Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционная реформа 2007 года




Политическая система президентской республики, созданная в 1995 году, в полной мере выполнила ко второй половине 2000-х годов свою историческую миссию. Конституция 1995 года заложила основу современной государственности Казахстана. Конституционные реформы 1998, 1999, 2007 годов были направ­лены на дальнейшую модернизацию институтов политической власти, регу­лирование и приведение отношений между ветвями власти в соответствие с современными требованиями.

Внесенные поправки и дополнения в Конституцию 1998 года повысили властные полномочия депутатов, усилили роль и значение высшего представительного органа в системе государственной власти – Парламента. Однако не до конца были разработаны механизмы, которые бы давали возможность Парламенту стать реальным институтом народного представительства. Этот вопрос был разрешен в ходе Конституционной реформы 2007 года. Ситуа­ция, сложившаяся тогда, требовала такой политической трансформации, ко­торая бы обеспечила переход к президентско-парламентской системе более развитого демократического характера. 21 мая 2007 года обе палаты Парламента проголосовали в поддержку инициативы Президента Н.А.Назарбаева о внесении изменений в Конституцию.

Новые изменения были направлены на формирование эффективной системы баланса между ветвями власти. В этих целях Парламенту была передана значительная часть президентских полномочий. В частности, Парла­мент стал обладать полномочиями по формированию и контролю деятель­ности Правительства, двух третей Конституционного Совета, Центральной избирательной комиссии и Счетного комитета. Для повышения эффективности и качества деятельности правительства была рассмотрена его ответственность перед главой государства и парламентом. В рамках реформации исполнительной власти было решено усилить роль институтов мест­ного управления и выборов акимов.

Важное значение имело решение о представительстве Ассамблеи народа Казахстана в Мажилисе: отныне 9 депутатов избирались данным общеказахстанским полиэтническим форумом. Значительно расширились полномочия обеих Палат Парламента по вопросам утверждения и руководителей силовых структур, а также судебных органов. При этом численность депутатов Парламента увеличилась до 154, из них 47 сенаторов и 107 мажилисменов. При этом 98 депутатов Мажилиса ныне избираются от политических партий по партийным спискам.

Сенат образуют депутаты, избираемые по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы. Половина избираемых депутатов Сената преизбирается каждые три года. 15 депутатов Сената назчаются Президентом Республики с уетом необходимости обеспечения преставительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества.

В сумме все эти меры означали переход от президентской к президентско-парламентской республике. В результате Конституционной реформы 2007 года в Казахстане были созданы необходимые предпосылки и возмож­ности для формирования новой политической системы.

В целом конституционные реформы конца 1990-х годов и 2007 года были проведены в целях совершенствования политических институтов, практики государственного управления, регулиронания взаимоотношений ветвей власти в соответствии с требованиями начала XXI века. В результате политическая система Казахстана обновилась существенным образом.

При формировании Мажилиса Парламента и Правительства повысилась роль политических партий, что, в свою очередь, явилось показателем обеспечения защиты прав человека на новом уровне. Современная казахстанская система требовала ответственности власти перед обществом, что являлось еще одним аргументом в пользу поэтапной стратегии – «сначала экономика, а потом политика».

15 июля 2002 года был принят новый Закон Республики Казахстан «О политических партиях». В соответствии с новым законом партии стали одними из основных субъектов политического и избирательного процесса. Они должны были су­ществовать не на бумаге, а реально работать. И если политическая партия дважды не принимала участия в выборах депутатов Мажилиса Парламента, то распускалась по решению суда.

Закон, принятый в 2002 году, усилил требования к созданию политических партий и их государственной регистрации. Если по старому закону для создания политической партии было достаточно 10 человек из любого региона страны, то по новому закону политическая партия создавалась по инициативе группы граждан Республики Казахстан, действующей предста­вительно от имени 2/3 регионов (столица, города республиканского значе­ния, области) и созывающей учредительный съезд (не менее 1000 человек). Еще одно изменение, касающееся требовании к государственной регистра­ции политической партии, было связано с количеством членов партии. По новому закону, в составе политической партии должно было быть не менее 50 000 членов, действующих от имени структурных подразделений, имею­щих не менее 700 членов в каждой из областей, городов республиканского значения и столице. Все эти изменения обусловили как уход с политической арены отдельных партий, так и рождение новых политических партий.

В соответствии с новым законодательством о выборах политические партии получили право на создание избирательных блоков, что привело к объединению некоторых партий во время выборов в Мажилис Парламента в 2004 году.

Проведение выборов в представительные органы является одним из путей выражения воли народа. Право свободного волеизъявления по Конститу­ции Республики Казахстан реализуется добровольным и открытым участием граждан страны в выборах. Согласно Конституционному закону «О выборах в Республике Казахстан» Президент, депутаты Мажилиса и маслихатов избираются на основе всеобщих, равных и прямых выборов. Депутаты Сената избираются путем закрытого голосования на основе права косвенных выборов.

Выборы в Мажилис Парламента четвертого созыва прошли 18 августа 2007 года. Особенностью этих выборов являлось широкое использование методов западных пиар-технологий в избирательной кампании, в частности участие партий в открытых теледебатах. В выборах участвовали семь по­литических партий. Однако только Народно-демократическая партия «Нур Отан» смотла преодолеть 7%-й барьер.

В заключение сделем краткий обзор избирательных компаний в Мажилис Парламента РК по всем созывам (начиная с первого и завершая последним - шестым):




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.