Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Акцентуации характера




Характер

В отечественной психологической литературе используют­ся определения характера:

• «Характер — общая стилистика в привычках, навыках, усвоенных тактиках, это общий рисунок, манера поведе­ния, сформированная в результате особого, индивидуаль­но приобретенного опыта в конкретном социальном ок­ружении» (А. Г. Шмелев).

• Характер — содержательный и общественно-значимый компонент личности, проявление направленности, миро­воззрения в его поведении (Н. Д. Левитов).

• Характер — индивидуальное сочетание приобретенных в течении жизни, наиболее устойчивых, существенных осо­бенностей личности, проявляющихся в поведении чело­века, в определенном отношении к себе, другим людям, порученному делу, различным трудностям.

• Характер — это сплав врожденных свойств высшей нерв ной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами.

• «Характер — это индивидуально ярко выраженные и от­носительно устойчивые психологические черты челове­ка, влияющие на его поведение и поступки» (К. К. Пла­тонов, Н. Д. Левитов).

• «Характер — психологический склад личности, выражен­ный в ее направленности (отношение к людям, к себе, деятельности, вещам и воле» (Н. Д. Левитов).

В современной американской психологии используют два альтернативных определения характера:

• характер — это этический и моральный аспект личности;

• характер — мотивационный аспект личности. Характер — это каркас личности, в который входят только

наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства лич­ности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятель­ности. Все черты характера —это черты личности, но не все черты личности — черты характера. Характер — индивидуаль­ное сочетание наиболее устойчивых, существенных особеннос­тей личности, проявляющихся в поведении человека, в опреде­ленном отношении: 1) к себе (степень требовательности, кри­тичности, самооценки); 2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доб­рота, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т. п.); 3) к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициатив­ность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответ­ственность или безответственность, организованность и т. п.); 4) в характере отражаются волевые качества: готовность пре­одолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисципли­нированности.

Какова связь темперамента с характером? Характер чело­века — это сплав врожденных свойств высшей нервной дея­тельности с приобретенными в течение жизни индивидуаль­ными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными или, на­оборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определенном темпераменте одни черты приобретаются легче, другие труднее. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику; доброту, отзывчивость — мелан­холику. Быть хорошим организатором, общительным челове­ком проще сангвинику и холерику. Однако недопустимо оп­равдывать дефекты своего характера врожденными свойства­ми, темпераментом. Отзывчивым, добрым, тактичным, выдер­жанным можно быть при любом темпераменте.

Отдельные свойства характера зависят друг от друга, свя­заны друг с другом и образуют целостную организацию, кото­рую называют структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые система­тически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в опреде­ленных условиях. К первой группе черт относятся черты, вы­ражающие направленность личности (устойчивые потребнос­ти, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляю­щие собой индивидуально-своеобразные способы осуществле­ния этих отношений. Ко второй группе относятся интеллекту­альные, волевые и эмоциональные черты характера.

Среди свойств характера принято различать общие (глобаль­ные) и частные. Глобальные свойства характера оказывают свое действие на широкую сферу поведенческих проявлений. Принято выделять 5 глобальных черт характера (А. Г. Шме­лев, М. В. Бодунов, У. Норман и др.):

1) самоуверенность — неуверенность;

2) согласие, дружелюбие — враждебность;

3) сознательность — импульсивность;

4) эмоциональная стабильность — тревожность;

5) интеллектуальная гибкость — ригидность.

Такие черты как экстраверсия — интроверсия сопоставля­ются с такими глобальными чертами характера, как уверенность и неуверенность; так, общительность, экстравертированность склонны проявлять уверенные и себе люди, а не уверенные в себе проявляют замкнутость, интровертированность.

Среди локальных, частных свойств характера, которые вли­яют на частные, узкие ситуации, можно выделить следующие: общительность — замкнутость, доминантность (лидерство) — подчиненность, оптимизм — уныние, совестливость — бессо­вестность, смелость — осторожность, впечатлительность — тол­стокожесть, доверчивость — подозрительность, мечтатель­ность — практицизм, тревожная ранимость — спокойная без­мятежность, деликатность — грубость, самостоятельность — конформизм (зависимость от группы), самоконтроль — импуль­сивность, страстная увлеченность — апатичная вялость, миро­любивость — агрессивность, деятельная активность — пассив­ность, гибкость —- ригидность, демонстративность — скром­ность, честолюбие — непритязательность, оригинальность — стереотипность.

 

ВОПРОС 75

Как считает известный немецкий психиатр К. Леонгард, у 20—50% людей некоторые черты характера столь заострены. (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Ак­центуация характера — преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудша­ется взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной — от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни — психопатии. Пси­хопатия — болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате резко нарушаются взаимо­отношения с окружающими людьми, психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих.

Но, в отличие от психопатии, акцентуации характера про­являются не постоянно, с годами могут существенно сгладить­ся, приблизиться к норме. Леонгард выделяет 12 типов акцен­туации, каждый из которых предопределяет избирательную ус­тойчивость человека к одним жизненным невзгодам, при повышенной чувствительности к другим, к частым однотипным конфликтам, к определенным нервным срывам. В благоприят­ных условиях, когда не попадают под удар именно слабые зве­нья личности, такой человек может стать и незаурядным; на­пример, акцентуация характера по так называемому экзальти­рованному типу может способствовать расцвету таланта артис­та, художника.

Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50—80%). Определить тип акцентуации или ее отсут­ствие можно с помощью специальных психологических тес­тов, например тест Шмишека. Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения людей.

Приведем краткую характеристику особенностей поведения в зависимости от типов акцентуации: 1)гипертимический (гиперактивный) — чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремит­ся к лидерству, рискам, авантюрам, не реагирует на замеча­ния, игнорирует наказания, теряет грань недозволенного, от­сутствует самокритичность; 2) дистимичный — постоянно по­ниженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимичность, тяготятся шумным обществом, с сослуживца­ми близко не сходятся. В конфликты вступают редко, чаще являются в них пассивной стороной; 3) циклоидный — общи­тельность циклически меняется (высокая в период повышен­ного настроения, и низкая в период подавленности); 4) эмотивнын (эмоциональный) — чрезмерная чувствительность, ра­нимость, глубоко переживают малейшие неприятности, излиш­не чувствительны к замечаниям, неудачам, поэтому у них чаще печальное настроение; 5) демонстративный — выражено стрем­ление быть в центре внимания и добиваться своих целей лю­бой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывают о своих неблаговидных поступках; 6) возбудимый — повышенная раз­дражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, «занудливость», но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конф­ликтуют; 7) застревающий — «застревает» на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, «сводит счеты», служебная н бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывают активной стороной; 8) педантич­ный — выраженная занудливость в виде «переживания» под­робностей, на службе способны замучить посетителей формаль­ными требованиями, изнурят домашних чрезмерной аккурат­ностью; 9) тревожный (психастенический) — пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях; 10) экзальтированный (лабиль­ный) — очень изменчивое настроение, эмоции ярко выраже­ны, повышенная отвлекаемость на внешние события, слово­охотливость, влюбчивость; 11)ннтровертированный (шизоид­ный, аутистический) — малая общительность, замкнут, в сто­роне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная ранимость. Сдержанно холодно относится к другим людям, даже к близким; 12) экстраверти-рованный (конформный) — высокая общительность, слово­охотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень не самостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, пред­почитает подчиняться.

 

вопрос 76

Социальный характер (типология по Э. Фромму)

В начале XX в. А. Ф. Лазурский впервые предложил со­здавать психосоциальную классификацию характеров, которая учитывает не только субъективные особенности людей, но и их мировоззрение, «социальный аспект».

Дальнейшие исследования приводили к обогащению пони­мания характера; 1. Возникло понятие «социального характера». «В социальный характер входит лишь та совокупность черт характера, ко­торая присутствует у большинства членов данной социаль­ной группы и возникла в результате общих для них пере­живаний и общего образа жизни» (Э. Фромм). «Если ха­рактер индивида более или менее совпадает с социальным характером, то доминантные стремления индивида побуж­дают его делать именно то, что необходимо и желательно в специфических социальных условиях его культуры». 2. Характер представляет вариант усвоения каждым челове­ком культурных норм, содержавшихся в «базисной (основ­ной) личностной структуре». Базисная личностная структу­ра разделяется большинством членов общества в результа­те сходного опыта в раннем детстве (это «основная, модаль­ная личность») (А. Кардинер).

Если личность отражает культуру, заключенную в инди­видуальном поведении, то характер отражает мировоззрение, заключенное в индивидуальном поведении (Д. Хонигман, Н. Д. Левитов).

Сам социальный характер формируется всем образом жиз­ни данного общества, но доминантные черты социального характера в свою очередь становятся созидательными си­лами, формирующими социальный процесс. Изменение соци­альных условий приводит к изменению социального характе­ра, то есть к появлению новых потребностей и тревог, в свою очередь эти новые потребности порождают новые идеи. Новые идеи усиливают и укрепляют новый социальный ха­рактер и направляют человеческую деятельность в новое русло.

От социального характера следует отличать индивидуаль­ный характер, благодаря которому внутри одной и той же куль­туры одна личность отличается от другой. Эти отличия частич­но обусловлены особенностями личности родителей, а также психическими и материальными условиями, в которых растет ребенок, а также обусловлены особенностями конституции и темперамента.

Фромм выделяет следующие типы социальных характеров. Неплодотворные ориентации:

РЕЦЕПТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ (рецептивная структура характера) — человеку этого типа представляется, что «источник всех благ» лежит вовне, и он считает, что единственный способ обрести желаемое — это получить его из внешнего ис­точника. Материальные вещи, любовь, знания, удовольствия — все ожидается от внешних людей: при такой ориентации про­блема любви состоит в том, чтобы «быть любимым», а не са­мому любить, в сфере интеллекта также ориентированы на вос­приятие идей, а не на их создание. Их первая мысль — найти кого-нибудь, кто даст им нужную информацию, вместо того, чтобы самим сделать хоть малейшее усилие.

ЭКСПЛУАТАТОРСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ - люди этого типа также считают, что все необходимые блага находятся в внешней среде и ничего нельзя создать самому, но они не ве­рят, что можно получить что-то от других в дар, а считают, что желаемое надо получить силой или хитростью, отнять у дру­гих. Даже в области любви они испытывают влечение только к тем лицам, которых они могут отнять у кого-то другого. Идеи они также не создают, а берут или крадут их в форме плагиата или парафразы идей, высказанных кем-то другим. Вещи, ко­торые они могут отобрать у других, всегда кажутся им лучше тех, какие они могут создать сами. Они используют и эксплу­атируют всех и каждого, из кого они могут что-то выжать.

СТЯЖАТЕЛЬСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ — люди этого типа не верят, что могут получить из внешнего мира что-то новое, по­этому надо беречь и экономить то, что есть. Они как бы окру­жают себя защитной стеной, и их главная цель — как можно больше в свое укрытие приносить и как можно меньше из него отдавать. В сфере любви они стремятся полностью «завладеть» любимым, рассматривают его как свою принадлежность. В сфере вещей они проявляют стяжательство, жадность, сверх­экономию и сверхаккуратность.

РЫНОЧНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ развилась в качестве доми­нирующей только в современную эпоху в связи с экономичес­кими условиями рыночного общества. Ориентация характера, коренящаяся в восприятии себя как товара, а собственной цен­ности как меновой, называется рыночной ориентацией. Мате­риальный успех у всех в современном рыночном обществе за­висит от признания их личности теми, кто платит за их услуги или нанимает на работу за жалованье. Успех зависит от того, насколько человек хорошо умеет продать себя на рынке, на сколько он умеет подать себя с привлекательной стороны, т. е человек начинает воспринимать себя как товар. Если человек чувствует, что его ценность определяется не его человечески­ми качествами, а успехом в рыночной конкуренции (если он «преуспевает» — он ценен, если нет — он лишен ценности) с ее постоянно меняющимися условиями, то самооценка человека будет шаткой и постоянно будет нуждаться в подтверждении со стороны других людей. «Если превратности рынка являются мерилом ценности человека, чувства собственного достоинства и самоуважения разрушаются. Если человек вынужден все вре­мя пробиваться к успеху и любая неудача являет жестокую уг­розу его самооценке, то результатом будет чувство беспомощ­ности, неуверенности и неполноценности» (Фромм).

Фромм противопоставляет описанным выше типам харак­тера плодотворную ориентацию, являющуюся целью челове­ческого развития. Плодотворная ориентация личности означа­ет фундаментальную установку, способ отношений во всех сферах человеческого опыта, когда плодотворность проявляет­ся как человеческая способность использовать свои силы и ре­ализовать заложенные в человеке возможности. Такой чело­век руководствуется разумом, поскольку можно использовать свои силы, если только знаешь, что это за силы, как и для чего их использовать.

Плодотворность предполагает, что человек обладает здоро­вой зрелой личностью, силой своего разума способен проник­нуть в глубь явлений и познать их сущность, силой своей люб­ви способен разрушить стену, отделяющую одного человека от другого, способен понять самого себя, свое назначение, кото­рое отличает его от других людей и делает его тем, кто он есть, стремится стать тем, чем он является, потенциально исполь­зуя и развивая все свои силы, способности и возможности.

«Плодотворные отношения с миром могут осуществляться посредством деятельности и посредством постижения. Чело­век производит вещи, и в процессе созидания он применяет свои силы к материи. Человек постигает мир ментально и эмо­ционально, при помощи любви и разума». Плодотворная лю­бовь включает в себя заботу, ответственность, уважение и зна­ние. Любить человека плодотворно значит заботиться о нем и чувствовать ответственность за его жизнь, не только за его физическое существование, но и за развитие всех его челове­ческих сил. Уважение к человеку означает способность видеть его таким, каков он есть, понимать его уникальность и инди­видуальность.

 

Вопрос 77

Типология социальных характеров (по Б. С. Братуею)

Типологическая модель социальных характеров, предло­женная Б. С. Братусем, подчеркивает, что важнейшим для характеристики личности является типичный, преобладающий для нее способ отношения к другому человеку, другим людям и самому себе. Исходя из доминирующего способа отношения к себе и другому человеку было намечено несколько принци­пиальных уровней в структуре личности.

Первый эгоцентрический уровень — определяется преиму­щественным стремлением лишь к собственному удобству, вы­годе и престижу, отношение к другим сугубо потребительское, лишь в зависимости от того, помогает ли другой человек лич­ному успеху или нет, выгоден он или нет, т. е. другой человек выступает как вещь. Личное счастье и благо важнее всего, вне зависимости от того, счастливы или несчастливы другие.

Следующий уровень — группоцентрический — человек идентифицирует себя с какой-либо группой и отношение его к другим людям зависит от того, входят ли эти другие в его группу или нет. Если другой входит в такую группу, то он ценен не сам по себе, а своей принадлежностью к группе, достоин жало­сти, уважения, снисхождения, прощения, любви. Если другой в эту группу не входит, то эти чувства могут на него не распро­страняться, т. е. мир делится на «своих» и «чужих». Благо и счастье связаны с процветанием той группы, с которой иденти­фицирует себя человек. Он не может быть счастлив, если тер­пит несчастье его группа.

 

Просоциальный, или гуманистический, уровень личности предполагает, что себя и других людей ценят и признают рав­ные права, свободы и обязанности, здесь работает принцип: «поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой». Счастье и благополучие подразумевает их распростра­нение на всех людей, все человечество.

Духовный, или эсхатологический, уровень предполагает взгляд на человека как на существо, жизнь которого не конча­ется вместе с концом жизни земной, а связана с духовным миром, т. е. это уровень, в рамках которого решаются субъек­тивные отношения человека с Богом, возникает ощущение связи с Богом и представление о счастье как служении и соединении с Ним.

Все 4 уровня так или иначе присутствуют в каждом и в ка­кие-то моменты, хотя бы ситуативно, побеждает один уровень а в какие-то — другой. Однако можно говорить и о некотором типичном для данного человека профиле, типичном устремле­нии. Культура и образ жизни того или иного общества влияют на формирование этого типичного устремления.

Типология манипулятивных типов характера (Э. Шостром)

Э. Шостром в книге «Анти-Карнеги, или человек-манипу­лятор» описал, что представляет собой тип социального харак­тера, называемого «манипулятор». Современный манипулятор, считает Шострем, развился из ориентации на рынок, когда че­ловек — это вещь, о которой нужно много знать и которой нужно уметь управлять.

Сокрытие своих истинных эмоций — таков удел Манипу­лятора. Основную свою задачу Манипулятор видит в том, что­бы производить некоторое «должное впечатление». Манипуля­тор — это личность, вставшая на путь самоуничтожения, кото рая использует или контролирует себя и других людей в каче­стве «вещей». Сущность манипулятора в том, чтобы все время защищать и оправдывать себя.

Основная причина манипуляции, считает Фредерик Перлз, в вечном конфликте человека с самим собой, поэтому человек никогда не доверяет себе полностью, однако и другим он не доверяет еще сильнее. «Поэтому он вступает на путь манипу­ляций, чтобы «другие» всегда были у него на привязи, чтобы он мог их контролировать, и при таком условии, доверять им больше».

Эрих Фромм выдвигает вторую причину манипулирования: желая получить любовь, манипулятор стремится получить пол­ную власть над другой личностью; власть, которая заставляет другую личность делать то, что ОН хочет; думать то, что ОН хочет; чувствовать то, что ОН хочет.

Третья причина манипуляций: поскольку риск и неопреде­ленность окружают людей со всех сторон, то человек часто чув­ствует себя беспомощным, поэтому пассивный манипулятор говорит: «Я не могу контролировать все, что может со мной случиться, поэтому я ничего не буду контролировать. Я сда­юсь, делайте со мной что хотите!» — и при этом в конечном счете добивается своих целей, используя свою внешнюю бес­помощность. Активный манипулятор активно пользуется бес­силием других людей, с удовольствием властвует над людь­ми, стремясь сделать их максимально зависимыми от себя.

Четвертая причина манипуляций: манипулятор — это лич­ность, которая стремится избежать интимности в отношениях и затруднительного положения, поэтому относится к людям ритуально (Э. Берн, В. Глассер).

Пятая причина манипуляций: человек стремится получить одобрение всех и каждого, поэтому вынужден притворяться, скрывать свои чувства, мысли и желания, не может быть прав­дивым и честным с окружающими, но зато всеми правдами и неправдами старается угодить всем (А. Эллис).

Можно выделить четыре основных манипулятивных сис­темы.

1. Активный манипулятор пытается управлять другими с по­мощью активных методов. Он избегает демонстрировать свою слабость в отношениях, принимая роль человека, полного сил. Обычно привлекает к этому свое общественное положение (родитель, старший брат, учитель, начальник). Он играет роль «попирающего» и достигает удовлетворе­ния, обретая контроль над другими людьми, но зависим в своем удовлетворении от чувства их бессилия. Он приме­няет технику учреждения прав и обязанностей, табелей ран­гов и т. д, манипулируя людьми как марионетками.

2. Пассивный манипулятор являет собой противоположность активному. Он решает, что поскольку он не может контро­лировать жизнь, то откажется от усилий и позволит распо­ряжаться собой активному манипулятору. Он прикидыва­ется беспомощным и глупым и разыгрывает из себя «попи­раемого». В то же время Пассивный манипулятор выигры­вает посредством поражения. Позволяя Активному мани­пулятору думать и работать на него, он в определенном смысле побеждает «попирающего» своей вялостью и пас­сивностью.

3. Соревнующийся манипулятор рассматривает жизнь как со­стояние, требующее постоянной бдительности, поскольку здесь можно или выиграть, или проиграть, третьего не дано. Для него жизнь — это битва, где все остальные люди — это соперники или враги, реальные или потенциальные. Он колеблется между методами -«попирающего» и «попирае­мого», и поэтому может рассматриваться как нечто.среднее между пассивным и активным манипулятором. Четвертая (основная) форма манипулятивной системы —

это система безразличной манипуляции. Манипулятор играет роль безразличного, ни на что не надеясь и пытаясь ускольз­нуть, устраниться от контакта с партнером. Его ключевая фра­за: «Мне наплевать».

Рассмотрев различные системы манипуляций, мы прихо­дим к выводу, что все они основаны на одной философии: Ма­нипулятор относится к себе и другим людям как к неодушев­ленным предметам. Манипулятор никогда не бывает самим со­бой, он даже не может расслабиться, поскольку его система игр и маневров требует, чтобы он постоянно играл надлежа­щую роль.

Стиль жизни Манипулятора включает четыре основных ха­рактеристики: ложь, неосознанность, контроль и цинизм.

Позитивный тип личности — актуализатор. Актуализатор понимает ценность своей неповторимости. Каждый человек обязан «...знать и учитывать, что он уникален, что никогда прежде не было никого подобного ему, ибо если бы это было не так, не было бы нужды в нем. Каждый отдельный чело­век — нечто новое в мире и призван осуществить здесь свою особенность...» (В. Франкл). Философия жизни Актуализато-ра отмечена четырьмя характеристиками: честностью, осознан­ностью, свободой и доверием.

Актуализатор ищет свою самобытность и уникальность, а Манипулятор, наоборот, загоняет свою самобытность вглубь, и повторяет, копирует чьи-то поведенческие модели. Актуали­затор — цельная личность, исходная позиция Актуализатора — сознание самоценности. Манипулятор —разорванная личность, он исходит из позиции нехватки и старается прикинуться более ценным, надеется, что окружающим более понравится его игра, его маска, нежели он сам (а чем большее значение он придает своей маске, тем более обесценивает себя, тем глубже чувство неудовлетворенности, тем выше вероятность появления невро­зов).

Манипулятор — это многогранная личность с антагонисти­ческими противоположностями, Актуализатор — это многогран­ная личность со взаимодополняющими противоположностями.

 

ВОПРОС 79




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.