Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Компетентности супругови использования ими высказываний типа коммуникационных барьеров




Сюда надо вставить картинку

 

Процесс межличностной коммуникации опосредуется системой образов:

«Я», «Другой моими глазами», «Я глазами другого», «Наши отношения», «Наши отношения для другого» и «Наши отношения для меня глазами другого».

Эмоциональная насыщенность образов приводит к перегрузке коммуникационного канала и возрастанию вероятности нарушений межличностной коммуникации в случае искажения или недостаточной адекватности хотя бы одного из них.

 

В работах Л.А. Петровской, Г.М. Андреевой, Э.Г. Эйдемиллера, К. Вац-

лавика, В. Сатир, К. Роджерса, Т. Гордона выделены условия эффективного межличностного общения в семье, они включают общие принципы организации успешной коммуникации, так и нормы и правила, устанавливаемые применительно к семье:

• открытость коммуникации;

• высокая активность коммуникации (нужны ритуалы для возможности обсуждения — вечернее совместное чаепитие, разговор с детьми перед сном и т.д.;

• необходимая степень самораскрытия в процессе общения, конгруэнтность общения;

• согласованность представлений о семейном укладе, общность семейных ценностей, адекватность семейного самосознания, согласованная целостность системы «Мы»;

• точность невербальной коммуникации, непротиворечивость вербальных и невербальных сообщений;

• сенситивность к высказываниям партнера, использование техники активного слушания («Ты-сообщений») с обратной связью;

• безоценочность и эмпатическое принятие партнера;

• проявление любви, взаимной эмпатии и поддержки, уважения партнера, что особенно важно в кризисных периодах жизненного цикла семьи и

при возникновении стрессовых, фрустрирующих и проблемных ситуаций;

• формирование семейного языка

 

Нарушения межличностного общения — одна из наиболее актуальных

проблем семейного функционирования.

Виды нарушений межличностной коммуникации в семье:

1) противоречивость вербальной и невербальной коммуникации;

2) возникновение коммуникационных барьеров;

3) манипулирование партнером в процессе коммуникации, злоупотребление управлением коммуникацией (Э. Берн);

4) нарушение и искажение передачи чувств (В. Сатир);

5) «отклоненная» коммуникация;

6) парадоксальная коммуникация;

7) «замаскированная» коммуникация — мистификация (Р. Лэнг);

8) борьба за коммуникационный канал.

 

Трудности в общении (причины) возникают из-за низкой коммуникативной

Типы неэффективных высказываний включают (12 неэффективных высказываний):

приказания,

  • прямое инструктирование;
  • предостережения,
  • угрозы;
  • нотации,
  • морализаторство;
  • советы и разъяснения;
  • логическую аргументацию;
  • прямую негативную оценку;
  • высмеивание, навешивание ярлыков;
  • похвалу;
  • интерпретацию поведения, постановку диагноза;
  • расследование, допрос;
  • утешение, успокаивание;
  • отвлечение внимания, уход от проблемы [Гордон, 1997].

 

 

Если трудности общения приобретают хронический характер, возникает так называемая «коммуникационная проблема» [Эйдемиллер, Юстицкис, 1999].

Э.Г. Эйдемиллер выделяет три этапа развития коммуникационной проблемы:

а) информационно-дефицитный

б) этап замещающе-искаженного коммуницирования

в) поведенчески-коммуникационный.

 

Например, муж испытывает потребность в выражении любви, поддержки со стороны жены, однако обращение с подобной просьбой не согласуется с его представлениями о маскулинности и о себе как сильной личности. На первом, информационно-дефицитном этапе реальная коммуникация заменяется воображаемой, частично невербальной — поведение мужа представляет собой молчание, «сверлящий» и умоляющий взгляд вслед уходящей жене, мысленные призывы. На следующем

этапе происходит замещение и искажение информации, поскольку непосредственное выражение супругом своих потребностей диссонирует с его

ожиданиями и предписанным сценарием ролевого поведения («когда приходится, быть сильным, а хочется быть слабым...»). Например, муж, вместо

того чтобы сказать: «Побудь со мной, мне не хватает твоего внимания, и во-

обще я сегодня устал и чувствую себя жалким», говорит: «Что-то я плохо

себя чувствую...» Жена, бросая все, мчится в аптеку и, возвращаясь, обнаруживает «тяжелобольного», почти умирающего полчаса назад мужа раз-

валившимся в кресле перед телевизором. Скандал. Наконец, на поведенческом этапе начинается манипулирование партнером с целью заставить его

делать то, что желает носитель «дефицитной информации». В нашем случае муж использует любые средства для того, чтобы заставить жену всевремя проводить дома рядом с ним (упреки, использование мнения родственников в целях давления и пр.). Отношения катастрофически ухудшаются, наблюдается потеря взаимного доверия, эскалация конфликта. Исходная потребность так и не удовлетворена, более того, шансов на эмоциональную поддержку и взаимопонимание уже почти не осталось.

 

(5) «Отклоненная» коммуникация - это односторонний

процесс, в котором один из партнеров, по сути, занимает позицию изоляции и молчаливого отказа от коммуникации. Внешне такая коммуникация

выступает как монолог вместо диалога, в общении партнеров отсутствует

зрительный контакт.

 

(6) Парадоксальная коммуникация представляет собой передачу по коммуникационному каналу одновременно двух взаимоисключающих сообщений, каждое из которых должно быть воспринято партнером как истинное [Эйдемиллер, Юстицкис, 1999]. Противоречивое сообщение подкрепляется еще и запретом его замечать или комментировать. Например, супруг, вернувшись домой, застает заплаканную жену и встревоженно спрашивает:

«Что случилось?». Следует ответ со слезами на глазах: «Все в порядке, у

меня все хорошо!»

 

(7) «Замаскированная» коммуникация, или мистификация, часто используется супругами в условиях актуального или хронического семейного конфликта и представляет собой маскирование и затушевывание противоречий и конфликтов в отношениях с целью сохранить статус-кво, не объективировать конфликтную ситуацию. Мистификация состоит в том, что один член семьи отвергает адекватную интерпретацию семейной ситуации, своих чувств и переживаний, предлагаемую партнером.

 

(8) Борьба за коммуникационный канал - стремление сохранить за собой «последнее слово», в основе этого лежит неразрешенная проблема главенства в семье.

 

Межличностное общение в семье является ключевым моментом ее жизнедеятельности. Оптимизация внутрисемейного общения – это наиболее перспективное направление работы с дисгармоничной семьей.

 

Работая с семьей надо помнить, что семейное информационное пространство неоднородно с точки зрения:

  • его содержания («Семейные тайны», или «скелеты в шкафу»)
  • открытости для всех членов семьи (интимная жизнь родителей на раскрывается детям).

 

И к В- 18 и к В-20 тоже Распределение ролей и характер общения определяют формы взаимодействия и сотрудничества в семье.

СВ. Ковалев предлагает классификацию типов взаимодействия в семье:

сотрудничество — гибкое распределение ролей в зависимости от ста-

дии жизненного цикла семьи, конкретной ситуации, индивидуальных осо-

бенностей членов семьи; взаимная поддержка и взаимопомощь, высокий

уровень эмпатии, готовность вместе решать конфликтные ситуации;

паритетные отношения — союз, основанный на взаимной выгоде и

равных правах партнеров. По сравнению с сотрудничеством паритетные

отношения характеризуются более низкой степенью эмпатии и взаимопомощи.

соревнование — явно выраженное стремление к первенству на фоне со-

хранения доброжелательности к партнеру. В семье сочетаются, с одной стороны, кооперация на основе решения общих задач, интересов, эмоциональная

поддержка, эмпатия, с другой — стремление утвердить свое превосходство, однако самоутверждение осуществляется не за счет унижения партнера, а достижения реального превосходства;

конкуренция — желание обойти и «подавить» партнера любыми средствами. Превосходство над ним рассматривается как единственный вариант

самоутверждения. Отношения супругов окрашены завистью, ревностью к

успехам друг друга, ожесточением в борьбе за лидерство и единоличное главенство;

антагонизм — дисфункциональность и дисгармоничность семьи, несовместимость, противоречивость интересов ее членов, хронический конфликт, переходящий в кризис, искажение или утрата эмоциональной привязанности. Как правило, антагонизм интересов и отношений супругов приводит к распаду семьи.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1110; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.