Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. «Лечение» головной боли и других дискомфортных ощущений




Психотерапевтические вмешательства с использованием субмодальностей

Упражнения

I. Упражнение на исследование субмодальностей

(выполняется в группе из трех человек) Берите по одной субмодальности из приведенно­го выше списка и используйте их для изменения пе­реживания (переживания основного уровня) в каче­стве совместного исследования. Перед тем как перей­ти к другой субмодальности, кратко поделитесь своими переживаниями друг с другом. Я советую вам выбрать визуальную субмодальность, такую как по­ложение, размер и/или яркость. Если вы будете ра­ботать с метауровневыми переживаниями, процесс может не работать. Если он работает, обратите осо­бое внимание на то, какие качества субмодальности работают. Затем исследуйте его при помощи метауровневого анализа. Какая ресурсная мысль более высокого уровня (метасостояние) вызывает сдвиг переживания?

Изменяйте только одну субмодальность за раз, чтобы обнаружить, как ее изменения влияют на переживание. При этом следите за экологией! Это уп­ражнение устроено так, что ведет вас только к исследованию субмодальностей. К вмешательствам мы перейдем позднее, в дополнительных упражнениях. Если сдвиг вызывает неприятные ощущения или приводит к протесту, отнеситесь к этому с уважени­ем и исследуйте какую-нибудь другую субмодаль­ность. Обратите внимание на следующее:

Экология - забота о гармонии в самом себе, а также об отношениях между собой и окружением или системой.

1. Сдвигаются ли вместе с данной субмодальностью какие-нибудь другие?

2. Изменяется ли при этом интенсивность или каче­ство ваших ощущений?

3. Спросите себя: «В каком контексте этот сдвиг суб­модальности может привести к более полезному поведению?» «Как я могу использовать его для того, чтобы сделать свою жизнь лучше?»

4. Кроме визуальных, попробуйте какие-нибудь аудиальные и кинестетические (тактильные [внешние] и проприоцептивные [внутренние]) отличительные признаки.

1. Оцените головную боль по шкале от 1 до 10. Это, во-первых, инициирует процесс диссоциации; во-вторых, даст образец для сравнения; в-третьих, позволит клиенту «разукрупнить» головную боль на части и, наконец, позволит ему постоянно чув­ствовать подкрепление, вызываемое успехом при уменьшении головной боли, например, с 7 до 6.

2. Осуществите репрезентацию головной боли, со­здав в своем сознании картину или фильм. Этот этап диссоциирует головную боль и переводит ее из общей формы в конкретную. Вместо того что­бы головная боль контролировала человека, он сам начинает контролировать ее.

3. Если картина содержит движущиеся элементы, вызывающие боль, вы можете попросить челове­ка изменить движение. Предположим, что он ис­пытывает головную боль как удары молота. По­просите его представить между молотом и местом удара что-нибудь, что уменьшит силу ударов, на­пример подушку. Спросите его: «На сколько бал­лов вы бы сейчас оценили свою головную боль?».

4. Измените цвет головной боли так, чтобы она уменьшилась с__ до__. Этот простой субмодаль­ный метод часто приводит к эффективному изме­нению.

5. Спроецируйте картину головной боли на киноэк­ран и уменьшите размер картины, пока боль не будет оцениваться всего лишь 3 баллами. Так как размер картины обычно является действенным субмодальным драйвером, сохраните его на время уменьшения главного компонента головной боли. Если человек испытывает сложность, используй­те двойную диссоциацию; пусть испытуемый вый­дет из своего тела, находящегося в кресле киноте­атра и смотрит на себя, смотрящего на себя с го­ловной болью на экране.

6. Уменьшите размер картины на экране, пока она не станет небольшим воздушным шариком. Позволь­те шарику начать подниматься. Когда он достигнет облаков, головная боль уменьшится до 1 балла.

7. Теперь наблюдайте за шариком, исчезающим в об­лаках. Когда вы больше не сможете видеть его, у

вас останется только слабое воспоминание о го­ловной боли.

Если вы заметили, на многих этапах этого процес­са качество репрезентации (ее субмодальности) используется как фрейм метауровня. Вы берете диссо­циацию (голубой цвет, ощущение прохлады и т. д.) и делаете так, что она влияет на переживание основно­го уровня - на головную боль.

Вы можете использовать этот метод по отноше­нию к нежелательным чувствам, таким как гнев, де­прессия и желание поесть. Познакомьте испытуемо­го с методикой, использованной в случае лечения го­ловной боли. Затем сделайте так, чтобы лечение головной боли стало метафорой удаления нежела­тельных чувств. Попросите его представить чувство, от которого он хочет избавиться, как что-то, распо­ложенное внутри воздушного шарика. Затем пусть он представит, как эти чувства медленно, одно за другим, выходят из воздушного шарика. Наконец, ускорьте процесс, так чтобы он требовал времени не больше, чем нужно вам для того, чтобы сказать «Раз!».

*По книге: Burt Wasserman, «The Cure» for Headaches and Other Uncomfortable Feelings, in Anchor Point (Franktown: Cahill Mountain Press, Inc., April, 1993), p. 4-7.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 621; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.