Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА 1. Государственная власть и государственное управление




Предложения с однородными членами

1) Укажите, какими однородными членами осложнено предложение (однородные подлежащие, однородные сказуемые, однородные определения и т.д.), графически обозначьте структурно-семантический блок.

2) Определите внешние связи ряда однородных членов: соподчинение (за исключением подлежащих), подчинение (если ряд представлен подлежащими) и графически обозначьте их.

3) Определите синтаксическую связь блока однородных членов с общим членом (согласование, управление, примыкание).

4) Определите вид синтаксических отношений (соединительные, разделительные, противительные, градационные и т.д.) в ряду однородных членов и средства их выражения.

5) Укажите морфологический способ выражения членов однородного ряда.

6) Охарактеризуйте обобщающее слово (если оно имеется) и его связь с рядом.

7) Определите потенциальный количественный состав ряда (открытая/закрытая структура).

8) Объясните пунктуационное оформление.

 

В этой же логике сделать разбор и других видов обособления (пояснительных оборотов, семантического и коммуникативно обусловленного типов осложнения).

1. Понятие государственного управления

2. Сущность государственного управления

3. Ведущие школы и направления в теории государственного управления

 

1. Объект изучения государственного управления является изучение общественных процессов и их взаимоотношений.

Предметом исследования являются основные пути, направления, методы и способы реформирования государственного управления.

Основная задача – это изучение, осмысление теоретических и практических вопросов, связанных с сущностью и характером реформируемой системы государственного управления.

Государственное управление – это разновидность социального управления и характеризуется следующими признаками:

1. Субъектом управления является государство; характер государственного управления определяется характером и конституционными основами, и принципами развития государства.

2. Государственное управление опирается на властные полномочия и представляет собой способ реализации государственной власти, которая распространяется на все общество (законы, правила, основные типовые решения, нормы устанавливаются государственной властью, общеобязательны и обеспечиваются авторитетом силы государства).

3. Специфику государственного управления составляют характер и объем охватываемый управлением общественных явлений. В центре государственного управления – решение общих дел, согласование действий всех граждан, защита совместного интереса и удовлетворение потребностей общества.

4. Комплекс методов и средств государственного воздействия составляет не только правовые, политические и экономические, но и принуждение с помощью сил правоохранительных органов.

В широком смысле государственное управление, как система, означает непосредственное ощущение государственной власти, принятие политических государственных решений и их реализация, а так же контроль за соблюдением правозаконности в обществе.

Узкое толкование государственного управления связано в нашем обществе с традицией советского периода, когда государственная политическая власть ассоциировалась с КПСС, а основное направление внешней и внутренней политики утверждались на партийных съездах.

Государство – это основной институт политической системы общества. Для государственного управления, осуществляемого президентом, правительством и иными органами исполнительной власти, представительными законодательствами, органами местного самоуправления, характерны следующие черты:

1. Выполнение общезначимых функций;

2. нормативно-распределительное регулирование;

3. подзаконный характер деятельности;

4. использование властных полномочий.

Государственно-административное управление представляет собой вид государственной деятельности по управлению делами государства, в рамках которого практически реализуются исполнительная власть ее органов и должностных лиц на всех уровнях государственно-административного устройства (федеральном, субъектов федерации и местном).

Государственно-административное управление характеризуется теми же признаками, что и государственное управление в целом:

1. непрерывным и оперативным характером деятельности;

2. осуществление специализированных организаций, требующих единообразных технологий;

3. установление юридическо-функциональных режимов;

4. применение мер административной ответственности;

5. профессиональный персонал.

Государственное администрирование – это практическая деятельность государственных органов, принятие и исполнение управленческих решений в совокупности методов и средств, с помощью которых решаются задачи государства и его структур различного уровня, а также осуществляется прямое, систематическое и специализированное воздействие органов управления на подведомственные им органы и объекты на основе административной ответственности за выполнение решений.

2. Функции управления – это основные виды управленческой деятельности, порожденной разделением труда в процессе управления.

Специфика функций государственного управления определяется главным образом субъектом, а так же в определенной мере объектом управления.

Государство, как выделенный объект из общества, - аппарат управления, обладающий публичной властью:

1. придает организациям государственного управления политический эффект (ориентацию на общие интересы и цели);

2. увязывают реализацию функций управления с механизмом власти;

3. исходит из того, что основной субъект функции – это официальная группа (общественный орган).

Управляющая функция управления – это цель. Ее формирование предполагает наличие тенденции общественного развития, а так же общественных потребностей и интересов социальных групп и граждан. Государство не может сформулировать реальную цель, если не будет опираться на знание конкретной ситуации, в которой управление живет и действует в данное время, в данном секторе на территории страны.

Знание ситуации необходимо для прогнозирования. Прогнозирование составляет научную базу целеопределения, это предопределение возможных состояний и изменение системы государственного управления и разработки государственной стратегии. Прогнозирование служит базой планирования, неотъемлемой функции государственного управления. В процессе планирования намеченные цели приобретают практическую форму.

Информирование – одна из ведущих функций государственного управления. Информация как форма сообщения определенных сведений об общественных процессах, о правилах «игры» в данной политической системе.

Управляющий субъект не может обойтись без информирования объекта о содержании цели, стратегии, наличенной программы действий. В качестве объекта могут выступать в управлении: 1. человеческие коллективы; 2. личности; 3. их совместная деятельность. Управление ими предполагает воздействие на сознание людей, формирование рационального понимания общих интересов и целей.

В механизме информирования ведущие места занимают средства информации, идеи, лозунги, призывы, различные традиции, и т.д.

Функция организации – это совокупность действий по налаживанию взаимосвязи между людьми, объединяющих их для совместной реализации цели и программы. Это способ упорядочивания групп, на основе общепринятых норм ценностей: политических, правовых, нравственных и религиозных.

Каждой социальной и политической системе свойственны определенные типы и виды, организации общественной жизнедеятельности и отношений.

Функции координации и регулирования. Эти функции являются логическим продолжением организационной деятельности. Координация – это действие, направленное на согласование разнообразных форм и видов активности общественных субъектов.

Функция контроля представляет собой контроль за исполнением управленческих решений, учет и учетность как средство контроля, обобщение и оценка результатов управления обеспечивает связь управляющего воздействия с ответственностью участников сферы деятельности государства.

Государственное управление – это деятельность многоплановая, целенаправляющая, организующая, регулирующая, контролирующая и подчиненная решению общественно значимых задач.

3. Субъектом государственного регулирования являются органы государственной власти, наделенные конституционными полномочиями осуществлять власть и непосредственное управление общественными процессами и деятельностью государства. Опираясь на силу власти и закона они разрабатывают и принимают государственные решения различных уровней, организовывают их исполнение и контроль. Это могут быть различные политические отношения, которые участвуют в разработке прогнозов и проектов решений, а так же политических программ.

Субъекты государственного управления различаются по многим основаниям:

1. По видам государственной власти: это субъекты законодательной, судебной и исполнительной власти. Основная функция этих органов – это принятие решений. Закон – это инструмент государственной власти и регулятор общественной деятельности и взаимоотношений членов общества.

2. По уровням власти и управления: это региональные и местные органы управления, взаимоотношения между которыми определяются установленным разделением сфер деятельности и полномочий.

3. По сферам деятельности: это субъекты 3-х отличенных уровней, осуществление управления политическими отношениями, экономической и социальной сферой, культурной жизнью, средствами массовой информации, военной деятельностью и международными делами.

4. По характеру, целям, средствам воздействия на управляемых: политическое руководство (политические фракции и различные консультационные и экспертные организации).

5. По составу: субъекты коллективные (органы законодательной власти и индивидуальные (руководящие лица)).

 

Деятельность субъектов государственного управления характеризуется следующими признаками:

1. деятельность регламентируется законом и осуществляется официально разрешенными методами;

2. деятельность субъектов осуществляется в рамках компетенции: право на определенный вид деятельности.

3. субъекты ответственны перед государством и независимы от давления каких-либо внешних сил.

Объектом управления является материально производительная деятельность общественных субъектов, связанные с этим общественные отношения (социальные отношения, деятельность государственного сектора, различных сфер производственной деятельности, различные виды социальных работ, различные формы деятельности жизненно важных и необходимых форм деятельности для существования общества).

3. Ведущие школы и направления в теории государственного управления Большинство современных исследователей считают, что именно с появлением работ В. Вильсона, Ф. Гуднау, М. Вебера можно говорить о начале первого этапа в развитии теории государственного управления как самостоятельного научного направления. Хронологические рамки данного этапа условно можно определить с 1880 по 1920 гг. Начиная с 1900 г. изучение государственного администрирования становится частью учебных программ в ведущих университетах США и Западной Европы. В 1916 г. в Вашингтоне Роберт Брукингс учредил первый институт правительственных исследований (Institute of Government Research). Целью этой научно-исследовательской организации стала выработка системного аналитического подхода к государственной деятельности. Аналогичные исследовательские центры и институты стали появляться в Европе в 1920—1930-е гг. Второй этап в развитии теории государственного управления продолжался с 1920 по 1950-е гг. Приверженцы классической школы не очень заботились о социальных аспектах государственной деятельности. Они стремились взглянуть на организацию управления с точки зрения широкой перспективы, пытались определить общие характеристики и закономерности государственной организации. При этом они достаточно удачно использовали теорию факторов или научного менеджмента, заимствованную из организации управления в бизнесе. Эта теория была разработана Ф. Тейлором, Г. Эмерсоном и Г. Фордом, которые рассматривали управление как механизм, действующий в результате комбинации ряда факторов, с помощью которых можно добиваться определенных целей с максимальной эффективностью при минимальных затратах ресурсов. Все эти идеи были использованы «классиками» при изучении государственного администрирования. Французский ученый А. Файоль является наиболее значительной фигурой в рамках классической школы управления этого периода. Его теория администрации изложена в книге «Общее и промышленное управление», опубликованной в 1916 г. Файоль возглавлял созданный им Центр административных исследований в Париже. Он доказывал, что сформулированные им принципы управления являются универсальными и применимы практически повсюду: в экономике, в правительственных службах и учреждениях, в армии и на флоте. Файоль дал классическое определение научному управлению: «Управлять — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать; предвидеть, то есть учитывать грядущее и вырабатывать программу действия; организовывать, то есть строить двойной — материальный и социальный — организм учреждения; распоряжаться, то есть заставлять персонал надлежаще работать; координировать, то есть связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия; контролировать, то есть заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям». Файоль сформулировал четырнадцать общих принципов управления, которые входят в золотой фонд науки: 1) разделение труда, (позволяет сокращать число объектов, на которые должно быть направлено внимание и действие, что способствует повышению количества и качества производства при затрате тех же усилий); 2) власть, (право отдавать распоряжения и сила, принуждающая им подчиняться. Власть немыслима без ответственности, то есть без санкции — награды или кары, — сопровождающей ее действие. Ответственность есть венец власти, ее естественное следствие, ее необходимый придаток); 3) единство распорядительства, (служащему может давать два приказания относительно какого-либо действия только один начальник); 4) единство руководства, (один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель); 5) подчинение частных интересов общим, (в организации интересы служащего или группы служащих не должны ставиться выше интересов предприятия; интересы государства должны быть выше интересов гражданина или группы граждан); 6) дисциплина, (повиновение, усердие, деятельность, манера держать себя, внешние знаки уважения, проявляемые соответственно установленному между предприятием и его служащими соглашению); 7) вознаграждение персонала, (должно быть справедливым и по возможности удовлетворять персонал и предприятие, нанимателя и служащего; поощрять усердие, компенсируя полезное усилие); 8) централизация, (должна быть принята или отвергнута в зависимости от тенденций руководства и от обстоятельств; дело сводится к нахождению степени централизации, наиболее благоприятной для предприятия); 9) иерархия, (ряд руководящих должностей, начиная с высших и кончая низшими, тот путь, по которому, проходя все ступени, следуют бумаги, идущие от высшей власти или адресуемые ей); 10) порядок, (определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем месте); 11) справедливость, (чтобы поощрять персонал к исполнению своих обязанностей с полным рвением и преданностью, надо относиться к нему благожелательно; справедливость есть результат сочетания благожелательности с правосудием); 12) постоянство состава персонала, (текучесть кадров является одновременно причиной и следствием плохого состояния дел); 13) инициатива, (свобода предложения и осуществления планов); 14) единение персонала, (сила предприятия в том, чтобы использовать способности всех, вознаграждать заслуги каждого, не нарушая гармонии отношений). Разработанные классической школой принципы управления затрагивают два основных аспекта. Один из них — обоснование рациональной системы государственного управления, второй касается построения структуры организации. Наиболее важные постулаты классической теории можно резюмировать следующим образом: наука вместо традиционных навыков, гармония вместо противоречий, сотрудничество вместо индивидуальной работы, максимальная производительность на каждом рабочем месте. В рамках классической школы система государственного управления предстает как регламентированная сверху донизу иерархическая организация линейно-функционального типа с четким определением функции каждой должностной категории. Следует подчеркнуть, что такая модель достаточно эффективна в условиях стабильной социальной среды и однотипных управленческих задач и ситуаций. Она до сих пор находит свое применение на различных уровнях государственного управления. В сфере политического управления наиболее популярными были идеи кейнсианства. Известный английский экономист Дж. М. Кейнс в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) предложил свою концепцию государственного регулирования экономики. Основу государственной политики, согласно кейнсианству, должна составлять борьба с экономическими спадами и безработицей. По существу, это была первая серьезная модель антикризисной государственной политики. В целом, кейнсианская модель государственного управления основывается на следующих принципах: 1) государство должно осуществлять комплекс мер по регулированию экономики для преодоления негативных последствий рыночных отношений; 2) предупреждая социальные взрывы, государство перераспределяет доходы в пользу неимущих слоев через прогрессивное налогообложение, развитие бесплатной системы образования и здравоохранения; 3) антикризисное регулирование сводится к стимулированию инвестиций в период экономического спада путем увеличения государственных расходов на закупки, товаров и услуг в целях компенсации недостающего частного спроса и путем влияния на норму банковского процента, которая в условиях спада не должна быть слишком высокой; 4) возможность допущения дефицита бюджета и умеренной инфляции и за счет выпуска в обращение дополнительных денег. Идеи кейнсианства и сегодня достаточно популярны и используются в государственном регулировании рыночной экономики. Третий этап в развитии теории государственного управления начался в 1950-е гг. и продолжался до конца XX в. Наиболее влиятельными направлениями этого периода можно считать поведенческий, системный и ситуационный подходы. Школа поведенческих наук несколько отошла от школы человеческих отношений, которая концентрировала внимание на методах налаживания межличностных отношений. Новый подход отличается стремлением в большей степени оказать помощь государственным служащим в осознании своих собственных возможностей в государственных структурах на основе применения концепций поведенческих наук. Основной целью этой школы в самых общих чертах было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. В рамках поведенческого подхода ученые исследовали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и, авторитета в государственном управлении. Как и более ранние школы, этот подход отстаивал «единственный наилучший путь» решения управленческих проблем. Его главный постулат состоит в том, что правильное применение науки о поведении будет способствовать повышению эффективности труда, как отдельного служащего, так и системы государственного управления в целом.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.