Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VII. Паттерн изменения убеждения




Убеждения

То, что мы считаем истинным или не истинным, в значительной степени определяет наше поведение. В самом деле, убеждения – это очень важная сила, управляющая нашей жизнью. Если вы убеждены в том, что сможете выполнить что-то, вы, вероятно, на самом деле сможете. Если вы убеждены в том, что не сможете выполнить конкретное задание, ваши шан­сы не справиться с ним действительно велики.

Убеждение связано с обобщением связей между переживаниями.

Убеждение связано с обобщением переживаний, связей между ними и их значений. Предположим, вы не смогли выполнить какое-то задание. С этого мо­мента вы начинаете считать, что вы всегда будете тер­петь неудачу, пытаясь выполнить схожее задание. Итак, вы осуществили обобщение, связав первую неудачу при выполнении задания с неизбежными неудачами при выполнении схожих заданий.

Медицинское сообщество все лучше осознает роль убеждений в выздоровлении. В одном исследовании у ста пациентов был диагностирован рак в терми­нальной стадии. Однако затем исследователи обна­ружили, что эти люди еще живы, хотя прошло от десяти до двадцати лет. Они получали различное ле­чение. Некоторые подвергались стандартному меди­цинскому лечению: хирургическим операциям, хи­миотерапии и воздействию радиоактивного излуче­ния. Некоторые получали немедицинское лечение, вроде акупунктуры. Лечение некоторых людей за­ключалось в специальных диетах и особенном пита­нии. Еще одна группа обратилась к психологии и ре­лигии. Некоторые из них вообще не получали лече­ния. Репортер, который брал интервью у этих людей, обнаружил у всех них одну общую черту: все они были убеждены в том, что получаемое ими лечение сработает. В каждом случае пациент исходил из обобщения, что конкретный вид терапии приведет к излечению рака. И поскольку они были убеждены в этом, так и случилось. Используя субмодальности, посредством нейротрансмиттеров и иммунной систе­мы они осуществили обобщение от средства лечения к действительному физическому излечению. Наш мозг узнает, в чем мы убеждены, в чем мы сомнева­емся и во что не верим, из структуры наших внутренних репрезентаций, и это иногда связано с различиями субмодальностей. Более подробно мы рассмот­рим этот феномен в упражнении по изменению убеждений.

Наш мозг узнает, в чем мы убеждены, в чем мы сомневаемся и во что не верим, из струк­туры наших внутренних репрезентаций, и это иногда связано с различиями субмодально­стей.

Вы, наверное, слышали об эффекте плацебо. При этом экспериментатор дает испытуемому неактив­ный препарат, обычно таблетку глюкозы, но делает это так, что испытуемый убежден в том, что получил настоящее лекарство. Наблюдается интересный фе­номен. Примерно в трети случаев плацебо работает так же эффективно, как и настоящее лекарство. Не­которые исследования показывают, что в 54% случа­ев плацебо работает так же хорошо, как настоящий морфий. Этот феномен хорошо документирован, по­этому при испытании лекарств экспериментаторы, конечно же, всегда принимают во внимание эффект плацебо.

Роберт Дилтс пишет:

«Было проведено даже обратное исследова­ние; при этом как реагировавшим, так и не реа­гировавшим на плацебо людям давали настоя­щее лекарство. Им давали обезболивающие, такие как морфий, и оказалось, что люди, реаги­ровавшие на плацебо, более чем в 95% случаев эффективно реагировали и на морфий. Другая группа реагировала на морфий в 46% случаев. Разница примерно в 50% указывает на то, что в некоторых случаях убежденность требуется для эффективности даже настоящих лекарств.

Было показано, что плацебо дает эффект даже при лечении рака. В одном исследовании людей подвергали «химиотерапии плацебо», и у трети из них выпали все волосы.

Наиболее эффективным аппаратом электро­судорожной терапии в штате Калифорния был тот, который не работал три года. Перед тем как поместить пациентов в аппарат, им давали об­щий наркоз, так что эти душевнобольные люди думали, что они подвергаются воздействию электрошока, хотя на самом деле это было не так. И это давало лучший эффект, чем реальная электросудорожная терапия»

Убеждения действительно имеют очень важное значение для нашего поведения и здоровья. Боль­шинство глубинных убеждений, хотя, конечно же, не все, мы встраиваем в детстве. Родители, сверстники, учителя и окружение способствуют формированию наших убеждений даже до того, как мы достигнем зрелости достаточной, чтобы иметь возможность вы­бирать, какими убеждениями мы хотим обладать, а какими нет. Встраивание - процесс вкладывания в тело и разум новой ментальной стратегии (способа действий), в результате которого она становится автоматической; часто достигается применением якорения, метафор, притч, рефрейминга, подстройки к будущему и т. д.

Можем ли мы изменить убеждения, которыми ре­шили не обладать и которые каким-либо образом ограничивают нас? Да, НЛП предоставляет техники, необходимые для стирания или изменения старых нежелательных убеждений и создания новых. В этом практическом курсе мы изучим одну технику изменения нежелательных убеждений - перекрестное отображение субмодальностей.

Как ваш мозг узнает о различии между тем, в чем он убежден и что считает истинным, и тем, что счи­тает ложным? Как ваш мозг узнает о различии меж­ду убежденностью, неверием, недоверием и сомне­нием? В НЛП мы традиционно полагали, что ответ на эти вопросы касается различий субмодальностей. Соответственно, для изменения убеждений Бэндлер и другие специалисты разработали несколько вариантов использования сдвигов субмодальностей и «отображения» процессов. В более недавнее время Холл (Hall, 1997, 1998) и Боденхамер в своей книге «Структура мастерства» (Bodenhamer, 1999) поста­вили их под сомнение.

Безусловно, убеждения имеют свое собственное кодирование. Однако это структурное кодирование не происходит просто на репрезентативном уровне. Оно объясняет, как вы думаете об убеждении, репрезентируете его полным, основательным, привле­кательным образом и т. д., но все же не то, как вы уверены в нем. Это на самом деле невероятно и уди­вительно. Мы можем думать, не имея уверенности. Следовательно, убежденность должна включать не только репрезентации, но и что-то еще. Она должна включать еще один элемент осведомленности – оп­ределенный способ мышления о первых мыслях.

То, что мы узнали об убеждениях, сводится к сле­дующему: чтобы иметь убеждение, человек должен начать с мысли – репрезентации чего-нибудь. Она может включать способ репрезентации существо­вания чего-либо, связи между двумя событиями (структура причинно-следственной связи), значимости и ценности чего-либо (конструкция значения), идентичности чего-либо (убеждения в идентичнос­ти), того, что человек предполагает и допускает по отношению к окружающему миру (онтологические убеждения и убеждения в пресуппозициях) и т. д. После того как человек создаст один из этих процессов отображения, он должен

* Robert Dilts, Changing Belief Systems with NLP (Cupertino: Meta Publications, 1990), p. 11-13.

подтвердить истинность репрезентации. Без метауровневого подтверждения истинности репрезентации человек не получит «убеждение». Он получит только «мысль», набор репрезентаций.

Опираясь на понимание структурной природы убеждений, можно заключить, что для трансформа­ции или изменения убеждения мы должны опроверг­нуть истинность, валидность или полезность ре­презентации. Мы можем сделать это при помощи рефрейминга понятий и репрезентаций с использова­нием метамодели. Мы можем сделать это также, об­наружив противоположные идее примеры. Это осво­бождает в нашем внутреннем мире «пространство», необходимое для последующего конструирования другой идеи или другого понятия, которые мы смо­жем утвердить в качестве убеждения.

НЛП предлагает несколько техник изменения убеждений. Ранние модели были полностью основа­ны на технике перекрестного отображения субмо­дальностей. Мы обнаружили, что при этом люди в большинстве случаев не получают желаемых резуль­татов. Если человек находит, что конкретное пере­крестное отображение субмодальностей работает, обычно это вызвано тем, что оно позволило челове­ку изменить фрейм старой структуры реальности и, таким образом, предоставило возможность встраива­ния другого убеждения.

Сбор и подготовка информации

1. Определите старое нежелательное убеждение. «А» просит «Б» подумать о том убеждении, ко­торым он не желает обладать. «Б» думает об убеждении, которое каким-либо образом ограни­чивает его или приводит к нежелательным послед­ствиям. «А» узнает у «Б» субмодальности нежела­тельного убеждения. «А» спрашивает «Б»: «Как вы представляете себе это убеждение?» Исполь­зуйте в этом упражнении визуальные субмодаль­ности репрезентации: цветная/черно-белая, фильм/неподвижная картина, трехмерная/плос­кая, в рамке/панорамная, ассоциированная/диссо­циированная, яркая/темная, в фокусе/не в фоку­се, далекая/близкая и положение. После опреде­ления этих визуальных субмодальностей «А» спрашивает у «Б», имеются ли в этой репрезента­ции аудиальные или кинестетические субмодаль­ности, которые кажутся важными. Если да, узнай­те о них. «Б» приводит список этих субмодально­стей в левой верхней части чистого листа бумаги.

Затем запишите язык убеждений. Как человек вы­ражает идею или понятие, которые ограничивают его и создают различные трудности? С каким понятием связано это убеждение? Какой тип убеж­дения оно репрезентирует: существования, онто­логии, причинно-следственных отношений, значе­ния или другое?

2. Подумайте о чем-либо, в чем вы сомневаетесь и относительно чего чувствуете неуверенность. «Теперь подумайте о чем-то, в чем вы сомневае­тесь. Вы чувствуете неуверенность относитель­но истинности или ложности этого. Вы просто не знаете. Это может быть, но этого может и не быть. Вы не уверены в этом, вы сомневаетесь». Определите субмодальности переживания сомне­ния и неуверенности. «Как вы представляете себе это сомнение?» Составьте список соответствую­щих субмодальностей в правой верхней части ли­ста бумаги. Запишите их рядом с субмодальностя­ми нежелательного убеждения в том же по­рядке.

Также определите язык сомнения или ощущения неуверенности. Как вы выражаете это для себя?

3. Проведите сравнительный анализ. Теперь выпол­ните сравнительный анализ этих двух пережива­ний: убеждения и сомнения. Отметьте звездочкой (*) различающиеся субмодальности. Определите, как различается язык двух переживаний.

4. Проверьте структуру репрезентаций убеждений. Проверьте все отмеченные звездочками (*) раз­личия субмодальностей убеждения и сомнения. Это нужно для того, чтобы определить, какие субмодальности дадут наибольший эффект при изменении убежденности в сомнение. После про­верки каждой субмодальности «А» просит «Б» вернуть ее в исходное состояние.

5. Определите новое желаемое убеждение. «Какое новое убеждение вы хотели бы иметь вместо ста­рого ограничивающего, которое вам перестало нравиться?» Исследуйте новое убеждение «Б» при помощи модели хорошо сформулированного результата и убедитесь в том, что оно сформули­ровано правильно. Например, проверьте, что «Б» сформулировал это убеждение в позитивных тер­минах, не используя отрицания. Уделите особен­ное внимание определению языка нового улуч­шенного убеждения.

Пример: Используйте высказывание «Я могу на­учиться изменяться в ответ на обратную связь», вместо «Я не хочу быть неспособным изменить свои действия». Определите субмодальности но­вого убеждения. «Как вы представляете себе это убеждение так, что оно ощущается желаемым, привлекательным и реальным?» Составьте список субмодальностей в левой нижней части листа бумаги. Также убедитесь в том, что «Б» думает о но­вом убеждении в терминах способности или про­цесса, а не обладания желаемой целью.

6. Определите структуру сильного убеждения. По­просите «Б» подумать о чем-либо, в чем он убеж­ден без тени сомнения, например «Завтра взойдет солнце», «Мать любит меня», «Бог любит меня». Определите субмодальности такого неоспоримого убеждения. «Как вы представляете себе это силь­ное убеждение?» Составьте список его субмодаль­ностей в левой нижней части листа бумаги, рядом с субмодальностями желаемого убеждения (№ 5) в том же порядке. Осуществите калибровку «Б» для будущей проверки. Убедитесь в том, что «Б» излагает и формулирует это новое убеждение так, что оно ощущается силь­ным, прочным, реальным и привлекательным.

7. Выполните еще раз сравнительный анализ. Сопо­ставьте новое желаемое убеждение (№ 5) и нео­споримое убеждение (№ 6). Составьте список ви­зуальных, аудиальных и кинестетических субмо­дальностей убеждений, а также определите их язык. Отметьте звездочкой (*) различающиеся субмодальности и языковые форматы.

8. Проверьте структуру убеждений. Проверьте все отмеченные звездочками различия субмодальнос­тей нового желаемого убеждения (№ 5) и твердого неоспоримого убеждения. Это нужно для опреде­ления того, какие субмодальности окажут наи­больший эффект при изменении нового желаемо­го убеждения в неоспоримое. После проверки каж­дой субмодальности перед тем, как перейти к следующей, просите человека вернуть ее в исход­ное состояние.

Процесс изменения убеждения

9. Превратите нежелательное убеждение в сомне­ние. Используя один или несколько наиболее действенных субмодальных драйверов, которые вы обнаружили в пункте № 4, попросите «Б» изме­нить субмодальности нежелательного убеждения в субмодальности сомнения. Пусть человек выска­жет старую мысль так: «Может быть да, но может быть и нет. Я не знаю. Я очень сомневаюсь в этом».

10. Превратите новое желаемое убеждение в твер­дое неоспоримое. Используя один или несколь­ко наиболее действенных субмодальных драйве­ров, которые вы обнаружили в пункте № 8, помо­гите человеку изменить субмодальности нового желаемого убеждения (№ 5) в субмодальности твердого неоспоримого убеждения

Адаптировано из: Connirae & Steve Andreas, «Resolving

(№ 6). При этом предложите ему использовать язык утверж­дения, надежности и неоспоримости, чтобы задать фрейм для идеи или понятия, которые человек хочет использовать в качестве функционирующе­го убеждения.

11. Проверьте структуры убеждений. У вас есть два способа проверки.

Первый способ. Попросите «Б» подумать о новом желаемом убеждении. При этом осуществите ка­либровку «Б» чтобы проверить, соответствует ли его физиология твердому неоспоримому убежде­нию.

Второй способ. Определите субмодальности ново­го желаемого убеждения «Б», Новое убеждение те­перь должно иметь те же субмодальности и язы­ковые паттерны, что и твердое неоспоримое убеждение (№ 6). Если они не совсем совпадают, «А» подводит «Б» к такому изменению субмодальнос­тей и языка нового желаемого убеждения, чтобы они соответствовали субмодальностям и языку ис­тинного убеждения.

12. Подстройка к будущему. «Теперь переместитесь в будущее, ассоциируясь с воображаемым време­нем, в котором без этого изменения вы бы чувство­вали соблазн вести себя в соответствии со старым нежелательным убеждением, и обратите внимание на то, как вы реагируете теперь, обладая новым убеждением». Осуществите калибровку реакций «Б».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 223; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.