Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы конфликтных личностей




Ф.М. Бородкин и Н.М. Коряк выделяют общие характеристики и основные типы конфликтных личностей, провоцирующих или усугубляющих конфликтные отношения (см. Бородкин, Коряк, 1983; Методы практической психологии общения, 1990. С. 49-51). В целом конфликтные личности характеризуются: 1) резким отличием партнеров по своим психологическим характеристикам (например, если мы медлительны и основательны, то нас будет раздражать чья-то суетливость и торопливость); 2) недостатком общей культуры и психологической культуры общения; 3) общим уровнем конфликтности (или неконфликтности) данного человека. Далее авторы выделяют шесть типов конфликтных личностей:

  1. Конфликтная личность демонстративного типа характеризуется следующими особенностями поведения:
    • хочет быть в центре внимания (любыми путями);
    • отношение к другим определяется тем, как к нему самому относятся другие;
    • легко даются поверхностные конфликты (часто выходит "победителем", т.к. окружающие воспринимают такие конфликты как "хохму");
    • рациональное поведение выражено слабо, более выражено - эмоционально-импульсивное;
    • плохо планирует свою деятельность;
    • избегает кропотливой, систематической работы;
    • конфликтов не боится и чувствует себя в них уверенно (конфликт - как способ продемонстрировать себя);
    • часто оказывается источником споров, но сам себя таковым не считает.

Соответственно руководителям и коллегам следует чаще делать им комплименты - по принципу: "Лучше подыграть в малом, чем потом расхлебываться с потенциальным врагом, мстящим за отсутствие знаков внимания".

  1. Конфликтная личность ригидного типа:
    • подозрителен;
    • обладает завышенной самооценкой;
    • постоянно требует подтверждения собственной значимости;
    • прямолинеен и негибок, не учитывает конкретную ситуацию;
    • с трудом принимает чужую точку зрения;
    • очень обидчив.

Руководителям и коллегам проще вести себя с такими людьми так, чтобы не провоцировать лишние обиды и подозрения. Таким сотрудникам лучше не поручать работы, связанные с гибким поведением.

  1. Конфликтная личность неуправляемого типа:
    • импульсивен, плохо контролирует себя;
    • поведение непредсказуемо;
    • часто ведет себя вызывающе и агрессивно;
    • постоянно требует подтверждения собственной значимости; в своих неудачах любит обвинять других;
    • не умеет планировать свою деятельность;
    • не учится на ошибках прошлого опыта.

В общении с такими работниками следует помнить, что на самом деле они предсказуемы, поскольку их "неконтролируемость" часто повторяется. Поэтому, если изучить типичные реакции таких людей, то можно фактически управлять ими, используя даже в решении ряда деловых вопросов (например, брать таких вспыльчивых сотрудников на те переговоры, где многое решается с помощью эмоций, а не разума). К сожалению, "управление" поведением таких работников чем-то смахивает на манипуляцию.

  1. Конфликтная личность сверхточного типа:
    • скрупулезно относится к своей работе;
    • предъявляет повышенные требования к себе;
    • очень требователен к окружающим;
    • обладает повышенной тревожностью;
    • чувствителен к деталям и мелочам;
    • иногда может порвать отношения с кем-либо, т.к. ему "показалось", что его "обидели";
    • сам страдает от своей скрупулезности и подозрительности (нередко мучается бессонницей, головными болями и т.п.);
    • сдержан во внешних, особенно в эмоциональных проявлениях;
    • плохо чувствует ситуацию общения, часто бывает неадекватен и даже смешон.

В общении с такими людьми лучше не травмировать их напрасно. Тем более, что они и так часто страдают из-за своих странностей. Лучше давать им такие работы, где они смогут проявить свою скрупулезность и ответственность, т.е. давать им возможность использовать свои недостатки с пользой для общего дела, а значит, повышать, хотя бы таким образом, чувство их собственной значимости.

  1. Конфликтная личность "бесконфликтного" типа:
    • неустойчив в оценке и мнениях (часто меняет мнения о других людях);
    • обладает легкой внушаемостью (поверит во все, что угодно, "лишь бы не огорчать собеседника");
    • характерна некоторая непоследовательность поведения;
    • ориентирован на сиюминутный успех в данной ситуации;
    • зависит от мнения лидеров (хочет всегда казаться "хорошим");
    • излишне стремится к компромиссу;
    • не обладает достаточной силой воли;
    • глубоко не задумывается над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих (просто живет "как положено", боится думать своей головой).

В общении с такими людьми рекомендация одна - опасаться их в наибольшей степени. Такие люди, в силу своей слабости духа, продадут кого угодно. Теоретически конечно, можно представить, что эти люди в определенных ситуациях могут проявить и волю, и принципиальность, но для этого потребовалось бы задеть их за что-то "живое". Не каждому руководителю или психологу это доступно.

  1. Целенаправленно конфликтный тип личности:
    • рассматривает конфликт как главное средство достижения своих целей;
    • часто провоцирует конфликты;
    • склонен к манипуляции во взаимоотношениях (с кем-то ласков, а на кого-то - давит);
    • рационально действует в конфликте, просчитывает варианты ходов, оценивает противников;
    • владеет хорошо отработанной техникой поведения в "горячем" (эмоциональном) споре.

Таких людей надо постараться (по возможности) сделать своими сторонниками и использовать их таланты в конструктивном русле. Проблема для руководителей (и психологов труда) - подыскать для таких "рвущихся в бой" людей интересные проблемы, где можно было бы и рискнуть, и изобразить из себя стратега (или героя).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.