем силу конституционного Закона, «О Государс­твенных символах Республики Казахстан» от 24 января 1996 года. Эталоны Государственного флага и Государственного герба хранятся в резиденции Президента Республики Казахстан. Они были доставлены из Алматы в но­вую столицу Астану специальным транспортом в сопровождении почетного караула.

Голубой флаг с золотым национальным орнаментом слева, золотистым солнцем и парящим силуэтом орла в центре сегодня украшает все административные здания в республике, развевается над зданиями посольств суве­ренного Казахстана в иностранных государствах, установлен возле здания ООН. Ныне он всеми воспринимается как символ свободы, независимости и суверенитета нашей республики. Автором Государственного флага является художник Шакен Ниязбеков. Флаг представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета с изображением в его центре солнца с лучами, под которым помещен парящий орел. Вдоль древка расположена полоска национального орнамента.

Чистый голубой цвет отечественного флага свидетельствует о культурно-этническом единстве народа и одновременно указывает на идею неде­лимости государства. Свет источник жизни и энергии. Поэтому силуэт солнца является символом жизни. Неслучайно при внимательном рассмотрении лучи солнца (32 луча) в нашем флаге одновременно имеют форму зерна – основы изобилия и благополучия.

В миропонимании кочевников особое место занимает степной орел, или беркут. На языке символики силуэт орла означает государственную власть, широту и прозорливость. Для степняков – это символ свободы, независи­мости, стремления к цели, к высоте, полет в будущее. Вместе с тем орел, имея мощную силу, способен дать достойный отпор любому, кто попыта­ется помешать движению в будущее. Силуэт орла возник и от идеи стрем­ления молодого суверенного Казахстана к высотам мировой цивилизации. Элементом, дающим новизну и неповторимость нашему флагу, является параллельная к его древку полоса, состоящая из национального орнамента. Здесь изображен казахский орнамент қошқар-мүйіз (бараньи рога).

Авторы герба – архитекторы Жандарбек Малибеков и Шота Уалиханов. Сердцевина герба – шанырак, под ним название государства «Казахстан». На верхней части герба изображена пятиконечная звезда. По бокам – летящие тулпары. Основной фон герба, как и флага, голубой, золотистого цвета мифические крылатые кони, шанырак, звезда.

«Шаңырақ»– верхняя сводчатая куполообрашая часть юрты, символ семейного благополучия, мира, вселенной. Түндік –зенитное отверстие юрты, напоминает яркое солнце на фоне голубого, мирного неба. Купольные жерди – уық, равномерно расходящиеся от центра по голубому пространству Герба, напоминают лучи солнца– источник жизни и тепла. Авторам удалось решить проблему изображения кереге – раздвижных решетчатых основ юрты. Крестообразные тройные күлдіреуші, поддерживающие шаңырақ, символизируют единство трех жузов, которое обеспечивает его прочность. Таким образом, языком геральдики авторы отображают миролюбивую сущность казахстанцев.

Составной частью композиционной структуры герба являются золото­крылые, с рогами в форме полумесяца, фантастические кони. Силуэт скакунов на языке геральдики имеет глубокий смысл: он означает бесстрашие льва, прозорливость сокола, физическую мощь и силу быка, быстроту, скорость и пластику лани, хитрость и находчивость лисы в борьбе против врагов. Золотые крылья скакунов напоминают также снопы зерна, золотых колосьев, то есть признак труда, изобилия и материального благополучии. К тому же конь – спутник жизни кочевников, с ним тесно связана вся хозяйственная и духовная жизнь. Крылатый конь (соединение пегаса и еди­норога) обозначает устремления к сильному, процветающему государству. Пятиконечная звезда выражает стремление казахстанцев присоединиться к сообществу государств и народов всех пяти континентов.

Изменения, произошедшие в общественном сознании, требовали нового содержания и музыкально-поэтического символа страны. Государственный гимн – официальный символ государства, музыкальный эквивалент герба и флага. Текст гимна был написан в соавторстве Музафаром Алимбаевым, Кадыром Мырзагалиевым, Туманбаем Молдагалиевым, Жадырой Дарибаевой. Этот текст положили на музыку Государственного гимна Казахской ССР (композиторы Мукан Тулебаев,Евгеннй Брусиловский, Латиф Хамиди).

Гимн является государственным символом суверенитета республи­ки, единства, дружбы, братства всех народов Казахстана. Эмоциональным стержнем гимна является пафос - страстное воодушевление, душевный подъем, объединяющий людей в их любви к Родине и преданности своему Отечеству Однако параллельно и все чаще для выражения патриотических чувств звучала песня «МеніңҚазақстаным» («Мой Казахстан»). Написанная в 1950-х годах Шамши Калдаяковым и Жумекеном Нажимеденовым, песня покорила казахстанцев, став неофициальным гимном страны.

6 января 2006 года на совместном заседании Мажилиса и Сената Парламента Республики Казахстан рассматривался вопрос о новом гимне страны. И повестку дня высшего законодательного органа страны правительством республики был внесен на рассмотрение проектКонституционного Закона «О внесении изменений в Указ Президента Республики Казахстан, имею­щий силу закона Республики Казахстан. "О Государственных символах Рес­публики Казахстан"». Спикер Мажилиса Парламента Республики Казахстан Урал Мухамеджанов ознакомил депутатов с письмом Президента Респуб­лики Казахстан Н.А. Назарбаева. В письме говорилось о том, что действу­ющий гимн, к сожалению, не завоевал признания казахстанцев. Наиболее популярной является песня III.Калдаякова, она является неофициальным гимном страны. Настало время утвердить этот статус официально. Автор письма считал, что для провозглашения гимном в эту народную песню необ­ходимо внести определенные изменения.В тексте гимна, состоящем из пя­тидесяти девяти слов, 25 слов были написаны в новой редакции. Причтении письма также выяснилось, что, не претендуя на авторство, Н.А.Назарбаев лично внес в текст песни изменения, отвечающие этим требованиям. Они прославляли борьбу казахского народа за независимость родной земли.

В ходе дальнейшего обсуждения законопроекта ряд депутатоввыступил с предложением об официальном включении Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева в авторский состав нового гимна «МеніңҚазақстаным» («Мой Казахстан»). Депутаты Мажилиса и Сената единодушно признали ав­торами текста нового гимна Ж.Нажимеденова и Н.А. Назарбаева.

10 января 2006 года вошел в историю Казахстана как день рождения но­вого гимна страны. Новый официальный музыкально-поэтический символ впервые исполнялся 11 января в Президентском дворце «Акорда» в Астане во время инаугурации президента Н.А. Назарбаева после его победы на очередных президентских выборах. Свидетелями презентации гимна страны стали гости из 70 стран мира. Среди них были президенты и премьер-министры, министры и дипломаты, руководители и представители междуна­родных организаций. При исполнении гимна на официальный церемониях присутствующие встают и прикладывают ладонь правой руки к левой стороне груди. Содержание текста и энергичная, бодрая мелодия нового Государственного гимнаРеспублики Казахстан пробуждают в сердцах людей патриотические чувства.

Введение института президентской власти в Казахстане было необходимым и неизбежным. Без такого института общая архитектура казахстанской государственности была бы незавершенной. Необходимость введения института президентства стало ясной уже до провозглашения независимости. Пост президента делал политическую систему (а значит и республику в целом) в условиях кризиса и реформ более устойчивой н управляемой. Пе­реход от руководителя республики, первого секретаря ЦК Компартии Казахста­на, к руководителю-президенту свидетельствовал о начале важной концеп­туальной трансформации, о начале движения к новому качеству высшего уровня государственно-политической системы.

В 1991 году эволюция института президентства делает важный и логичный шаг - переход от выборов через Верховный Совет к всенародным выборам.1 декабря 1991 года, в судьбоносные для Казахстана дни, состоялись всена­родные выборы, в ходе которых Н.А.Назарбаев был избран Президентом Казахстана. За Н.А.Назарбаева проголосовало 98,78% от числа избирателей, принявших участие в выборах. Одновременно прошли выборы вице-президента, им стал Е.М.Асанбаев.

10 декабря состоялась инаугурация Президента воДворце Республики в Алматы. Н.А.Назарбаев дал клятву Президента Республики Казахстан –верно служить народу многонациональной республики, строго следовать Конституции Республики Казахстан, гарантировать права и свободы граждан, добросовестно выполнять возложенные на него обязанности Президен­та Республики Казахстан.

Церемония торжественного вступления в должность Главы государства транслировалась по телевидению: Н.А.Назарбаев подходит к трибуне, кладет руку на Конс­титуцию и Декларацию о государственном суверенитете, произносит текст присяги на казахском и русском языках. В зале торжественно звучит Госу­дарственный гимн Казахстана. После выступления Президента Казахстанана сцену поднимается группа старейшин-аксакалов: народный акын рес­публики Шакер Абенов, народный писатель республики Дмитрий Снегин, народный депутат СССР Ибрагимжан Кожахметов, народный артист СССР Куддус Кужамьяров, заслуженный тренер СССР Эдуард Айрих. От их имени III.Абенов, благословив Президента, вручает ему расшитый национальны­ми узорами чапан, головной убор и инкрустированный пояс.

Этим же днем, 10 декабря, Верховный Совет Казахской ССР, исхо­дя из стремления многонационального народа республики к построению демократического, независимого, миролюбивого, правового государства, основанного на принципах самоопределения, незыблемости прав и свобод человека, политическом, экономическом и идеологическом многообразии общества, принял Закон о переименовании Казахской ССР в «Республику Казахстан». Было принято реше­ние внести соответствующие изменения в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР и Декларацию «О государственном суверенитете Казахской ССР», в законы и иные акты государственных органов Казахской ССР. Это решение законодательно закрепило курс на демократические преобразова­ния в обществе, гражданский мир, официальный отход от советско-социа­листической идеологии.

Казахстанская модель политической системы в своем развитии перешла в декабре 1991 года на новый этап. Если на первом этапе, с апреля по ноябрь 1991 года, шло становление парламентской республики, то на следующем этапе – с декабря 1991 года –в республике стала формироваться президентская республика.

12 декабря 1991 года был опубликован Указ Президента Республики Казахстан «О реабилитации граждан,привлеченных к ответственности за участие в событиях 17-18 декабря 1986 года в Казахстане». Руководствуясь принципами гуманизма, объективности и справедливости. Указ гласил: лиц, привлеченных к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности за участие в событиях 17-18 декабря 1986 года в Казахстане, считать реабилитированными.

В нем также объявлялось, что 17 декабря отныне будет Днем демократического обновления Республики Казахстан. Отдавая дань памяти тем, кто отстоял национальное достоинство всего казахского народа, и прежде всего смелым и беззаветным действиям молодежи. Президент Республики Казах­стан подписал Указ о присуждении (посмертно) высшей награды государ­ства «Халык Каһарманы» Кайрату Рыскулбекову. Эти шаги стали одни­ми из первых демократических действий государства в постсоветский пери­од. Они нашли широкую поддержку в обществе.

Рубежным этапом становления независимости Казахстана является принятие 16 декабря 1991 года Конституционного Закона Республики Казахстан «О государственной независимости Республики Казахстан», ставшего логическим продолжением конституционных норм, берущих свое начало с принятия Декларации о государственном суверенитете.

Принятие вышеуказанного правового документа стало определяющим в судьбе народа Казахстана. Если Декларация о государственном суверенитете принималась в условиях еще существовавшего СССР, то с принятием Конституционного Закона «О государственной независимости Республики Казахстан» был окончательно взят курс на действительно независимое раз­витие страны. Этот закон базируется на основополагающих, демократических принципах: праве нации на самоопределение, приоритете прав и свобод личности, политической стабильности, разделении властей, межнациональ­ном согласии и других.

С провозглашением Казахстанаобъявил о своей независимости начался новый исторический этап в политико-конституционном развитии респуб­лики. Этап, на котором закладывались основы современного государства.

Основные положения Конституционного Закона раскрыты в семи главах, состоящих из 18 статей. Статья 1 принятого документа гласит, что Рес­публика Казахстан – независимое, демократическое и правовое государство, самостоятельно определяющее и проводящее внутреннюю и внешнюю по­литику, территория которого является целостной, неделимой и неприкосно­венной.

В последующих главах и статьях закона констатируется и регламентируется широкий круг вопросов. Отмечено, что граждане республики всех на­циональностей, объединенные общностью исторической судьбы с казахской нацией, составляют вместе с ней единый народ Казахстана, который является единственным носителем суверенитета и источником государственной влас­ти. Оговариваются вопросы гражданства Республики Казахстан. Констатиру­ется, что возрождение и развитие культуры, традиций и языка, укрепление национального достоинства казахской нации и представителей других наци­ональностей, проживающих в Казахстане, является одной из важнейших обя­занностей государства.

В Конституционном Законе были четко определены органы государственной власти Республики Казахстан и экономические основы государственной независимости. Республика Казахстан обладает самостоятельной экономической системой, основывающейся на многообразия и равенстве всех форм собственности. Республика Казахстан провозглашена членом мирового сообщества, субъек­том международного права. Особо оговорен вопрос охраны государственной независимости Республики Казахстан. Любое вмешательство в решение воп­росов, составляющих неотъемлемое право республики, расценивается как посягательство на ее государственную независимость. В целях охраны своей независимости и территориальной целостности республика имеет право на создание собственных Вооруженных Сил.

В заключительном Положении констатируется, что Республика Казахстан имеет свои государственные символы– герб, флаг, гимн. Столицей оп­ределен город Алматы.

Принятие Конституционного Закона «О государственной независимости Республики Казахстан» явилось началом подлинного суверенитета ново­го независимого государства,качественно новым этапом демократических преобразований в Казахстане, в продолжение демократических процессов, проходивших после декабря 1986 года. Конституционный Закон способс­твовал осознанию казахстанским обществом позитивных сторон прежней политической системы. В то же время законодательно закреплялась решительная очистка экономики и политики от рецидивов тоталитарной системы.

Провозглашение реального суверенитета позволило добиться признания страны внешним миром. Конституционный Закон помог полностью урегулировать вопрос границы с Китаем, Туркменистаном, Узбекистаном, Кыргызстаном, Россией. Он заложил основы политики доверия, партнерства и стабильности на евразийском пространстве. Всем гражданам Казахстана обеспечивались условия полной уверенности в своей безопасности. Закон стал внутренним импульсом для всего казахстанского народа. Законодатель­но закреплялось доверие, согласие и стабильность в Республике Казахстан. Закон послужил основой будущей Конституции государства. Положения Конституционного Закона ставились выше норм действующей Конституции Казахской ССР 1978 года.

В целях обеспечения государственного суверенитета республики в 1991-1992-х годах были созданы соответствующие органы. Под руководством президента был утвержден новый государственный орган - Совет Безопасности. В соответствии с Законом «О внесении изменений и дополне­ний в Конституцию Казахской ССР» от 25 августа 1991 года на данный ор­ган возлагались функции выработки рекомендаций по охране суверенитета Казахской ССР,ее территориальной целостности, по реализации политики в области обороны. Существенное значение имели указы Президента: от 16 мар­та 1992 года «О создании Республиканской гвардии Республики Казахстан», от 10 октября 1992 года «О внутренних войсках МВД Республики Казахстан» В соответствии со статьей 16 Конституционного Закона был принят Закон Республики Казахстан «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Ка­захстан», в котором определялась роль Вооруженных Сил в системе безо­пасности республики. Были приняты законодательные акты по защите ос­новных прав и свобод человека. 20 декабря 1991 года был принят Закон Рес­публики Казахстан «О гражданстве Республики Казахстан», который вносил существенные изменения в Конституцию Казахской ССР 1978 года. В нем не признавались гражданство СССР, институт двойного гражданства.

Еще 2 января 1991 года был принят Закон Казахской ССР «О собственности в Казахской ССР». Данный закон формально не являлся конституцион­ным, но, несмотря на это, он сыграл важнейшую роль в развитии Казахстана как суверенного и демократического государства. В целях реализации прин­ципа демократического плюрализма в республике были приняты важнейшие законы: «Об общественных объединениях», «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях». «О средствах массовой информации» и др.

Декларация «О государственном суверенитете» и Конституционный Закон «О государственной независимости Республики Казахстан» стали основой проведения конституционной реформы в стране, явились не только право­вой базой для проведения соответствующих реформ в политической и соци­ально-экономических сферах, но и юридическими источниками Конститу­ции суверенного Казахстана.

Трудно переоценить значение декабря 1991года для постсоветских республик во внешнеполитическом плане. Заключение Беловежского соглашения руководителями трех славянс­ких республик создало напряженную ситуацию. В 1996 году Н.А. Назарбаев вспоминал: «Сегодня многие забыли ситуацию тех лет, но мы действительно стояли на пороге создания двух союзов славянского и тюркского с подклю­чением Таджикистана». В этой ситуации Президент Казахстана «приложил максимум усилий для того, чтобы предотвратить сценарий формирования тюркского и славянского союзов... К чему бы мы пришли сегодня, через несколько лет, если бы такие союзы оформились, просто трудно себе представить».

13 декабря по инициативе Н.А.Назарбаева в Ашхабаде встретились президенты Центрально-Азиатских государств. Туркменская сторона предложила рассмотреть проект создания Конфедерации Центрально-Азиатских государств в ответ на решения в Беловежье. В итоге многочасовых пере­говоров, трезво оценив ситуацию, Н.А.Назарбаев и И.А.Каримов «насто­яли на начале диалога со славянскими республиками, чтобы не допустить развала СССР по оси Европа - Азия и «поставили условие, что войдем в состав СНГ только на правах учредителей, а не в роли присоединившихся». Именно Президент Казахстана настоял на проведении следующей встречи с участием всех заинтересованных государств в Казахстане.

21 декабря 1991 года в Алматы президенты 11 государств подписали Алма-Атинскую декларацию. Независимые государства констатировали, что «с образованием Содружества Независимых Государств (СНГ) Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование». Имен­но с этого времени юридически перестал существовать СССР, и родилось Содружество Независимых Государств. Так, благодаря усилиям Президента Н.А.Назарбаева в декабре 1991 года началась трансформация геополитического пространства СССР, но не в раздельные этнические пространства, а в евразийское пространство, образуемое суверенными государствами.

Осмысливая крутую смену эпох в начале 1990-х годов. Президент Казахстана подчеркнул: «В отличие от других peгионов планеты, распад СССР привел к образованию не принципиально новых государств, не имеющих под собой оснований, а к возрождению утраченной некогда государствен­ности, имевшей глубокие исторические корни. Мы можем сказать, что про­исходил сложный, всесторонний процесс не только распада СССР, но и восстановления государственности суверенных республик, ее легитимизации»

Строительствоновой казахстанской государственности в первой половине 1990-х годов велось в стратегическом, институциональном и символи­ческом аспектах. После юридического оформления независимости Респуб­лики Казахстан перед обществом был поставлен целый ряд первостепенных задач: создание государственных институтов власти, признание государства на международной арене, вступление его в различные международные ор­ганизации. Для решения этих задач была сформирована группа измолодых экономистов, представителей различных категорий специалистов, зарубеж­ных советников Президента Казахстана.

Стратегической целью было определено развитие суверенного государства с сильной президентской властью. Перед руководством страны сто­яли вопросы, от решения которых зависело не только эффективное функци­онирование общественно-политических институтов, но и само существова­ние казахстанской государственности: определение четких границ государс­твенности; решение неотложных проблем и проведение реформ; создание институциональных структур для обеспечения поддержки качественного развития общества; определение и укрепление государственной границы.

Данные задачи были оформлены в «Стратегии становления и развития Казахстана как суверенного государства», разработанной Н.А.Назарбаевым (1992). С учетом создавшегося вакуума в мировоззрении всего общества Стратегия закладывала фундамент для формирования политических ориентиров, связанных с самоопределением народа Казахстана.

Следующим базовым пунктом Стратегии явилось решение проблем в экономическом секторе. За основу была взята концепция немецкого экономиста, министра экономики, а позднее канцлера Федеративной Республики Германия (ФРГ) Людвига Эрхарда. В Германии реализация его идеи «бла­госостояние для всех» привела к тому, что возрождение германской эконо­мики назвали «экономическим чудом». В Казахстане и предполагалось ис­пользовать этот немецкий опыт. Государство объявило, что будет добивать­ся, в конечном счете, благосостояния для всех. Основой рыночных реформ должна была стать предоставляемая государством свобода предпринима­тельства и выбора сферы деятельности. Таким образом, уже в самом нача­ле казахстанская экономика была ориентирована на использование опыта западных стран.

Стратегия была нацелена на изменение социальной психологии, на избавление от страха перед самостоятельным предпринимательством. Было объявлено о намерении ввести национальную валюту (тенге). Однако советский рубль рассматривался как общая валюта переходного периода.

В дальнейшем, оценивая значение Стратегии, Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев отмечал: «Это была сжатая программа. Четыре направления в политической и экономической сфере, четыре направления в сфере идейной консолидации. Я не менял ориентиров, провозглашенных тогда. Судите сами».

Межнациональное согласие, внутринациональное единство, идеология модернизации казахстанского общества, межконфесснональное согласие и религиозная терпимость основные направления в идейной консолидации казахстанкого обшества. Тогда,в первой половине 1990-хгодов, развитие демократических процессов в Казахстане рассматривалось, констатирует Президент, «как главный приоритет лишь у 4-5% населения республики. В то же время более 60% отдавали предпочтение таким приоритетам, как стабильный и нормальный уровень жизни, мир и спокойствие в республике, семейное благополучие, собственное здоровье и личная безопасность». Реалистичное понимание ситуации и задач позволило Н.А. Назарбаеву сформулировать среднесрочный государственный подход: сначала экономика, потом политика.

 

 

Тема 14. Определение государственной границы Респубики Казахстан как важный фактор укрепления национальной безопасности страны

 

План лекции:

1. Историко-правовые основы определения и укрепления государственной границы независимого Казахстана.

2. Делимитация и демаркация казахстанско-китайской границы.

3. Казахстан и Центрально-Азиатские республики: процесс регули-рования и делимитации границ.

4. Делимитация границы между Казахстаном и Россией.

5. Историческое значение определения государственной границы.

Краткое содержание лекции

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1676; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.