КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Требования к ролевой структуре
• ролевая согласованность — требование непротиворечивости ролей, образующих целостную систему, как в отношении ролей, выполняемых од- ним человеком, так и семьей в целом; • выполнение роли должно обеспечивать удовлетворение потребностей личности в рамках семьи; •принятые роли должны соответствовать возможностям личности, нельзя допускать «ролевой перегрузки»; •выполнение ролей должно обеспечивать удовлетворение потребностей всех членов семьи.
Конвенциональные роли могут быть классифицированы по различным основаниям. В основу классификации ролей Ф. Ная положен функциональный принцип, позволяющий выделить следующий набор ролей:
При распределении конвенциональных ролей наблюдается полоролевая дифференциация, которая определяется особенностями представлений супругов о ролях мужчин и женщин в обществе и семье, особенностями полоролевой идентичности и реальным распределе- нием ролей в семье между супругами [Алешина, Борисов, 1989].
Традиционализация ролей в семье по гендерному принципу связана с рождением и воспитанием маленьких детей. В современной семье полоролевая дифференциация достаточно подвижна.
Роль ответственного за воспитание младенца выделяется из воспитательной функции семьи и выступает обособленно по причине теснейшего взаимодействия ребенка в младенческом возрасте с близким взрослым. Традиционные нормы предписывают выполнение этой роли матери (кормление грудью — биологически обусловленная функция матери; предпосылки синхронности взаимодействия матери и ребенка закладываются еще в период пренатального развития, мать – лучшая фигура для первого социального контакта)
Реализация роли воспитателя детей (более старшего возраста) осуществляется обоими родителями. Степень участия отца определяется следующими факторами: • уровнем образования. • полом ребенка. •возрастом ребенка. Чем старше ребенок, тем больше включен отец. Надо включать его раньше, чтобы формировать безопасную привязанность в отношениях ребенка с отцом, вырабатывать единую род.позицию с матерью, способствует безусловному принятию сто стороны отца. Типичной проблемой ролевой структуры семьи, где оба супруга работают, является ролевая перегруженность и дилемма идентичности работающей женщины, отсюда ролевой конфликт из-за невозможности успешного выполнения ею большого количества ролей — семейных и профессиональных — в силу противоречивости, предъявляемых к ним требований; отсутствием необходимых физических ресурсов; чрезмерностью требований к выполнению ролей, устанавливаемых самой женщиной
Ролевое поведение характеризуется:
Фактор родительской семьи каждого из супругов, два возможных типа воздействия этого фактора на принятие и исполнение роли: 1) повторение (воспроизведение) в собственной семье распределения семейных ролей и исполнение ролей в той форме, в какой они исполнялись в родительской семье; 2) отвержение семейного уклада родительской семьи. Одной из причин отвержения может стать неблагополучие детско-родительских отношений в семье одного из супругов.
Принятие семейных ролей определяется:
Можно выделить несколько вариантов сочетания ролевых ожиданий в зависимости от сиблинговых позиций: • комплементарный брак — взаимодополняющие сиблинговые позиции супругов. Например, позиции старшего и младшего ребенка. В случае комплементарности наблюдается наиболее благоприятный вариант формирования ролевой структуры: есть взаимодополняющие ожидания, готовые стереотипы межличностных ролей и опыт их исполнения; • частично комплементарный брак — частичное совпадение сиблинговых позиций супругов. Например, позиции среднего и старшего ребенка лишь частично оправдывают ожидания супругов в отношении межличностного взаимодействия; • некомплементарный брак — тождественность сиблинговых позиций супругов, ведущая к конкуренции в борьбе за присвоение одной и той же межличностной роли.
Сами роли могут оказывать психотравмирующее воздействие как на их исполнителя, так и на остальных членов семьи и семью в целом. Патологизирующие роли (X. Рихтер) в зависимости от их субъекта могут быть:
Генезис и функционирование патологизирующих ролей определяются действием защитных механизмов, обусловленных личностными проблема- ми каждого из членов семьи, а также нарушением функционирования семьи в целом. В основе патологизирующих ролей лежат нарушения представлений членов семьи друг о друге, о себе и семье в целом — феномен «семейных мифов» (Эйдемиллер, Юстицкис)
В-20 Основные характеристики межличностного общения в семье. Причины и виды нарушения общения. Методы диагностики супружеских отношений.
Задачи межличностной коммуникации в семье (Андреева, 1980; Лисина, 1986; Петровская, 1987): 1. обмен информацией, 2. согласование усилий и выполнения ролей в совместной деятельности, 3. установление и развития межличностных отношений, 4. познание партнера и самопознания.
Особенностью межличностной коммуникации в семье является:
Структура коммуникативного акта включает: • возникновение потребности и мотивов общения; • определение задач коммуникации (информационно-познавательная, за- дачи воздействия на поведение и деятельность партнера, подтверждения или изменения характера межличностных отношений, предоставления обратной связи партнеру о его личностных характеристиках и своем отношении к нему, получения обратной связи от партнера о себе и его отношении к себе);. • передача информации, включая выбор определенного содержания (что хочу сказать) и выбор способа кодирования (как хочу сказать); • получение информации партнером, включая процессы декодирования содержания, реконструкции намерений и мотивов партнера по коммуникации; • анализ полученной информации и принятие решения о содержании ответного акта коммуникации; •передача информации, включая выбор определенного содержания (что хочу сказать) и выбор способа кодирования (как хочу сказать)
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |