Филиппова Г.Г. (2002) выделяет шесть этапов развития материнской сферы в онтогенезе:
1. Этап взаимодействия с собственной матерью в раннем онтогенезе. Этот этап включает пренатальный период и продолжается на всех онтогенетических этапах развития при взаимодействии с собственной матерью (или ее дублерами - носителями материнских функций). Особенно важны первые 3 года. По сути, это формирование надежной или ненадежной привязанности.
2. Игровой этап и взаимодействие со сверстниками. Этот этап заключается в формировании и развитии в процессе сюжетно-ролевой игры с куклами, в дочки-матери, в семью основных компонентов материнской сферы.
3. Этап няньчания. Этап няньчания имеет хорошо выраженные возрастные границы (с 5-6 лет до начала полового созревания), наблюдение за уходом взрослого за ребенком и включение в этот процесс.
4. Этап дифференциации мотивационных основ половой и родительской (в данном случае - материнской) сферы поведения. Своими словами: этап начинается в подростковом возрасте. У девочки: половая и материская фера различаются. Отдельный интерес к материству и отдельный интерес к сексуальной жизни.
5. Этап конкретизации онтогенетического развития материнской сферы в реальном взаимодействии с ребенком. Этот этап включает несколько самостоятельных периодов: беременность, роды, послеродовой период, младенческий возраст ребенка и период перехода к следующему, 6-ому этапу развития материнской сферы, основанный на динамике третьего компонента гештальта младенчества.
6. Завершающий этап развития материнской сферы. Последний, шестой этап развития материнской сферы в онтогенезе характеризуется образованием у матери эмоциональной привязанности к ребенку, личностного принятия и личностного интереса к внутреннему субъективному миру ребенка и к его развитию и изменению.
Понятие родительство появилось на рубеже 20-21 вв.и определяется неоднозначно:
· Социальный институту (включающий инст: отцовство и материнство).
· Деятельность родителя с момента зачатия ребенка и не заканчивающийся после смерти ребенка.
· Отношение кровного родства между родителем и ребенком.
· Субъективное восприятие человека себя родителем.
· Биологический, психологический, социокультурный феномен:
o Социо-культурный феномен – закрепленные в культуре представления о содержании социальной позиции родителя и содержании родительской сферы деятельности (позиция)
o Сфера деятельности родителя, обеспечивающая реализацию функций ухода, защиты, обучения и воспитания, поддержки и сопровождения развития (деятельность)
o Элемент самосознания личности вносящий специфику в Я-концепцию человека, его идентичность (самосознание)
Родительство – особая социальная позиция.
Социальная позиция предписывает индивиду определенный характер отношений с участником системы.
Понятие «Родительская позиция» введено в психологию детско-родительских отношений А.С. Спиваковской, которая определяет ее как интегральную характеристику, отражающую совокупность эмоционального отношения родителя к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним.
Родительская позиция как совокупность установок родителей во взаимодействии с ребенком существует в трех планах:
· Эмоциональном
· когнитивном
· поведенческом
Характеризуется:
· адекватностью (в отношении восприятия),
· прогностичностью
· гибкостью (в отношении поведенческого компонента).
«Позиция» рассматривается как социально-психологическая реальность, в которой обозначено место индивида в определенной социальной структуре.
Обладающий определенным статусом человек попадает в ситуацию, в которой объективно существует нормативно-одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию.
Особенности позиции определяются теми функциями, которые предписывают индивиду, занимающему данную позицию.
Принимая на себя определенные функции, начиная реализовывать их в деятельности, он вынужден вести себя таким образом, который предписан соответствующей социальной позицией.
Понятие «родительская позиция» определяется из родительских функций.
Характеризуя родительскую позицию как социальную, закрепленную в культурных предписаниях и нормах, можно отметить присущие ей особенности:
· Забота – удовлетворение потребностей ребенка для обеспечения уровня нормального физического, психологического и социального развития ребенка
· Зависимость – построение собственной жизни с учетом интересов и потребностей ребенка, его жизненного ритма и эмоционального состояния
· Ответственность – принятие на себя решений, связанных с организацией жизнедеятельности ребенка; понимание обусловленности поведения ребенка собственным организующим на него воздействием
· Руководство – опережающее воздействие, задающее направленность психическому развитию ребенка (создающее для него зону психического развития)
· Поддержка – обеспечение условий, способствующих оптимальному выполнению социальных норм и требований; помощь в освоении культурных способов действия; укрепление веры в собственные возможности ребенка
· Эмоциональное принятие ребенка – утверждение права на неповторимую индивидуальность ребенка, безусловная любовь и симпатия к нему
Становясь родителем, взрослый человек встает перед задачей принятия данной социальной позиции. Он начинает реализовывать родительские функции, что вынуждает его действовать в рамках этих функций. Становясь субъектом деятельности, взрослый человек порождает систему отношений к осваиваемой социальной роли, что позволяет нам говорить о степени принятия родительской позиции, ее присвоении и превращении во внутреннюю позицию родителя.
ВНУТРЕННЯЯЯ ПОЗИЦИЯ РОДИТЕЛЯ
Человек, начинающий действовать как родитель, должен еще ощутить себя родителем. Превращение в родителя предполагает такое изменение его сознания, при котором внешняя социальная позиция родителя, будучи принятой личностью, превратиться в ее внутреннюю позицию – внутреннюю позицию родителя.
Внутренняя позиция – готовность к реализации социальной позиции, сопровождающаяся позитивным отношением к ее элементам, функциям ею задаваемым (Л.И. Божович).
Формирование позиции позволяет человеку строить поведение иначе, чем через волевое усилие и серьезное преодоление себя.
Внутренняя позиция родителя – осознанное, принимающее отношение к особенностям социальной позиции родителя, и родительским функциям.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление