Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ювенальных технологий в работу с несовершеннолетними




Политико-правовые аспекты внедрения

В работе с несовершеннолетними

3.1. Внедрение отдельных ювенальных технологий в работу с несовершеннолетними: политико-правовые аспекты.

3.2. Система государственных органов по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.

3.3. Анализ опыта внедрения отдельных элементов ювенальных технологий

 

Вступление России в Совет Европы и подписание соответствующих международных соглашений способствовало развитию законодательства о правах ребенка и отраслевому обособлению ювенального права в российской правовой системе. Нормы ювенального права содержатся в различных нормативных актах. На наш взгляд, в большей степени о ювенальном праве необходимо говорить в контексте административного права. Речь идет, прежде всего, о правовом регулировании статуса основных субъектов ювенальных правоотношений, перечень которых достаточно широк (к ним следует отнести как специальные органы, такие как: комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, так и общие, например образовательные учреждения). Также необходимо говорить о правовом регулировании порядка взаимодействия основных институтов, в том числе государственной и муниципальной власти, в вопросе защиты прав несовершеннолетних, профилактики неправомерного поведения. Между тем незавершенность интеграционных процессов правового регулирования в области формирования законодательной базы ювенального права обусловливает несовершенство действующих нормативно-правовых актов, затрагивающих права и интересы несовершеннолетних. Пятнадцать лет назад Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребенка, но содержащиеся в ней требования до сих пор не выполняются в полном объеме. Как отметил Генеральный Прокурор РФ Ю. Я. Чайка, «подростки сегодня – самая беззащитная часть российского общества».[53] Потребность в особой охране прав несовершеннолетних обусловлена в первую очередь их возрастом, который не позволяет им в полном объеме осуществлять свои права, а также использовать правовые способы их защиты. По данным сотрудников кризисных центров, для оказания помощи в случаях семейного насилия к ним ежемесячно обращаются подростки, чаще всего из-за конфликтов с родителями. С такими детьми обычно работают психологи. Много обращений от детей из неблагополучных или неполных семей, где дети предоставлены сами себе. С такими родителями работают социальные службы, сотрудники инспекций по делам несовершеннолетних, поскольку если родители не прекращают вести аморальный образ жизни, не заботятся о своих несовершеннолетних детях, то предоставляется материал на лишение родительских прав. В такой ситуации подросток направляется в интернат, и в этом случае нарушается его право на проживание в семье. Ужасающую картину являет собой статистика подростковых суицидов. По данным Уполномоченного по правам ребенка, в РФ ежегодно происходит около 5 тысяч самоубийств подростков в возрасте от 12 до 17 лет.[54] Среди причин подросткового суицида можно выделить и отношения в семье, и отношения с друзьями, но основной причиной является общая экономическая и социальная ситуация в стране. Что доказывает необходимость на уровне государственной политики разработки комплекса мер, соответствующей инфраструктуры поддержки института семьи и детства. Еще одним элементом реализации прав несовершеннолетних является обеспечение государством качественного, доступного, а главное, востребованного образования, которое обеспечит возможность трудоустройства. Представляется необходимым отказ от репрессивных мер в области профилактики правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних. Актуальным является внедрение ювенальных технологий и практики досудебной профилактики детской преступности. Отсутствие единого кодифицированного нормативного акта, специальной системы образования для специалистов, реализующих ювенальные технологии; четкого механизма взаимодействия различных органов власти, которые наряду с другими функциями решают вопросы профилактики правонарушений, защиты прав детей, охраны семьи и детства, а также отсутствие методических рекомендаций по использованию ювенальных технологий для социально-реабилитационных центров, клубов по месту жительства, школ. При этом опыт реализации ювенальных технологий накоплен отдельными участниками данных организационно-правовых отношений. Но этот опыт представляет собой систему, разработанную по «наитию», путем проб и ошибок, экспериментов самих участников. Каждый из них готов делиться данным опытом, но для этого необходимы организационные, финансовые механизмы, которые позволят создать систему мер и закрепить ее на федеральном уровне.

Проблема ювенальных технологий в научных исследованиях представлена в основном публикациями по проблемам использования данных технологий в уголовном судопроизводстве в отношении несовершеннолетних, что объясняется государственной политикой по введению «ювенальных судов», включению в работу судов отдельных субъектов (Ростовская область, Пермский Край и др.) психологов. Этот опыт действительно требует осмысления с точки зрения науки, разработки рекомендация по созданию системы ювенальных судов, подготовки судей. В советский и постсоветский периоды был выполнен целый ряд научных исследований по данной проблематике. В частности, различным процессуальным и криминалистическим аспектам участия несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве уделяли внимание в своих работах: В. А. Азаров, О. Ю. Андриянова, А. М. Баранов, Х. В. Бопхоев, В. П. Божьев, О. В. Боровик. Б. Б. Булатов, Н. А. Быданцев, А. Н. Бычков, Л. М. Василевский, О. Х. Галимов, И. В. Гецманова, Н. И. Гуковская, Н. И. Гулиева, А. П. Гуськова, А. И. Долгова, О. А. Зайцев, З. Д. Еникеев, Р. З. Еникеев, Т. В. Исакова, Л. Л. Каневский, К. А. Квициния, О. Л. Кузьмина, А. С. Ландо, С. А. Луговцова, Ю. А. Ляхов и другие. Ряд западных ученых при исследовании различных проблем уголовного судопроизводства в целом, или проводя специальные исследования, акцентировали свое внимание на вопросах ювенальной юстиции и ювенального уголовного судопроизводства: И. Айртсен, У. Бернам, В. Бойльке, Дж. Брейтуэйт, Г. Бэйзмор, Д. У. Ван Несс, В. Гюбо, Н. Кантвел, Н. Кристи, Р. Леже, Э. Робинсон, Ф. Турэ де Куси, М. Умбрайт, П. Ханиган, Ховард Зер, G. Bazemore, M. A. Bortner, G. Cappelaere, P. Carrington, H. B. Morgan, R. Smith, E. Verhellen и другие. В публикациях политико-правового характера широко представлены труды отечественных правоведов в области различных отраслевых юридических наук, касающиеся вопросов прав человека и гражданина, их реализации и их гарантий, среди которых работы С. С. Алексеева, А. Г. Бережного, Н. А. Бобровой, Л. Д. Воеводина, С. Э. Жилинского, Л. Д. Златопольского, Е. А. Лукашевой, Г. В. Мальцева, А. М. Нечаевой, И. В. Ростовщикова, Ф. М. Рудинского, Ю. А. Тихомирова, Б. Н. Топорнина и других. Различные аспекты проблемы ювенальной юстиции и формирования системы защиты прав ребенка исследовались Л. И. Беляевой, В. В. Бойцовой, Н. Е. Борисовой, Н. А. Бобровой, Г. Н. Петровой, Э. Б. Мельниковой, А. М. Нечаевой. Вопросы правового статуса несовершеннолетнего исследовались в работах Б. А. Булаевского, Л. Г. Кузнецовой, Ю. А. Томилова, Я. Н. Шевченко и других. Важные социологические, педагогические и психологические проблемы познания юридического механизма защиты прав и законных интересов несовершеннолетних представлены исследованиями В. Л. Васильева, Л. С. Выготского, Г. И. Забрянского. Несмотря на разнообразие научного материала, опубликованные работы носят фрагментарный характер по отношению к комплексу проблем гарантированности конституционных прав несовершеннолетних в Российской Федерации и механизму защиты этих прав, возможности использования ювенальных технологий в правоприменительной практике в отношении несовершеннолетних. Вопросы ювенальных технологий рассматриваются также отдельными российскими учеными (Е. М. Шпагина, Р. В. Чиркина) в психологических и педагогических научных областях. В данных исследованиях акцент делается на психолого-педагогических методах, используемых в рамках ювенальных технологий (методы когнитивно-поведенческого вмешательства). В научных публикациях И. И. Друзьянова осуществлена попытка рассмотреть ювенальный подход к формированию профессионально-личностной культуры студентов в процессе физического воспитания. К сожалению, ювенальные технологии в политических исследованиях отечественных авторов не представлены должным образом. В большей части отечественных публикаций речь идет о становлении ювенальной юстиции, тем самым понятие ювенальных технологий рассматривается слишком узко, как технологии, используемые в уголовном судопроизводстве. Например, в статье «Основные этапы и процессы становления ювенальной юстиции нового поколения в Красноярском крае» описывается опыт проектирования ювенальной юстиции нового поколения в Красноярском крае. Безусловно, следует согласиться с авторами, утверждающими, что «становление системы ювенальной юстиции – это комплексный и многосторонний процесс, сочетающий различные функции большого количества организаций в юридические и другие, специфические процессы, связанные с несовершеннолетними, оказавшимися в социально опасном положении».[55]

Авторы утверждают, что для построения ювенальной юстиции должны быть увязаны организационно-управленческое, нормативно- правовое, информационно-аналитическое, кадровое, информационно- просветительское и материально-финансовое обеспечение. При этом авторы не раскрывают понятие ювенальной юстиции и ювенальных технологий, но содержание статьи позволяет сделать вывод, что преимущественно речь идет об использовании ювенальных технологий в отношении несовершеннолетних, переступивших черту закона. В этом смысле, на наш взгляд, понятие юстиции рассматривается слишком узко. Необходима система использования ювенальных технологий, поэтому речь должна идти не столько о создании ювенальной юстиции, сколько о некой системе ювенальных технологий, системы охраны, поддержки семьи и детства, развития семейных ценностей, организации помощи несовершеннолетним, оказавшимся в конфликте с законом, через использование ювенальных технологий. На наш взгляд, понятие ювенальных технологий необходимо рассматривать в более широком контексте, как комплексный институт. Ювенальные технологии – совокупность мероприятий с использованием методов, средств, форм работы психологического, правового, медицинского сопровождения несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также сопровождения семьи. Вопрос о целесообразности создания ювенальной юстиции в России на протяжении длительного времени обсуждается в научных кругах и на государственном уровне. Положение о формировании ювенальной юстиции было включено в Концепцию судебной реформы в РФ.[56] Необходимо отметить, что существующее российское законодательство закладывает основы ювенальной системы, и здесь стоит обратить внимание на Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».[57] Нормативно-правовой анализ закона показывает, что основными институтами, регламентированными в законе, являются: институт социальной реабилитации детей, институты социальных служб и социальной инфраструктуры для детей. В законе прямо устанавливается, что социальные работники, психологи и другие специалисты, которые несут ответственность за работу по воспитанию, образованию, социальной поддержке и социальному обслуживанию ребенка, могут участвовать в мероприятиях по обеспечению защиты его прав и законных интересов в органах образования, здравоохранения, труда и социального развития, правоохранительных и других органах, занимающихся защитой прав ребенка. Также в законе отмечено, что при принятии решений о наказаниях, которые могут применяться к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, должностные лица должны действовать в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Обязательными являются обеспечение приоритета личного и социального благополучия ребенка, обеспечение специализации правоприменительных процедур с его участием, учет особенностей возраста и социального положения. Суд вправе признать необходимым проведение мероприятий по социальной реабилитации несовершеннолетнего. Если ребенок, с участием которого осуществляется правоприменительная процедура, нуждается в педагогической, психологической, медицинской, юридической помощи, в социальной реабилитации, осуществляющее правоприменительную процедуру лицо обязано сообщить о необходимости принятия соответствующих мер.[58] Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних регламентирована Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В данный закон не раз вносились изменения, не раз поднимался вопрос о статусе комиссий по делам несовершеннолетних как на федеральном уровне, так и в регионах. Институт комиссий по делам несовершеннолетних является уникальным в системе защиты прав ребенка и профилактики правонарушений среди них.[59] Закладывая основы системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, закон определяет соответствующие функциональные единицы системы, их задачи, основные формы работы, применяемые меры. К этим функциональным единицам, в частности, относятся и комиссии по делам несовершеннолетних (те самые, которые в советские годы играли ведущую роль в осуществлении правосудия). Очевидно, что получающаяся система не совсем понятна, судить о ее эффективности сложно, однако указанные акты в целом представляют собой не завершенную, но ценную попытку регламентации не только системы профилактики правонарушений, но и механизмов процессуального реагирования.[60] Технологии ювенальной юстиции затратны. Они затратны как в финансовом, так и в административном отношении, причем второе зачастую имеет более существенное значение, чем первое. Затратность ювенальных технологий обусловлена необходимостью соединения в едином административно-правовом процессе двух плохо совместимых практик − юридической и социальной. Все это создает серьезные, а иногда и непреодолимые, препятствия на пути реализации проектов, связанных с внедрением элементов ювенальной юстиции в практическую жизнь. Надо сказать, что проект о ювенальной юстиции в России был разработан (разработчики – А. С. Автономов и Н. Л. Хананашвил). Проект Федерального закона «Об основах системы ювенальной юстиции» подразумевал под системой ювенальной юстиции совокупность государственных и негосударственных структур и учреждений, осуществляющих действия, нацеленные на реализацию и обеспечение прав, свобод и законных интересов ребенка. К государственным институтам указанный закон относит: ювенальные суды; уполномоченных по правам ребенка; комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; должностных лиц и иных работников прокуратуры, органов следствия и дознания; специализированные органы и учреждения юстиции, внутренних дел, здравоохранения, образования и культуры, социальной защиты, социального обслуживания; воспитательные колонии и иные специализированные учреждения. Проектом закона предусмотрена подготовка Федеральной целевой программы «Ювенальная юстиция» по внедрению институтов, принципов и процедур, составляющих систему ювенальной юстиции.[61] Однако к принятию данного закона не оказались готовыми ни законодатель, ни общество. Создание системы ювенальной системы потребует значительных финансовых затрат и разработки значительного количества правовых актов, организацию межведомственного взаимодействия. Однако, как подчеркнул в одном из своих интервью член Общественной палаты Российской Федерации, член Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, президент Российского благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании» Олег Зыков: «Изучая западный опыт (наш собственный еще невелик, и его невозможно экономически просчитать), мы легко можем доказать, что ювенальная юстиция экономически выгодна, потому что защищает ребенка и семью. Выгодно, чтобы ребенок не стал бандитом, а стал законопослушным гражданином – во всех смыслах: и нравственном, и экономическом. Главный ресурс любого общества – это человек».[62]

Но стоит особо подчеркнуть, что в России нет отдельно сложившейся, законодательно закрепленной ювенальной системы, речь идет лишь о реализации отдельных ювенальных технологий. В случае создания ювенальной системы опыт западных стран не может быть использован как некая заданная модель. Лишь отдельные механизмы, идеи могут быть применены в российской правовой системе.[63]

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 811; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.