Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Делимитация и демаркация казахстанско-китайской границы




Разграничние казахстанско-китайской границы имеет давнюю историю. С Китаем дело осложнялось наличием спорных территорий во времена Советского Союза. Спорные участки – это разная трактовка договорных документов, подписан­ных еще в XIX веке между Цинским Китаем и Российской империей. Совет­ские дипломаты долгое время не признавали наличия спорных участков на границе с Китаем. Но в 1969 году А.Н.Косыгин, в то время глава Правитель­ства Советского Союза, прилетел в Пекин по пути из Ханоя. В аэропорту он встретился с китайским премьером Чжоу Эньлаем и спросил его: «Вы все время говорите о спорных участках. Что это такое?». Китайский пре­мьер попросил советских и китайских специалистов принести свои карты. Сверили их и выявили разночтения по линии прохождения государственных границ. Общая площадь оспариваемых участков составила 34 тыс. кв.км. Это было признанием имеющихся спорных участков на советско-китайской границе.

Границы на этих участках первоначально были установлены Чугучакским протоколом 1864 года между Российской империей, в состав которой входил Казахстан, и Китаем. Позднее, в 1870 году, Хабарасуйским прото­колом было установлено конкретное прохождение пограничной линии, что и было зафиксировано на договорных картах 1869, 1870 и 1883 годов. Россий­ско-китайские договора XIX века и явились основой для решения погранич­ных вопросов между Казахстаном и сопредельными государствами. Другое дело, что процесс демаркации, то есть обозначения границы на местности, не всегда соответствовал этим договорам. На отдельных участках сложились две линии границы. Одна – договорная, а вторая – фактически охраняемая.

В 1992 году казахстанская сторона приступила к переговорам с КНР. По итогам переговоров между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой были заключены пять международных договоров, в которых точно определяется и описывается прохождение линии казахстанско-китайской границы. Пос­ле изучения всех возможных вариантов решения данного вопроса спорная территория (в районе перевала Чоган-Обо - Восточно-Казахстанская область и в районе реки Сарычильды -Алматинская область) была разделена в пропорции 53:47, где Казахстан получил боль­шую часть – 537 км;.

После завершения делимитации стороны приступили к демаркации границы, общая протяженность которой составила более 1782 километров. Протокол между правительствами РК и КНР о демаркации казахстанско-китайской государственной границы был подписан 10 мая 2002 года. Обмен территориями был равноценный и соответствовал интересам Республики Казахстан. Тем не менее, иногда высказывается мнение, что здесь якобы были ущемлены национальные интересы. Однако политика, как известно, это искусство возможного. Необходимо учесть, что у Китайской Народ­ной Республики также были свои национальные интересы, а потому эти сложные пограничные вопросы никак нельзя было решать односторонне. Необходим был компромисс. То, что Казахстан смог успешно достигнуть такого компромисса и при этом укрепил свое стратегическое партнерство с великим Китаем, есть несомненная заслуга руководства Казахстана и его дипломатии. И чем больше проходит времени, тем яснее становится, что необоснованные мнения оппозиции по пограничным вопросам неадекват­ны современным межгосударственным реалиям. Обе стороны, Казахстан и Китай, проявили необходимую дальновидность и решили пограничный вопрос путем позитивного компромисса. Историческое значение договора с Китаем состоит в четком закреплении границ, исключающем различное их толкование между нашими странами. Показательно, что Россия при­няла трудное решение о делимитации границ с Китаем и уступила КНР ряд островных территорий на реке Амур в непосредственной близости от Хабаровска.

Много веков назад Конфуций сказал: «Политика - дочь истории, а история - дочь географии». И историей, и географией Казахстану и Китаю предначертано быть дружными соседями, искренними друзьями и стратегическими партнерами. На заре независимости Казахстан столкнулся с огромными трудностями. И КНР одной из первых поддержала и признала суверенитет и независимость Республики Казахстан. Среди подписанных двусторонних документов основополагающее значение имеет подписанный 23 декабря 2002 года Договор между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Достигнутый странами высокий уровень политического диалога и стратегического партнерства позволяет с оптимизмом смотреть в будущее двусторонних от­ношений во благо обоих народов.

3. Казахстан и Центрально-Азиатские республики: процесс регулированияя и делимитации границ

Границы между соседними республика­ми в советские времена являлись внутренними административно-террито­риальными и обозначались только на картах, но не на местности. В конце 1980 - начале 1990-х годов в радикальных общественных кругах нередко вы­сказывались идеи о необходимости исторического подхода к размежеванию территорий. Подобные ревизии были чреваты серьезными осложнениями в международных отношениях и могли явиться причиной острых конфликтов на постсоветском пространстве. Здравый смысл восторжествовал, и после распада СССР бывшие союзные республики заявили о неизменности существую­щих границ. Однако автоматически вопросы безопасности разрешить было невозможно. Не случайно Президент Н.А.Назарба­ев в работе «Критическое десятилетие» особо подчеркнул необходимость создания «поясов безопасности» по всем азимутам потенциальных угроз и вызовов. Среди комплекса мер, которые следует предпринять в рамках еди­ной концепции безопасности, Глава государства отметил необходимость завершения делимитации границ между всеми странами региона. Этому способствовало то, что страны Центрально-Азиатского региона со временем осознали, что открытые неконтролируемые рубежи активно используются для незаконного вывоза сырья, цветных металлов, энергоносителей, а активизация нелегального оборота наркотиков, оружия, нелегальной миграции представляет реальную угрозу национальной безопасности.

В сентябре 1999 года была образована правительственная Комиссия Республики Казахстан по делимитации государственной границы Респуб­лики Казахстан с Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Туркменистаном и Республикой Узбекистан. Министерство иностранных дел Республики Казахстан координировало ход переговоров со всеми приграничными государствами в соответствии с поставленной задачей по обес­печению дипломатическими средствами и методами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности и нерушимости границ Республики Казахстан. В статье 2 Закона о государственной границе было закреплено: «Республика Казахстан, исходя из международных принципов территориальной целостности и неприкосновенности и из провозглашенной правопреемственности в отношении бывшего СССР, подтверждает прохождение своей государственной границы установленными на день вступления в силу настоящего Закона международными договорами, включая акты об административно-территориальном разграничении Республики Казахстан и других государств – бывших республик СССР».

Правовыми документами, закрепившими признание административно-территориального разграничения бывшего СССР, стали Алма-Атинская Декларация от 21 декабря 1991 года, Декларация о соблюдении принципов со­трудничества в рамках Содружества Независимых Государств от 14 февраля 1992 года, Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целост­ности и неприкосновенности границ государств-участников СНГ от 15 апреля 1994 года и различные двусторонние договоры. С точки зрения соответствия Конституции СССР администра­тивная граница между Казахской ССР и Узбекской ССР была самой урегу­лированной. Сложность же состояла в том, что 200 километров границы с Узбекистаном (общая протяженность 2351 километр) проходили по густона­селенной местности как со стороны Казахстана, так и со стороны Узбекис­тана. Это Сарыагашский и Махтааральский районы в Южно-Казахстанской области и Ташкентская и Джизакская области Узбекистана. Ряд населенных пунктов срослись, да так, что порой линия границы проходила по дворам, рассекала села. Однако, чтобы избежать взаимных территориальных претен­зий, сторонами за основу были приняты существующие в регионе административно-территориальные границы, установленные в 1950-1960-х годах.

Переговоры с узбекской стороной оказались не простыми. В феврале 2000 года в Ташкенте прошел первый раунд переговоров правительствен­ных делегаций двух стран по согласованию линии прохождения совместной границы. Второй раунд переговоров (Астана, май 2000 года) позволил приступить к практической делимитации. На казахстанско-узбекской границе имелись участки различной степени сложности. Правительственной делегации пришлось работать в непростой обстановке, однако спорные вопросы были разрешены методом компромисса.

Проще всего прошла делимитация с Туркменией, поскольку граница проходила по южной оконечности плато Устюрт, по пустыне – всего 426 км. В качестве юридической основы для подготовки делимитации границы были приняты документы 1932 и 1972 годов. В ходе переговоров в Ашхабаде в апреле 2001 года сторонами был согласован проект Договора о делимитации и процессе демаркации казахстанско-туркменской государственной границы, подписанный главами обоих государств 5 июля 2001 года в Астане. В нояб­ре-декабре 2001 года в Ашгабаде на трехсторонней встрече делегаций был согласован и парафирован Договор между Казахстаном, Туркменистаном и Узбекистаном о районе точки стыка государственных границ. Итоговая про­тяженность сухопутного участка казахстанско-туркменской государствен­ной границы составила 426,08 км.

Примерно такая же ситуация сложилась на границе с Кыргызстаном. Переговоры по делимитации казахстанско-кыргызской государственной границы проводились с ноября 1999 года по декабрь 2001 года и основы­вались на Договоре о вечной дружбе от 8 апреля 1997 года и Меморандуме о делимитации государственной границы между Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой от 17 июля 1998 года. На встречах рабочих групп были выявлены ряд участков, где имелись расхождения между географическими рубежами и описанием границы. С августа по ноябрь 2001 года делегации провели несколько рабочих встреч с выездами на местность, в результате которых линия казахстанско-кыргызской государ­ственной границы была согласована на всем ее протяжении без каких-либо «окон». Договор между Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой о казахстанско-кыргызской государственной границе был подписан в Аста­не 15 декабря 2001 года и затем ратифицирован Парламентом Республики Казахстан в июле 2003 года.

На сегодняшний день полностью урегулирован вопрос делимитации границы с Кыргызской Республикой, Туркменистаном и Республикой Узбекистан. Протяженность границы с Кыргызстаном составила около 1242 км, с Туркменистаном - около 426 км, с Узбекистаном - 2351 км.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1989; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.