КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Полезная статья? Поделитесь с друзьями из соцсетей!
Вторая половина 1950-х годовстала временем, когда началась постепенная трансформация как самого советского социального пространства, так и его самоосмысления в формах литературы, искусства, философии, других гуманитарных и общественных наук. Приходит и черед социологии. Она понемногу обретает легитимность, хотя процесс этот происходит (по крайней мере, на уровне официальной институциализации) в пределах, заданных догматической парадигмой исторического материализма. 2.1. Уже начальные моменты становления советской социологии — первое участие обществоведов из СССР в международных социологических форумах (III и IV Всемирные конгрессы социологов в 1956 и 1959 г.) и создание Советской социологической ассоциации в декабре 1957 г. под президентством Георгия (Юрия) Павловича Францо- ва (1903-1969), одного из немногих официальных теоретиков, относительно эрудированных по вопросам религии, — обнаружили специфику, которая на несколько десятилетий определила характер социологической мысли в нашей стране. Ее общим свойством стала некая раздвоенность: с одной стороны, шло накопление профессиональных знаний и навыков, разрабатывались исследовательские приемы и инструментарий, решались конкретные задачи социального познания; с другой же стороны, социология в СССР выступала в ряду средств конструирования советского «идеального типа» общества, вдобавок выполняя функцию его внутренней апологии и защиты от внешних «враждебных происков». Со временем противоречие между собственной логикой развития социологического знания, требующего объективных и независимых исследований, и императивом идеологической лояльности, присущим большинству советских социологов, создало множество трудноразрешимых в тех условиях проблем для этой науки. Но в конце 1950-х — начале 1960-х годов данная противоречивость еще не была столь разительной, компенсируясь энтузиазмом и творческим порывом пришедших в социологию ученых.
2.2. По мере своего становления социологическая среда все увереннее овладевала семантически сложной научной лексикой — частично усвоенной из зарубежных теорий, частично самодеятельной. Добываемые в исследованиях знания о социальной реальности «кодиро-
вались» специальным языком уже настолько изощренно, что за всей этой «эзотерикой» сама реальность для непосвященных проглядывала с трудом. Зато возникал какой-то особый образ советского общества, выраженный впечатляющей для профанного сознания теоретической терминологией. Особую роль здесь сыграло и стремление идеологического аппарата усилить свою состоятельность апелляцией к высокому в ту пору авторитету науки — даже самые искусственные создания марксистско-ленинской теории маркировались понятием «научный» («научный коммунизм», «научный атеизм»). Вольно или невольно к этому подверстывалась система социологических знаний — они были научными и в то же время интегрированными в идеологическое поле. Получаемые исследовательские выводы своей научностью умножали вес ангажировавшей их идеологии, придавали ей достоверность в массовом сознании. 2.3. Для социологии религии в СССР конец 1950-х годов — это время ее неспешной реанимации. Тогда же выявляется и изначальное своеобразие советской социологии религии, принципиально отличавшее ее от зарубежных моделей этой области знания и создавшее специфические проблемы для последующей институциализа-ции. Старым обществоведческим кадрам теоретические неясности с религией были неведомы (проведенная за предыдущий период советской истории «разработка» религиозного вопроса считалась исчерпывающей, у многих навсегда отбив охоту к самостоятельному теоретизированию), а эмпирические свидетельства сохраняющейся религиозности удобно объяснялись «пережиточностью» и «идеологическими происками».3 Новая генерация входила в социальные исследования под воздействием стереотипного восприятия религии как научно несостоятельного и потому уходящего с общественной сцены явления. Однако длительное существование религиозных традиций в советском обществе и их упорное возобновление, несмотря на репрессивную политику, заставляли искать более основательные объяснения, нежели разоблачительные трактовки прежних лет. Без привлечения научных средств это сделать было невозможно. Социологическое изучение религии в такой ситуации становится делом допустимым и в известных рамках поощряемым. Но целевая установка, которая задается при этом, формулируется в прежнем режиме — усиление антирелигиозного потенциала коммунистической идеологии, способствование «разработке стратегии научно-атеистического воспитания».
Таким образом, в статус послевоенной советской социологии религии закладывается неопределенность. Как научная деятельность она не могла развиваться вне контекста
общей социологии, без усвоения социологического исследовательского тезауруса. Но идеологический прикладной смысл вызвавшего ее из небытия заказа подчинял эту деятельность задачам вненаучного характера, которые концентрировались под рубрикой теории и практики развития массового атеизма в СССР. 3. На рубеже 1950—1960-х годов начинается новый период в истории отечественной социологии религии, продлившийся вплоть до времен «перестройки» и распада Советского Союза. В этом периоде можно выделить (с известной долей условности) несколько эволюционных этапов, различающихся мерой эмпирической и теоретической содержательности. Первым, таким этапом, стали 1959-1964 гг., на протяжении которых сформировались основные виды деятельности, тематика и подходы советской социологии религии. Общим ее свойством стала нацеленность на сопоставительное исследование религиозности и атеистичности населения СССР. Социологическое изучение религии обусловливалось использованием его результатов для корректировки и усиления «атеизации» советского общества. В то же время более серьезное внимание, нежели когда-либо прежде, было обращено на разработку действенного инструментария, методов и техники исследования. Это, в свою очередь, предполагало некоторое теоретическое развитие и даже освоение опыта зарубежной немарксистской социологии религии. Тематика исследований на этом этапе сосредотачивалась вокруг количественных и социально-демографических характеристик — первоочередность получило намерение выяснить реальные масштабы распространения религии и атеизма среди населения страны. Что касается качественной стороны изучаемых явлений, то подходы к ее выявлению только начинали намечаться.
Развертывавшееся социологическое изучение религиозности и атеизма потребовало создания соответствующих организационных образований, проводящих и координирующих такую деятельность, обобщающих ее результаты. Секторы и группы по вопросам атеизма (или истории религии и атеизма) были созданы в Институте философии и Институте истории АН СССР, академических институтах союзных республик. Начался выпуск специализированных периодических изданий — сборников «Вопросы истории религии и атеизма» (Институт истории АН СССР), ежегодников ленинградского Государственного музея истории религии, журнала «Наука и религия» (с сентября 1959 г.). В Советской социологической ассоциации образуется секция социологии религии и атеизма, а во Всесоюзном обществе «Знание» — Научно-методический совет по научно-атеистической пропаганде. На уровне
городов и областей к социологическим обследованиям в разном качестве привлекаются вузовские учреждения и отделы пропаганды местных органов КПСС. Серьезным исследовательским опытом того времени стало изучение христианского сектантства в Тамбовской, Липецкой и Воронежской областях, осуществленное в 1959-1961 гг. под руководством Александра Ильича Клибанова (1911-1994). На его примере во многом формировалась методика (интервью, наблюдение, сбор документального материала) последующих массовых обследований религиозности в первой половине 1960-х годов. Была собрана большая и разносторонняя эмпирическая фактура. Обнаружились и существенные пробелы — редко использовались выборочный и монографический методы, математико-статистическая обработка полученных результатов, как правило, не применялась. По итогам проведенных экспедиций и опросов был осуществлен ряд обобщающих публикаций, где наличествовали уже не только процентные показатели, но и конкретные достаточно обоснованные цифры.5
В теоретическом плане этот этап был совершенно непродуктивен. Единственным заметным явлением стали работы Юрия Александровича Левады (1930-2006), которые пополнили научный оборот советского обществоведения переложением, при относительно мягком критическом комментарии, ряда идей представителей западной социологии религии — от Э.Дюркгейма до И. Ваха, Ч. Глока и Г. Ле Бра (статья 1963 г. «Основные направления буржуазной социологии религии» и др.)6. Частичному знакомству с немарксистскими социологическими взглядами на религию способствовали и специально подготовленные сборники переводных работ зарубежных авторов.7 Некоторым образом это оснащало теоретический арсенал советской социологии религии современной терминологией и отдельными методическими рецепциями. В начале 1964 г. Идеологическая комиссия при ЦК КПСС разработала программный документ «Мероприятия по усилению атеистического воспитания населения», который был одобрен ЦК КПСС и принял директивный характер для всех партийных и государственных учреждений, имевших отношение к сфере атеистической деятельности. Реализация положений этого документа усилила и без того явное подчинение социологии религии идеологическим установкам. Организационное воплощение это нашло в создании Института научного атеизма (далее — ИНА) как структурного подразделения Академии общественных наук при ЦК КПСС.8 Довольно скоро ИНА развернул в стране целую сеть опорных пунктов, одной из задач которых стало проведение социологических опросов и сбор данных об отношении со-
ветских людей к религии и атеизму (материалы публиковались в периодических сборниках ИНА «Вопросы научного атеизма»; архив ИНА имел свой фонд конкретных социологических исследований). Одновременно в ряде университетов и крупных вузов страны началась подготовка студентов и открылась аспирантура по специальности «научный атеизм». Сферой, где готовились профессиональные кадры, предназначавшиеся, в том числе, и для социологического изучения религиозности и атеизма, становится советское научно-атеистическое религиоведение. Новым этапом можно считать 1965-1970 гг. Вообще, 1965 г. стал по-своему рубежным для советской социологии религии. С одной стороны, на состоявшемся в этом году «Первом международном коллоквиуме по социологии религии в социалистических странах» (г. Иена) советские ученые уже уверенно обсуждали тему религии как предмета социологического изучения. С другой же стороны, появление монографии Ю. А. Левады «Социальная природа религии» стало поводом для «одергивания» отечественных социологов партийно-идеологическими инстанциями за увлечение «ревизионистскими концепциями религии» в ущерб положениям исторического материализма. Взгляд на религию как на социальный институт, объективно обусловленный и имеющий свою функциональность в обществе, при всех марксистских оговорках по этому поводу, расходился с санкционированной интерпретацией и вызвал строгое порицание. Дальнейшая эволюция социологии религии в СССР происходила при постоянном балансировании между «дозволенным» (объем которого временами расширялся, временами жестко дозировался) и «неприкасаемым». Освоение достижений зарубежной социологии могло происходить только путем использования фактических данных и методических материалов, при обязательной критике «чуждых идеологических позиций». Рискованность общетеоретических изысканий смещала центр социологической деятельности в эмпирическую сферу с явным прикладным акцентом. В 1966 г. создается Отдел конкретных социальных исследований в Институте философии АН СССР, два года спустя преобразованный в Институт конкретных социальных исследований АН СССР, имевший в своем составе центр изучения общественного мнения и сектор социологии религии и атеизма. В ряде вузов открывается специализация по прикладной социологии. С 1965 г. при Ленинградском государственном университете начал работу Научно-исследовательский институт комплексных социальных исследований. Ведущей выступила ориентация на конкретные исследования в рамках планирования социального развития. Это же стало главным вектором советской социологии религии.
В 1966-1967 гг. комплексное изучение религиозности советской молодежи провел Институт научного атеизма совместно с Отделом пропаганды и агитации ЦК ВЛКСМ (по 15 опорным пунктам ИНА в различных регионах СССР было опрошено 23 тыс. молодых людей). Во второй половине 1960-х годов шли массовые социологические обследования в Ивано-Франковской (А. С. Онищенко), Воронежской (М. К. Тепляков) и Пензенской (А. А. Лебедев) областях на предмет выявления связи секуляризационных процессов с ростом атеистической убежденности. К исходу 1960-х годов были обобщены и опубликованы результаты нескольких масштабных исследований, проводившихся за минувшее десятилетие среди различных групп городского и сельского населения в тематическом диапазоне от «воздействия религии на социальную активность трудящихся» до роли религиозных обрядов в жизни тех или иных профессиональных групп.9 Нараставший объем прикладных исследований постоянно возвращал специалистов к проблеме теоретического обоснования ключевых понятий (предмета социологии религии, критериев религиозности, смысла секуляризации и т. д.).10 Тщательно «шлифуя» формулировки, об этом пробует писать Дмитрий Модестович Угринович (1923-1990).11 Защищаются первые кандидатские диссертации по научному атеизму «социологического профиля», где обстоятельно рассматриваются и теоретико-методологические вопросы.12 Исследовательская мысль обращается к типологическому анализу религиозных сообществ и даже к моделированию возможных перспектив тех или иных религиозных групп в системе существующих церковных отношений.13 На исходе этого этапа (1969-1970) социологическое осмысление религии в СССР подходит к некому качественному сдвигу. Во-первых, само название «социология религии» уже вполне легитимно в системе понятий советского марксизма и все чаще выносится в заголовки официальных текстов.14 Во-вторых, начинают публиковаться пока еще небольшие теоретические работы, указывающие на воспроизводство социальных причин религиозности в условиях социализма и их влияние на новые поколения.15 В-третьих, ширятся международные контакты советских социологов (в 1970 г. на VII Всемирном социологическом конгрессе в Варне советские представители активно участвовали в рабочей группе «Социология религии»16), и это побуждает к большей основательности, владению современными теориями и подходами.17 В-четвертых, исследовательское внимание все чаще переключается от массовых обезличенных процессов (преодоление религии, рост атеизма и т.п.) на попытку понять личность современного верующего в социалистическом обществе, его жизненные мотивации, социальные приоритеты и нравственные ценности.18 В конечном итоге
все это подводило к необходимости анализа реальных общественных отношений, формирующих различные мировоззренческие позиции при социализме. В повестку дня ставится тема секуляризации в ее широком значении.19 Обнаруживается и острый недостаток собственной теоретической базы у советской социологии религии. Следующий этап охватывает 1971-1979 гг. По количеству проводившихся исследований и литературы на темы социологии религии это, пожалуй, наиболее насыщенный период. Религиозные верования в СССР еще традиционно маркируются понятием «пережитки», однако содержание научных работ уже более или менее объективно свидетельствует о наличии оснований религиозности в самом укладе общественного бытия советских людей, их повседневном жизненном мире и духовных потребностях.20 Открытие новых мотивов воспроизводства религии при социализме ставит под сомнение эффективность применявшихся форм и средств атеистического воспитания; попытки разобраться с причинами «торможения» массового атеизма становятся отныне постоянными сюжетами в научно-атеистических социологических публикациях.21 Теоретическое развитие советской социологии религии в это время вплотную приближается к проблеме самоопределения. Дисциплинарно она была включена в сферу компетенции научного атеизма, под рубрикой которого проходили тогда все вопросы, связанные с религией. Научный атеизм, в свою очередь, числился в разряде философских наук. К ним же принадлежала и марксистско-ленинская социология, имевшая статус раздела философских знаний об обществе. Поэтому даже «социологический акцент» не избавлял социологию религии в СССР от конечной замкнутости на философскую теорию марксизма. Общей метатеорией и для научного атеизма, и для социологии был исторический материализм. В то же время внутренняя логика эволюции научно-атеистического религиоведения и социологической науки выявляла необходимость как минимум какой-то связной теоретической формы для их собственных обобщающих представлений, сложившихся на специфическом предметном поле. Социологии это сделать удалось, пусть и компромиссным образом, благодаря разработке концепции различных уровней социального знания.22 Экспликация, наряду с общесоциологической теорией истмата и уровнем конкретных социальных исследований, еще и специальной социологической теории (так называемого «среднего уровня») дала возможность более уверенного теоретического осмысления эмпирической реальности. По-своему аналогичную процедуру проделал и научный атеизм, обзаведясь собственной «теорией и историей». У советской социологии религии же, по причине ее «размазанности» между научным атеизмом и социоло-
гией, какого-то «зазора» для автономной теоретико-методологической самоидентификации почти не оставалось. Не имея возможности удовлетворительно решить эту проблему, религиоведы-социологи, по крайней мере, старались обозначить потребность в собственном теоретическом развитии отечественной социологии религии. В одном случае, как это выглядело в труде Д. М. Угриновича «Введение в теоретическое религиоведение» (1973), объемный раздел о социологическом анализе религии обращал на себя внимание не только обстоятельностью изложения, но и контрастом между скудным упоминанием нескольких советских исследовательских работ и пространным описанием широкого спектра подходов современной западной социологии к вопросам религии.23 В другом случае — в книгах Игоря Николаевича Яблокова 1970-х годов (одна из них носила прямое название «Социология религии») — советская социология религии вроде бы привычно вписывалась в научно-атеистический контекст, но сам научный атеизм представал как интегральное образование на стыке различных общественных и гуманитарных наук, включая марксистско-ленинскую философию с ее общей социологической теорией исторического материализма. А это уже позволяло выделить социологию религии в качестве специальной социологической теории, со своим категориальным аппаратом, операционально интерпретируемыми понятиями и эмпирическими обобщениями.24 Подобные ухищрения сегодня могут показаться в лучшем случае странными и ничего по большому счету не менявшими, но оценку каждого поворота истории мысли требуется соразмерять с его действительным значением именно для своего времени. В советской социологии религии 1970-х годов все это было вполне функционально, способствовало сохранению научного уровня исследований в той области, где доминировали приоритеты идеологии. Тематика и масштабы самих исследований на рассматриваемом этапе заметно расширились. Среди них уже выделялись «образцовые» — сравнительное изучение отношения городского населения Одессы и Ленинграда, особенно различных групп интеллигенции, к религии и атеизму (Л. А. Ануфриев, В. Д. Кобецкий); обобщающие работы Р. Г. Балтанова, Б. Н. Коновалова и др.,25 — на данные которых постоянно ссылались во всевозможных публикациях и выступлениях по вопросам атеистического воспитания. Выходят в свет и труды о социально-исторической природе, социальных корнях и социальных функциях религии.26 Подробно затрагивались социологические аспекты индивидуального подхода к верующим,27 отношение к религии и атеизму со стороны различных социально-демографических групп (молодежь, женщины).28 Повышенное внимание продол-
жало уделяться теме религиозного сектантства и малых религиозных групп, отслеживалась их динамика, изучались социальные воззрения, жизненные позиции сектантов и проч.29 (в 1979 г. выходит 24-й выпуск сборника «Вопросы научного атеизма», полностью посвященный эволюции христианского сектантства в СССР). Небезынтересно, что в названиях работ все чаще стало появляться слово «проблемы». Особым сюжетом стала целая серия социологических исследований исламской части населения СССР в 1970-х годах30 (в 1980-е годы новые аналогичные мероприятия почти не проводились, продолжали публиковать и использовать прежние данные31). Не без грустной иронии можно упомянуть о настораживавших выводах из социологических обследований населения Чечено-Ингушской АССР тех лет лабораторией КСИ при местном ОК КПСС,32 которые остались невостребованными и фактически бесполезными. Наконец, именно на данном этапе центр социологической деятельности начинает смещаться в сторону массовых опросов общественного мнения. Это направление настолько «промаркировало» социологию, что и поныне на обыденном уровне ее чаще всего воспринимают как изучение общественного мнения. В 1970-х годах указанное направление было зарождающимся; искала в нем свои подходы и социология религии.33 Наработки из этой области стали применяться в практике социологического исследования религиозности населения.34 Тем не менее, по справедливому замечанию В.И.Гараджи, «результаты почти одновременно проводившихся исследований оказывались трудно сопоставимыми, поскольку исследователи пользовались разными программами и методиками, а иной раз действовали просто кустарно. Так и не была выработана согласованная типология религиозности. За редким исключением, эмпирическое исследование проводилось без предварительной концептуализации».35 Наглядной демонстрацией достигнутого уровня советской социологии религии стала работа ленинградского исследователя Владимира Дмитриевича Кобецкого «Социологическое изучение религиозности и атеизма» (1978). Она содержала большой историко-социологи-ческий материал, статистику демографии и динамики религиозности в СССР, попытку построения типологии религиозности и атеистич-ности, программу изучения и социологический анализ общественного мнения по вопросам религии и атеизма. Все это описывалось современным понятийным языком социологии и в то же время было снабжено необходимыми ссылками на установки партийных документов. Методика получения конкретных данных свидетельствовала о научной тщательности проводимых процедур, но обобщающие суждения все время подстраивали реальный результат (нелицеприятную конста-
тацию слабости и низкой эффективности атеистической пропаганды) под идеологически мотивированное оптимистическое ожидание (распространение и утверждение массового атеизма). Тем разительнее было расхождение между фактическим выводом исследователя, что «за годы Советской власти уровень религиозности снизился примерно на 50%» (и это при всей жестокости 60 лет борьбы против религии), и официальной цифрой из передовицы газеты «Правда», указывавшей на сохраняющуюся религиозность всего у 8-10% взрослого городского населения (при этом осторожно добавлялось, что в сельской местности процент «несколько выше»).36 Наступивший далее этап 1980-1985 гг. в целом не принес заметных изменений в сложившееся состояние советской социологии религии. Продолжались ставшие уже традиционными социологические исследования религиозного сектантства, причин и содержания религиозных умонастроений среди молодежи, проблем повышения эффективности атеистической пропаганды.37 Новой темой стало социологическое осмысление развития советских праздников и обрядов как альтернативы религиозной обрядности.38 В теоретических работах речь по большей части шла об индивидуальной религиозности, тенденциях и особенностях ее проявления, принципах анализа религиозности и атеистичности в социалистическом обществе.39 Можно упомянуть и расширившееся в это время знакомство советских ученых с трудами западной социологии религии — осваивалась уже не только «классика жанра» (взгляды Г. Зиммеля, Э. Трельча, М. Вебера и др.), но и современные социологические концепции (появлялись ссылки на Р. Белла, П. Бергера и Т. Лукмана, Г. Ленски, Т. Парсонса, Б. Уилсона и др.). Характерно, что понятие «религиозные пережитки» постепенно исчезает из исследовательской лексики. За религией даже признается роль «специфической формы удовлетворения социальных потребностей». В то же время бросается в глаза явное завышение статуса научного атеизма — он рассматривается как мировоззренческое состояние, которое в своей противоположенности религии выступает, по сути, эквивалентным масштабу религиозного мировоззрения (вопреки тому, что в действительности атеизм именно в силу «отрицающего» характера не может быть самостоятельным мировоззрением). Общим итогом проделанных за три десятилетия исследований в рамках научно-атеистической социологии религии советские обществоведы того времени считали «более или менее точную картину религиозности и атеизма в ряде областей, районов и населенных пунктов»; выяснение «дифференциации верующих и атеистов по роду занятий, возрасту, образованию, полу и т.п.»; анализ динамики обы-
денного религиозного сознания (подчеркивалась его «раздвоенность» между религиозной верой и научными представлениями).40 Насколько адекватны были такие результаты в объективном значении — судить пока трудно; это еще предстоит установить современным исследователям истории советского общества. Однако известно, что самонадеянная уверенность официальной социологии в «знании ситуации» не всегда вызывала доверие политического руководства страны. Достаточно вспомнить прозвучавшие в июне 1983 г. от первого лица в КПСС неожиданные слова: «Мы еще до сих пор не изучили в должной мере общество, в котором живем и трудимся, не полностью раскрыли присущие ему закономерности...»41 Советская социология религии здесь не была исключением. Окутанная идеологическими стереотипами, она своими интерпретациями получаемых результатов по существу превратила то, что еще только предполагалось и требовалось достичь (преодоление религиозности и массовый атеизм), в нечто уже произошедшее или близящееся к завершению. Причем сами исследователи, чтобы ни говорилось ими позднее о собственной проницательности, видели в своих искусственных построениях несомненную реальность и пропагандировали это, т. е. фактически занимались мифотворчеством. Завершающим этапом советского периода истории отечественной социологии религии стали 1986-1991 гг. В это время происходит принципиальная «смена вех» в ориентирах советского общества, одним из показателей чего явилось изменение отношения к религии на всех уровнях — от государственного руководства до повседневной жизни людей. Религия становится в ряд духовных приоритетов, религиозные организации заметно интегрируются в социально-политический процесс. Однако сохраняла инерционную силу и научно-атеистическая парадигма в обществознании. Сопряжение расходящихся между собой убеждений, настроений и действий порождает заметную эклектику в былом монолите советских общественных наук. В полной мере все это испытала на себе и советская социология религии. В начале «перестройки» еще продолжают воспроизводиться устоявшаяся за прежние годы тематика и тональность социологических работ по проблемам религии и атеизма. Подвижки, наблюдаемые в сфере религиозной жизни общества, объясняются как признаки «размывания» религиозного сознания и утраты им строгой вероучи-тельной определенности, а также попытками модернизации религиозной идеологии.42 Но не замечать реальных изменений общественного звучания религии уже было невозможно, и это побуждало пересматривать сложившиеся приемы социологического исследования, искать способы их усовершенствования, чтобы лучше разобраться в
происходящем.43 Вопросы «преодоления религии» еще ставятся в повестку конференций и отдельных исследований; настойчиво повторяются и поиски «атеистического общественного мнения».44 Тем не менее с гораздо большим интересом социологи обращаются к выяснению нового облика верующих и религиозных объединений в СССР, причем в эту работу включаются и конфессиональные авторы.45 На «излете» последнего этапа советской социологии религии появляются исследования, которые как бы подводят черту под многолетними усилиями применения социологического знания для процесса атеистического воспитания населения — сделанные ими выводы демонстрируют явную несостоятельность тезиса об «обществе массового атеизма». Для отечественной социологии религии наступает новый, пожалуй, не менее сложный период «поисков себя» в условиях российских трансформаций на рубеже XX-XXI вв.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |