Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема регулирования социально-правового статуса несовершеннолетних в российском законодательстве




Как было показано в предыдущей главе, международно-правовые акты используют различные понятия в отношении лиц, которые рассматриваются в рамках данного пособия субъектами специальной социально-правовой защиты. Однако в Конвенции о правах ребенка и Декларации прав ребенка, речь идет о понятии «ребенок».

Так, согласно ст.1 Конвенции о правах ребенка, ребенок - это «каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста». При этом, при принятиями Конвенции возникли разногласия по поводу установления не только верхней границы (18 лет), но и нижнего предела. Так, например, Япония предлагала считать момент возникновения правосубъектности ребенка с момента зачатия, а не с момента рождения, но большинством стран эта позиция поддержана не была. Хотя сегодня в рамках политики в отношении семьи и детства, беременных женщин, большое значение приобретает социальные программы «против абортов», социальная реклама, направленная на сохранение жизни эмбриона. Лозунги, используемые в рамках социальной рекламы, акцентируют внимание на жизни и право на жизнь будущего ребенка.

Что касается верхней границы, то она также вызывала ряд споров, так как национальным законодательством отдельных стран эта граница была выше. Но Конвенция имеет рекомендательный характер, поэтому эти границы могут устанавливаться выше. Конвенция рекомендуют не устанавливать данную границу ниже 18 лет.

В российском законодательстве мы видим использование различных формулировок, как правило, они отражают либо отраслевой статус, либо социальное положение с точки зрения взаимоотношений с законом, благополучия семьи. В основном законе, создающем базу для определения социально-правового статуса ребенка (Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка») используется понятие ребенок, как лица, не достигшего 18 летнего возраста – граница наступления совершеннолетия, с которой связывают возникновение полной дееспособности. Такой же формулировки придерживается семейное законодательство. В гражданско-правовых отношениях используются понятия «малолетний» и «несовершеннолетний», что связано с приобретением отдельных прав (например, право на осуществление мелких бытовых сделок, возникающее с 6 лет). Так малолетнего лицо - это лицо от 6 лет до наступления 14 летнего возраста, несовершеннолетний - лицо от 14 до наступления 18 летнего возраста (совершеннолетия).

На уровне российского законодательства нашел отражение особый статус отдельных категорий несовершеннолетних, специфика которого определена, как правило, социально-экономическими, материальными, психологическими условиями, в которых проживает и развивается несовершеннолетний, а также отношения несовершеннолетнего с законом. Таким образом, в законодательстве в отдельных случаях используются понятия: «дети в трудной жизненной ситуации», «несовершеннолетний в конфликте с законом», «дети-сироты», «дети-инвалиды». Данные понятия используются наряду с понятиями «малолетний», «ребенок», «несовершеннолетний».

Проблема социально-правового статуса несовершеннолетнего очень многогранный вопрос, так как данный институт является межотраслевым. Следовательно, социально-правовой статус невозможно рассмотреть без анализа всех отраслей законодательства, в том числе о системе образования, здравоохранения, социального обеспечения, которые выступают нормами, гарантирующими реализацию отдельных прав несовершеннолетних, предусмотренных в рамках их конституционного, гражданско-правового, трудового статуса, статуса в семейных правоотношениях. Согласно ст. 1 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка» к категории детей, оказавшихся в трудной относят: «дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа); дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи».[19]

В рамках данного пособия мы не будем останавливаться подробно на регулирования отраслевого статуса несовершеннолетних в сфере гражданско-правовых, трудовых отношений, а также специфике семейно-правового статуса, так как этот вопрос достаточно подробно раскрыт в учебниках по ювенальному праву.

Остановимся лишь на отдельных проблемных вопросах. Например, особенностями конституционно-правового статуса несовершеннолетнего является то, что в Конституции он не упоминается в качестве самостоятельного субъекта права. Но так как он является человеком, то на него распространяются все общечеловеческие права. В качестве второй особенности можно назвать достаточно большое количество гарантий, необходимых для реализации конституционных прав. Например, одной из гарантий соблюдения права ребенка на свободу вероисповедания является установление запрета вовлечения несовершеннолетних в религиозные организации без учета мнения ребенка и письменного согласия родителей (лиц, их заменяющих).

Специфика гражданско-правого статус а и статуса в семейных правоотношениях несовершеннолетнего лиц. Данные виды отраслевого статуса несовершеннолетнего в рамках данной главы мы рассматриваем вместе, что обосновано широким пересечением норм гражданского, гражданско-процессуального кодекса с семейным кодексом.

Тем не менее, специфика гражданско-правовых отношений заключается в том, что отсутствует четкая регламентации понятий «мелкая бытовая сделка», а также возникают спорные моменты, связанные с правовыми последствиями эмансипации. Многие ученые, юристы-практики рассматривают эмансипацию только в контексте права на осуществление предпринимательской деятельности несовершеннолетним лицом, когда эмансипированный несовершеннолетний может без получения согласий родителей заключать сделки, но и риск несет самостоятельно. Например, получение согласия на вступление в брак до достижения 18 летнего возраста и заявление об эмансипации – это два разных вопроса. К тому же получив статус эмансипированного, несовершеннолетний во многих правоотношениях остаётся ребенком. И соответственно пользуется основными правами и гарантиями, как ребенок. Например, на него не распространяется обязанность службы в армии, так как она возникает именно по достижении 18 летнего возраста. Он не может быть усыновителем или опекуном. В трудовых правоотношениях на него также распространяются те льготы, которые предусмотрены для несовершеннолетних.

Специфика семейных отношений, которая отражается на сложностях правового регулирования данного отраслевого статуса заключается в лично-доверительном характере данных правоотношений.

Одной из проблем в рамках реализации гражданских прав, к которой на сегодняшний день проявляют внимание и правоведы и психологи - является проблема учета мнения ребёнка в судебных заседаниях, например при бракоразводном процессе. «Прежде всего, при рассмотрении гражданских дел с участием несовершеннолетних должны соблюдаться положения ст. 38 Конституции РФ, в соответствии с которыми «материнство и детство, семья находятся под защитой государства» [11]. Согласно п. 2 ст. 3 Конвенции о правах ребенка в Российской Федерации ребенку необходимо обеспечить «такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия» [10]. В соответствии с п. 5.1 Минимальных Стандартных правил Организации Объединенных Наций (Пекинские правила), «…система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена в первую очередь на обеспечение благополучия несовершеннолетнего», и более того: «…при рассмотрении дела несовершеннолетнего вопрос о его или ее благополучии должен служить определяющим фактором» В последние десятилетия в нашей стране судебный вариант рассмотрения семейных споров о детях при разводе получил чрезвычайно широкое распространение»[20].

Многие юристы подчёркивают, что данная категория дел отличается наибольшей сложностью. И несет высокий риск нарушения правил и норм судебного разбирательства, который может привести к принятию недостаточно обоснованных решений.[21] Как подчеркивается в обзоре судебной практики, далеко не всегда, даже при наступлении 10 летнего возраста (именно данный возраст указан в национальном законодательстве России, как необходимый для учета мнения ребенка при судебном разбирательстве, касающегося его интересов), мнение ребенка заслушивается в суде.

Другая проблема – это понятие «законные интересы ребенка». Данное понятие упоминается в международных актах и в российском законодательстве, но нигде не раскрыто, не критериев для оценки данных интересов. Поэтому при разрешении споров о детях в рамках бракоразводных процессов суд, как правило, исходит не из интересов ребенка, а из возможностей одного из родителей обеспечить в первую очередь материальное благополучие ребенка (уровень доходов, наличие в собственности жилого помещения и др.).

Трудовой статус несовершеннолетних занимает важное место как в системе национального законодательства, так и международных актах. Защита трудовых прав детей и одновременно создание возможности для осуществления права на труд – социальная проблема, имеющая глубокие корни. Особенностью данного отраслевого статуса несовершеннолетних является то, что право на труд и политика в сфере занятости несовершеннолетних – это отражение культуры конкретного общества, государства. Для одних стран труд несовершеннолетних рассматривается как некое становление личности, для других – приобретение профессиональных навыков, для третьих - возможность заработать собственные «карманные деньги».

Среди международных актов, посвященных защите трудовых прав несовершеннолетних такие как: Конвенция МОТ N 7 об определении минимального возраста для допуска детей на работу в море (Генуя, 15 июня 1920 г.); Конвенция МОТ N 10 о минимальном возрасте допуска детей на работу в сельском хозяйстве (Женева, 25 октября 1921 г.); Конвенция МОТ N 33 о возрасте приема детей на непромышленные работы (Женева, 30 апреля 1932 г.); Конвенция МОТ N 60 о возрасте приема детей на непромышленные работы (Женева, 22 июня 1937 г.). Хронологические рамки принятия этих документов говорят о том, что действительно на эту проблему было обращено внимание общества достаточно давно. В российском законодательстве международные нормы нашли отражение в отдельной главе Трудового кодекса РФ (глава 42 «Особенности регулирования труда работников до 18 лет). В целом трудовое законодательство можно разделить на следующие группы норм:

1) Возрастные границы допуска к труду (общим правилом является 16 лет);

2) Перечни работ, на которых запрещается труд несовершеннолетних;

3) Ограничения в трудовых правоотношениях (например, запрет на привлечение несовершеннолетнего к труду в ночное время и т.д.)

4) Социальные гарантии в части медицинского обследования, времени отдыха, рабочего времени.

При этом на несовершеннолетнего распространяются все обязанности по выполнению трудовых функций и соблюдению дисциплины труда.

Необходимо отметить значимость в регулировании социально-правового статуса несовершеннолетнего отдельных целевых программ, направленных на профилактику правонарушений, безнадзорности, наркомании, токсикомании, профилактики социального сиротства, а также различных межведомственных программ. Тем самым, на уровне подзаконных актов, в виде Указов президента РФ (например, Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»), Постановления Правительства об утверждении отдельных целевых программ, создаются механизмы обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних. Национальные проекты «Образование» и «Здравоохранение» стали основой для решения многих практических задач в сфере реализации социально-правовых гарантий в отношении несовершеннолетнего.

Межотраслевой характер, значительное количество нормативных актов различной юридической силы, актуализируют вопрос рассмотрения государственной политики в отношении несовершеннолетних в контексте отдельного направления в части реализации конкретных моделей социальной политики в отношении несовершеннолетних.

В настоящее время получило особое развитие политика в сфере информационной защиты несовершеннолетнего. Что нашло отражение, во-первых, в ФЗ «О рекламе», целью отдельных положений которого является защита несовершеннолетнего от недобросовестной рекламы. При этом в российской практике мы знаем два Закона о рекламе 1995 года и действующий, принятый в 2006 году. Закон о рекламе 1995 года не раз претерпевал изменения, в том числе в части ужесточения норм, касающихся рекламы алкогольных напитков, дискредитации авторитета родителей. В законе 2006 года появляется отдельная статья (ст. 6 ФЗ «О рекламе») «Защита несовершеннолетних в рекламе».[22]

В 2010 году принят Федеральный Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Принятие данного федерального закона направлено на создание дальнейшего обеспечения социально-правовых условий для реализации международных обязательств, взятых Российской Федераций при ратификации Конвенции о правах ребенка. Рассматриваемый закон закрепляет классификацию информации, наносящей вред несовершеннолетнему лицу. Особое внимание, заслуживает ч 4. ст.5 закона[23], запрещающая пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений, попытки которой не раз предпринимались как в образовательных организациях, так и отдельными правозащитными движениями, в рамках правового и сексуального просвещения молодежи. Насколько эффективен закон с точки зрения защиты от негативной информации пока еще рано говорить, но неоспорим тот факт, что необходимо дальнейшее развитие законодательной базы в рамках информационной политики в отношении несовершеннолетних. В первую очередь дальнейшие меры должны касаться правового регулирования видов информации и способов ее размещения в социальных сетях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1169; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.