Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политические реформы




Хрущев Н. С. – реформатор своего времени

Период нахождения Н.С. Хрущёва у власти характеризуется проведением реформ в разных сферах жизни общества. Его реформы затронули государственные и партийные структуры, народное хозяйство, внутреннюю и внешнюю политику.
Аграрная реформа:

1) Колхозы и совхозы получили кредиты, новую технику;

2) С середины 50-х начался новый этап укрепления колхозов. Многие из которых были преобразованы в совхозы;

3) В марте 1958 было ликвидировано МТС, что подорвало экономику колхозов, не имея выбора они выкупали машины и сразу оказывались в тяжелом финансовом положении;

4) Повсеместное внедрение кукурузы;

5) В 1954 году началось освоение целины;

6) Крестьяне освободились от сверхдохода.

Военная реформа:

1) Советская Армия и флот были перевооружены ракетно-ядерным оружием;

2) СССР достиг паритета с США по соотношению военной силы;

3) Были рассмотрены идеи политики мирного сосуществования государств с различным социальным строем. Был сделан вывод о возможности предотвращения войны.

Социальная реформа:

1) Принят закон о пенсиях;

2) Увеличилось продолжение декретного отпуска для женщин;

3) Отменяется плата за обучение в старших классах школ и вузах;

4) Вводится обязательное восьмилетнее обучение в школах;

5) Осуществлен перевод рабочих на шести и семичасовой рабочий день;

6) Широко развертывается жилищное строительство на основе индустриальных методов;

7) Расширяются права союзных республик;

8) Восстанавливаются права репрессированных в годы войны народов: чеченцев, ингушей, карачаевцев, калмыков [11, 395].

Реформа управления:

1) Расширились хозяйственные права союзных республик путем передачи вопросов, которые раньше решались в центре;

2) Сократился управленческий аппарат;

3) Упразднены отраслевые министерства;

4) Страна разделена на 105 экономических районов;

5) Созданы совнархозы.

Реформа школы:

1) Средняя школа стала единой и стала однообразной;

2) Все желающие получить полное среднее образование должны были учиться либо в средней политехнической школе, либо в среднем ПТУ, либо в вечерних и заочных школах;

3) Упал интерес к гуманитарным предметам.

Придя к власти Хрущев провел ряд политических реформ:

– подчинил МВД и КГБ местным партийным органам;

– прекратил репрессии, провел пересмотр дел, реабилитацию заключенных, изменил систему ГУЛАГа;

– на ХХ съезде партии в феврале 1956 года выступил с докладом о культе личности Сталина.

Экономические реформы:

а) Сельское хозяйство. Политика Сталина сильно укрепила тяжелую промышленность и разорило сельское хозяйство. Хрущев решил укрепить село. Для этого:

– были уменьшены налоги;

– усилена финансовая поддержка;

– начато освоение целины в Северном Казахстане.

б) Промышленность.

За счет строительства атомных и крупных гидроэлектростанций увеличена мощность энергосистемы СССР, завершена электрификация страны, началась продажа электроэнергии за границу. Предприятия начали переоснащаться новой техникой.

в) Бюрократия. Все реформы Хрущев Н. С. начинал с изменения систем управления. Целью реформ было сделать систему управления более эффективной.

Таким образом, реформы, проводимые Хрущевым Н. С. прежде всего поражают разнообразием и их противоречивостью. Итогом реформ стал переход государственного социализма от формы с господством личности к форме с господством номенклатуры. Хрущев спас государственный социализм от того кризиса, который мог его смести. Он спас КПСС, ее аппарат от расплаты за чудовищные преступления. Он увел КПСС от суда народа. Он выпустил пар. Хрущев не просто провел ряд реформ для аппарата. Он создал новую модель жизни бюрократии. Он не просто провел ряд реформ для народа. Он создал новую модель жизни для простого человека: частично дав ему новые возможности для упрочения своей жизни при социализме, а частично уверив его в грядущих благах коммунизма. Хрущев своими реформами по существу заложил основы послесталинской номенклатурной формы государственного социализма и позволил этому строю продержаться еще не одно десятилетие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Период 1950-х - 1960-х гг. является важным в истории СССР. Тема "хрущевского реформирования" в настоящее время - одна из популярных среди публицистических печатных изданий. Это не случайно. Данный период времени известен громкими начинаниями, полон опыта реформации и общественной модернизации.

Колоритной личностью, главным героем эпохи является Н.С. Хрущев. Ему пришлось пережить внутриполитическую борьбу, одержать в ней победу, вывести страну на новый этап. К его проектам и идеям можно, конечно, относиться по-разному. Но фактом остается то, что в течение "хрущевского десятилетия" было проведено много реформ, некоторые были противоречивыми, но не полностью неудачными.

Реформы, проводимые Н. С. Хрущевым, касались промышленности, сельского хозяйства и системы образования. Хрущёв стремился к децентрализации управления промышленностью, так как становилось всё труднее управлять предприятиями, находящимися на периферии. Было решено, что промышленные предприятия должны управляться не министерствами, а местными органами – совнархозами. Н.С. Хрущёв надеялся таким образом рационально использовать сырьевые ресурсы, устранить изолированность и ведомственные барьеры. В действительности же совнархозы стали просто многоотраслевыми министерствами и со своими задачами не справились. Реформа свелась к бюрократической реорганизации.

Гораздо значительнее на структуру производства повлияли преобразования в сельском хозяйстве. Н.С. Хрущёв, вопреки сопротивлению, изменил критерии планирования в сельском хозяйстве. Теперь колхоз получал только обязательные задания по заготовкам вместо жёсткой регламентации деятельности. Он впервые мог решать сам, как использовать собственные ресурсы и организовать производство. Произошло сокращение числа колхозов и рост числа совхозов. Характерной чертой было укрупнение хозяйств за счёт не перспективных деревень. Третья реформа Хрущёва коснулась системы образования. В основе реформы лежали два мероприятия. Хрущёв ликвидировал систему «трудовых резервов», т.е. сеть военизированных училищ, существовавших за государственный счёт. Их заменили обычными профессиональными училищами, в которые можно было поступать после 7-го класса. Средняя школа получила «политехнический» профиль, предполагавший сочетание образования с трудовой деятельностью, с тем, чтобы учащийся получил представление об одной или нескольких профессиях.

Главной задачей всех проводимых в стране реформ Хрущев считал ускоренное развитие экономики с целью обгона темпов роста экономики США. Но из-за неправильно поставленных задач были неправильно выбраны методы т. к. двигателем реформ стала бюрократия, положение которой было очень неустойчивым. Проводились реформы в спешке и не имели четкой организации. Бюрократия материально в реформах не была заинтересована и работала ради отчетов. Поэтому многие реформы оказались неудачными. Значительная часть просчётов была обусловлена сложнейшим его окружением и чертами его характера. Управление делами Хрущёву приходилось вести в условиях сложнейшей как внешнеполитической, так и внутренней обстановки в стране. Очень сильна была сталинская группировка. Выдвигая зачастую важные решения, не учитывая расстановку сил, не подготовив базу, Хрущёв часто терпел поражения. Это создавало впечатление «рывков» и отнюдь не создавало ему авторитет. Причиной тому был импульсивный характер Н.С. Хрущёва. Ему не чужд был и волюнтаризм. Особенно подводило его отсутствие экономических знаний и желание в кратчайшие сроки решать глобальные задачи, хотя условия к тому времени объективно ещё не созрели. Значительные трудности в проведении курса реформ связаны и с тем, что новый лидер СССР не обладал управленческими, организационными способностями в условиях попытки демократизации некоторых сторон и отношений государства и общества, гуманизации, реальной социализации, децентрализации власти, экономических реформ. Как отмечает Р. А. Медведев, «тоталитаризм уничтожает людей, способных проводить прогрессивные реформы и изменять политическую и нравственную атмосферу в стране. В деятельности Хрущева немало противоречий и ошибок, ему приходилось принимать многие решения в условиях жесткой политической борьбы» [1, 352].

Главная причина успеха реформ состояла в том, что они возродили экономические методы руководства народным хозяйством и были начаты с сельского хозяйства, а потому получили широкую поддержку в массах.

Главная причина поражения реформ - они не были подкреплены демократизацией политической системы. Сломав репрессивную систему, не тронули ее основу - командно – административную систему. Поэтому уже через пять-шесть лет многие реформы начали сворачиваться усилиями, как самих реформаторов, так и мощным административно-управленческим аппаратом, номенклатурой. Причиной многих неудач Н.С.Хрущёва была спешка и его взрывной характер. Однако во всех его делах всегда четко просматривалось стремление к тому, чтобы наша страна была первой.

Сам Никита Сергеевич так оценивал свою деятельность: «Я знаю, все будут говорить по-разному. Одни освобождение людей вспомнят, другие — кукурузу, третьи — жилищную политику, четвертые — как я, когда с мясом стало плохо, начал с абстракционистами бороться. Все было. Но самое главное — все мы, весь народ, и те, кто был там, за проволокой, и те, кто трясся от страха здесь, по другую сторону проволоки, все мы глотнули другого воздуха. Это главное. Это теперь так просто у народа не отнять. Это не пропадет, прорастёт [13, 112-113]».

Давая в целом оценку хрущевским реформам, многие историки отмечают, что они оказались непоследовательными, половинчатыми, незавершенными. Изучив подробнее деятельность и проводимые реформы, я считаю что всё-таки несмотря на ошибки и просчёты, Н. С. Хрущёв вошёл в историю как видный реформатор, сделавший для страны необычайно много добрых дел, отмеченных эпохальными событиями современности. Никита Сергеевич спешил – хотел много увидеть при своей жизни. Спешил и ошибался, терпел поражения от оппозиции и снова поднимался.

Хорошо сказал о Хрущеве известный советский кинорежиссер М. Ромм: "Пройдет совсем немного времени, и забудется и Манеж, и кукуруза… А люди будут долго жить в его домах. Освобожденные им люди… и зла к нему никто не будет иметь… Хрущев - та редкая, хотя и противоречивая фигура, которая олицетворяет собой не только добро, но и отчаянное личное мужество, которому у него не грех поучиться всем…".

Также хочется напомнить, что Никите Сергеевичу установлен оригинальный памятник, выполненный знаменитым Эрнстом Неизвестным. Между двумя колоннами, белой – символизирующей добрые дела и чёрной, как между двумя полюсами находится небольшой бюст Н.С. Хрущёва, оставившего значительный след в истории Советского Союза. Именно так оценивали и оценивают реформаторскую деятельность Н. С. Хрущева большинство советских людей и наши современники.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Вьюнов В. Н., Бузлов А. А., Пискарева Ю. Е., Кесслер Е. С., Пискарев А. Е. Хрущев Никита Сергеевич как лидер и реформатор советского государства // Молодой ученый. — 2014. — №15. — С. 351-353.

2.Воспоминания: избранные фрагменты / Н. С. Хрущев. - М.: Вагриус.-2007.- 509 с.-ил.

3. Гриневский, О. Тысяча и один день Никиты Сергеевича / О. Гриневский.- М.: Вагриус.-2008.- 366 с.

4.Гришин В.В. - «Катастрофа. От Хрущева до Горбачева», 2010

5.Данилов С.Ю, Никитин В.М. Очерки истории Отечества: Учебное пособие.- М.: Издательский дом «Дашков и К», 2000. -496 с.

6. История отечественного государства и права. Ч.2: Учебник/ Под ред. О.И. Чистякова.- М.: Издательство БЕК, 1997. – 360 с.

7. История России в вопросах и ответах. Учебное пособие. Сост. С.А.Кислицин. - Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1999. – 342 с.

8. История России IX-XX вв. Курс лекций под редакцией доктора историч. наук, профессора Б.В. Леванова.- М.: Дело, 1996. – 750 с.

9.Медведев Р. А. Н. С. Хрущев: Политическая биография. - М.: Книга, 1990. - с. 266-267

 

10.Никита Сергеевич Хрущев: Материалы к биографии / Сост. Ю. В. Аксютин. – М.: Политиздат. 1989 г. – 367 с.

11.Отечественная история XX - начало XXl века: рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений / под ред. А. В. Ушакова.- М.: ИД "Форум" - Инфра-М.- 2011.- 440 с.

 

12.Свет и тени "великого десятилетия". Н. С. Хрущев и его время / под ред. Е. Б. Никаноровой. - Л.: Лениздат.- 478 с.

13.Хрущев Никита Сергеевич; Воспоминания. Избранные фрагменты. – М.: Вагрус 1997 г. – 511 с.

14. Чернобаева А.А., Горелов Е.И., Зуев М.Н.и др. Учебник для ВУЗов. История России. Москва «Высшая школа 2004». 2004 г. – 479 с.

15.История отечественного государства и права. Ч. 2: Учебник /Под ред. О. И. Чистякова. - М.: Издательство БЕК, 1997. -С. 369

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 769; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.