КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Реформирование банковской системы. 1 страница
Создание собственной банковской системы Казахстана берет начало с декабря 1990 года. В то время необходимо было создать современную двухуровневую банковскую систему, которая позволила бы проводить независимую денежно-кредитную политику, кончин, с инфляцией и в конечном итоге способствовала бы решению острых социальных проблем. В январе 1991 года был принят Закон «О банках и банковской деятельности в Казахской ССР», способствовавший созданию основ двухуровневой банковской системы. Республиканский Государственный банк был преобразован в Национальный банк Республики Казахстан с областными управлениями и отделениями. Республиканский Промстройбанк был преобразован в акционерно-коммерческий банк «Туранбанк", Агропромбанк - в акционерно-коммерческий банк «Агропромбанк Республики Казахстан», из среды акционеров возник банк «Казахстан Коммерц», затем ставший «Казкоммерцбанком». Внешторгбанк преобразован в акционерно-коммерческий банк «Алембанк», республиканский Сбербанк в акционерно-коммерческий «Сбербанк Республики Казахстан». В 1993 году все эти банки стали акционерными, а Сбербанк был переименован в Народный банк Республики Казахстан. В 1995 году эти банки являлись крупнейшими частными банками Казахстана, составляя костяк второго уровня банковской системы. Таким образом, к моменту введения теше в ноябре 1993 гола банковская система Казахстана претерпела существенную трансформацию: функционировала двухуровневая банковская система, все специализированные банки были преобразованы в акционерные, а Национальный банк был наделен рядом функций центрального банка. Все это в значительной мере облегчило переход к собственной национальной валюте. Принципиально важное значение для определения статуса Национального банка имел подписанный в марте 1995 года Президентом страны Н.А. Назарбаевым Указ, имеющий силу закона, «О Национальном банке Республики Казахстан». Нацбанк становился независимым и подотчетным только Главе государства. Непосредственной функцией банка было проведение независимой денежно-кредитной политики и создание современной банковской системы Казахстана. В 1995 году была принята первая Программа реформирования банковской системы республики. Суть программы заключалась в обеспечении банками кредитования экономики за счет самостоятельно привлекаемых ими сбережений населения, свободных средств хозяйствующих субъектов и внешних займов. Таким образом, Национальный банк был огражден от политического давления и от функций, которые могли выполнять банки второго уровня. Следующим важным шагом в развитии банковской системы была Программа перехода банков второго уровня на международные стандарты финансовой отчетности, которая была принята в декабре 1996 года. Таким образом, в 1990-х годах в ходе экономических реформ в Казахстане был создан современный банковский сектор. Введение национальной валюты. Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в начале 1990-х годов хорошо понимал, что вслед за реформой ценообразования неминуемо последует денежная реформа, и тогда рубль станет чисто российской валютой. Б.Н. Ельцин и B.C. Черномырдин неоднократно заверяли его, что в таком случае Россия и Казахстан обязательно «сверят свои часы». Однако в политике преобладают собственные интересы. Поэтому в начале 1992 года был издан секретный указ о подготовке национальной валюты - тенге. Президент Казахстана не стремился будоражить общественное мнение, справедливо полагая, что нахождение в рублевой зоне, кроме экономического фактора, имело определенное психологическое значение. Введению национальной валюты предшествовал сложный и длительный переговорный процесс. Это были десятки встреч на самых различных уровнях, включая переговоры между президентами двух государств - Н.А. Назарбаевым и Б.Н. Ельциным. Даулет Сембаев, один из соавторов первой экономической программы Президента Республики Казахстан, курировавший вопросы экономической реформы в должности вице-премьера 1991 по 1993 год, возглавлявший Национальный банк Казахстана с 1993 по 1995 год, вспоминает, что президентами было подписано соглашение о том, что если одно из государств будет намерено ввести собственную валюту, то оно обязано известить об этом за три месяца до введения. Однако в июле 1993 года Россия в нарушение этого соглашения ввела собственную национальную валюту, известив Казахстан за три дня до введения. Одновременно поступило предложение России о создании рублевой зоны нового типа, основанной на российском рубле (банкноты образца 1993 года). Прошел очередной раунд встреч и переговоров, были выдвинуты новые условия и требования. В итоге Н.А. Назарбаев и Б.Н. Ельцин подписали соглашение о выделении Казахстану банкнот нового образца для параллельного хождения со старыми советскими банкнотами. Однако руководство тогдашней России не выполнило своих обещаний, новые российские рубли так и не прибыли в Казахстан. Наоборот, осенью 1993 года миллиарды старых советских рублей хлынули в Казахстан, жестоко подрывая экономику. Проведение российским правительством монетаристской экономической политики, получившей название «шоковой терапии», а также дистанцирование его от экономических процессов в бывших союзных республиках оказало разрушающее воздействие на экономику Казахстана. Реальности начала 1990-х годов были таковы, что производственная и финансовая системы Казахстана вплоть до ноября 1993 года, то есть до момента перехода на собственную валюту; находились в зависимости от российских факторов. Либерализация цен и многократно возросшие объемы денежной массы спровоцировали нарастающую с каждым месяцем инфляцию, которая в 1993 году составляла более чем 200%, что позволяет назвать ее гиперинфляцией. Поэтому с введением национальной валюты Президент Республики Казахстан действовал осмотрительно, но быстро и решительно. Собственная национальная валюта была отпечатана в Великобритании и ввезена в республику. Президент создал правительственную комиссию, которая разработала весь сценарий введения тенге. Это был сложнейший комплекс политических, экономических, технических и организационных мер. В результате решительных действий Президента и Правительства национальная валюта Республики Казахстан - тенге - была успешно введена 15 ноября 1993 года. Однако удержать курс относительно стабильным на первом этапе Практически не представлялось возможным. Обосновывая наделение Нацбанка дополнительными полномочиями. Д. Сембаев, глава данной финансовой структуры, отмечал: «Через месяц после введения тенге стало ясно, стабилизации и порядка в банковском секторе и в денежном обращении не будет. Президент это понимал и дал мне достаточно широкие полномочия, начав с того, что вывел председателя Нацбанка из состава правительства. Стране был нужен независимый oт сиюминутных интересов правительства Центральный банк. В условиях его подчиненности и зависимости построить денежно-кредитную политику государства было невозможно». Во второй половине 1993 года и весь 1994 год Нацбанк кредитовал банки второго уровня и закрывал дефицит государственного бюджета за счет печатного станка. Но уже к концу 1994 года удалось овладеть ситуацией. Темпы падения курса тенге к доллару, и инфляция по сравнению с предыдущим годом снизились в два раза. Программа стабилизации, начатая с введением тенге при поддержке Международного валютного фонда (МВФ), устанавливала приоритетность борьбы с инфляцией, и правительство Казахстана справилось с этой задачей. И хотя за первый год после введения новой валюты она обесценилась с 5 до 56 тенге за доллар, постепенно обменный курс стабилизировался. Вспоминая реалии того судьбоносного времени, Д. Сембаев отмечал: «Многие введение валюты воспринимали как возможность автоматического решения экономических проблем. Но национальная валюта - не средство улучшения жизни, увеличения ВВП и т.д. Это только инструмент осуществления собственной национальной денежно-кредитной политики. Другими словами, если ты имеешь инфляцию, то не импортировал ее откуда-то. а породил сам. Своя валюта - это символ независимости суверенного государства, но сумеет ли эта валюта служить делу проведения реформ, быть достойной нашего народа - вот здесь, конечно, немножко посложнее. Поэтому не всегда мы получали адекватную оценку нашим действиям, хотя по прошествии времени все-таки можно сказать, выразив общее мнение, что мы, по крайней мере, не навредили». С февраля 1996 года в республике начали чеканить инвестиционные монеты «Жибек жолы», которые были необходимы для сохранения сберегательных средств. Было изготовлено несколько серий монет: «Традиции и национальные игры Казахстана» («Бесікке салу», «Тұсау кесер», «Қыз қуу». «Беташар»); «Древние монеты», посвященные монетам, найденным в ходе археологических раскопок («Драхма», «Дирхем», «Отырар», «Сарайчик»); «Мечети и церкви Казахстана» («Туркестан», «Мавзолей Айша-биби», «Мавзолей Джучи-хана». «Мавзолей Бабаджа-хатун», «Центральная мечеть», «Мечеть Hyp-Астана»); «Красная книга Казахстана» («Сайгак», «Снежный тигр», «Тянь-Шаньский медведь») и другие. Приступая к адаптированной модернизации экономики, руководство республики понимало, что такая модернизация могла быть плодотворна лишь в случае выработки реальных национальных программ и инструментов перехода к рынку, рыночным отношениям. Экономическая политика государства должна была учитывать интересы нации. Поэтому лишь введение национальной валюты тенге позволило государству проводить собственную денежно-кредитную и валютную политику, а также начать формирование полноценного банковского сектора. Движение Казахстана в сторону рыночной экономики привело к общему увеличению уровня доходов на душу населения, но это произошло главным образом за счет экспортных продаж запасов природных ресурсов. Доля ВВП на душу населения выросла с 1991 года в четыре раза (до 1317 долларов в 1995 году), однако доли промышленности и сельского хозяйства, то есть тех отраслей, где было занято большинство трудоспособного населения, уменьшились соответственно с 30,1 до 23,5% и с 16,2 до 11,7%. Вследствие охватившего республику кризиса возрос внешний долг. К концу 1996 года ситуация обострилась. Зимой 1996-1997 года многие города оставались без тепла, электричества, газа и даже в Алматы дело доходило до того, что в результате частых отключений электроснабжения жителям приходилось готовить нишу на кострах. Однако страна и народ выдержали тот сложный период, преодолели трудности, сохранили внутренний оптимизм. Введение тенге открыло путь для углубления реформ. В начале 1990-х годов в республике появилось около 200 банков, в том числе и иностранных. Приоритетом экономической политики Казахстана, помимо либерализации экономики и формирования новой финансовой системы, стало создание самостоятельной бюджетной, налоговой и таможенной системы. В 1990-х годах страна получила рыночные, соответствующие мировым стандартам законы, заставившие повернуть экономику в совершенно иное русло. С 1992 по 2000 год были разработаны и утверждены указами Президента необходимые программы реформ в экономике. Зарубежные банки в экономике Казахстана. Вхождение иностранных банков в экономическую жизнь Казахстана берет начало с осени 1993 года. Первыми о своем желании начать банковские операции в нашей стране заявили американский «Chase Manhattan Bank» и голландский AO «ABN ДАБ АМРО Банк Казахстана». Следом шли финансовые и промышленные круги штата Техас, совместно с казахстанскими торгово-промышленными компаниями учредившие Банк Техаса и Казахстана («Техаkаbаnk»). К середине 1990-х годов в Казахстане начали действовать представительские офисы ряда иностранных банков, в частности таких, как «Дрезден-банк», «Дойчебанк», «Коммерцбанк»(Германия), «Магуар Банк»(Венгрия), «СитиБанк» (США). В 1994 году успешно завершился проекте привлечением ресурсов «Эксимбанка» (США) по финансированию одного из заводов в Северном Казахстане. В республике функционируют китайские банки АО ДБ «Банк Китая в Казахстане» и Индустриальный и коммерческий банк Китая. С участием Турции были созданы три банка «Турецко-Казахстанский банк», АО ДБ «Казахстан-ЗираатИнтернейшнл банк» и «Турецко-Казахстанский международный банк». Банк «АльБарака Казахстан» создан совместно с арабской стороной. Названные банки оказывают широкий спектр услуг коллективным и индивидуальным клиентам. В Казахстане действовали также российские банки - «Сбербанк» и другие. Формирование сети иностранных банков в республике и их деятельность регулируются законодательными актами Республики Казахстан. Доля участия иностранного капитала в общем собственном капитале казахстанских банков была определена в 25%. Эта граница может быть изменена в случае успешного хода экономических процессов. Сотрудничество с иностранными банками улучшило стандарты финансовой системы Республики Казахстан. Таким образом, итоги начального этапа экономической реформы в Казахстане показывают, что переход к рынку - не кратковременный акт, а поэтапный, длительный, сложный процесс перестройки всей социально-экономической системы. Реформа в Казахстане - не просто восстановление количественных показателей экономики и внедрение рыночных методов хозяйствования, а смена модели развития всего общества. Для успешного развития страны требовался переход к долгосрочному стратегическому планированию.
3.2. Экономика Казахстана на рубеже веков
Экономическаи стратегия Республики Казахстана и состояние реальной экономики. Для Казахстана 1990-е годы были годами перехода к рыночной экономике, когда экономическая эволюция происходила под влиянием внешних и внутренних факторов, имевших неоднозначные последствия. В целом экономическая ситуация в республике требовала незамедлительных мер, и они были предприняты руководством страны. В первую очередь требовался стратегический план действий. Для этого в 1997 году Указом Президента страны было создано Агентство по стратегическому планированию и реформам, которое получило четкую задачу Главы государства: «заглянуть в будущее, подумать над моделью, над стратегией - куда должен идти Казахстан». В конце 1990-х годов экономическая ситуация еще не благоприятствовала стратегическому планированию. Квота на экспорт нефти из Казахстана составляла всего 3.5 млн тонн в год, цена на нефть не превышала 12 долларов США за баррель, доходы государства были крайне низки. То есть в те годы стоял вопрос выживания экономической системы страны, которая к тому же находилась под влиянием идей, предусматривающих два взаимоисключающих направления: либо усиление регулирования, либо полная стихия рынка в рамках либерализации. В то же время оба этих варианта имели свои серьезные ограничения. В этой непростой ситуации, когда, казалось бы, следовало сосредоточиться только на тактических вопросах. Глава государства принял решение о программе со стратегическими задачами для страны на длительную перспективу. Это означало принять программу развития, в которой текущие проблемы должны решаться исходя из глобальных задач, тактика вопроса должна была быть неразрывно связанной со стратегией. Вопрос стоял о тонкой настройке системы управления экономикой ради становления сильного государства, в полной мере интегрированного в мировую экономику. Принятие программы «Казахстан-2030» (1997) уже в конце 1990-х годов позволяло поставить вопрос об использовании лучших сторон и рынка, и регулирования. И именно такая схема, когда государство берет на себя инвестирование в стратегически важные объекты, определяет общие правила игры и одновременно максимально облегчает условия для рынка, считается оптимальной. Даже в условиях масштабного кризиса конца 2000-х годов, страны с подобной конфигурацией системы управления экономикой оказались в наиболее выигрышном положении. Однако в конце 1990-х годов ситуация не выглядела настолько однозначной. Тем более что невозможно было заимствовать готовые рецепты: до самого распада СССР никто в истории не переходил к современной экономике из плановой экономической системы без необходимых экономико-правовых институтов, бирж и прочего (в отличие, например, от Индии, Сингапура и Малайзии). С 1998 года началась поэтапная реализация Стратегии «Казахстан-2030». Именно в этот период сформировалась национальная модель экономического развития, которая представляла собой синтез лучших мировых практик экономического управления. В 1998 году был осуществлен переход на накопительную пенсионную систему на основе чилийской модели. А в 2000 году указом Главы государства был создан Национальный фонд с использованием модели нефтяного фонда Норвегии, как наиболее успешного в мире. За 1990-е годы в сельском хозяйстве республики произошли коренные изменения: доля негосударственной формы собственности в структуре сельхозпроизводителей возросла с 40% в 1991 году до 99% в 2003 году. Были завершены приватизация совхозов и реформирование колхозов, что привело к увеличению числа хозяйствующих субъектов в 11 раз. Были реорганизованы государственные предприятия, занятые переработкой сельскохозяйственной продукции: мясокомбинаты, молочные комбинаты, элеваторы, сахарные заводы и другие. Развивалась сеть минипроизводств. К начале 2000-х годов наблюдалась тенденция стабилизации сельскохозяйственного производства. Доля сельского хозяйства в ВВП в 2000 году составила 8%, в 2001 году - 8,7%, в 2002 году - 8%. В 1999-2003 годах средние темпы роста объемов производства валовой продукции сельского хозяйства составили 8.6% в год. Согласно статистике, Казахстан демонстрировал наибольшие темпы роста сельского хозяйства в странах СНГ и Восточной Европы. Наличие огромной территории и протяженной границы с сопредельными государствами требовало повышенного внимания к развитию транспорта и логистических услуг. В Казахстане это приобретало особую актуальность в связи с особенностями его географического положения, удаленностью от морей, океанов и основных мировых транспортных потоков. В целом к концу 1990-х годов было завершено формирование законодательной базы по регулированию деятельности в сфере гражданской авиации, железнодорожного транспорта, автомобильных дорог, торгового мореплавания. Разработаны и приняты программы развития отраслей на среднесрочный период. После значительного снижения объемов перевозки грузов в 1992-1998 годах наметилась тенденция к росту. Основными перевозчиками на автомобильном транспорте были предприниматели, занимающиеся коммерческими перевозками. Таким образом, в 1990-х годах в экономике Казахстана произошли кардинальные преобразования. Несмотря на закономерные издержки переходного периода, в стране была создана новая рыночная экономика. К концу 1990-х годов экономическая ситуация стабилизировалась, динамика ВВП постепенно преодолевала негативные тенденции первой половины 1990-х годов. В Казахстане начался экономический рост. Peaльное изменение ВВП Казахстана в 1990-2000 годах 1990 1981 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 (оценка) Источник: Национальный отчет о человеческом развитии к Казахстане за 2000 год. Банковская система. На рубеже 1990-2000-х годов происходит дальнейшее совершенствование банковской системы. Согласно Программе перехода банков второго уровня на международные стандарты финансовой отчетности, принятой в конце 1996 года, все действующие банки Казахстана должны были до конца 2000 года достичь международных стандартов в части достаточности капитала ликвидности, качества активов, бухгалтерского учета, уровня менеджмент, введения и передачи информации. Для контроля над исполнением банками предписаний этой программы в начале 2001 года Национальный банк был наделен полномочиями для проведения надзора за банковской деятельностью. Так, с 1 июля 2001 года был установлен минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых банков на жестком уровне в 1 млрд тенге, для региональных банков - не менее 500 млн тенге, других действующих банков - более 1 млрд тенге. Наращивание капитала банков сопровождалось болезненным процессом ликвидации мелких банковских структур, консолидацией и слиянием банков. Но этот процесс оказал действенный эффект на всю финансовую систему страны: за короткий период были образованы крупные, финансово устойчивые банки, обладавшие большими возможностями и потенциалом. Концентрация банковского капитала позволила обеспечить конкуренцию между байками, которая привела к повышению качества банковских услуг. Эта особенность банковской системы республики была отмечена многими экспертами и специалистами банковского сектора. После ужесточения Нацбанком нормативов количество коммерческих банков в стране уменьшилось в три раза, потому что очень немногие из них были готовы к повышению уровня функционирования. Требования Национального банка по наращиванию собственного капитала банков и другие нормативы, выработанные в ходе реформ, позволили банковской системе республики безболезненно пережить последствия апрельской девальвации тенге 1999 года и не допустить финансового кризиса, как это случилось а странах Азии и России. При реализации подобного подхода учитывались особенности экономики Казахстана. Например, в Казахстане существовали банки, деятельность которых была сосредоточена преимущественно в регионах, где доминировал мелкий бизнес и сельскохозяйственное производство. Подавляющая часть из них испытывала недостаток средств. Дефицит ликвидности во многих областях республики ограничены возможность работы банков, вынужденных нередко замыкаться на ограниченном круге местных клиентов. В ситуации, когда такие «местные» банки не могли осилить высокой планки, установленной Нацбанком, началось повсеместное создание микрокредитных организаций и кредитных товариществ. Их создание в нервую очередь было направлено на борьбу с бедностью и безработицей. В целях обеспечения доступности банковских услуг для сельской местности было принято решение расширить сферу почтово-сберегательных учреждений, что позволило предложить банковскому сектору альтернативный способ привлечения частых сбережений широких слоев населения, проживающих в отдаленных районах. Таким образом, в конце 1990-х годов Казахстан, несмотря на экономические трудности, в отличие от ряда азиатских стран и России, избежал масштабного финансового кризиса и дефолта, совершенствовал банковскую систему, что создало возможность для дальнейшего роста экономики в 2000-х годах.
5. Казахстанская модель экономики ХХІ века: достижения и испытания
Стратегия индустриально-инновационного развития. Согласно Стратегии «Казахстан-2030», главная цель, стоявшая перед Казахстаном с момента обретения независимости, заключалась в достижении экономического роста, базирующегося на развитой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиции. В 2000-х годах Казахстану удалось значительно продвинуться по пути ее реализации. Был достигнут определенный рост экономики, окрепли позитивные изменения в уровне жизни населения. Казахстанская экономика перешла на качественно новую модель развития, основанную на ограниченном вмешательстве государства в экономику при активной роли частного сектора и поощрении конкуренции. В 2000-х годах стояла задача повышения конкурентоспособности экономики Казахстана, без решения которой нельзя построить постиндустриальное общество, занять достойную нишу в числе конкурентоспособных стран. Конкретизации путей достижения именно этой цели и было посвящено Послание Президента Казахстана «Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира» (2006). Фундаментом для динамичного развития казахстанского общества могут стать только современная, конкурентоспособная и открытая рыночная экономика. В Послании 2006 года были выделены приоритетные направления развития экономики и социальной сферы. Основой качественного прорыва в экономическом развитии страны должна стать успешная интеграция Казахстана в мировую экономику, для реализации которой необходимо было сосредоточиться на следующих направлениях: реализация «прорывных» проектов международного значения: развитие конкурентоспособного производства; интеграция в международную экономику путем участия в региональных и международных экономических объединениях: развитие транспортной инфраструктуры: вступление в ВТО и других. Основным результатом развития экономики Казахстана в 2000-х годах стала макроэкономическая стабильность, которой удалось добиться благодаря осуществлению ряда государственных программ: диверсификации, созданию институтов развития, холдингов, социально-предпринимательских корпораций и Национального фонда. В 1996-2005 годах среднегодовой темп роста ВВП составлял 8,5%, в 2001-2005 годах - 10%. Причиной стабильного экономического роста стало резкое увеличение объемов нефтедобычи и выход республики на мировой рынок, притом что цены на энергоносители постоянно повышались. На основе посланий Президента Республики Казахстан была разработана Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы. Устойчивое развитие страны должно было идти путем дальнейшей диверсификации отраслей экономики, постепенного отказа от сырьевой ее направленности, путем подготовки условий для будущего перехода к сервисно-технологической экономике. Основным приоритетом государственной индустриально-инновационной политики стало развитие конкурентоспособной специализации Казахстана в несырьевом секторе экономики. Первые итоги реализации Стратегии индустриалыю-инновационного развития.. Тенденция роста и успехи реальной экономики в 2000-х годах. Основным инструментом реализации Стратегии индустриально-инновационного развития стали государственные институты развития. В Казахстане функционируют несколько таких институтов: АО «Банк Развития Казахстана» (средне- и долгосрочное кредитование с низкой процентной ставкой в приоритетных секторах экономики); АО «Инвестиционный фонд Казахстана» (долевое участие без получения контроля в уставном капитале предприятий); АО «Национальный инновационный фонд» (финансовая поддержка инновационного бизнеса); АО «Государственная страховая корпорация но страхованию экспортных кредитов и инвестиций» (страхование предпириятий, работающих в сфере несырьевого экспорта). С 2003 по 2006 год ими было профинансировано 116 проектов в сфере инфраструктуры и обрабатывающей промышленности на 2136 млн долларов США. При этом введено в эксплуатацию 37 объектов на сумму 800 млн долларов США. К середине 2000-х годов функционировали специальные экономические зоны (СЭЗ): «Астана - новый город», «Морпорт Актау», «Парк информационных технологий». Были созданы, кроме того, индустриальные зоны в Карагандинской области и Астане, на территории которых велась работа по строительству высокотехнологичных производств. Так, на территории СЭЗ «Парк информационных технологий» действовала 21 компания, общий объем производимой здесь продукции составлял около 928 млн тенге. С 2006 года велось расширение порта Актау, что позволило увеличить его пропускную способность в два раза - с 11 до 23 млн тонн в год. В рамках проекта предполагалось строительство нефтеналивных и сухогрузных причалов, а также защитных гидротехнических сооружений. Национальным инновационным фондом было профинансировано проектов па сумму 116 млн долларов США, из них 1,7 млн предоставлено в форме инновационных грантов. За голы реализации Стратегии подписано более 400 контрактов по проектам на сумму свыше 802 млрд долларов США. Среди наиболее интересных проектов, реализованных в рамках Стратегии, можно отметить запуск в декабре 2007 года Казахстанского электролизного завода в г. Павлодаре, а также завода по выпуску бесшовных труб. Появились предприятия автомобильной промышленности: в Усть-Каменогорске был запущен автосборочный завод по выпуску легковых автомобилей «Шкода», организовано производство по сборке грузовых автомобилей «Камаз» в Кокшетау, реализуется проект по сборке автобусов в г. Семей. Стратегия индустриально-инновационного развития в качестве одной из своих экономических целей провозгласила достижение поступательного развития экономики путем снижения зависимости от экспорта природных ресурсов, развития новых песырьевых производств и расширения экспорта готовой казахстанской продукции. Однако за 2003-2007 годы не удалось добиться всесомого перелома в структуре промышленности. Хотя строительство, финансовые, транспортные и телекоммуникационные услуги, торговля и получили ускоренное развитие, но это произошло за счет роста цен в сырьевом секторе и доходов населения. Другими словами, ускоренно развивались те отрасли, чья рыночная структура не определяется принципами свободной конкуренции. В рассматриваемый период реализации Стратегии не была решена еще одна принципиально важная задача, а именно: не удалось снизить импорт готовой продукции из-за рубежа. По-прежнему осталась остро актуальной ситуация с повышением производительности казахстанских предприятий и достижением ими конкурентоспособности на мировом рынке. В рамках Стратегии индустриально-инновационного развития в 2005 году было положено начало казахстанской кластерной инициативе. Кластеры рассматриваются как сетевая организация территориально взаимосвязанных предприятий (включая специализированных поставщиков, а также производителей и покупателей), объединенных вокруг научно-образовательного центра. Развитие таких сетей направлено на повышение конкурентоспособности предприятий, регионов, национальной экономики в целом.Чтобы снизить зависимость экономики Катахстана от нефтегазодобывающих и сырьевых отраслей и добиться ее высокой производительности, были определены семь пилотных кластеров: «Туризм», «Пищевая промышленность», «Нефтегазовое машиностроение», «Текстильная промышленность»,"Транспортная логистика», «Металлургия», «Строительные материалы».
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |